Site icon Companion UA

Финансовые пирамиды нового времени

Возрождение «МММ» в новом формате обнажило многочисленные пробелы законодательства не только Украины, но и других стран, регулирующего вопросы финансовых услуг, рекламы и телекоммуникаций.

В соответствии с действующим законодательством Украины «МММ-2011» не является юридическим лицом и финансовым учреждением, деятельность которых со стороны государства достаточно жестко регулируется и контролируется. В связи с отсутствием соответствующих полномочий контролирующие и надзорные органы, причем не только в Украине, обратились к гражданам с призывом не вкладывать деньги в систему, а также выступили с инициативой внесения изменений в законодательство.

Учитывая общеизвестный факт судимости Мавроди, а также то, что деньги вкладчикам предыдущего «МММ» за почти 20 лет никто так и не вернул, можно говорить о том, что «МММ-2011» в отличие от существовавшего в 1990-х построен не только как финансовое учреждение (вернее, его аналог по сути), но и как идеологизированная социальная сеть, в которой деньги играют хоть и важную, но не всегда решающую роль (сам Мавроди этого и не скрывает. – Прим. ред.). В чем-то «МММ-2011» оказался и заменителем официально запрещенного у нас игорного бизнеса – подавляющее большинство так называемых вкладчиков принимают участие в данном проекте, прекрасно осознавая его риски, и не вкладывают все свои сбережения, как это было раньше, а жертвуют суммами, которые им не жалко потерять, в обмен по сути на адреналин. То есть целью является не только получение сверхприбыли без каких-либо усилий, но и желание угадать пиковый момент перед крахом, в который можно успеть снять средства, еще и получить прибыль. Сделав это за счет тех, кто не угадал и не успел, и таким образом как бы оказавшись умнее других.

Можно также отметить, что если во время первого пришествия «МММ» в 1990-х арест Мавроди послужил толчком для крушения пирамиды, то с момента его ареста в апреле этого года и последующего исчезновения до появления в СМИ информации о развале пирамиды прошло около полутора месяцев, в течение которых она продолжала работать. Постоянно усиливающаяся активность властей, причем не только в Украине, возбуждение уголовных дел в России, Молдове, Беларуси, внесли свою лепту в ускорение краха «МММ-2011». В интернете была размещена информация о резком снижении доходности, отмене бонусов новым участникам и ликвидации части структур пирамиды. Если проводить аналогию с банками, резкое прекращение исполнения обязательств перед вкладчиками является практически дефолтом. Как правило, следствие этого – массовый вывод средств, который может «положить» даже крупный банк, имеющий серьезные активы, а в случае с «МММ-2011» по-прежнему остается непонятно, как он может хоть на чем-то заработать.

Соответственно можно сделать вывод о том, что обязательства в данном случае ничем не обеспечены.

Что касается «МММ-2012», то по своей сути он ничем не отличается от «МММ-2011». Можно предполагать, что его участь окажется аналогичной – будет реклама и так называемые вкладчики-игроки, как это ни парадоксально, найдутся и «серьезные вкладчики», будет давление властей с прогнозируемым финалом.

Исходя из действующего украинского законодательства и сложившейся практики в данном случае доказать факт мошенничества – сложная задача. Формально «МММ-2011» является не финансовым учреждением, а так называемой электронной пирамидой, и не принимает вклады, люди сами перечисляют друг другу деньги, которые, по заявлениям организатора, не переходят в его собственность, а хранятся на счетах вкладчиков или посредников. В отличие от 1990-х Мавроди неоднократно предупреждал, что «МММ-2011» – финансовая пирамида, которая в любой момент может рухнуть. Думаю, что установить круг всех лиц, причастных к получению денежных средств, отследить пути расходования ими полученных денег, доказать преступный умысел, предварительный сговор, присвоение денег и целенаправленный обман будет практически невозможно. Если предположить, что уголовное дело возбудят, и, учитывая общественный его резонанс и позицию властей, к ответственности кого-то и привлекут (пусть даже всех причастных, включая самого Мавроди), думаю, вкладчикам «МММ-2011» легче от этого станет, может быть, морально, так как невозможно будет вернуть им вложенные деньги (как это произошло и в предыдущий раз).

Мотивы так называемых вкладчиков-игроков понятны. Не понятно, чем руководствуются люди, всерьез вкладывающие достаточно крупные для них суммы в подобные проекты, в полной уверенности отождествляя их, например, с банковскими депозитами, но только с огромными процентами. Если взять тот же депозит в банке, он размещается в официально созданном финансовом учреждении с необходимыми лицензиями, его деятельность жестко регламентируется, есть контролирующие органы, имеется договор, которым регулируются отношения между сторонами, предусмотрены права вкладчика и обязательства банка, есть Фонд гарантирования вкладов физических лиц. Но даже все вышеперечисленное не дает стопроцентной гарантии – банк также может рухнуть (или же его могут «положить»), государство может ограничить выплаты. Что же тогда можно говорить о финансовых пирамидах типа «МММ», когда изначально отсутствуют любые, даже минимальные и иллюзорные, документально подтвержденные обязательства о возврате денежных средств, гарантии выплат и соответственно предпосылки для благоприятного исхода?

А ведь после краха «МММ» именно такие «серьезные» вкладчики наверняка будут обращаться с претензиями, причем почему-то к государству (как это, например, было в случае с Элита-Центром). Следует отметить, что такие претензии будут безосновательными, так как операции с денежными средствами подобного рода осуществляются на свой страх и риск, и у государства нет оснований компенсировать за счет средств налогоплательщиков убытки, понесенные отдельными лицами в результате неудачного вложения ими денег. Но такие люди всегда найдут способ потерять деньги еще и с последующим обвинением в своих несчастьях всех вокруг. Не будет «МММ-2011» – они с нетерпением будут ждать появления «МММ-2012». И не просто вложат, а деньги на вклад возьмут в кредит под 40% годовых, заложив при этом все свое имущество. Потом во всех бедах не только государство, но и банки можно будет обвинить. И хотя признать человека недееспособным может только суд, подобные поступки некоторых индивидуумов по своей сути сложно назвать чем-то иным.

Наиболее эффективным методом, которым государство могло бы защитить таких людей от самих себя, в данном случае является комплекс мер по созданию специального законодательства о финансовых пирамидах, в том числе внесение соответствующих изменений в:

Действенным методом могло бы быть также установление ответственности не только для создателей финансовой пирамиды, но и для лиц, занимающихся участием в ее развитии, популяризацией и вовлечением в ее деятельность так называемых вкладчиков на разных уровнях, начиная от обычных и заканчивая десятниками, сотниками, тысячниками и т. д. – чем больше участников человек вовлек, тем больше ответственность.

Можно также частично перенять опыт других стран. Например, в США, где идет жесткая борьба с финансовыми пирамидами, существует разграничение таких пирамид и многоуровневого сетевого маркетинга (МLМ). Правда, такое разграничение осуществляется не на федеральном уровне, то есть не с помощью единого закона, а посредством принятия Федеральной торговой комиссией серии решений. Также на уровне штатов принимаются соответствующие нормативные акты, в которых подробно регулируются правовые аспекты деятельности МLМ. При прецедентной системе права это дает эффект.

В Канаде принят Акт о конкуренции, являющийся законом, направленным на борьбу с финансовыми пирамидами. В случае неисполнения требований данного закона участники МLМ будут обвинены в мошенничестве и оштрафованы на 200 тыс. канадских долларов или лишены свободы сроком на один год, а при наличии в деятельности признаков финансовой пирамиды срок тюремного заключения может составлять до пяти лет.

В Украине парламентом рассматривался, однако был отклонен проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронных денег и противодействия созданию финансовых пирамид (№9476 от 17.11.2011 г.), в соответствии с которым деятельность этих пирамид приравнивалась бы к мошенничеству с финансовыми ресурсами.

Exit mobile version