Как будет работать система электронного администрирования НДС

Подробно о том, как будет функционировать анонсированный механизм, рассказывает директор департамента методологической работы по вопросам налого­обложения Государственной фискальной службы Украины Неля Привалова.

Как будет осуществляться регистрация налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных?

Налоговые накладные в Едином реестре регистрируются в течение 15 календарных дней с момента составления. Регистрации подлежат все без исключения налоговые накладные, составленные налогоплательщиком. Заполняться они, как и декларации по НДС, будут в электронном виде.

Для регистрации налоговых накладных налогоплательщик должен иметь достаточную сумму налогового кредита, подтвержденную зарегистрированными в реестре налоговыми накладными или уплатой НДС при импорте товаров. При недостаточности суммы кредита плательщик должен собственными средствами пополнить счет в системе электронного администрирования налога. Зарегистрированные налоговые накладные будут предоставлять право на налоговый кредит, а на основании налоговой декларации (в соответствии с указанной в ней суммой) либо налог будет перечисляться в бюджет со счета системы электронного администрирования, либо, наоборот, НДС будет возмещаться из бюджета на текущий счет.

Планируется ли упрощение отчетности по НДС?

Да, планируется отмена реестра выданных и полученных налоговых накладных, копии которых сейчас плательщики предоставляют вместе с декларациями по НДС. Кроме того, предполагается отмена приложения к декларации по НДС, в котором расшифровываются операции с контрагентами.

Изменились ли критерии для автоматического бюджетного возмещения?

На сегодня отменены критерии по наличию расхождений между налоговым кредитом плательщика и налоговыми обязательствами его контрагентов, по уровню средней заработной платы, по численности работников, состоящих в трудовых отношениях с налогоплательщиком.

Автоматическое возмещение НДС будет осуществляться плательщикам с остаточной балансовой стоимостью, превышающей в двенадцать раз сумму налога, заявленную к возмещению, а также к тем, кто осуществляет операции, к которым применена нулевая ставка (не менее 40% общего объема поставок) и/или вкладывает инвестиции в необоротные активы в размерах не менее 3 млн. грн. в течение последнего года.

Еще одна важная вещь: возмещение будет осуществляться на месяц раньше, чем сейчас.

Что будет с остатком отрицательного значения налога на добавленную стоимость, сложившимся по состоянию на 1 января 2015 года?

Он будет проинвентаризован и возмещен в порядке, действовавшем до 1 января 2015 года, при условии соблюдения законодательства.

Как будет осуществляться расчет суммы налога на добавленную стоимость, на которую составляется налоговая накладная?

Он будет проходить в автоматическом режиме исходя из утвержденной формулы (Сумма полученных налоговых накладных + Сумма НДС, уплаченная при импорте + Сумма средств на счете в системе электронного администрирования – Сумма возмещения из бюджета – Сумма расхождений по налоговым обязательствам между данными ЕРНН и декларации). Для этого ежедневно будет осуществляться обмен соответствующими данными.

На какой банк будет возложена данная инициатива?

При Национальном банке будет создан новый банк.

Каков порядок открытия/закрытия счета в системе?

Открытие/закрытие счета будет осуществляться банком бесплатно в автоматическом режиме на основании соответствующих реестров плательщиков, предоставленных Государственной фискальной службой Украины. Плательщики налога к этому процессу привлекаться не будут.

Что происходит при аннулировании регистрации плательщика налога?

Остаток средств на счете системы электронного администрирования НДС автоматически зачисляется в государственный бюджет.

Борьба за своих

Иными словами, такие попытки поднять инновационный потенциал собственной экономики часто оказываются тщетными и играют на руку западным странам. (Интересно, что аналогична ситуация и на корпоративном уровне.)

Сегодня почти 50% университетских изобретателей в США и Швейцарии являются выходцами из развивающихся стран. В то же время из 15 наиболее именитых предпринимателей в возрасте до 55 лет, родившихся в ЮАР (включая соучредителя Tesla, SpaceX и PayPal Элона Маска), лишь двое остались в своей стране. Таковы выводы исследования «Глобальный инновационный индекс-2014: Человеческий фактор в инновациях», проведенного Корнельским университетом (США), бизнес-школой INSEAD (Франция) и Всемирной организацией по защите интеллектуальной собственности.

Выход из замкнутого круга для развивающихся стран, по мнению авторов, – политика по образцу «Пекинского консенсуса», предполагающая баланс между развитием собственного R&D-потенциала и стимулированием имитационных инноваций. Необходимо не только выпускать квалифицированных исследователей и поддерживать исследовательские организации, способные вести оригинальные разработки, но и адаптировать прогрессивные западные технологии для решения локальных задач.

В рамках такой стратегии Китай с начала 1990-х начал инвестировать в национальные R&D втрое больше, чем государства с аналогичным ВВП на душу населения вр оде Аргентины и ЮАР.

Результат – страна создала мощный инновационный потенциал, практически полностью развиваемый коренными китайцами.

В фокусе

реформируют

В модернизации и управлении украинской газотранспортной системой будут принимать участие компании из ЕС и США. Верховная Рада во втором чтении 228 голосами поддержала правительственный законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реформирования системы управления Единой газотранспортной системой Украины». Теперь для управления ГТС будет создана специальная компания, в которой 51% акций будет принадлежать Украине, а 49% – компаниям из ЕС и США. Утверждение списка возможных инвесторов будет проходить в Верховной Раде. Ожидается, что принятый законопроект поможет реформировать НАК «Нафтогаз Украины» и существенно повысить экономическую эффективность нефтегазовой отрасли.

пускают

Украинская мясомолочная продукция получит доступ на рынки Евросоюза. Этому поспособствовал тот факт, что Верховная Рада привела отечественное законодательство в сфере идентификации и регистрации животных в соответствие нормам законодательства ЕС. Благодаря принятому Закону «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации и регистрации животных» должно значительно повыситься качество украинских пищевых продуктов животного происхождения. Документ предусматривает идентификацию всех сельскохозяйственных животных, содержащихся на территории Украины в хозяйствах всех форм собственности, вводит централизованный учет, регистрацию перемещений и забоев сельскохозяйственных животных.

дорожают

Акции американского поисковика Google за 10 лет выросли в цене почти в 13 раз. Об этом свидетельствуют данные американской биржи Nasdaq. Google провел IPO в 2004 году по цене $85 за акцию и привлек тогда $1,2 млрд. Сейчас стоимость акций компании составляет примерно $587 за акцию, рыночная капитализация компании достигает $397 млрд. Google входит в тройку крупнейших компаний мира, уступая лишь Apple и ExxonMobil.

призывают

Мировые бизнес-лидеры призвали к мирному урегулированию конфликта между Украиной и Россией. Общее обращение к своим правительствам и всем вовлеченным сторонам разместили на сайте корпорации Ричарда Брэнсона Virgin Group. Бизнесмены призывают сделать все, чтобы прекратить насилие и предотвратить возведение нового «железного занавеса» между западными странами и Россией, а также предлагают свою помощь по установлению мира. Обращение подписали 16 руководителей российских, украинских и международных компаний, в том числе президент-основатель eBay Джефф Сколл, соучредитель и главный исполнительный директор WhatsApp Ян Кум, генеральный директор Svyaznoy Group Денис Лудковский, основатель EastOne Group Виктор Пинчук и другие.

вводят

НБУ сделал несколько нововведений для украинских банков. В частности, теперь банки обязаны продавать не только часть валютной выручки клиентов, но и собственных поступлений в иностранной валюте. Новые требования затрагивают практически всю валютную выручку, кроме процентов по остаткам средств на корреспондентских счетах, открытых уполномоченными банками в иностранных банках-корреспондентах.

Кроме того, банки обязаны использовать для расчетов с гражданами по стипендиям, заработным платам, пенсиям и другим подобным выплатам отдельные счета. Это новшество НБУ ввел в целях корректного налогообложения процентов по пассивным доходам граждан, так как с 1 августа 2014 года банки самостоятельно перечисляют в госбюджет суммы налога и отчитываются, не раскрывая тайну вкладов. Изменение схемы работы банков связано с новым Законом «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от капитала», по которому вводится единая 15-процентная линейная ставка налого­обложения пассивных доходов физических лиц (сюда относятся и проценты по вкладам) взамен утвержденной ранее прогрессивной шкалы от 15 до 25%.

запрещают

Россия может запретить импорт автомобилей и промышленных товаров из стран, которые ввели против нее санкции за агрессивную политику в отношении Украины. Об этом сообщают источники в правительстве РФ.

Ранее российское правительство уже запретило импорт продовольствия из ЕС, Норвегии, США, Канады и Австралии, но затем существенно смягчило собственный запрет – в частности, из санкционного списка убрали безлактозное молоко, мальков лосося и форели, семенной картофель, лук, гибридную сахарную кукурузу и лук, биологически активные добавки.
Особую обеспокоенность у экспертов вызывают возможные ограничения ввоза лекарств, поскольку сегодня доля зарубежной продукции на российском рынке составляет 77 и 56% (по стоимостному и натуральному объемам) соответственно, причем почти четверть поставляется фармпредприятиями Германии, активно поддержавшей санкции против России.

просят

Российский нефтяной гигант Роснефть просит у правительства докапитализации на $44,5 млрд. из-за санкций США. Президент компании Игорь Сечин отправил в правительство запрос о предоставлении компании финансовой помощи. Острая нехватка столь крупных средств (практически стоимость проведения зимней Олимпиады в Сочи) объясняется необходимостью платить по счетам. Чистый долг компании на конец июня составлял около $44,5 млрд. (1,5 трлн. руб.), но западные банки теперь не могут кредитовать российскую компанию, попавшую в санкционный список.

Впечатляющий долг Роснефти образовался в 2013 году после покупки ТНК-ВР за $54 млрд. Международные банки прокредитовали компанию на сумму $31 млрд.

Объединение духа и материи в воздухе

Основанная в 1933 г. с воздушным флотом, насчитывавшим в то время всего пять самолетов, Turkish Airlines сегодня предоставляет все виды пассажирских и грузовых авиаперевозок на внутренних и международных направлениях. Работу авиакомпании помогают обеспечивать 12 дочерних предприятий, из которых три принадлежат ей полностью, а в остальных Turkish Airlines участвует в качестве партнера-учредителя. В настоящее время 49% ее акций принадлежит государству (которое оказывает ей существенную поддержку) и 51% – частным владельцам. Авиакомпания является членом Star Alliance.

Но всего 10-11 лет назад карта полетов Turkish Airlines не была такой обширной, а структура компании – не такой разветвленной. Ситуацию сумел переломить к лучшему генеральный директор Темель Котиль. Получивший солидное техническое образование в США, Котиль начал свою карьеру в Turkish Technic, одном из дочерних подразделений Turkish Airlines в 2003 г. в качестве заместителя генерального директора. А два года спустя возглавил авиакомпанию, и под его руководством она в корне изменила принципы работы, включив философию, ориентированную на удовлетворение потребностей пассажиров, во все виды своей деятельности. Она применяется в подразделениях авиакомпании, расположенных в аэропортах имени Ататюрка и Сабиха Гекчен в Стамбуле. 

Финансовые предпосылки для расширения

Минувший финансовый год выдался для Turkish Airlines удачным. Компании удалось увеличить пассажиропоток на 23,6% и перевезти в общей сложности 48,3 млн. человек, причем на внутренних маршрутах их численность увеличилась на 26,1%, а на международных – на 21,9%. По данным Ассоциации европейских авиакомпаний (AEA), рыночная доля Turkish Airlines достигла 12,8%, а сама компания обеспечила себе второе место по показателю пассажирских перевозок среди европейских авиаперевозчиков.

По сравнению с 2012 г. доходы от продаж экономкласса в 2013-м выросли на 16%, бизнес-класса – на 29,5%. В структуре совокупных доходов за прошлый год доходы от пассажирских перевозок составили 89%, а от грузоперевозок – 8,7%. Перевозки грузов и почтовой корреспонденции росли параллельно с увеличением пассажирских, показав прирост на 20,1% (до 565 тыс. т).

Маршрутная сеть Turkish Airlines географически хорошо диверсифицирована. В 2013 г. авиакомпания расширялась по направлениям, в первую очередь осваивая Южную Америку и Австралию. При этом отношение численности персонала к показателю ASK (километр доступного сиденья, available seat kilometer) в прошлом году снизилось на 4,9%, поэтому удельные затраты оставались неизменными по сравнению с предыдущим периодом.

С оглядкой на конкурентов

Между тем и конкуренты Turkish Airlines – прежде всего турецкие лоу-костеры (Pegasus, Onur Air, Atlas Jet и IzAir) – не бездействовали. Все эти бюджетные авиакомпании обслуживают внутренние турецкие авиарейсы, а в некоторых случаях и зарубежные направления, находящиеся в непосредственной близости от Турции. 

Особо негативно сказалась конкуренция с Pegasus в аэропорту Сабиха Гекчен. Хотя доходы Turkish Airlines по итогам I квартала текущего года и выросли до 5,13 млрд. турецких лир (с 3,59 млрд. лир за тот же период годом ранее), что на 43% больше, авиакомпании все же пришлось зафиксировать чистый убыток в размере 226,3 млн. лир ($110 млн.). Впрочем, по утверждению топ-менеджмента Turkish Airlines, финансовый результат за I квартал соответствовал их бюджетным ожиданиям и был вызван в основном сезонными факторами и колебаниями валютных курсов. 

Персонал и техника

В Turkish Airlines, безусловно, отдают себе отчет в том, какое влияние оказывают на их деятельность конкуренты. Вместе с тем здесь настроены играть в долгую и использовать уже достигнутые конкурентные преимущества, в первую очередь в части возможностей наращивания материально-технической базы. 

В рамках планов роста авиакомпания недавно заключила две большие сделки по приобретению 252 самолетов; одну с Airbus – на покупку 137 единиц, включая опционы (117 узкофюзеляжных A320 самолетов семейств CEO и NEO со сроком поставки до 2020 г., а также 20 широкофюзеляжных A330-300), и вторую – с Boeing на 115 единиц, включая опционы (из них 95 лайнеров B737 NG и самолетов семейства MAX плюс 20 широкофюзеляжных B777-300ER также со сроком поставки до 2020 г.).

Всего к концу 2020 г. во флоте Turkish Airlines будет насчитываться 427 самолетов (вместе с грузовыми). Средний возраст воздушного флота авиакомпании, в настоящее время составляющий шесть-семь лет, снизится до пяти.

В то время как другие авиакомпании сокращали или откладывали инвестиции в операционную деятельность и тренинги из-за глобального экономического кризиса, Turkish Airlines приобретала тренажеры и учебные самолеты для своей летной академии и центра подготовки летного персонала, а также увеличила время обучения в целях повышения уровня летной подготовки. 

Летная академия ведет профессиональную авиаподготовку с 1982 г., и является сегодня, пожалуй, главным учебным авиацентром в Турции. Она расположена на площади в 8,6 тыс. кв. м, имеет 36 учебных и два тренажерных класса. Одновременно в академии могут обучаться до 800 человек. Преподают 46 инструкторов – экспертов в своих областях, которые проводят в год около 2 тыс. курсов и семинаров. В 2011 г. академия стала региональным стратегическим партнером IATA. В 2013-м она получила статус сертифицированной учебной школы IATA. В соответствии с соглашением, подписанным с IATA, академия вправе предоставлять обучение в любой точке мира. 

Центр подготовки летного персонала Turkish Airlines открыт с 1994 г. В то время в нем был лишь один авиатренажер. Сегодня центр располагает полноценными тренажерами всех моделей самолетов, использующихся авиакомпанией. Он соответствует всем необходимым отраслевым стандартам и отвечает за подготовку всего летного и бортового персонала компании. 

В течение 2013 г. подготовку прошли 5777 человек из летного состава Turkish Airlines, в том числе 1143 пилота. В дополнение к этому 30 авиакомпаний мира воспользовались услугами учебного центра для подготовки своих сотрудников.

Бортовой сервис

Обеспечивать комфорт пассажиров помогает совместное предприятие кейтеринговой компании DO & CO и Turkish Airlines, работающее с 2007 г. Помимо этого, турецкая DO & CO самостоятельно предоставляет свои услуги около 60 авиакомпаниям в самой Турции и за ее пределами, сервируя порядка 35 млн. блюд в год. Благодаря партнерству с Turkish Airlines эта кейтеринговая компания сейчас контролирует примерно 70% рынка питания на борту самолетов в Турции.

С момента введения новой концепции питания в 2007 г. (но не только благодаря этому!) компанией DO & CO общий уровень удовлетворенности пассажиров Turkish Airline вырос с 49 до 98%. Программа «Летающие повара», действующая на всех дальних маршрутах авиакомпании с 2010 г., также получила признание пассажиров. По результатам опроса, проведенного в 2010 г. Skytrax, служба питания, представляемая в экономклассе на борту рейсов Turkish Airline, заняла первое место в мире. В аналогичных опросах Skytrax в 2011 и 2012 г. турецкое подразделение DO & CO оказалось на втором месте в мире по всем категориям обслуживания (бизнес-, премиум- и экономкласс).

Что говорят некоторые отраслевые рейтинги

В январе 2014 г. американский журнал Business Traveller составил список лучших в мире авиакомпаний. Оценивались услуги туристического и бизнес-класса. 

  • Лучшая в мире авиакомпания – Singapore Airlines.
  • Лучшая авиакомпания, предлагающая международные рейсы, – Qatar Airways.
  • Лучший I класс – Singapore Airlines.
  • Лучшая услуга бизнес-класса – Qatar Airways.
  • Лучшая услуга класса Premium Economy – Virgin Atlantic.
  • Лучшая услуга экономкласса – Singapore Airlines.
  • Лучшая развлекательная программа – Etihad Airways.
  • Лучшая услуга зала ожидания в бизнес-классе – Delta Sky Clubs.

Малайзийский перевозчик Firefly назван самой дешевой бюджетной авиакомпанией мира в рейтинге сайта WhichAirline по итогам 2013 г. В среднем ее билет стоил €30. В Европе наиболее доступными признаны турецкие Onur Air – €56, Atlasjet – €62 и Pegasus Airlines – €65.

По чистой цене билета (без учета стоимости провоза багажа) турецкие перевозчики лишь немного опередили Ryanair, чей билет в среднем обходится в €66. Далее следуют Wizzair – 71, Volotea – 81, Air Lithuanica – 81, Vueling – 82, Air One – 86, Germanwings – 86, Blue Air – 87, easyJet – 87, flybe – 88, airBaltic – 98, Norwegian – 104. Однако если в расчет включить стоимость провоза одного места багажа, рейтинг меняется. Турецкие компании сохраняют лидерство (багаж у них бесплатен), но крупнейшие европейские дискаунтеры опускаются в конец первой десятки. 

В общемировом рейтинге без учета багажа лидерство Firefly неоспоримо: билет занявшей второе место VivaAerobus в среднем в полтора раза дороже – €47. C учетом провоза одного места багажа отрыв Firefly еще больше – билет занявшей второе место SpiceJet в среднем стоил €52.

В чем сила, бренд?

Миф 1: главное — лояльность потребителей

Битва между двумя грандами индустрии — Coca-Cola и Pepsi — тянется уже не одно десятилетие. И у одного и у другого бренда есть армия поклонников, которую можно было бы считать абсолютно лояльной, но установленный факт: по данным TNS UK Impulse Panel, в Великобритании 70% потребителей Pepsi регулярно покупают Coca-Cola. Еще факт: сравним два бренда шампуней — Pantene и Fructis (см. таблицу). Статистические данные, полученные в Ehrenberg-Bass Institute, говорят о том, что повторную покупку вышеназванных брендов совершают значительно меньше потребителей, чем каждую предыдущую. Не знаю, как вы, а я не уверен, что успешность бренда всегда зависит от лояльности к нему потребителя.

Миф 1-2.0: успешный бренд цепляет потребителей

Приведу один любопытный факт. В сети Facebook, которая (по крайней мере на Западе) может служить показателем общественного мнения, среди всех пользователей упоминания тех или иных успешных брендов составляют лишь 1,4% от общего количества постов. И это включая рекламу! На май 2012 года число фанатов того или иного бренда, обсуждающих его в этой сети, — 0,5%. Эти цифры малы, однако возьмите их себе на заметку.

Миф 2: все дело в человеческой любви. Потребители заботятся о бренде

Часто можно услышать расхожую фразу: «Бренду нужно вызывать у потребителя правильные чувства, чтобы тот влюбился в продукт, а ключ к этому — хороший дизайн». Некоторые компании пытаются строить на этом брендинг. Каждый раз в пример приводится компания Apple. А ведь, кроме дизайна, она дает своим потребителям еще целый ряд преимуществ.

Обратимся к статистике Bellman & Rossiter, опубликованной в журнале Advertising Research (сентябрь 2012 года). В сводной таблице в этом издании сравнивается статистика, полученная в результате опроса потребителей бензина, пива, стирального порошка и растворимого кофе. Данные уже сами по себе интересны, их сравнение может стать увлекательным и полезным занятием, но меня интересует вот какой факт: доля позиции «любовь» в перечне причин лояльности к тому или иному продукту — наименьшая. К примеру, при выборе марки бензина и автозаправочной станции она составляет всего 0,5%. Опрос показал, что главное для потребителей то, может ли он доверять бренду. Для бензина доля доверия к бренду составила 59%, на следующих позициях «привязанность» (10%), «совпадение взглядов с брендом» (2%), «дружественность» (1%) и, как мы уже отметили, «любовь» — на последнем месте. Попробуйте самостоятельно сравнить данные для других продуктов.

На самом деле, согласно статистике Ehrenberg-Bass Institute, покупатели машин и компьютеров хотят от бренда в первую очередь «уникальности» — соответственно 66 и 44%. Если копнуть глубже, то мы увидим, что такое преимущество бренда, как «уникальность», является ключевым для большинства товаров. Потребители хотят быть особенными. В равной степени это правило работает для клиентов банков (73%) и супермаркетов (72%). Брендам стоит детально поработать с этой категорией. Но не следует думать, что потребители знают историю бренда или просто интересуются ею. В действительности 80% покупателей не знают ничего или практически ничего о приобретаемом продукте.

Миф 3: чтобы продукт «вырос», его нужно интенсивно продвигать

Главное заблуждение заключается в том, что продукт можно продвинуть на акциях — потом покупатели вернутся и купят его уже без скидки по полной цене. А почему бы потребителю не купить товар конкурента, который просто окажется дешевле?

На самом деле все обстоит следующим образом:

  • первая категория — покупатели на распродаже, являющиеся постоянными клиентами бренда;
  • вторая категория — те, кто покупал товар бренда во время прошлой распродажи;
  • третья категория — те, кто покупает другие бренды, когда у вашего распродажи нет.

Таким образом, большинство клиентов, совершивших покупку во время распродажи, забудут о вашем бренде до тех пор, пока вы не решите устроить распродажу снова. Такова неутешительная статистика.

Возникает вопрос: как же бренду вырасти, в чем его сила?

1. Рост продукта зависит от доли его проникновения на рынок. Чем шире он представлен, тем выше становятся его продажи. Банально, однако от этого никуда не денешься.

2. Лояльность покупателей существенно разделена, и лидер рынка получает непропорционально большую его долю.

3. Большинство потребителей не видят разницы между брендами, для них это просто продукты одной категории.

Сложно дать какой-либо универсальный рецепт, ведь каждый случай индивидуален. Главное — при работе с брендом не стоит забывать несколько простых истин, изложенных выше, и не очень верить мифам.

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ