Данные были опубликованы в пресс-релизе агентства. Это весьма неожиданный пересмотр, если взять во внимание постоянные снижения рейтингов Украины. Кроме того, после просмотра рейтинг Украины в национальной валюте перестал быть спекулятивным, и уже относится к инвестиционному со средним уровнем надежности.
Однако, в агентстве заявили,что повышение рейтинга связано исключительно с изменением критериев, по которым агентство оценивает рейтинги по национальной шкале, а не с улучшением ситуации в стране.
На данный момента суверенный рейтинг Украины находится на преддефолтном уровне "ССС". Такое снижение было сделано агентством еще в феврале, а в июле был только улучшен прогноз до "стабильного".
В сообщении также отмечается, что одобренные правительством меры вступают в действие незамедлительно
Стоит отметить, что Норвегия хоть и не входит в ЕС, однако до сих пор присоединялась ко всем пакетам санкций, которые вводит ЕС в отношении России.
"Действия России в Украине до сих пор дают повод для глубокой озабоченности. Хрупкое перемирие заключено, но Россия не выполнила требований, которые выставило международное сообщество, среди которых немедленный и полный вывод военного имущества и персонала с территории Украины", – заявляет министр иностранных дел Бёрге Бренде.
Об этом рассуждали эксперты рынка на круглом столе «Лоукости в Україні. Як створити умови для дешевих перельотів?»
Лоукостер – это специфическая авиакомпания. Ее идеология – максимальное сокращение расходов. Не экономят они лишь на безопасности. Отсюда и особый принцип установки тарифов: чем больше пассажиров перевозит компания, тем меньше тариф, который она платит за взлет-посадку пассажирского судна и пассажирский сбор в аэропорту. По состояниюна 2012-2013 годы,общее количествопассажировлоукостав Украине – 13%.Для сравнения: у нашихсоседей,в Польше,эта цифра равна 50%.Лидером по лоукост-авиаперевозкам была Латвия– 86%из общего количествапассажирскихмест.
При этом в обществе сложилось убеждение, что лоукост – это всегда дешево, что не всегда соответствует действительности. Действительно, по сравнению с традиционными перевозчиками расходы у лоукостов меньше, но не меньше, чем на 50-70%. То есть, снижение себестоимости – 15-20, максимум 25%. Просто у бюджетных авиакомпаний, как правило, агрессивная маркетинговая политика и гораздо большая дисперсия тарифов.
Нет среднего класса
Сейчас украинский авиарынок падает и к концу года эксперты прогнозируют его падение минимум на 40%. "Стоимость перелета неподъемна для большинства категорий граждан, а потому авиапоток падает. А ведь и классические авиакомпании, и лоукостеры пришли на рынок для того, чтобы получать прибыль, – говорит СергейКоршук,директордепартаментаавиационныхперевозокиаэропортовГосавиаслужбы. – Самым действенным стимулом для роста авиаперевозок будет рост благосостояния. До последнего времени мы наблюдали рост среди и международных, и внутренних перевозок. На рынке перевозок Киев-Донецк можно было наблюдать очень жесткую конкуренцию между перевозчиками. Но это все в прошедшем времени".
Еще одним сдерживающим фактором для роста рынка является двустороннее соглашение между Украиной и странами ЕС. Оно позволяет большому количеству авиакомпаний летать во многие пункты, и это способствует выходу на рынок перевозчиков. Но во многих странах ЕС это соглашение жестко зарегулировано, поэтому другие перевозчики, кроме тех, которые работают там исторически, не могут выходить на эти направления. В первую очередь, это касается Франции; есть много ограничений по Германии. Эта проблема будет решена, как только вступит в силы соглашение о едином авиационном пространстве. Это может стать серьезным стимулом для авиаперевозок между Украиной и ЕС и стимулировать выход новых авиакомпаний.
Свободу региональным аэропортам!
Еще одна проблема развития украинского авиарынка – неразвитость авиационной инфраструктуры. По мнению Александра Юракова,представителя общественногодвижения «Мывместе» и экс-советника министров транспортаУкраины, для привлечения лоукостеров и снижения цены на билеты, Украине надо серьезно заняться развитием региональных аэропортов.
"Ну, во-первых,рынок нужносделатьболееоткрытыми немногодемонополизировать.Мы всезнаем,что всетарифы,которыеустанавливаютсяваэропортах,проходят черезМинтранспортаи черезГосавиаслужбу. Почему мы неможем сегоднявнедритьградациюрегиональныхаэропортовидать праворегиональнымаэропортамсамим устанавливатьэтитарифы? – говорит эксперт. – Ядумаю,те же аэропорты Киеваили Львова моглибы сделатьполитикуболеегибкой.Потому что,если существуетрегиональныйаэропорт,условноговоря,в городеРовно,он не можетконкурироватьпо тарифамс КиевомилиЛьвовом и никогда неперейдет черту в 10 тыс. пассажиров вмесяц.Поэтому,изменяястатусаэропортов, мыможемчастично решить этупроблему.Этотакже поможетрешитьвопросы региональнойавиации".
При этом, госрегуляторам следует внимательно следить за тем, как ведут себя администрации региональных аэропортов. Например, Днепропетровский аэропорт уже неоднократно выдавал разрешение на выполнение полетов авиакомпаниям, а потом внезапно отзывал его "в связи с проведением ремонтных работ на взлетно-посадочной полосе".
"На сколькоязнаю,этафразао ремонтефигурируетв ответах аэропорта Днепропетровскауже8лет, – отмечает Елена Петренко,директор по продажам арабского авиаперевозчикаAir Arabia Ukraine. – Такой же ответ получила после нас и другая арабская авиакомпания. В свое времятуда непускалидругихперевозчиков,дажекрупныхиклассических.Но в 2009году перевозчики наконец туда зашли, сегодня оттуда выполняютрейсыавстрийскиеклассическиеавиалинии,турецкие,"Люфтганза" и,конечно,Днеправиа".
Удешевить топливо
Кроме того, цена билета существенно зависит от стоимоститоплива. Эту проблему отмечают и сами авиаторы. Например, в компании Air Arabia, которая выполняет полеты в 4 города Украины – Киев, Харьков, Одесса и ранее – в Донецк, отмечают, что перелет в Эмираты длится 5 часов, а перелет из Киева в Харьков 1 час 30 минут, но при этом стоимость билета из Киева в ОАЭ в среднем $340-360, стоимость билета из Киева на восток Украины (Харьков, Днепропетровск) – $450.
Поэтому госрегулятору, возможно, следует заняться разработкой каких-нибудь преференций при плате на топливо для региональных и лоукост-авиакомпаний, считает Юраков.
Есть еще и проблема курсовых разниц. На украинском авиарынке все расчеты проводятся, фиксируются в валюте, а билеты продают в гривнах, а просчитать который будет завтра курс – это очень сложно. Поэтому пока в Украине не будет стабильной экономики, иностранным лоукостерам сложно прогнозировать и стоимость билета, и возможность открытия новых маршрутов, а значит, наш рынок для них – наименее интересен в среднесрочной перспективе и договор "об открытом небе" проблему не решит – нужна специальная поддержка своих авиаперевозчиков и тех, кто заходит на украинский рынок.