ОБЗОР: Интеграционный план ЕС не вызвал энтузиазма, в фокусе окажется "коллективизация долга"

План интеграции бюджетной и банковской систем стран еврозоны, обнародованный во вторник в преддверии предстоящего саммита ЕС, пока не находит полной поддержки ни у европейских политиков, ни у экономистов и инвесторов, свидетельствуют публикации в СМИ.

В результате фокус предстоящей встречи в верхах может сместиться на обсуждение шагов по противодействию долговому кризису, которые можно предпринять в кратчайшие сроки. Одним из таких решений может быть та или иная форма совместной ответственности стран-участниц Евросоюза или еврозоны по долговым обязательствам "проблемных" стран региона.

ПЛАН-УТОПИЯ

Накануне президент ЕС Херман ван Ромпей, глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Марио Драги, председатель Европейской комиссии (ЕК) Жозе Мануэл Баррозу и премьер-министр и министр финансов Люксембурга Жан-Клод Юнкер, возглавляющий постоянное совещание министров финансов стран еврозоны (Еврогруппу), представили документ, который намечает основные этапы на пути создания более тесного бюджетного, банковского и политического союза на пространстве ЕС.

В частности, проект предлагает внедрить процедуру ежегодного согласования максимального размера дефицитов госбюджетов и госдолга, в рамках которой любое превышение лимита одной из стран союза потребует одобрения всех остальных его участников.

Соглашения, действующие в настоящее время, предусматривают возможность применения к нарушителям бюджетной дисциплины санкций, однако ни Европейская комиссии, ни другие страны не могут напрямую контролировать процесс формирования или исполнения бюджетов в отдельно взятой стране.

В 7-страничном документе говорится, что исходя из выполнения определенных условий поэтапно необходимо идти к выпуску коллективных облигаций стран еврозоны.

Участников рынка, которые ждут решений, могущих повлиять на ситуацию немедленно, вряд ли воодушевят предлагаемые в плане многолетние сроки реализации решений, связанных, кроме того, с самыми разнообразными рисками, пишет MarketWatch.

"План напоминает мне плавание на ялике через Атлантику. Теоретически это возможно. Однако точно по дороге вам предстоят чертовски сильные сложные метания", – комментирует документ Дуглас Брансвик из Faros Trading.

Эксперт агентства Bloomberg Дэвид Пауэлл полагает, что предложенный документ полностью игнорирует сиюминутную потребность Испании и Италии в защите от роста доходности гособлигаций, так как ближайший срок, когда проект может быть передан на рассмотрение Европейского совета, – это декабрь. А реализация даже самых умеренных и наименее спорных предложений может занять долгие годы.

НИ АМБИЦИЙ, НИ ЕДИНСТВА

Кроме всего прочего, в финальной версии документа не нашлось места самым амбициозным предложениям, слухи о которых ходили в западных СМИ в последние несколько дней. По данным Financial Times, первоначальные версии плана содержали идею наделения Европейской комиссии полномочиями по контролю и внесению изменений в бюджеты стран, которые нарушают действующие в союзе соглашения об ограничении предельно допустимого размера госдолга и дефицита госбюджета.

Ранее главным сторонником идеи "большего контроля" над финансами проблемных стран региона выступала Германия, увязывая этот вопрос с возможностью эмиссии единых гособлигаций еврозоны.

В результате немецкие политики, пишет MarketWatch, считают, что план, рассчитанный на десятилетие и предполагающий создание "реального экономического и монетарного союза", не предусматривает введения достаточно жестких механизмов бюджетного контроля. В то же время Берлин полагает, что без введения таких механизмов невозможно идти к "коллективизации" долгов, так как общие обязательства перед кредиторами означают общую ответственность и контроль за расходованием средств.

"Начиная с объединения долгов мы движемся к тупику, – заявил заместитель министра иностранных дел Германии Михаэль Линк. – У каждого есть право выдвигать предложения, а у нас есть право их отвергать".

"Когда я думаю о предстоящем в четверг саммите, я опасаюсь, что снова дискуссия пойдет в основном в сторону различных идей по объединению долга, а не в направлении усиления надзора и структурных мер", – цитирует The New York Times канцлера ФРГ Ангелу Меркель.

В то же время Франция, которая была одним из наиболее последовательных сторонников идеи стабилизации финансовых рынков посредством внедрения некоей системы выпуска единых госбондов, не желает принимать на себя новые обязательства без гарантий, что за этим последует "коллективизация долга".

"Мы не видим реальных причин терять часть суверенитета, если реальных шагов к большей интеграции нет", – заявил министр Франции по делам Европы Бернар Казенев.

НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ БАНКОВ, СТАРЫЕ АРГУМЕНТЫ ОТ ГЕРМАНИИ

Документ также предлагает создать единого банковского регулятора и единую систему страхования вкладов, которая в конечном итоге может получить гарантии Европейского механизма стабильности (постоянно действующего антикризисного фонда объемом 500 млрд евро).

При этом, чтобы гарантировать ответственность банков за недальновидную или неразумную политику, новый регулирующий орган – возможно, его полномочия получит ЕЦБ, – сможет вмешиваться в процесс управления этими банками для предотвращения их банкротства.

На практике создание такой системы вновь может потребовать (особенно в том случае, если система заработает до завершения финансового кризиса) непропорционально больших гарантий со стороны более крупных экономик, и в первую очередь Германии, которая едва ли будет рада вновь спасать банки своих незадачливых партнеров.

ТРЕВОЖНАЯ ОБСТАНОВКА

Предстоящий саммит ЕС пройдет в крайне напряженной обстановке: на этой неделе Кипр стал пятым государством-членом объединения, который официально обратился за международной помощью, сославшись на проблемы в банковском секторе, пострадавшем от обесценения греческих активов, в самой Греции в это время с трудом созданная после повторных выборов в парламент правительственная коалиция лишилась министра финансов, ушедшего со своего поста по состоянию здоровья всего через четыре дня после назначения.

Премьер-министр Италии Марио Монти, выступая накануне перед парламентом страны, заявил о своей готовности отстаивать идею использования общих антикризисных фондов Европейского союза для стабилизации финансовых рынков и оказания тем самым помощи странам региона, испытывающим долговые проблемы, пишет газета Financial Times.

М.Монти заявил, что не поедет на запланированный на четверг-пятницу саммит ЕС в Брюссель только для того, чтобы "проштамповать" подготовленные заранее декларации, и готов продлить переговоры с лидерами союза вплоть до ночи воскресенья, чтобы до открытия рынков в понедельник уже предложить инвесторам жизнеспособный и действенный план устранения хотя бы самых непосредственных угроз.

Помощники итальянского премьера поспешили уточнить, что речь не шла об обнародованном накануне докладе, однако очевидно, что М.Монти не видит особого смысла в том, чтобы обсуждать утопические идеи Х.ван Ромпея, в то время как доходность итальянских госбумаг вот-вот достигнет рубежа в 7%, после которого Греция, Португалия и Ирландия уже вынуждены были обратиться за международной помощью.

Возможно, именно поэтому фокус предстоящего саммита, по мнению наблюдателей, все же будет обращен на противостояние М.Монти, а также поддерживающими его официальным Парижем и Мадридом, которые выступают за немедленные действия по борьбе с долговым кризисом, и канцлером ФРГ Ангелой Меркель, которая по-прежнему высказывается против разделения ответственности по долговым обязательствам отдельных стран региона между всеми участниками объединения, в чем ее поддерживают, в частности, Нидерланды и Финляндия.

Опасения относительно судьбы итальянского правительства на фоне этих противоречий обострились в стране настолько, что на днях пресс-службе М.Монти пришлось официально опровергнуть информацию о том, что он будто бы угрожал европейским коллегам отставкой в том случае, если они не пойдут на уступки, а встреча в Брюсселе закончится безрезультатно.

По словам источников, близких к М.Монти, итальянский премьер своей речью в парламенте пытался дать Германии понять, что, во-первых, с одной стороны, у него есть могущественные союзники, а с другой – что он вынужден действовать таким образом под давлением внутри страны; а во-вторых, что ЕС рискует навлечь на себя непредсказуемые последствия, если рынки продолжат оказывать давление на Италию.

Провал саммита в Брюсселе неизбежно приведет к усилению давления на правительство со стороны крупнейшей партии в парламенте, правоцентристской партии "Народ свободы" Сильвио Берлускони. Эта партия обещала одобрить в среду законопроект о реформе законодательства, регулирующего рынок труда, чтобы усилить позиции М.Монти на переговорах в Брюсселе, где политик сможет предъявить реальные шаги по преодолению структурных проблем итальянской экономики.

В то же время "Народ свободы" неоднократно заявлял, что недоволен ни содержанием реформы рынка труда, ни другими предложениями правительства в области экономии, более того, наиболее радикальные представители партии намерены добиться отставки правительства и проведения досрочных выборов уже в октябре.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь