Шарф дополнит твой образ и придаст ему чарующего шарма

Это решающий аккорд, без которого трудно представить себе зимний look любой уважающей себя девушки. А для наших холодных зим он вообще незаменим.

В этом сезоне дизайнеры решили, что шарф можно надевать не только тогда, когда хочется спрятать шею от холода, но и когда вы отправляетесь на вечерний прием. Шарф советуют носить вместо бижутерии, повязывая на шею.

Самое главное то, что модный женский шарф должен быть ярким аксессуаром, иногда самой заметной деталью в комплекте одежды.

Вязаные шарфы

Для активных женщин, часто бывающих на улице, подойдут вязаные шарфы спицами или крючком. Это обязательный атрибут повседневной моды. Он подчеркнет вашу индивидуальность и отлично защитит от холода. Вязаный шарф представляет собой длинное полотно, связанное крупной вязкой. Такой шарф рекомендуется завязывать вокруг шеи, образовывая хомут, или просто набросить на плечи. Замечательно смотрятся шарфы с бахромой, а так же модные вязаные снуды.

Мех

Качественный меховой шарф выглядит очень красиво и имеет исключительно богатый вид. Женщина, использующая такой модный аксессуар, будет себя чувствовать по королевски. И стоит отметить, что такой шарф не только украсит , но и хорошо согреет.
Можно использовать меховой шарф в виде объемного воротника, надеваемого на плечи, вокруг шеи и через плечо. По особому женственно и модно смотрятся палантины из меха. Их обычно фиксируют при помощи брошки, но можно и завязывать.

Легкие шарфы

Для теплых осенних дней подойдут оригинальные шарфы, которые представляют собой длинный отрез ткани. Их нужно носить перекручивая пару раз вокруг шеи. Этнические мотивы отлично подходят для таких шарфов.
Новшество наступившего сезона – это легкий шарф, который можно закинуть на голову. Это смотрится очень элегантно и эффектно.

Геометрия

Шарфы и платки, как и остальные аксессуары не устояли перед повальным увлечением дизайнеров геометрией. Круги, конусы, квадраты, прямые и кривые линии – все эти геометрические рисунки можно увидеть на шарфах, накидках, палантинах и прочих аксессуарах. Форма их тоже слегка изменилась: теперь принято носить широкие и длинные модели, которые больше напоминают плед, чем шарф. Их накидывают на плечи, перекидывают через одно плечо, заправляют за пояс. В общем, не просто дополняют наряд, а придают ему новый смысл.

Цветовая гамма

Самыми популярными будут шарфы выполненные в фиолетовом, красном, синем, коричневом и черном цвете. Иногда это может быть сочетание нескольких цветов и оттенков.

Носить по особенному

Широкую шаль на манер тоги можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Результат получится неповторимым, а вас будут сравнивать с греческой богиней.

Узкий шелковый шарф можно использовать вместо пояса, а также как дополнение к поясу. Подберите платок в цвет пояса, но не в цвет наряда, и ваш самодельный аксессуар отметят все.

Вечно мерзнущим барышням на заметку: платок, закрывающий плечи, повязывается спереди на бантик или узелок, а широкий шарф окутывает плечи и опускается вниз от локтей.

А при помощи шелкового платка на шее поверх блузки можно дополнить и придать женственности практически любому образу.

Страхование грузоперевозок: бизнесу из-за войны придется платить больше

По данным Нацком­фин­услуг, в первом полугодии 2014 г. объем чистых страховых премий по страхованию грузов и багажа в целом по Украине уменьшился на 29,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В значительной степени на это повлияли такие факторы, как ухудшение экономической ситуации в стране, а также военные действия в зоне АТО. Некоторые клиенты ограничили или прекратили свою деятельность в этих регионах», – рассказывает начальник отдела страхования грузов и ответственности перевозчика Альфа Страхование Александр Адамович. «Этот сегмент страхования остро реагирует на экономическую и политическую ситуацию в стране. Объем собираемых премий зависит от объема перевозимых грузов. Когда снижаются объемы реализации или производства, а также экспорта и импорта, то это влечет за собой определенное снижение привлекаемых премий», – объясняет старший специалист отдела имущественного страхования, партнер страхового брокера BritMark Катерина Шум.

Кроме того, недобор премий вызван и аннексией Крыма. «Законодательно была ограничена работа страховщиков в Крыму, тем самым ряд портов, терминалов и предприятий выпали из сферы действия украинских и западных страховщиков, что, естественно, повлекло за собой недобор запланированных премий», – говорит директор управления имущественного страхования PZU Украина Владимир Васылык. По его словам, небольшие перевозчики из этих регионов отказались от сотрудничества со страховыми компаниями, в то же время большая часть крупных перевозчиков, осуществляющих свою деятельность в Украине, перерегистрировались или перенесли свои штаб-квартиры в другие регионы страны, продолжая страховать свои риски.

Премии растут за счет инфляции

Однако некоторым фирмам все же удалось нарастить объемы премий. Например, двадцати крупнейшим компаниям, по данным Insurance Top, удалось увеличить объем премий на 11,5% – до 147,6 млн. грн. Лидерами в этом направлении являются страховые компании Альянс (27,3 млн. грн., +5,2%), Арсенал страхование (19,1 млн. грн., +7,5%), Стройполис (17,2 млн. грн., +5,9%), ИНГО Украина (15,2 млн. грн., +110%), Allianz Украина (13,1 млн. грн., +2,4%). «За январь-август в нашей компании объем собранных премий по страхованию грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 11%. Однако количество застрахованных перевозок уменьшилось при том, что существующих клиентов мы не теряли. Премии растут за счет инфляции», – рассказал начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК Allianz Украина Александр Яременко.

«Как и раньше, мы страхуем риски в страховых компаниях с иностранным, западноевропейским, капиталом – это основное требование наших акционеров. В текущем году страховщика мы не меняли: нас устраивают партнеры, с которыми мы сотрудничаем уже не первый год. Наши партнеры и, скажем так, коллеги по цеху, пересмотрели свою политику в выборе страховщика. Многие из них отказались от сотрудничества со страховщиками с российским капиталом, а также от работы с некоторыми отечественными компаниями», – рассказал менеджер одной из логистических компаний с иностранным капиталом, работающей в Украине.

Традиционно при страховании грузов наиболее часто применяемыми являются условия страхования груза от всех рисков. Исключения составляют, например, направленные на наступление страхового случая умышленные действия лиц, заинтересованных в сохранности груза, естественная убыль, недостаточность или непригодность упаковки, а также непригодность судна или его неисправное состояние. При этом часть указанных рисков перевозчики могут застраховать дополнительно. Наиболее популярными рисками до недавнего времени являлись кража и другие противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, остановка рефрижераторного или изотермического оборудования, что актуально при перевозке грузов, требующих строгого соблюдения температурного режима, кроме того, могут быть застрахованы военные риски и риски забастовок.

Нельзя застраховаться от войны

«Стандартные риски остались прежними: «ответственность за все риски» (ICC «A»), «ответственность за частную аварию» (ICC «B») и «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (ICC «C»). Стандартными условиями договора страхования являются исключения военных рисков и рисков, связанных с забастовками и террористическими актами», – перечисляет Александр Адамович. Однако, по словам Катерины Шум, договоры, предусматривающие сокращенный набор рисков, порядка пяти лет практически не используются в Украине. «Страховщики как работали, так и работают на основании правил и оговорок, применяемых Лондонским институтом риска (Ллойдом). Из наиболее характерных и часто наступающих рисков можно отметить ДТП, кражу, несоблюдение температурного режима при перевозке», – уточняет Владимир Васылык.

Впрочем, в этом году существенно вырос спрос на страхование от военных действий. «Некоторые клиенты обращаются с просьбой застраховать грузы от военных рисков и террористических актов. При этом мы идем им навстречу, соглашаясь сотрудничать при условии, что клиенты организуют процесс логистики таким образом, чтобы перевозка грузов не проходила по территории военных действий», – объясняет Александр Адамович.

Однако брать на себя эти риски страховщики не спешат. «Зону АТО и территории, подконтрольные боевикам, брать на страхование мы перестали в принципе. И номенклатура груза не имеет значения. В первую очередь это связанно с тем, что физически мы не можем корректно урегулировать возможные убытки, узнать причины и правильно оценить ущерб при страховом случае. Также отсутствует возможность осуществить другие действия, утвержденные и разрешенные законодательством Украины», – рассказывает Владимир Васылык. Западные перестраховщики оценивают теперь всю Украину как территорию повышенной зоны риска в плане войны, терроризма и прочей политической нестабильности. Поэтому они перестали поддерживать страховщиков в этом покрытии. А самостоятельно принять на себя все эти риски украинские страховщики не могут.

«Пару месяцев назад из десяти страховых компаний нам удавалось найти одну, согласную дать покрытие перевозки грузов по всей Украине. На сегодняшний день уже все страховые компании из числа наших партнеров в предоставляемых условиях оговаривают, что перевозки по Донецкой, Луганской областям и Крыму не берутся на страхование, – рассказывает Катерина Шум. – Недавно был забавный случай: ко мне обратилась компания-резидент Казахстана с просьбой застраховать их грузоперевозки, идущие транзитом через Украину. В принципе, это возможно, но достаточно хлопотно для обеих сторон – платежи в валюте, документооборот. Поэтому появился закономерный вопрос: с чем связана необходимость оформления страховки непременно в Украине? Оказалось, что в Казахстане можно приобрести страховку, но перевозки не будут застрахованы от военных действий на территориях, через которые они перевозятся. Почему-то понадеялись, что в самой Украине это страхуется. Но, увы».

Повышение тарифов не компенсирует риски

Страховой тариф при страховании грузов зависит от самого перевозимого груза и условий перевозки: дальности маршрута, вида транспортного средства, упаковки груза и компании-перевозчика. Страховая сумма, как правило, равна 100%-й стоимости груза согласно транспортным и товаросопроводительным документам. Но при международных поставках на базисе Инкотермс CIF или CIP страховая сумма может составлять более 110% от стоимости груза в зависимости от условий контракта на поставку. Обычно тарифы на страхование груза составляют от 0,08 до 0,5% от общей его стоимости.

Большое количество страховщиков пересмотрели свою тарифную политику. «Из-за военных действий на востоке страны ряд перестраховщиков изменили условия перестрахования, в том числе в сторону увеличения тарифов, что соответственно отразилось и на страховых тарифах для конечных клиентов», – говорит А. Адамович. Сейчас минимальный тариф составляет не менее 0,1%. Впрочем, по такому пути идут не все компании. «Тариф составляет очень небольшую фракцию от стоимости страхуемого груза. Настолько небольшую, что даже повышение его в разы не компенсирует повышенные риски в восточных регионах. Поэтому страховщики идут другим путем – определенные области исключаются из покрытия», – объясняет К. Шум. «Насколько я знаю, некоторые страховые компании (даже те, с которыми мы работаем) немного повысили тарифы. Но для нас цены не изменились – мы страхуем очень большие объемы перевозок, причем не только на территории Украины, но и других государств», – рассказали в компании-перевозчике.

Лакомство за миллиард: кому достанется Roshen

Прошло более 100 дней со дня инаугурации президента Петра Порошенко. Столько же времени вся страна в ожидании того, когда, кому и за сколько первое лицо государства продаст свой сладкий бизнес – крупнейшую в Украине кондитерскую корпорацию Roshen. Несмотря на то что президент обещал подписать инвестиционное соглашение с одной из инвесткомпаний сразу после вступления в должность, выбор консультанта по продаже сладких активов был сделан лишь в конце августа. Порошенко отобрал инвестиционную компанию Rothschild. Разбираться с тонкостями ведения бизнеса в Украине им помогут партнеры из украинской инвесткомпании ICU. «Был ли тендер на выбор консультанта – мы не в курсе, вероятно, не было», – рассказывает директор корпоративных финансов и M&A компании EY Александр Романишин.

До недавнего времени совладельцем и главой совета директоров ICU была Валерия Гонтарева, которую по предложению П. Порошенко парламент в июне утвердил на посту главы Национального банка Украины.

Кому, зачем?

«Продажа столь масштабного актива – процесс небыстрый, – говорит генеральный директор консалтинговой компании Pro-Consulting Александр Соколов. – На оформление такой крупной сделки, как продажа Roshen, может уйти не менее года. На сегодня можно говорить лишь о потенциальных покупателях – крупных транснациональных корпорациях». Аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка считает, что время реализации сделки во многом зависит от политического фактора: «При текущем положении вещей, когда фабрики в России и Мариуполе стоят (липецкий актив остановился из-за перепроизводства, мариупольскую фабрику решили закрыть еще в начале года в связи с закрытием российского рынка), сейчас не наилучшее время для продажи. Поэтому, обращая внимание на нежелание соглашаться на существенный дисконт и отсутствие формальных сроков, не стоит ожидать закрытия сделки ранее середины 2015 г».

Возможными покупателями сладкого актива эксперты называли мировых кондитерских гигантов Hershey, Mars, Mondelez, Nestle, Ulker, Lotte. По мнению Е. Романишина, «Lotte – вполне вероятный покупатель, поскольку за их плечами знаковая сделка по покупке казахского Рахата. Так кореец зашел на рынки стран Таможенного союза».

Конкурентом корейской компании в борьбе за Roshen может стать турецкое предприятие Ulker (Yildiz Holding). «Из-за расхождения в стоимости Ulker не смог купить АВК и поэтому, скорее всего, будет дальше соревноваться за сладкие активы в Украине», – допускает Е. Романишин. Составить компанию корейцам и туркам в борьбе за украинскую кондитерскую империю может также американская Hershey. «Они уже бывали в Украине и смотрели ряд крупных активов, но до активной фазы сделок не дошли. Пару лет назад Hershey зашел в Европу, и Roshen может выглядеть для них довольно привлекательными активом, чтобы одним махом покрыть Восточную Европу», – считает директор EY. Интерес со стороны Nestle и Mondelez, уже имеющих активы в Украине, поутих ввиду напряженных российско-украинских отношений.

Однако, несмотря на обилие покупателей, эксперты не исключают того, что П. Порошенко может оставить сладкий бизнес «при себе». А. Соколов допускает, что возможна также продажа актива портфельным инвесторам: «Здесь лучше проходят сделки с публичными компаниями, к которым Roshen не относится. Учитывая текущую экономическую и политическую ситуацию, говорить о потенциально успешном размещении для корпорации пока не приходится». Инвестбанкиры же схожи во мнении, что портфельным инвесторам актив могут «раздать» при условии сохранения за П. Порошенко права обратного выкупа через некоторое время. «Вполне вероятно, что Петр Алексеевич решил застраховаться», – говорит менеджер крупной инвестиционной компании, пожелавший остаться неизвестным. Еще один вариант – продажа компании инвестиционному фонду, который никак не будет связан с Петром Порошенко юридически, но фактически может оказаться в сфере влияния президента. Впрочем, опыт 2005 г., когда П. Порошенко, став секретарем СНБО, создал закрытый недиверсифицированный корпоративный инвестфонд «Прайм Эссетс Кэпитал» и перевел на него свои бизнес-активы, дает право полагать, что Rothschild & Cie Gestion могут выступать лишь прикрытием того, что президент, как и обещал, продал свой бизнес.
«Но весьма вероятно, что сейчас Петр Порошенко максимально заинтересован в реальной сделке и продаже корпорации, поскольку бизнес понес серьезный урон после российского эмбарго», – говорит собеседник издания. Ведь еще в июле 2013 г. Россия ввела запрет на поставки кондитерских изделий корпорации Roshen, мотивируя это наличием в них запрещенных веществ, в частности, бензапирена.

Напомним, 27 ноября 2013 г. компания Lotte Confectionery получила все необходимые согласования с государственными органами и завершила приобретение 76,25% находящихся в обращении акций кондитерской компании Рахат. Оставшиеся акции (23,75%) Lotte выкупала у миноритариев частями в декабре 2013 – январе 2014 г. Сумма сделки, по данным казахских СМИ, составила около $160 млн. По итогам прошлого года прибыль Lotte составила $52,7 млн.

Почем?

Цена президентской корпорации, по оценкам аналитиков, колеблется в пределах $0,9-1,6 млрд. Оценка проводилась исходя из мультипликатора, рассчитанного по финансовым показателям корпорации в предыдущие периоды. По данным подготовленного Candy Industry рейтинга топ-100 кондитерских корпораций мира, выручка Roshen в 2013 г. составила $1 млрд. Четыре крупнейшие корпорации-аналоги, которые сейчас торгуются с мультипликатором EV/S (соотношение стоимости компании к размеру ее выручки) в диапазоне 2,2-3,0х. Среди них Kraft Foods (2,4x), Mondelez (2,2x), Nestle (2,8x) и Hershey Foods (3,0х).«Среднее значение выборки составляет 2,6х, что предполагает нескорректированную стоимость Roshen на уровне $2,6 млрд. Если предположить кумулятивный дисконт за меньший масштаб бизнеса, снижение продаж корпорации в Украине в 2014 г., а также страновые риски на уровне 30%, то стоимость украинской корпорации составит порядка $1,6 млрд.», – говорит И. Дзвинка. Однако эксперты рынка говорят, что более чем миллиард за сладкую империю президента вряд ли кто выложит. Если говорить о самых лакомых активах корпорации, то таким является винницкая фабрика, говорит А. Романишин. По данным EY, предприятие по итогам 2013 г. показало наивысшие продажи ($80,2 млн.) и очень высокий уровень рентабельности (42,5% по EBITDA). Однако оценить каждый актив отдельно довольно сложно – в каждом конкретном случае нужно учитывать ряд субъективных факторов.

Что касается вероятных покупателей, то каждый из них исходя из выручки (данные рейтинга Candy Industry) имеет достаточный запас прочности в виде миллиардных доходов для покупки Roshen. В частности, по данным рейтинга, американская Hershey занимает шестое место в рейтинге при наличии 10 фабрик и продажах на $7 млрд. (прибыль по итогам 2013 г. составила $629 млн.). Турецкая Yildiz Holding (Ulker) на 12-й позиции рейтинга с выручкой $2,5 млрд. (прибыль компании по итогам 2012 г. – $86,2 млн.). 17-е место в рейтинге с выручкой $1,3 млрд. занимает корейская Lotte Confectionery Co.

С оглядкой на Европу

Европейский вектор развития сладкого бизнеса П. Порошенко очевиден. Компания уже представлена в Литве (клайпедская фабрика) и Венгрии (Bonbonetty). Несмотря на то что эти активы не являются крупнейшими, они – стратегические. Благодаря этим объемам одноименный бренд корпорации хорошо известен за пределами Украины. «Европейские фабрики – свидетельство того, что качество продукции Roshen соответствует европейским требованиям, своеобразный знак качества и для украинской продукции», – говорит глава ассоциации Укркондпром Александр Балдынюк. Производственные объекты корпорации, несмотря на локализацию, сертифицированы в соответствии с требованиями международных стандартов качества и безопасности продуктов питания, отметили на заводах компании. «На предприятиях корпорации работает система управления качеством, соответствующая требованиям ISO 9001:2008, и система управления безопасностью пищевых продуктов, соответствующая требованиям стандарта ISO 22000:2005, что подтверждается наличием у каждой из фабрик Roshen сертификатов соответствия» – отмечается на сайте Roshen. Возможная зона свободной торговли с ЕС позволит, по словам А. Балдынюка, нарастить присутствие корпорации на европейских рынках. «Сейчас это крайне необходимо, поскольку проблемы с соседями из Таможенного союза серьезно ударили как по компании, так и по отрасли в целом», – говорит эксперт. По его прогнозам, в среднесрочной перспективе, через 5-7 лет, украинские кондитерские фабрики, в частности и Roshen, смогут наладить экспорт в ЕС в объеме около $400 млн. в год.

Нынешние объемы поставок в Европу, по его словам, составляют $50 млн. в год, а импортирует Украина из Евросоюза сладостей на $100 млн. «При этом, – отмечает Александр Балдынюк, – отвоевать долю в Европе у глобальных производителей будет непросто. ведь рынок кондитерской продукции в Европе перенасыщен».

Разговор по существу. Анатолий Кузьминский, заместитель директора ЛЕГО Украина

Как в последние годы Lego адаптирует продуктовый портфель к изменениям потребительских предпочтений?

Сегодня все производители, ориентированные на детей, стремятся обеспечить интерактивное участие ребенка в игре или обратную связь с игрушкой. И хотя для нас кубик остается основой основ, мы не можем игнорировать «цифровой» тренд. Несколько лет мы развиваем направление робототехника (пример – линейка Mindstorms) и выпускаем электронные игры по мотивам наших наборов. Также у Lego есть инструменты, позволяющие через бесплатные мобильные приложения войти в ролевую игру или ввести в электронную игру построенный ребенком объект. С 2015 г. посетители украинских магазинов посредством приложений для смартфонов и планшетов смогут «оживлять» модели из наших каталогов.

Являются ли украинские потребители менее взыскательными, чем западные?

Наши потребители идут нога в ногу с западными. Доли традиционных линеек в нашем портфеле такие же, как в Чехии или Польше. Более того, ассортимент стандартного украинского магазина даже больше, так как в них нам разрешено продавать даже те эксклюзивные наборы, которые в Европе доступны только в нашей собственной рознице. Немного отстаем мы разве что в запуске линеек по мотивам кинофильмов. Например, премьеры «Лего. Фильм» или «Одинокий рейнджер» в Украине прошли тише, чем в Европе или США, не создав волны спроса на одноименные линейки конструкторов.

На какие типы целевой аудитории компания делает все большую ставку?

Целевая аудитория Lego – мальчики от 3 до 16 лет. Мы органически подходим под их склад ума, ведь мальчики больше нацелены на конструирование, тогда как девочки – на ролевую игру. Но в 2012 г. мы исключительно для девочек запустили линейку Lego Friends. Благодаря удачному выбору сюжетов и неимоверной детализации темпы роста продаж Friends оказались выше, чем в среднем по бренду. К тому же мы добавляем все больше женских мини-фигурок в наши традиционные линейки, такие как City, и с этого года начали по лицензии выпускать наборы Disney Princess. Мы понимаем, что никогда не достигнем той доли у девочек, какую мы имеем у мальчиков, даже если в 2-3 раза увеличим продажи Friends. Но это и не является нашей целью.

Какие каналы продвижения продуктов Lego, помимо прямой рекламы, вы используете в Украине?

Мы пользуемся тем же инструментарием, что и наши зарубежные коллеги. В чем отстаем, так это в цифровых технологиях, требующих немалых вложений. Потому, например, украиноязычная версия сайта lego.com появится только через год.

В Украине мы используем ряд маркетинговых форматов, позволяющих строить лояльную базу. Мы социально активная компания. Например, для детских садов, школ и вузов предлагаем обучающие конструкторы Lego Education. Также в Украине мы создали уникальную для Европы сеть технических студий «Винахiдник» для детей от 3 до 16 лет. Эти клубы (всего их 12, пять из них в Киеве) предоставляют образовательные программы с использованием всего ассортимента Lego. С 2012 г. мы проводим Всеукраинский фестиваль робототехники Robotica, включающий, помимо прочего, международные соревнования по конструированию и архитектурные конкурсы для 35 школ Украины. Robotica при бюджете в $100 тыс. за два дня собирает 50-60 тыс. посетителей. Плюс в течение года мы организовываем сотни «Веселых строительств», в рамках которых посетителям ТРЦ предлагается сконструировать масштабные объекты.

Также с весны 2014 г. на украинском ТВ мы активно продвигаем собственный анимационный контент. Мультсериалы по мотивам линеек Friends, City, Ninjago, Chima и др. ? хороший мотиватор для покупки.

Как для вас изменилось соотношение возможностей и рисков работы в Украине с начала 2014 г.?

В условиях нынешнего кризиса у нас возникли прямые финансовые риски, так как существуют отсрочки платежа и довольно большое количество товара, находящегося в Украине, еще не оплачено. Нам пришлось перевести конечных потребителей (магазины) в Крыму и восточных областях на предоплату, а в июле – несколько скорректировать цены. Однако закрывать бизнес в Украине мы не планируем. По итогам 2013 г. наши объемы розничных продаж составили 250 млн. грн., а темпы роста исчислялись двузначным числом.

Рынок первичного жилья и кризис. Что будет?

Новостройки – мечта многих украинцев. Безусловно, каждый из нас хочет приобрести долгожданное, укомплектованное и современное жилье с удобной и надежной инфраструктурой. И как показывает практика – приобретает. Несмотря на кризис, по данным компании ARPA Real Estate, в августе 2014 г. в Киеве было зарегистрировано 1,18 тыс. сделок купли-продажи жилья, из них 700 – на первичном рынке. Однако в реалиях антитеррористической операции, проводимой в восточных регионах страны, застройщики переживают тяжелый кризис, во время которого каждый клиент на вес золота. Иначе говоря, сегодня рынок первичной недвижимости вернулся в 2008-2009 годы одного из самых тяжелых экономических кризисов.

Остались лучшие

В свое время экономический кризис 2008-2009 годов сыграл на руку покупателям. Став своеобразным фильтром, он устранил многие «темные» компании. Благодаря этому в условиях существующей ситуации в стране, отягощенной необъявленной войной, позиции большинства застройщиков и подрядчиков оказались достаточно устойчивыми. Кроме того, кризис прошлых лет избавил потенциальных покупателей от таких неожиданностей, как замороженное строительство, соответственно позиции застройщиков продолжают только укрепляться. Однако сегодня они выживают, стремясь завершить хотя бы те дома, в которых квартиры уже начали продаваться.
Особенно остро ощущают указанные проблемы застройщики, использующие заемные средства, так как большинство из них брали кредиты в долларах и теперь не могут их вернуть. По словам Дмитрия Шости, руководителя отдела продаж жилого комплекса Park Stone, многие крупные девелоперы даже после кризиса 2008-2009 гг. брали в украинских и западных банках валютные займы, поскольку намеревались сэкономить на процентной ставке. Однако в отличие от вторичного рынка, где хозяин сам себе диктует правила и может в любое время отложить продажу, компания-застройщик должна в любом случае реализовать новые квартиры, иначе это повлечет за собой финансовые убытки. Для примера: за шесть месяцев работы девелоперской компании ТММ ее убытки составили $12,6 млн., что практически вдвое больше по сравнению с 2013 годом.

Главная причина – большая финансовая нагрузка на компанию и резкая девальвация национальной валюты. «В первом полугодии компания смогла реструктуризировать долг, продлив срок погашения кредита в размере $28,6 млн. с 2014 г. на 2015-2017 гг., а срок выплаты процентов в размере $8,4 млн. перенести с текущего на следующий год», – комментирует ситуацию Лариса Чивурина, финансовый директор ТММ.

«Стройки будут останавливаться», – прогнозирует Игорь Лысов, почетный президент девелоперской компании Лико-Холдинг. Так, ссылаясь на мнение Александра Попова, директора проектной группы Архиматика, более 5% строительств в ближайшее время могут быть заморожены.

Также не стоит забывать, что сейчас происходит перефокусировка интересов девелоперов в столицу. Те, кто ранее строился в восточных регионах, теперь вынужден присматриваться к Киеву и его сателлитам, внедряясь в непривычную среду с жесткой и временами убийственной для них конкуренцией.

Идеальная иллюзия

Ощущая дальнейшее увеличение курса валюты, многие украинцы поспешили вложить деньги в недвижимость, которая на сегодняшний день остается одним из наиболее надежных инвестиционных инструментов, позволяя как минимум сохранить сбережения в условиях инфляции и девальвации гривни. Как результат – продажи квартир в новостройках показали положительную динамику: в марте текущего года – 400 реализованных объектов, в мае – 680, в июле – 870. Но уже в августе при скачке курса эти показатели сократились на более чем 20% (в Киеве продана 621 квартира в недостроенных домах). Тем не менее, по оценкам экспертов, до конца 2014 года основные рыночные тренды сохранятся – одно-двух-комнатные квартиры эконом- и комфорт-класса будут все так же пользоваться спросом.

Однако в условиях войны, углублении экономического кризиса и девальвации гривни риски инвесторов и строителей растут, результатом чего становится увеличение цен на недвижимость в национальной валюте. Так, из-за роста курса доллара увеличилась стоимость материалов, комплектующих и топлива, что ведет к повышению себестоимости квадратного метра жилья. Поэтому за последние несколько месяцев застройщики были вынуждены поднять цены на жилую недвижимость на 15-20%. К примеру, в конце августа компания Укрбуд сообщила о поднятии цен на своих объектах. «Стоимость квадратного метра на некоторых комплексах была повышена на 5-7%. При девальвации подобное повышение – вынужденная мера. Оно, кстати, не такое стремительное, как падение курса национальной валюты и повышение стоимости на стройматериалы и топливо», – прокомментировала данную ситуацию Оксана Голобородько, начальник департамента продажи корпорации Укрбуд.

И даже снижение стоимости в долларовом эквиваленте – это лишь иллюзия, ведь подобные скидки все равно сталкивают нас с жестокой реальностью – в пересчете на национальную валюту стоимость все равно выше ожидаемой.

Спрос порождает предложение

Сегодня цены на жилье в зависимости от региона Украины могут в разы отличаться. Если в Киеве цена за квадратный метр составляет, к примеру, $2 тыс., то в Одессе такое же жилье можно приобрести за $1,2 тыс., а в Харькове – за $1 тыс., не говоря уже о регионах, находящихся в зоне АТО. Таким образом, несмотря на текущую ситуацию, столичные застройщики не торопятся снижать цены, понимая, что спрос все равно будет. Не стоит забывать, что именно Киев контролирует основные финансовые потоки страны, которые перераспределяются в столице, от чего цены на жилье здесь всегда будут выше, чем в регионах.

Война. Кредиты. Выгодные цены

Невзирая на переизбыток рекламы, обещающей выгодные условия и неимоверно низкие цены, реально очень недорого можно купить квартиру разве что в зоне АТО. Так, по данным консалтинговой компании SV Development, однокомнатную квартиру в Луганске можно приобрести за $10 тыс., в Донецке – за $10-15 тыс. При этом остается большая проблема непогашенных кредитов. По оценкам Международной федерации недвижимости, только в Донецке, Луганске и Горловке порядка 100 тыс. семей сегодня не в состоянии оплатить свои обязательства перед финансовыми структурами.

Не секрет, что ипотечное кредитование в стране практически сошло на нет. Так, доля ипотеки в общем объеме сделок на первичном рынке столицы за восемь месяцев 2014 г. не превышает 2%. И эта тенденция будет только возрастать, прогнозируют в консалтинговой компании City Development Solution, ведь проценты по таким займам только увеличиваются.

Новые трудности

Но, как говорится, беда никогда не приходит одна! Напомним, что с 2006 г. за выдачу разрешений на застройку строительным компаниям отвечает Государственная архитектурно-строительная инспекция (ГАСК). Однако сейчас Украина хочет вернуться к старой системе, когда данный процесс контролировался местными властями. Эта инициатива содержится в законопроекте Кабмина, зарегистрированном в Верховной Раде. Основной аргумент – нежелание застройщиков платить процент на развитие инфраструктуры города. И тут государство якобы бессильно. Согласно же законодательству перед вводом объекта в эксплуатацию компания обязана перечислить в казну 4% средств (при строительстве жилых помещений) от его текущей стоимости. И тут мы сталкиваемся со старым добрым человеческим фактором. С вступлением в силу этого законопроекта чиновники на местах смогут установить свои правила игры. От этого непременно пострадают компании, работающие в разных регионах страны, несмотря на то что документ предполагает активное участие ГАСК, которая будет контролировать работу чиновников и сможет заблокировать любое их решение. Но сможет ли?..

Надежда умирает последней

Стоит заметить, что во втором полугодии 2014 г., несмотря на войну и кризис, застройщики активизировались. Только в Киеве сейчас функционирует около 150 активных строек. Олег Перегинец, управляющий партнер компании Kiev Standard, уверен, что в начале октября многие застройщики начнут снижать цены для того, чтобы увеличить темпы продаж. Девелоперы не теряют надежды, стараясь реализовать свои дорогостоящие проекты.

Предположительно, что ближайшее время станет звездным часом для региональных застройщиков в результате повышения спроса на первичную недвижимость в городах-спутниках Киева. Ведь, как уже упоминалось ранее, стоимость земли и строительных работ там ниже, чем в столице и крупных городах. Это позволяет девелоперам строить качественные дома по конкурентным ценам. В то же время географическая близость к Киеву делает такие объекты еще более привлекательными для жизни.

Nota bene

Вопреки всему жилье продолжает строиться и продаваться. Так, если говорить о Киеве, только с января по август 2014 г. рынок первичной недвижимости пополнился 23 новыми проектами (более 6,5 тыс. квартир). Пребывая в достаточно подвешенном состоянии, застройщики борются за каждого покупателя, предлагая привлекательные программы лояльности, скидки и заманчивые предложения. Ведь жилье нужно реализовать, иначе это чревато колоссальными убытками.

Однако доллар растет и квартиры дорожают. По данным City Development Solutions, в течение последних двух месяцев практически все девелоперы постепенно повышали гривневые цены во всех сегментах рынка первичного жилья. Как итог, в начале сентября текущего года прирост средних цен за июль-август составил: элитное жилье – 10,9%, бизнес-класса – 6,1%, комфорт-класса – 11,8%, экономкласса – 12,5%.

Само собой, дальнейшее падение гривни, а также последующий рост цен на топливо и строительные материалы могут привести к еще большему подорожанию жилья на первичном рынке. При этом средняя заработная плата в Киеве составляет порядка 4,3 тыс. грн. (после вычета налогов), или около €250. А это означает, что средний доход семьи из двух работающих человек – всего в €500 в месяц.

Великая украинская стена – новый заказчик

Грандиозный и уже успевший наделать шуму проект «Стена» предполагает строительство инженерных сооружений с железобетонными укреплениями, датчиками движения, наблюдательными вышками и камерами по всей украинско-российской границе. Напомним, что протяженность сухопутной границы – 1974 км. По предварительным оценкам Игоря Коломойского, данный проект обойдется Украине в €100 млн. Возникает вопрос: насколько реальна эта цифра, учитывая такую протяженность? Абсолютно нереальна. И тут главное не общая стоимость затрат на технику, будь-то датчики движения или камеры, а долгоиграющие инвестиции в данный проект. Одно только обслуживание «Стены» подразумевает как минимум 25-30 человек на 50 км (одна смена), каждый из которых должен быть профессионально подготовлен и иметь специальное образование, предполагающее понимание работы со сложной техникой и данными. В идеале таких смен будет не менее трех, а это уже 75-90 человек, которым нужно платить достойную зарплату и контролировать эффективность их работы.
Однако в разрезе проекта «Стена» следует рассмотреть ситуацию на рынке строительных материалов Украины. Основная масса затрат на строительство (не учитывая техническую составляющую: камеры слежения, датчики и проч.) придется на национальный рынок стройматериалов, который сегодня переживает не лучшие времена. Так, в июне 2014 г. объем сбыта стройматериалов на украинском рынке составил 2,75 млн. тонн, что на 3,1% меньше, чем в мае текущего года.

Пока застройщики новостроек замораживают и приостанавливают свои проекты, перекрывая кислород поставщикам, на горизонте появился новый заказчик – Великая украинская стена. Приведем хотя бы один пример – рынок цемента и бетона. За семь месяцев 2014 г. бетона в Украине было произведено чуть более 6 млн. т, что практически на 12,5% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Бетонная стена протяжностью1974 км может решить данную проблему. Только по приблизительным подсчетам, на ее строительство уйдет не менее 5 млн. т. Также обстоят дела и с цементом, производство которого с января по июль 2014 г. составило 5092 тыс. т, на 5,9% меньше, чем в 2013 г.