Парламентская инициатива по возрождению кинематографа может создать хаос на телекомрынке.
Самые богатые его игроки — мобильные операторы — вряд ли будут продолжать инвестировать в Украину, так как специальных налогов стало очень много. У Кабельщиков не будет денег, чтобы закупать дорогие каналы, а интернет-бизнес и вовсе вынужден будет уйти в тень.
Депутат Виктор Янукович предлагает поддержать украинское кино за счет введения нового налога — “сбора на развитие национальной кинематографии”.
Согласно законопроектам № 10620 и № 10619, которые он зарегистрировал 15 июня, этот сбор будут платить компании, занимающиеся распространением, демонстрацией и прокатом фильмов. Для них ставка сбора составит 5% от валового дохода без учета НДС.
Более того, внести свою лепту в кинематограф предлагается операторам и провайдерам телекоммуникаций. Им предлагают платить 2% от валового дохода, полученного от потребителя в виде абонентской платы.
Естественно, в связи с тем, что доходы телекома в сотни раз выше заработка прокатчиков, основными донорами проекта Януковича будут крупнейшие компании — “Киевстар”, МТС, “Укртелеком”.
Телекомщики не понимают и возмущаются, дескать, “какое отношение провода имеют к кинематографу?”. Но Виктор Янукович убежден, что операторы и провайдеры должны быть заинтересованы в том, какой контент они по этим проводам передают.
“Интернет — один из ключевых механизмов донесения фильма до зрителя. В будущем его роль будет только возрастать. Поэтому провайдеры, в свою очередь, также заинтересованы в увеличении качественного контента, который привлечет новых пользователей”, — рассказал он “Комментариям”.
Позиция самих провайдеров по этому поводу расходится с мнением депутата. Директор ассоциации “Телекоммуникационная палата Украины” Константин Грицак считает, что введение нового сбора приведет к тому, что больше мелких серых провайдеров уйдут в тень и будут скрывать еще больше своих доходов.
“В свою очередь крупные и легально действующие провайдеры будут вынуждены переложить новый “налог” на цены услуг. А это может вызвать переток потребителей к нелегально действующим операторам и провайдерам”, — рассказал Грицак.
В итоге, считает Грицак, будет снижена база для налогообложения, причем не только этим налогом и другими — НДС, налог на прибыль, а следовательно — будут потери в бюджете страны.
Несмотря на пессимистические прогнозы участников рынка, Виктор Янукович рассчитывает, что за счет нового сбора на развитие кино будет поступать до 100 млн. грн. ежегодно. По подсчетам “Комментариев”, эта цифра будет, минимум, в 7 раз больше, учитывая то, что рынок связи в прошлом году перевалил за 50 млрд. грн. А существующий текст законопроекта можно истолковать таким образом, что платить будут не только интернет-провайдеры, но и ТВ-провайдеры, мобильные, а также фиксированные операторы.
Директор киевской компании “Триолан” Вадим Сидоренко считает, что в случае введения сбора, ТВ-провайдеры вынуждены будут сокращать затраты на контент, то есть покупать меньше прав на дорогие каналы, такие как Discovery, Animal Planet, Eurosport. По его словам, кабельщики и так работают на грани рентабельности.
“Поднять цены для абонентов они не могут, так как сейчас на рынке ТВ усиливается конкуренция: появился провайдер бесплатного эфирного ТВ “Зеонбуд” и новые спутниковые провайдеры”, — рассказал Сидоренко.
Несколько другие перспективы ожидают рынок связи. Двухпроцентный сбор вынудит мобильных и фиксированных операторов повышать тарифы, чего им не хотелось бы делать.
“Очевидно, надо спросить у абонентов, что для них сегодня более важно — дешевая мобильная связь или кинематограф, который предлагается развивать за их счет. С нашей точки зрения, введение любых новых налогов, которые приведут к удорожанию услуг связи для населения, нежелательно”, — заявили в компании “МТС-Украина”.
В случае принятия законопроекта “под раздачу” может попасть и только зарождающаяся в Украине сфера платного онлайн-кинопроката. Сайтов, на подобие oll.tv или megogo.net в Украине пока немного и лицензии для работы им не требуются. Но все они подписывают договоры с правообладателями, а этого уже может быть достаточно, чтобы называться “демонстратором” фильмов и платить тот самый налог.
“Если ресурсы, которые Вы назвали, получают прокатные удостоверения или заключают договоры с правообладателями — они могут выступать “распространителями” и “демонстраторами”, — объяснил Виктор Янукович.
Впрочем, видеосервисы пока не спешат бить тревогу и надеются, что в законопроект ещё будут внесены разъяснения и правки. А телекомщики, в свою очередь, напоминают, что это не первая попытка парламентариев обременить их “кино-налогом”. В 2009 году схожую инициативу — законопроект № 4764 Сергея Терехина — участники рынка удачно “отбили”.