Site icon Companion UA

Свободное время

Неунывающий Фоменко


Никогда финальные слова трех сестер о том, что надо жить несмотря ни на что, не звучали так актуально, как сейчас


Пьесы Чехова все привыкли сЧитать очень грустными. Как сказал Иосиф Бродский: «Жизнь вообще грустная штука. Вы заметили, чем она обычно заканчивается?». Но Петру Фоменко удалось поставить по «Трем сестрам» мудрый, жизнелюбивый, почти радостный спектакль. Для Чехова человеческое счастье – это или мимолетная случайность (Маша и Вершинин), или просто свинство (Наташа). Зрелость начинается с понимания: хотеть – не значит мочь. Радости бывают непрочными, мечты, как правило, несбыточны, утраты неизбежны. В «Трех сестрах» об этом написано много. Такое понимание жизни никогда не было свойственно Петру Фоменко и его «Мастерской». В этом смысле зрелость есть еще и готовность принять существование чужой правды – властной, гениально высказанной, но противоречащей всему, что ты знаешь. Сжиться с тем, с чем никогда не согласишься и обязательно будешь спорить. В своем споре с Чеховым режиссер Фоменко не удержался от соблазна перейти на личности. Он ввел на периферию спектакля карикатурную фигуру Человека в пенсне, который вмешивается в действие, требует делать паузы, цитирует чеховские письма, но в итоге оказывается пуст и никчемен. Когда Тузенбах уходит стреляться с Соленым, он просит Ирину: «Скажи мне что-нибудь». «Что сказать? Что?» – в растерянности обращается она не к жениху, а к этому типу в пенсне. Тот равнодушно пожимает плечами. Здесь можно предположить, что Фоменко не любит Чехова именно за эту неопределенность авторской воли, жеста, итогового смысла, за увиливание от главных вопросов (поди пойми, верит Чехов в Бога или нет, любит он жизнь или нет), излишнюю сдержанность. Может быть, он затем и поставил «Трех сестер», чтобы в конце победно воскликнуть: «И делишь наконец мой пламень поневоле!». А если не вдаваться в философию, спектакль стоит посмотреть еще и потому, что Петр Фоменко – один из лучших в России режиссеров: Золотая маска за «Лучший спектакль театра драмы большой формы», Золотая маска за «Лучшую режиссуру театру драмы» (2006 г.). Премьера спектакля состоялась в сентябре 2004 г., и «Мастерская» уже объездила с ним всю Европу.


«Три сестры» Московского театра «Мастерская Петра Фоменко» можно увидеть 18 апреля на сцене Киевского театра русской драмы.



Жизнь-пересмешница


Виктор Шендерович: «Если бы человечество знало о своем будущем, оно
не так смеялось бы, расставаясь со своим прошлым»


Как-то издатель Игорь Захаров (имеющий необыкновенный нюх на таланты, что доказал, открыв Б. Акунина) уговорил телеведущего Виктора Шендеровича «написать собственное жизнеописание, не дожидаясь маразма или кончины». Потом Шендерович скажет: «Я давным-давно обнаружил, что самые смешные, поучительные и метафорические истории сочиняет жизнь, и уже лет двадцать пять за жизнью изо всех сил записываю. «Изюм из булки» – это триста пятьдесят страниц историй из пережитого и услышанного, анекдотов в пушкинском смысле слова, просто баек. Я получал наслаждение, пока записывал их на бумагу. Надеюсь, часть этого наслаждения передастся читателям».


Шендерович сейчас – почти единственный из сохранившихся в послепутинской России действующих сатириков. Не юмористов, а именно сатириков. Изгнанный с телевидения, он последние лет пять ведет еженедельные издевательски-насмешливые передачи на радиостанции «Эхо Москвы» и издает книгу за книгой. Он – мастер выявления лживости и абсурдности российской политической жизни, но не зацикливается на критике президента. Последнее издание мемуарного тома «Изюм из булки» автор дополнил двумя сотнями рассказов из современной жизни, изложенных относительно кратко. Основное место уделено жизненным наблюдениям и всяческим абсурдным случаям, рассказы о которых услышаны от других. Самые смешные анекдоты автор передает со слов разных людей (Константина Райкина, Игоря Губермана, Зиновия Гердта), с которыми знаком или был знаком. Из этих забавных историй вырисовывается подлинный портрет российской жизни последних двух десятилетий: веселой и жуткой, стремящейся к норме и непостижимо иррациональной.


Творческий вечер «Изюм из булки. Самое смешное» писателя-сатирика Виктора Шендеровича состоится 19 апреля в Киевском доме офицеров.  

Exit mobile version