Site icon Companion UA

В мировых компаниях

Кризис-менеджмент


Компанию Motorola решено разделить
Совет директоров американской Motorola принял решение о ее разделении на две независимые компании: одна займется производством мобильных телефонов, другая – телекоммуникационного оборудования. В обеих структурах нынешние акционеры получат пропорциональные доли. Завершить реорганизацию планируется в 2009 г.


О своем намерении изолировать убыточное подразделение по выпуску сотовых аппаратов от остального своего бизнеса СЕО Motorola Грег Браун заявил еще в феврале. Старший вице-президент по корпоративной стратегии Дон Маклеллан пояснил тогда, что этот шаг был сделан с целью успокоить инвесторов и вернуть компанию к прибыльности. Впрочем, неизвестно, сколько еще совет директоров медлил бы с реализацией этого плана, если бы один из акционеров Motorola, миллиардер Карл Айкан (6,46% акций), не подал на компанию в суд, требуя доступа к документам совета. Предприниматель пытался разобраться, действительно ли высшее руководство плохо справляется со своими обязанностями по управлению компанией. Следует отметить, что его обеспокоенность была вполне обоснованной. Motorola завершила 2007 г. с чистым убытком в $49 млн. против $3,66 млрд. чистой прибыли годом ранее. Только с октября ее котировки потеряли почти 40%. Виной тому – неудачи на рынке мобильных телефонов. Это единственное подразделение, зафиксировавшее операционный убыток в $1,2 млрд., годом ранее оно принесло операционную прибыль $2,69 млрд. Его продажи снизились на треть. И хотя по итогам года компании удалось удержаться в тройке мировых лидеров по выпуску сотовых аппаратов, вторую строчку рейтинга она уступила Samsung. Эксперты IDC полагают, что основные ее проблемы связаны с тем, что при наличии ярких разработок у Motorola отсутствует полноценный модельный ряд. (Напомним, что в свое время именно Motorola изобрела сотовый телефон.)


Нынешние планы компании эксперты оценивают позитивно. По некоторым прогнозам, за год ее капитализация может подняться на 30-50%. Не исключено, что после раздела бизнеса мобильное звено сольется или сформирует партнерство с одним из китайских или японских конкурентов. А бизнес по выпуску сетевого оборудования передадут в созданное совместное предприятие с Nortel Networks, переговоры с которой идут уже долгое время.


Аналогичным путем реструктуризации до Motorola уже прошла Nokia, отделившая производство мобильных терминалов от сетевого оборудования, Ericsson, создавшая СП с Sony по выпуску мобильных терминалов, а также Siemens и Alcatel, передавшие производство трубок китайским компаниям.


Финансовые взлеты


Bosch выиграла от сбалансированного портфеля
Bosch продолжает сохранять позитивную динамику роста: по предварительным итогам в 2007 г. оборот немецкой группы достиг 46,1 млрд. евро и вырос на 6% (с учетом колебаний курсов валют – на 8%). Чистая прибыль увеличилась почти до 8% от объема продаж, тогда как годом ранее этот показатель составлял 7,1%. Как свидетельство того, что Bosch верит в дальнейший рост, компания расширила свой штат на 11 тыс. человек (+4,2%), доведя его до 272 тыс.


Не менее успешной оказалась работа немецкой компании в России, Украине, Беларуси и Казахстане: консолидированный оборот Bosch в этих регионах по итогам минувшего года увеличился на 24% – до 678 млн. евро. В частности, в Украине прибыль в 2007 г. составила 79 млн. евро, что на 17% выше, чем годом ранее.


Между тем в прошлом году Bosch пришлось работать в условиях далеко неоднозначной рыночной конъюнктуры. По словам Вольфганга Кура, члена совета директоров «Роберт Бош ГмбХ», группе пришлось столкнуться со слабостью авторынка США, сохраняющимся ценовым давлением в автомобильной отрасли, падением курсов доллара и йены и сокращением потребительского спроса в Германии. На другой чаше весов оказались динамичное развитие Азии, Центральной и Восточной Европы и Латинской Америки, рост мирового автопрома и высокая потребность в средствах производства.


В продуктовом плане компания очень удачно сделала ставку на использование экологичных, безопасных и экономичных технологий (в частности, соответствующих новым стандартам по выбросу парниковых газов в атмосферу Евро-3). Группа следовала этой стратегии в каждом продуктовом сегменте: от энергосберегающих охлаждающих приборов и газонокосилок (энергобаланс последних в 20 раз лучше, чем у бензиновых), до нагревательных систем. Локомотивом роста Bosch стал сектор промышленного оборудования, где продажи увеличились на 9% – до 5,9 млрд. евро. Заметного роста добились и подразделения электроинструментов, бытовой техники и систем безопасности.


В региональном отношении на руку компании оказалась стратегия диверсификации. Так, центром развития Bosch в 2007 г. стал Азиатско-Тихоокеанский регион, где рост продаж достиг 15% в местных валютах. На традиционных рынках, учитывая их насыщенность, результат более скромный: +7% оборота в Америке, +6% в Европе.


Помимо собственно органического роста, Bosch за год потратила на поглощения и скупку акций других компаний около 800 млн. евро.


Диверсификация


«Футбольное поле» на 80 га
Каха Каладзе – известный футболист, играющий за итальянский «Милан», – основал в Грузии инвестиционную группу «Кала Капитал», работа которой будет сосредоточена на трех направлениях: банковский сектор, энергетика и недвижимость. В частности, в энергетической сфере группа планирует построить ГЭС, заниматься нефтедобычей, а также осваивать источники альтернативной энергии. В сфере недвижимости главным проектом «Кала Капитал» станет так называемый город в городе: на 80 га земли на горе Арсебали в Тбилиси планируется возвести ряд правительственных и жилых комплексов, конференц-центров, вилл, офисов, коммерческих площадей и пятизвездочных отелей. Реализация проекта рассчитана на десять лет, а необходимые для этого инвестиции составят $1,5 млрд.


Председателем «Кала Капитал» стал бывший премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели (занимал этот пост с февраля 2005 по ноябрь 2007 г.). Членом совета директоров избран экс-министр финансов Алексий Алексишвили, который одновременно возглавит «Прогресс банк», входящий в состав инвестиционной группы. Хотя это финучреждение уже получило лицензию, его официальное открытие запланировано на сентябрь.


«Кала Капитал» – далеко не первый бизнес-проект г-на Каладзе. Он уже владеет гостиницей «Колхети» в Кобулети, которую приобрел с аукциона за $5 млн., а также букмекерской конторой «Максимум» в Тбилиси. Планирует издавать на грузинском языке свой мужской журнал «Max» (в нашей стране он уже издается). В Украине предпринимателю, по его словам, принадлежит гостиница «Крещатик» и несколько офисных центров. В Милане у него небольшой ресторан Giannino. Есть бизнес-проекты и в Казахстане. Грузинская пресса оценивает состояние Каха Каладзе в $40 млн., а Зураба Ногаидели – $75 млн.


Поглощения


Absolut стала французской
Pernod Ricard, французская алкогольная компания, выиграла тендер на приобретение шведской группы Vin & Sprit, владеющей легендарным водочным брендом Absolut. Стоимость сделки – 5,6 млрд. евро. В общей сложности покупатель заплатил за компанию более пяти ее годовых выручек. Для алкогольного бизнеса это очень высокий показатель, поскольку он редко превышает три-четыре оборота. В ходе аукциона Pernod обошла сильных претендентов: Diageo, Fortune Brands и Bacardi.


Такой интерес к активу вполне очевиден. Сегодня Absolut – вторая по популярности водка в мире после Smirnoff, а ее объемы продаж по итогам 2006 г. составили 640 млн. евро. Купив ее, Pernod использовала одну из последних возможностей сыграть по-крупному на меняющемся рынке: за последнее время Bacardi приобрела водку Grey Goose, LVMH досталось виски Glenmorangie Scotch, а сама Pernod поглотила Allied Domecq и часть бизнеса Seagram. Теперь Absolut будет стоять в одном ряду с другими известными брендами Pernod: виски Chivas, Jameson и Ballantine’s, ром Havana Club, джин Seagram и Beefeater, коньяк Martel, вина Jacob’s Creek и шампанское Mumm. Более того, отныне французы будут поставлять 91 млн. ящиков крепких напитков и станут ведущим производителем в классе премиум с долей рынка в 27%. Правда, удача Pernod в Швеции положит конец переговорам о приобретении прав на другую всемирно известную марку водки – Stolichnaya. Французская компания была ее эксклюзивным дистрибьютором за пределами России в 2005 г., а теперь откажется от этого контракта.


«После покупки Absolut стала понятна дальнейшая концепция развития мирового алкогольного рынка, – отмечают в Национальной алкогольной ассоциации РФ. – Pernod скорее всего в последующем превратится в монополиста. Сейчас компания начнет скупать и другие бренды, постепенно превращаясь в самого влиятельного игрока рынка».


Продажа Vin & Sprit стала частью программы по распродаже государственных активов, объявленной правительством Швеции в 2007 г. с целью привлечения в бюджет $31,7 млрд. (Эта инициатива принадлежит новому правоцентристскому правительству, в 2006 г. сменившему стоявших у руля 12 лет социалистов.) К приватизации были «приговорены» ипотечная компания SBAB, биржевой оператор OMX, банковская группа Nordea, агентство недвижимости Vasakronan и телекоммуникационная компания TeliaSonera. На вырученные от тендеров средства планируется погасить госдолг в $21,67 млрд. 

Exit mobile version