IT-ПАНОРАМА: Посыл для Google: автомобилей без руля не бывает!

Посыл для Google: автомобилей без руля не бывает!

Роботизированные автомобили, созданные корпорацией Google, человеческое сообщество оказалось неготовым воспринять – таков вывод властей Калифорнии (США).

Относительно недавно Google продемонстрировал концепт роботизированного авто – модель, какой ее видят разработчики крупнейшей в мире корпорации. Вполне естественно, что концепт представлял собой полет мысли инженеров будущего, соответственно управление автомобилем должно было полностью осуществляться компьютером, а человеку отводилась роль только принимать решение на осуществление движения и остановку – включать кнопки «старт» и «стоп».
Однако крылья разработчикам подрезали законодатели. Отдел транспортных средств Калифорнии решил, что водитель должен обладать физической возможностью пользоваться такими атрибутами автомобиля, которые сформировались на протяжении развития человечества. То есть если это авто – то в нем должны быть руль и педали. Поэтому автомобили предполагается переделать.
Теперь разработчики должны вернуть элементы традиционной системы управления автомобилем. Предполагается, что будут предложены педали и руль, но только чтобы дать возможность водителю проверить систему во время тестового заезда на прототипе робота-автомобиля.

И все же в настоящее время власти Калифорнии работают над новыми правилами, регулирующими езду на автомобиле без руля и педалей, но, вероятно, до внедрения таких норм на уровне закона еще очень далеко. И судя по тому, что сегодня запрещено выпускать на тестовые заезды роботизированные грузовики и мотоциклы корпорации, время авто с кнопками «старт» и «пуск» придет еще не скоро. А вот легковые роботизированные авто, по мнению представителей компании Google, могут уже появиться через несколько лет.

Sproutling – электронная няня и не только

Все родители одинаково озабочены состоянием здоровья своего чада. И любые новые гаджеты, помогающие им в этом, воспринимаются в среде мам и пап на ура. Новинка, авторами которой выступают разработчики, ранее работавшие в Google и Apple, заинтересует всех тех, кто недавно впервые (или снова) стал родителем. Главной особенностью нового устройства под названием Sproutling является то, что оно может предупредить, когда ребенок чувствует себя не совсем хорошо. Система Sproutling состоит из двух частей – браслета из гипоаллергенного материала, надевающегося на ножку ребенка, и базовой станции. В браслете находится несколько сенсоров, включая пульсометр, акселерометр, температурный датчик. Датчики находятся и в базовой станции, определяющей уровень шума, температуру и влажность помещения, величину его освещенности.

Вместе данная система осуществляет разные действия контроля состояния малыша – температуру и сердцебиение, его положение во сне (на спинке или животике), а также уровень шума, освещенности и влажности в комнате. Кроме того, за малышом ведется видеонаблюдение. Все данные отправляются на смартфон с предустановленным приложением Sproutling. Более того, к аккаунту могут подсоединяться и другие пользователи, соответственно за ребенком могут наблюдать также и бабушка с дедушкой, домашний врач и др.

Первая партия таких электронных помощников родителям появится на рынке в начале 2015 г.

Galaxy Tab S от Samsung – ставка на яркость и эргономичность

Южнокорейский гигант объявил о продажах планшета Galaxy Tab S в Украине. Теперь отечественные пользователи могут оценить возможности, как заявляют в компании, самого тонкого и легкого планшета Samsung.

Планшет доступен с диагоналями 8,4 и 10,5 дюймов. Главная особенность новинки – дисплей Super AMOLED, обеспечивающий охват более 90% цветового пространства Adobe RGB, отображая больше цветовых оттенков, чем когда-либо ранее. Контрастность экрана гарантирует более насыщенную и реалистичную цветопередачу, делая черные оттенки еще темнее, а белые – ярче. Данная функция в условиях использования контента в мобильном режиме весьма актуальна.

Технология Adaptive Display, применяемая в планшете, предполагает интеллектуальную
регулировку цветовой гаммы, насыщенности и резкости картинки на экране, основываясь на типе просматриваемого приложения, цветовой температуре окружающей среды и освещении. Кроме того, технология Super AMOLED не требует подсветки, поэтому дисплей Galaxy Tab S потребляет меньше энергии, чем LCD-дисплеи.

Дополнительные полезные функции планшета – специальный режим для создания персонального профиля для каждого пользователя, встроенный сканнер отпечатков пальцев и специально разработанный детский режим с отдельным интерфейсом и приложениями для детей.
Samsung также предлагает и довольно удобные аксессуары для Galaxy Tab S – специальный чехол, обеспечивающий три угла наклона: для комфортного просмотра видео, чтения или набора текста. А для любителей утонченного вкуса доступна «утонченная» версия чехла – отличающаяся отличным прилеганием и усиленными защитными свойствами.

Skully AR-1 – гаджет для байкеров

Пожалуй, наиболее полезным гаджетом для мотоциклистов, появившемся в последнее время, является умный шлем Skully AR-1 – стартап компании Skully. Главная задача этого девайса – повышение мер безопасности мотоциклиста. По данным разработчика, шлем призван снизить количество аварий на дорогах, что обеспечивается наличием специального прозрачного дисплея перед глазом, на котором наподобие Google Glass отображается различная информация, в том числе изображение с камеры со 180-градусным углом обзора, расположенной сзади шлема. В шлем также вмонтирован GPS-навигатор, изображение с которого выводится на дисплей.

К интернету шлем подключен через Bluetooth и получает обновления программного обеспечения автоматически. Система также синхронизируется со смартфоном, здесь заложена возможность отвечать на входящие звонки, используя голосовые команды, что неоценимо для движения мотоциклиста. Ко всему прочему, в шлем встроены динамики и аудиоплеер.

Данный продукт вызвал большую волну заинтересованности среди любителей двухколесной езды. Так, за первый день приема предзаказов было собрано более $800 тыс. Цена гаджета – $1399, а с международной доставкой в мае 2015 г. — $1599.

Несмотря на то что зарядки аккумулятора устройства хватает на девять часов работы, учитывая быструю езду будущих пользователей гаджета, этого вполне достаточно, чтобы доехать до ближайшей розетки. А если устройство все же разрядится, то его можно использовать как обычный шлем.

АВТОПАНОРАМА: Корейский Hyundai i10 – настоящий европеец

Корейский Hyundai i10 – настоящий европеец

Новое поколение i10 является настоящим европейским автомобилем: он был разработан и спроектирован Германии, в исследовательском центре дизайна и технологий в Рюссельсхайме.

Обращают на себя внимание увеличенные размеры новой модели (длина 3665 мм, ширина 1660 мм) – это самое длинное и самое широкое авто в своем классе. А вот крыша опущена на 40 мм, что соответственно  положительно повлияло на аэродинамику.

Салон автомобиля просторный, объем багажного отделения – 252 л. А сложенные сиденья увеличивают багажник до 1046 л.

У автомобиля передний привод, двигатель – бензиновый Kappa MPi (объемом 1.0 л (66 л. с.) либо 1.25 л (87 л. с.) с 5-ступенчатой механической или 4-ступенчатой автоматической трансмиссией).
В топ-версиях Hyundai i10 оснащен кожаным рулем с подогревом, а также подогревом передних сидений, сигнализацией, Bluetooth, задним парктроником, боковыми подушками и шторками безопасности, литыми дисками Dimond Cut R15. Кроме того, авто порадует будущих собственников автомобиля многообразием цветовых решений.

Volvo делает шаг к существенной экономии

Новый Volvo XC90 через две недели дебютирует в Стокгольме и станет первым автомобилем бренда, созданного на основе инновационной разработки инженеров Volvo – архитектуры масштабируемой платформы (Scalable Product Architecture – SPA), модульной технологии шасси.

Последние пять лет инженеры Volvo посвятили себя разработке и усовершенствованию платформы, ставшей фундаментальным элементом плана изменений компании, в который она инвестировала $11 млрд. Инновационная технология будет представлена на абсолютно новом XC90, а в дальнейшем – внедрена на будущих продуктах бренда.

У разработки SPA много преимуществ. Прежде всего, универсальность, что дает возможность инженерам и дизайнерам внедрить новые элементы дизайна, улучшить управляемость, увеличить пространство в салоне, а также представить первые в мире технологии безопасности, к которым относятся новейшие технологии связи с автомобилем.

Благодаря SPA в будущем изменится подход Volvo к созданию авто – появятся перспективы создания автомобилей разных уровней сложности, разных типов двигателей, различных систем и технологий, использующих единую архитектуру. Такая перспектива – шаг к существенной экономии.

Инновационный Jaguar XE

8 сентября 2014 года в Лондоне Jaguar представит свою последнюю новинку в линейке спортивных седанов – Jaguar XE.

В этой модели бренд Jaguar продемонстрирует новый уровень инноваций. Это достигается благодаря экспертным разработкам сверхлегкой алюминиевой конструкции кузова, усовершенствованных технологий шасси и новой линейки двигателей Ingenium, которые спроектированы, разработаны и изготовлены в Великобритании.

Созданный на основе новой алюминиевой архитектуры, XE объединяет впечатляющую производительность и точное управление.

Одной из главных технических разработок новой модели станет интегральная задняя подвеска, которая является уникальной в сегменте и предоставляет значительные преимущества по сравнению с обычными многорычажными конструкциями. Боковая и продольная жесткость интегральной задней подвески обеспечивает мгновенный отклик и четкое управление, сохраняя при этом процесс вождения на роскошном и комфортном уровне.

Инновационная модель автомобиля Jaguar XE, вероятно, дает возможности для установления новых стандартов в сегменте таких типов авто. Одна из главных отличительных особенностей новой модели – кузов авто. Он создан на основе модельной архитектуры и является единственным в классе, поскольку выполнен в форме монокока, а в составе использован сверхлегкий алюминий.

Lexus NX уже можно заказать в Украине

С 1 августа 2014 года в Украине можно заказать новый среднеразмерный кроссовер премиум-класса Lexus NX. Мировая премьера модели состоялась 20 апреля этого года на Международной автомобильной выставке в Пекине. В Украине авто доступно для заказа в гибридной модификации NX 300h в трех вариантах комплектаций на выбор: Executive, F SPORT и Luxury.

Кроссовер NX стал первым автомобилем Lexus в сегменте среднеразмерных. Модель была разработана для активной городской жизни. Оснащенный полногибридным приводом Lexus, органично координирующим работу 2,5 л бензинового двигателя и электромоторов, гибридный NX способен передвигаться весьма плавно и тихо, при этом потребляя всего 5,3 л топлива на 100 км в комбинированном цикле.

Внешний вид нового NX создает эффектное впечатление. Благодаря мощным широким колесным аркам, под которыми находятся 18-дюймовые легкосплавные диски, авто выглядит мужественно и агрессивно. Салон выполнен в стиле спортивного автомобиля по мотивам дизайна Lexus LFA.

В новом кроссовере впервые для Lexus доступна система дистанционного управления Remote Touch третьего поколения с сенсорным управлением и беспроводное зарядное устройство, благодаря которому можно заряжать портативные электронные устройства. Для обеспечения безопасности водителя и пассажиров доступна система панорамного обзора, использующая 4 камеры, а также система мониторинга «слепых» зон и система оповещения о приближении автомобилей во время движения задним ходом.

MDX и RDX – новинки бренда Acura

На украинском рынке появились две новые модели Acura – 7-местный внедорожник MDX и компактный кроссовер RDX. Модель MDX дает возможность водителю почувствовать себя более уверенным на дороге благодаря системам Super Handling All-Wheel Drive и Agile Handling Assist, обеспечивающим устойчивость автомобиля в поворотах. Салон оформлен натуральной кожей Milano со вставками из оливкового ясеня и мягкого пластика, которые вместе с усиленной шумоизоляцией гарантируют комфорт премиум-уровня.

RDX отличается великолепной динамикой за счет 3,5-литрового двигателя V6 с интеллектуальной системой полного привода. Кроме того, в данной модели увеличилось пространство салона и багажника.

Discovery Sport на испытании

Первый Land Rover линейки автомобилей Discovery уже почти у нас. Изнурительные испытания, которые он проходил по всему миру, подтвердили лидирующие в классе показатели динамики, возможностей и надежности нового Discovery Sport.

 1200000 километров

Общее количество километров, которое преодолел Discovery Sport во время испытаний. Это равно трем расстояниям до Луны.

 11720 уникальных тестов

От сложных типов поверхностей до прогрессивных виртуальных симуляционных тестов. Каждый компонент Discovery Sport был проверен и многократно протестирован, чтобы соответствовать высоким стандартам Land Rover.

 181 прототип

Если выстроить все прототипы один за другим, то длина такой вереницы составит величину, равную 8 футбольным полям.

 Испытания климатом

От лютого холода Аржеплогу (Швеция) до адской жары Дубая Discovery Sport проходил испытания в самых экстремальных условиях.

 Крайняя точка для полетов

 Cessna 172

4000 м – высота, на которую поднимали Discovery Sport для испытаний.

 Олимпийская высота  

Discovery Sport проходил испытания на склонах круче Олимпийских для уверенности в том, что он может преодолеть самые сложные условия.

Спор за флот

Сложно найти более подходящий символ глобальной торговли, чем контейнеровоз. Более 9 млрд. тонн грузов были доставлены по морю в 2012 году, а сама торговля способствовала повышению темпов роста мировой экономики. Сеть торговых связей постоянно расширяется, на развивающиеся страны в настоящее время приходится около 60% морской торговли. Однако в погоне за господством на море обнажается темная сторона торговли: протекционизм. В 2006 году в Китае был принят план развития транспортной отрасли до 2015 года. Этот план оказался весьма успешным.

В кратчайшие сроки Китаю удалось не только наладить производство морских судов, но и стать бесспорным лидером в данной отрасли.

Что такое протекционизм на флоте

При детальном рассмотрении попытки изменения расстановки сил на мировых рынках могут скрывать неожиданные последствия, что вызвано протекционизмом.

Это явление в экономике государств известно давно, и применять его стали с незапамятных времен. Так, протекционизму в сфере судостроения сотни лет. И на него обращали внимание экономисты тоже уже давно. В своих исследованиях в 1905 году Роял Микер, американский экономист, объяснил, как развивалась система субсидирования во времена правления английской королевы Елизаветы I (конец XVI – начало XVII века). Размер субсидий был основан на тоннаже судна и включал «премии» рыболовецким лодкам, направлявшимся в Северное море в поисках сельди. В своей работе «Богатство нации» Адам Смит, один из основоположников современной экономической теории, провел экономической анализ, сокрушаясь, что суда оснащались не столько с целью улова рыбы, сколько для получения «премии». Такие выплаты деформировали судостроительную отрасль, что привело к чрезмерному увеличению рыболовецкого флота и нерациональному использованию ресурсов.

Но все же несмотря на описанную Смитом проблему, многие государства охотно прибегали к подобным практикам. Сначала – из военных соображений. Сильный торговый флот состоял из множества суден, которые могли быть реквизированы во время войны. Соответственно военный флот государства мог вырастать в разы. Также одним из способов наращивания флота стало предоставление выгодных контрактов на почтовую доставку, как это происходило в Великобритании в 1830-х годах. Другим методом, которым воспользовались в Америке и Японии в начале 1900-х годов, было льготное финансирование отрасли в виде дешевых государственных займов.

Сегодня субсидии в судостроительной отрасли используются скорее для наращивания экономического потенциала, чем военной мощи. Правительства многих стран привлекает судостроительная отрасль из-за ее разностороннего воздействия на экономику страны.

Современные корабли огромны и состоят из тысяч деталей и узлов. Их монтаж, как и производство комплектующих, является трудоемким процессом. По данным Американской морской администрации, на американских верфях работают более 107 тыс. человек. Добавить сюда компании, обслуживающие производство, а также розничную торговлю и услуги, которыми пользуются работники, – и количество рабочих мест увеличится на 400 тыс. Таким образом, на одного занятого в судостроении приходится в среднем около 4 дополнительных рабочих мест. Поэтому идея заключается в том, что, развивая судостроение, правительство косвенно поддерживает работников многих других отраслей промышленности.

Политика прямых субсидий и скрытых преференций дает результат

Однако политика Китая в области субсидирования отрасли пошла еще дальше, предоставляя преференции как для строительства самих кораблей, так и для строительства или расширения верфей. Настолько активное вмешательство может серьезно навредить торговле, что приведет к существенному снижению эффективности производства.

Своими действиями правительство Китая помогает китайским компаниям искусственно занижать затраты на 15-20%. Это происходит как с помощью прямых субсидий, так и предоставлением скрытых преференций для государственных судостроительных компаний. Неудивительно, что доля Китая на мировом рынке судостроения существенно выросла после внедрения такой политики.
Раздутые субсидиями, китайские верфи производят избыток судов, которые часто не соответствуют требованиям заказчиков.

Очевидно, что китайская экономика обладает достаточным количеством финансовых ресурсов для поддержки судостроения внутри страны. Господство представителей Азии на мировом рынке судостроения неоспоримо. Но означает ли это, что у судостроения в других странах нет будущего?

Высший пилотаж переговоров: как победить в игре без правил

Древняя китайская поговорка гласит: «Лучше не знать иероглифов, чем не знать людей». О переговорщиках высокого уровня говорят, что они обладают магической способностью склонять на свою сторону кого угодно. Но никакого на самом деле волшебства нет, во всяком случае для посвященных. Секрет в том, что в переговорах, как и в играх без правил, правила нужно знать особенно хорошо и соблюдать их предельно точно.

В чем состоят эти правила? Профессиональный переговорщик Светлана Фокина приводит пример восточной модели ведения переговоров из собственной практики. Клиент, генеральный директор крупной европейской компании, на протяжении длительного времени пытался заключить контракт на поставку FMCG-товаров в страны Европы с крупным заводом, расположенным в Шанхае. Как известно, азиатские партнеры и бизнесмены – самые искусные переговорщики, но заставить их принять ваши условия можно только в том случае, если следовать определенным правилам.

Желание заключить сделку – это нормально. Ненормально – когда ты нуждаешься в сделке

Бизнесмен все время переживал, что китайская сторона не согласится на нужную цену, объем, условия поставки и оплаты, но не мог представить, что сделка может не состояться. Ведь ему нужен был именно этот подрядчик, поскольку у него было высокое качество продукции. Подходить с таким настроем к переговорам – заведомо проигрышная стратегия. «Желание заключить
сделку – это нормально, – объясняет Светлана Фокина. – Плохо, когда ты нуждаешься в сделке.
Партнер сразу заметит это, и ставки начнут снижаться». Условия для начала переговоров всегда должны быть лучше тех, которых вы желали бы. Будьте готовы не заключить сделку вовсе, чем заключить ее не на ваших условиях. Когда вы готовитесь, прорабатываете сценарии встречи, важно не ставить перед собой стандартно легкие цели. Нужно набраться смелости на подготовку и реализацию более дерзких задач. «Почувствовать себя слабым и уязвимым можно в любой момент, и чтобы не показывать свое волнение и растерянность, необходимо чувствовать на протяжении встречи свою финансовую независимость и успешность, не зацикливаться на сделке и не воспринимать ее как последний шанс. Подготовьте альтернативные варианты», – рекомендует С. Фокина.

У второй стороны переговоров должно возникнуть ощущение победы

При подготовке к переговорам нужно изучить вашего партнера от и до, вплоть до особенностей менталитета. Так, китайцы склонны затягивать переговоры, проводить многочисленные «встречи для знакомства» и откладывать момент принятия решения до последнего. Ваша цель – облегчить им задачу сказать «да». «Когда вы хорошо подготовились к переговорам, создается мощный эмоционально-энергетический посыл и другая сторона едва успевает перевести дыхание, чтобы узнать, что же еще важного, интересного и выгодного вы можете им предложить», – говорит Фокина. Вы можете предложить самую выгодную сделку – качество, цену, условия оплаты для контрагента, но если у последнего не будет завораживающего чувства победы, эти переговоры никогда не будут успешными.

У сдержанного меньше промахов

Умный и опытный переговорщик зачастую начнет давить на ваши эмоции. На практике он может спорить с вами и высказывать множество аргументов в свою пользу, но главное – то, насколько эмоционально вы будете реагировать на его реплики. На переговорах команды бизнесмена с китайцами присутствовал человек, который во время встречи скрупулезно наблюдал и записывал все слова, отслеживая реакцию и изменение в настроении. «Не позволяйте эмоциям овладеть вами, – предупреждает Светлана Фокина. – Они уводят от цели и разрушают концентрацию. Неконтролируемые эмоции – это слабость, которой обязательно воспользуется противник».

Помните, у вас никогда не будет права на ошибку в переговорах с опытным бизнесменом, поэтому нужно следовать мудрому высказыванию Конфуция «У сдержанного человека меньше промахов».

Торгуйтесь с удовольствием и помните о правилах уступок

Переговоры компании бизнесмена и шанхайского подрядчика шли очень медленно. Китайские бизнесмены умеют торговаться и делают это с удовольствием. На этапе обсуждения условий цены с партнерами нужно быть всегда готовым к тому, что торги начнутся с неожиданно высокой цены. Не стоит пугаться и отходить от поставленной цели, надо начинать и вам торговаться с удовольствием и улыбкой. При этом не стоит забывать важный принцип: никогда не соглашайтесь на уступку, которая превышает предыдущую! «Психология уступок такова: первая должна быть максимальной, каждая последующая в ходе торга – меньше начальной, – советует Фокина. – Самая последняя – незначительная и делается с большой неохотой. Данный прием в переговорах подскажет другой стороне, что нужно знать меру. Получайте удовольствие от этой игры и в итоге все джокеры будут в ваших руках».

Доверие к партнеру – основа долгосрочных отношений

Китайские дипломаты, как и переговорщики из других стран, могут неожиданно прекратить диалог, дав понять собеседнику, что сотрудничество невозможно, после чего еще длительное время будут внимательно наблюдать за его реакцией. Правда, китайское «нет» на самом деле не означает отказ, таким образом, они просто проверяют соперника. Одним из основополагающих принципов в построении долгосрочных отношений в китайском бизнесе является соблюдение священной традиции – гуаньси. Эквивалент этого явления в русском языке – то, что мы понимаем под термином «социальный капитал». «Принцип гуаньси лежит в основе коллективных взаимоотношений китайцев и подразумевает оказание друг другу взаимных уступок, – рассказывает Светлана Фокина. – Отношение китайцев к данному вопросу весьма серьезное. Они считают, что когда один человек оказывает другому услугу, последний вправе ожидать чего-то взамен, так как в основе эффекта гуаньси лежит доверие. Важно на переговорах наладить доверительные отношения и установить контакт.

Так, глава китайской компании неожиданно предложил бизнесмену самому вписать цифры в контракт о поставках и перед этим подписал его. Это был исключительный ход. В практике переговоров с китайцами такие вещи случаются крайне редко. Какое принять решение? С нашими озвученными числами китайская сторона до этого не соглашалась, но была готова к тому, что мы впишем именно их. Так мы и поступили».

Прикосновение к самолюбию смертельно

Самое важное в любых переговорах – сохранить лицо. Задача искусного переговорщика – вызвать ощущение того, что сделка заключена именно так, как хотел партнер. Особенно это касается восточной культуры переговоров. «В китайском бизнесе страшным позором считается подвергнуться манипуляции со стороны «лаовая» – иностранца, – говорит С. Фокина. – Гуаньси предполагает взаимное доверие, поэтому я также предложила китайским партнерам вписать в нашу часть контракта те цифры, которые они посчитали бы нужными. Я была уверена, что юрист подтвердит условия, которые мы предлагали, но огромное значение имело то, чтобы в глазах всех участников последнее слово оставалось за главой китайской делегации. Так и вышло. Юрист повторил мой вариант. Переговоры закончились успешно».

Об этих и других важнейших принципах ведения переговоров, о фишках отделов продаж успешных компаний и лучших переговорщиков, о ключевых ошибках менеджеров Светлана Фокина расскажет на эксклюзивном мастер-классе «Know-how в переговорах и продажах», который она проведет совместно с журналом «Комп&ньоН». Деловые переговоры в продажах требуют особых, специальных навыков, отличных от классической прямой продажи. И чем более высоким становится уровень продаж, тем сложнее переговорные задачи встают перед продавцами. При этом многие, казалось бы, хорошо отработанные приемы уже не работают.

Светлана Фокина даст четкий алгоритм ведения переговоров B2B и поделится эффективными инструментами для успешных переговоров, основанных на 15-летнем опыте автора. Подробная информация по тел. 044 494 25 04.

Светлана Фокина – квалифицированный переговорщик, международный бизнес-консультант (WIFI, IBAM, IEDC, ICFM). Обладает большим практическим опытом ведения переговоров на различных уровнях в разных странах мира. Имеет международные звания и награды: в 2010 г. в Лондоне получила диплом о присвоении звания «Лучший преподаватель-тренер 2010 г.» от генерального директора ICB/ИСФМ, члена Совета по профессиональным знаниям, ICB Великобритании, Гарри Картера; в 2014 г. была награждена «За развитие менеджмента» в Лондоне в Министерстве иностранных дел Великобритании.

Биогаз – кому это не выгодно

На сегодняшний день каменный уголь и природный газ – основные энергоресурсы в Украине, но, учитывая прекращение поставок из России и нестабильную обстановку на востоке, страна находится на грани энергетического коллапса. Именно поэтому сейчас обеспечение энергетической безопасности страны – приоритетная задача правительства как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе.

В Украине существует скрытый потенциал выработки собственного энергоресурса из продуктов жизнедеятельности животных. Учитывая текущее поголовье скота и птицы, возможности производства биометана как прямого заменителя природного газа, составляют более 9 млрд. м3 в год, или 20% от текущего потребления газа. Если к этому добавить возможность получения биогаза из илистого осадка канализационных стоков, то можно задуматься уже об экспортных поставках голубого топлива. Благо источников сырья для биогазовых установок предостаточно.

Самые высокие «зеленые тарифы»

К сожалению, наличие «зеленых тарифов» заметно вредит развитию данного направления. За их счет происходит процесс внедрения неэффективных технологий, которые остались бы нерентабельными, если бы не вмешивалось государство. Тем не менее платить за «зеленый тариф» кому-то необходимо, и этот груз ложится бременем на предприятия, поскольку, учитывая тарифную политику реализации газа, население платит в 5-6 раз меньше. В случае же с электроэнергией предприятия платят только в 3-4 раза больше населения, за использование энергии солнца придется потратить от 5,3 до 7,3 грн. за кВт/ч, а вот ветер, биомасса и гидро­энергия обойдутся дешевле – порядка 1,8 грн. за кВт/ч.

Размер «зеленого тарифа» в Украине рассчитывается путем умножения розничного тарифа для потребителей-юридических лиц на коэффициент «зеленого тарифа», который индивидуально установлен для каждого из четырех основных видов альтернативной энергии: ветра, солнца, воды и биомассы.

Стоит отметить, что установленные в Украине «зеленые тарифы» на произведенные киловатт-часы – практически самые высокие в мире. Сегодня, как это ни прискорбно признавать, такие тарифы стали каналом обогащения чиновников за счет альтернативной энергетики. Именно поэтому, пока существует «зеленый тариф», внедрение эффективных технологий не будет выгодным ни для потребителей, ни для производителей альтернативной электроэнергии. А повышение ренты на полезные ископаемые приведет лишь к очередному росту цен на энергоносители.

Существуют также попытки стимулировать перевод котельных на доступные источники отечественного происхождения, например, электричество или топливные гранулы из продуктов деревообработки либо отходов сельскохозяйственного производства (солома, лузга подсолнуха).

Однако нужно учитывать, что данный процесс потребует значительных капитальных затрат, которые смогут окупиться лишь при условии предоставления тарифных преференций. Также не исключено повышение цен на сырьевую базу, ведь при увеличении спроса на древесные топливные гранулы стремительно нарастить производственные мощности вряд ли удастся.

Побочный продукт

Биогаз – не единственный производимый продукт при использовании биогазовых технологий. Так, из одной тонны входящего сырья можно получить до 850 кг биоземли, пригодной для выращивания сельскохозяйственной продукции. О масштабах такого производства можно судить по огромному количеству отходов, ежедневно вырабатываемых животноводческими фермами и птицефабриками. По приблизительным оценкам, в год можно получать до 120 млн. тонн биоземли – без сорняков и патогенной микрофлоры. Этого количества достаточно для рекультивации около 2400 км2 пустынных участков земли, что сопоставимо с общей площадью шести самых больших городов Украины. Таким образом, за 5-6 лет вполне реально облагородить территорию, равную площади Катара.

Следует отметить, что отрасль производства биогумуса при помощи калифорнийских дождевых червей намного уступает по своей продуктивности и уровню риска. Как бы то ни было, черви – живые существа, которые подвержены внешнему температурному влиянию, а также воздействию на них других живых организмов в рамках пищевой цепи. Поэтому производство биогумуса влечет дополнительные расходы и риски.

«Прямое» производство биоземли из отходов жизнедеятельности животных, во-первых, избавляет производителей от вышеупомянутых рисков, а во-вторых, дает на выходе более качественный продукт. Ко всему прочему, такая земля будет «работать» не менее 5 лет без дополнительного внесения удобрений.

Невыгодная перспектива

Сегодня производство биогаза – один из перспективных источников возобновляемой энергии. Уже сейчас можно выделить по крайне мере 5 его преимуществ, которые невозможно оспорить.

 Доступность  Сырье, используемое для производства биогаза, – не только дешевое, но и повсеместно доступное.

 Безотходное производство  Биогазовая установка дает ответ на волнующий многих вопрос об утилизации отходов жизнедеятельности. Что является существенным для решения проблем экологии.

 Уменьшение парникового эффекта  Контролируемое производство биогаза позволяет предотвратить выбросы метана и аммиака в атмосферу, которые оказывают влияние на парниковый эффект в 21 раз более сильное, чем углекислый газ.

 Энергетически незатратная технология  Биогазовая установка – это производственная система, которая функционирует, практически не потребляя энергию для собственных нужд.

 Создание полезных побочных продуктов  Биогазовая технология позволяет беспрерывно (спустя 2 недели после своего запуска) получать биоземлю с высоким содержанием гуминовых кислот и соответствующим балансом минералов и микроэлементов.

Внедрение передовых технологий в данной области и ее развитие позволит не только решить экологическую проблему, но и повысить энергетическую безопасность страны и, как результат, наладить производство стратегического ресурса. Но сегодня остро стоит вопрос: кому это не выгодно?

Как это работает

Измельченные продукты жизнедеятельности скота или птицы подаются в емкость для подготовки сырья. Там влажность и температуру доводят до необходимых значений, и сырье подают в систему реакторов. В реакторах поддерживается заданные давление, температура и кислотно-щелочной баланс. Полученная масса периодически перемешивается, а выделяемый биогаз, проходя через газовую систему, очищается от влаги и посторонних примесей и попадает в газгольдер (специальный резервуар для хранения газообразных веществ). Далее биогаз можно использовать для выработки электричества и тепла на месте, заправки газовых баллонов или закачки в газотранспортную систему.

Только из одной тонны птичьего помета в биогазовой установке можно получить до 70 м3 биогаза с 50-70% содержанием метана. Такой газ после очистки можно использовать взамен природного.