Site icon Companion UA

Биоошибки Билла

На ошибках Билла Гейтса можно учиться тому, как правильно инвестировать в альтернативные виды топлива.


Первыми на поиски альтернативных источников энергии во всем мире бросились представители энергозависимого бизнеса и финансируемые ими ученые. Их поддержали инвесторы, в дальновидности которых трудно усомниться, поскольку к их числу относятся самый богатый человек мира Билл Гейтс, признанный британский инвестиционный гуру Ричард Бренсон (владелец группы Virgin), владелец Sun Microsystems Винод Хосла и другие светила мирового бизнеса. Внимание и соответственно деньги этих инвесторов привлекло производство этанола – самого распространенного на сегодняшний день вида альтернативного топлива в мире. К сожалению, в Украине он пока еще не успел распространиться в качестве машинного горючего, хотя на протяжении веков широко использовался в виде весьма своеобразного топлива для человеческого организма. Ноу-хау его изготовления известно не только промышленным производителям, но и самогонщикам. Так что в вопросах широкомасштабного производства технического этанола у нас есть шанс, сделав своевременные выводы из чужих ошибок, создать весьма эффективную стратегию.


Что привлекает «быков»-инвесторов
Мировой рынок в целом «по-бычьи» настроен к этанолу. В самом деле, что может быть лучше, чем инвестировать в топливо будущего! Однако по результатам прошлого года Билл Гейтс и Ричард Бренсон остались в накладе. Некоторые уоллстритские банки также набили себе шишки об этаноловые IPO: акции VeraSun, BioFuel Energy, U.S. BioEnergy и Aventine Energy сейчас продаются по цене, гораздо ниже первичного предложения. Как такое возможно? Давайте разберемся по порядку.


Итак, на данный момент в мире наиболее распространены два вида жидкого растительного топлива: из масличных культур получают биодизель, а из всего, что содержит углеводы, – биоэтанол. Чистый этанол (спирт этиловый) – вещество вполне съедобное (вернее, питьевое). Биоэтанол производится из сахарного тростника, свеклы или отходов свекловичного производства, зерна. Суть технологии – дать дрожжам глюкозу (которую еще нужно вытащить с помощью ферментов из сырья), чтобы они в процессе брожения превратили ее в спирт и углекислый газ. Таким образом делается и спирт. Разница лишь в том, что на биоэтанол идет спирт-сырец, прошедший только через две ректификационные колонны, а не через четыре-пять, как пищевой. Затем спирт для биоэтанола проходит этап почти полного обезвоживания (до 99%).


Биодизель представляет собой метиловые или этиловые эфиры, получаемые из любых растительных масел путем реакции этерификации: к растительному маслу добавляется метанол (древесный спирт) или этанол в соотношении приблизительно 9:1 и незначительное количество щелочного или кислотного катализатора, после чего смесь обрабатывается в кавитационном реакторе. По окончании реакции на выходе получают биодизель и технический глицерин.
В наших широтах ограничение на применение биодизеля накладывают климатические условия: биодизельные топлива на основе рапсового масла застывают при температуре около минус 15°С, а из других видов сырья – даже выше. Другая проблема – поглощение влаги из атмосферы, грозящее при низких температурах расслоением топлива и образованием льда. Этанол, октановое число которого превышает 100, а точка замерзания составляет минус 114,5°С, может использоваться не только как автомобильное, но и как ракетное топливо. Следует учитывать, что он обладает высокой коррозионностью и легкой воспламеняемостью и выдвигает особые требования к условиям хранения и транспортировки. Дополнительный плюс этанола состоит в том, что его высокую себестоимость можно с успехом компенсировать за счет утилизации побочных продуктов производства: клейковины, жмыха, отрубей, микробиологических дрожжей.


Сегодня в мировом масштабе этанол – король в мире биотоплива. Мировой лидер производства и потребления биоэтанола – Бразилия, где в 2006 г. его было потреблено 13 млрд. л, что составляло 14,7% потребления всего топлива в стране. В США через десять лет он должен занять не менее 9% топливного рынка.


Ошибка на сырьевом уровне
Почему же фондовый рынок жалует одних производителей биоэтанола и не милует других? В чем просчитался Билл Гейтс, если после новости о приобретении им пакета в Pacific Ethanol, цена акции компании сначала поднялись в 4,5 раза, а сейчас упала гораздо ниже первоначального уровня? И почему Coskata, в которую в 2006 г. «вложился» венчурный капиталист и собственник Sun Microsystems Винод Хосла совместно с Advanced Technology Ventures и Great Point Ventures, пользуется бешеным успехом, несмотря на то что эта компания еще даже не приступила к промышленному выпуску биоэтанола? Более того, в начале 2008 г. автогигант General Motors приобрел у венчурных инвесторов крупный пакет акций Coskata и заключил с ней партнерское соглашение. А весь секрет – в особенностях используемого сырья и применяемых технологий.


Биоэтанол производится из различного сырья: в США это преимущественно кукуруза, в Бразилии – сахарный тростник, в Европе – пшеница. Его производство (равно как и биодизеля) создает новый быстрорастущий рынок сбыта сельхозпродукции, составляющий конкуренцию рынку кормов и продовольствия. Такое оживление спроса толкает вверх мировые цены на зерновые, масличные и сахарные культуры, что уже послужило одним из главных факторов повышения цен на продовольствие в глобальных масштабах. Риск для производства этанола очевиден: в краткосрочной перспективе это рост цен на сырье, а в долгосрочной – дилемма «энергия или еда» и вытекающие отсюда социально-экономические последствия. Билла Гейтса и Ричарда Бренсона угораздило инвестировать именно в таких производителей этанола, технологии которых в качестве сырья предусматривают кукурузу. На это сырье ориентированы и те фирмы, чьи IPO оказались неудачными. В то же время перед технологиями нового поколения – производства этанола из целлюлозы – открыты все пути, включая частные инвестиционные вливания и программы государственной поддержки. Так, утвержденный в декабре 2007 г. новый закон о развитии энергетики США (Energy Bill) предусматривает новый стандарт для возобновляемых видов топлива, стимулирующий быстрое наращивание производства целлюлозного этанола и замораживание производства этанола из кукурузы на уровне 15 млрд. галлонов в год.


Среди счастливых производителей целлюлозного этанола есть высшая каста, владеющая тайными знаниями его производства путем ферментации сырья особыми запатентованными микроорганизмами. К числу этаноловых брахманов относятся (кроме Coskata) такие компании, как SunOpta, Iogen, Abengoa Bioenergy, Verenium и Dyadic International, названия которых мало кому известны. Из гигантов (кроме GM) новый тренд унюхали и вошли в производство Chevron и DuPont.
Coskata совместно с GM намеревается ввести в строй пилотные мощности по производству целлюлозного этанола в IV квартале 2008 г., а коммерческое производство в пределах 50-100 млн. галлонов в год планируется запустить к 2011 г. Coskata обещает, что ее биоэтанол будет стоить не более $1 за галлон (действующая оптовая цена на рынке США – $2 за галлон).


Технология выигрывает, во-первых, за счет своей «всеядности», поскольку в качестве сырья могут использоваться любые углеродсодержащие материалы: сорняки, биомасса, городской мусор, отработанные шины и проч. Во-вторых, биоферментация сырья до состояния этанола производится живыми микроорганизмами, исключая этап дорогостоящей и экологически небезупречной обработки сырья искусственными энзимами. Эта технология требует в два раза меньше энергии, чем производство этанола из кукурузы, и на выходе получается энергии в 7,7 раз больше, чем потребляется на входе (для кукурузного этанола этот показатель 1,3). Такая технология позволяет получать около 400 л этанола из тонны сухого углеродсодержащего материала.  









Факторы, определяющие рост инвестиций в биоэтанол



  • Независимость от импорта нефти.

  • Доступность сырья.

  • Дополнительный доход для фермеров.

  • Экологичность.

  • Достаточное мировое предложение автомобилей, работающих на биоэтаноле.

  • Передовые технологии.






Только цифры


За минувший год в Украине было изготовлено 19 млн. л технического этилового спирта, что на 20,5% больше, чем в 2006 г. Для сравнения: в 2006 г. в США было произведено 19 млрд. л биоэтанола.
Постановлением Кабмина от 3.08.2005 г. утвержден перечень из 15 украинских спиртовых заводов, которые производят биоэтанол. Всего за время действия госпрограммы «Биоэтанол» с 2000 г. на спиртовых заводах Украины было его произведено 68 млн. л. Для сравнения: в США на сегодняшний день работает 121 завод общей годовой мощностью 23,1 млрд. л этанола, а в процессе строительства находятся еще 76 заводов общей мощностью 23 млрд. л.

Exit mobile version