АВТОПАНОРАМА. Всегда молодой старейший автосалон

Достойный его соперник – Франкфуртский автосалон – проводится по нечетным годам. Но устроители Парижского автосалона утверждают, что большинство автоинноваций появляются именно на их шоу. Преувеличивают? Естественно, но уж чего не занимать Mondial de l’Automobile, так это размаха: в 2014 г. на выставке будет представлено около сотни мировых новинок. Наряду с серийными автомобилями нас ждут концепты от ведущих разработчиков – суперкары и шоу-кары, определяющие ключевые тренды автомобилестроения на ближайшие год-два.

Парижский салон не ограничен лишь презентацией автоновинок. Как и во Франкфурте, здесь будет представлен ассортимент сопутствующих товаров и услуг, начиная от комплектующих и запчастей и заканчивая автострахованием и производителями различных видов топлива. Отдельное знаковое событие автосалона – традиционная экспозиция ретро-автомобилей. В этом году должен состояться юбилейный пятый смотр. Экспонаты для выставки предоставят музеи ведущих мировых автомобильных компаний.

Интересно, что рекорд посещаемости на Парижском автосалоне был установлен в 2010 г. – 1263467 человек. А вот в 2012 г. организаторам не удалось приблизиться к этой цифре. Удастся ли им превзойти самих себя в 2014-м, покажет время. Выставка будет открыта для широкой публики с 4 по 14 октября.

Venga, Sorento и Rio в Париже

Корейская компания KIA на Парижском автосалоне представит один из наиболее популярных автомобилей в своей модельной линейке – обновленный КІА Rio. Кроме того, готовятся премьеры двух новинок: в Европе впервые покажут KIA Sorento третьего поколения и обновленный компактвэн KIA Venga. Все три модели имеют новый усовершенствованный внешний вид и могут похвастаться фирменным грозным «оскалом» решетки радиатора, дизайн которой известен как «нос тигра». Еще КІА Rio получила обновленный передний бампер и противотуманные фары, а новый Sorento позаимствовал ряд дизайнерских решений у концепт-кара образца прошлого года KIA Cross GT. Теперь фары головного света среднеразмерного кроссовера переходят в плоскость передних крыльев, а силуэт машины стал более динамичным за счет приближения к стреловидной форме. KIA Sorento третьего поколения стал шире и длиннее, а посадка его ниже, чем у предшественника. Колесная база также увеличилась, а объем багажного отделения теперь составляет 605 л.

Над обновлением KIA Venga работал франкфуртский дизайн-центр корейского бренда. Автомобиль получил более крупную решетку радиатора, новый передний бампер с интегрированными противотуманными фарами и светодиодными дневными ходовыми огнями. От этого фирменный «тигриный нос» модели стал только выразительнее. Кроме того, на задней части авто горизонтальная хромированная отделка соединяет новые светодиодные фонари.
Обновленные КІА Rio в Европе будут предложены с двигателями объемом 1,2 и 1,4 л, мощностью от 75 до 109 л. с. с механической или автоматической коробкой передач. КІА Venga получит бензиновые 1,4- или 1,6-литровые агрегаты, а также дизель на 1,6 л, а KIA Sorento третьего поколения – бензиновый базовый агрегат объемом 2,4 л и два турбодизельных на 2 и 2,2 л.

«Домашний» дебют обновленного бренда DS

Citron представил новый премиум-бренд DS. Первые модели выпущены еще в 1955 г., но новую жизнь историческая марка получила лишь в 2010-м, когда была выделена компанией в отдельный бренд. С тех пор было продано более 500 тыс. автомобилей DS, среди которых около 120 тыс. в прошлом году. Но дебют на Парижском автосалоне у марки состоится только сейчас.

DS ставит перед собой амбициозную цель – вернуть французский автопром в ряды премиальных автопроизводителей. Чем же марка в этот раз удивит посетителей Парижского автошоу? Уже известно, что будут представлены два концепт-кара: Divine DS и DS 3 Ines de la Fressange, отражающие видение будущего этого премиум-бренда. Первому четырехдверному авто свойственны лаконичные линии, мягкий, но мощный стиль с графическими акцентами. Второй концепт – элегантен, изыскан и современен. Над его дизайном совместно трудились разработчики DS и модный бренд Ines de la Fressange Paris.

Citron и DS обещают оснастить все машины бренда новыми продуктами и технологиями компаний. Например, приложение MyDS Scan, основываясь на визуальных данных, должно облегчить управление автомобилем, а установленное на смартфоне владельца DS приложение Connect Box предоставит всю необходимую информацию об его эксплуатации.  

Оценят ли поклонники премиум-автомобилей новшества от Citron и DS, узнаем об этом уже на днях.

Две мировые премьеры от BMW

«Баварский моторный завод» в этом году порадует своих почитателей рядом новинок, среди которых: кабриолет BMW 2 и среднеразмерный кроссовер класса люкс BMW X6. Также посетителям парижского Mondial de l’Automobile будут представлены четырехцилиндровые дизельные двигатели нового поколения для моделей BMW 5 серии и эксклюзивная версия представительского седана BMW 7 серии Individual Final Edition.

Кабриолет BMW 2 – четырехместный преемник BMW 1. Отличительные особенности модели: более крупный и жесткий кузов, обеспечивающий простор и повышенную управляемость, двигатели нового поколения, инновационные возможности системы BMW ConnectedDrive, позволяющие обновлять данные навигационной системы с помощью интегрированной сим-карты, а также мягкая крыша с улучшенной шумоизоляцией, которая может быть сложена на скорости до 50 км/ч.

Внешность нового X6 компания BMW называет «еще более харизматичной и атлетичной», подчеркивая «качество ходовой, шикарную отделку интерьера и инновационное оснащение». Теперь к базовой комплектации BMW X6 добавлены биксеноновые фары, 19-дюймовые легкосплавные колесные диски, автоматический привод двери багажника, восьмиступенчатая спортивная трансмиссия Steptronic и кожаная отделка салона. Кроме того, за комфорт и безопасность водителя и пассажиров отвечают двухзонный климат-контроль и пакет системы помощи водителю Driving Assistant с технологией BMW ConnectedDrive. Индивидуализировать облик модели можно за счет целого ряда пакетов дополнительного оснащения, а также программы BMWIndividual.

Два кирпича знаний

Чтобы помочь руководителю компании в принятии решения, существуют горы литературы. Однако из всего разно­образия книг особняком стоит русский перевод известного бестселлера «Управленческий учет». Почему именно эта книга обращает на себя столь пристальное внимание – попробуем разложить все по полочкам.

 Авторы  Книгу написали известные специалисты в сфере управленческого учета Рей Гаррисон, Эрик Норин, Питер Брюер. У каждого из них за плечами работа с консалтинговыми компаниями, аудиторскими фирмами. Каждый публикует статьи в специализированных изданиях по управленческому учету.

 Для кого предназначена  Авторы на первой странице своего детища сразу же определили, что книга предназначается для менеджеров внутри компании, направляющих и контролирующих ее деятельность. Соответственно становится понятен круг лиц, на которых рассчитано данное издание: владельцы бизнеса, топ-менеджеры разных уровней, финансисты. Кроме того, учитывая в значительной степени прикладной характер издания, ею должны (именно должны!) пользоваться студенты МВА, бизнес-консультанты, преподаватели бизнес-школ.

 О чем книга  Уже по самому названию понятно, что речь в книге идет об управленческом учете. Классическое определение управленческого учета гласит: это упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для ее управленческого звена. В идеале человеку, управляющему компанией, для принятия эффективных решений и определения путей развития нужна особая информация. Но это только в идеале.

В условиях отечественного ведения бизнеса управленцы очень часто не управляют, а решают возникающие текущие задачи. Поэтому нередко с их стороны и требуется информация не для решения управленческих задач, а просто потушить пожар. А учитывая то, что закон вовсе не обязывает вести управленческий учет (чего не скажешь о финансовом), многие топы просто не делают «лишнюю» работу. А зря.

Эта книга – весьма объемный труд, в котором раскрыто огромное множество разных аспектов управленческого учета. И если окунуться в саму суть материала, то тезисно можно сформулировать несколько главных тем:

  • место управленческого учета в деятельности компании;
  • разработка системы позаказной и попроцессной калькуляции затрат;
  • динамика затрат: анализ, использование, инструментарий управления;
  • затраты в системе АВС, нормативные затраты и сбалансированные показатели;
  • подготовка отчетности по сегментам для анализа деятельности различных центров ответственности и концепции релевантных затрат при принятии решений.

 Структура книги  По своей структуре издание весьма необычно. Это не монотонное чтиво, разбитое подзаголовками, а разноструктурированный контент. Прежде всего, каждая глава – это подбор блоков информации: а) собственно теория; б) примеры из бизнес-практики; в) задачи и их решения, а также аналитические задания; г) обзорные вопросы, обобщающие прочитанный материал. Кроме того, для каждой главы в книге составлен свой глоссарий, что весьма удобно.  

 В чем отличие от других изданий  Поиск в интернете названия «Managerial accounting» («Управленческий учет») показывает, что подобных книг во Всемирной сети – как Донов Педро в Бразилии. Среди результатов будет огромное множество англоязычных изданий, а также книг с аналогичными названиями на испанском, русском, китайском и прочих языках. Однако не все эти книги подойдут отечественному управленцу. И вот почему. Одни издания являются обыкновенными учебниками по управленческому учету, другие раскрывают специфику управленческого учета в определенной стране. А вот переводов всемирно известного бестселлера немного, и только одна из них – абсолютно идентичный перевод (включая иллюстративное оформление), сохраняющий аутентичность англоязычного оригинала. Нетрудно догадаться, что это за книга.

 Статистика  В США «Управленческий учет» Р. Гаррисона, Э. Норина и П. Брюера прочитали более 3 млн. человек. Книга здесь переиздавалась 15 раз. Стоимость новейшего 15-го издания (2014 года) на Amazon.com составляет сегодня $282.

 Вывод  Лучше запастись «кирпичами», чем учить обустройство гидранта.

 Что люди говорят  Автор вступительной статьи Михайло Колиснык, известный отечественный эксперт в сфере финансов, весьма эмоционально высказался о книге: это издание для тех, кто готов принимать самостоятельные решения в этом сложном рыночном мире, где будущие продажи одному Господу Богу известны. А вот читатели по-разному откликаются об издании.

Что нравится.

  • Книга практических рекомендаций: «Именно практики во многих книгах и не хватает, одна теория. А тут – все есть».
  • Авторы излагают все по сути: «Практически нет «воды», есть бизнес-портфели, которые можно применять в рабочих ситуациях».
  • Могут пользоваться даже студенты: «Своего рода библия не только для финансистов, но и для управленцев компаний, собственников бизнеса, даже для студентов МВА».

Что не нравится. То, что сама книга величиной в два кирпича. Подобное отношение к «гроссбухам» неудивительно в век компьютерных технологий. Поэтому для тех, кто боится брать тяжелое в руки, издатель выпустил версию книги на компакт-диске, которая, к слову, прилагается к указанным «двум кирпичам».

Что советуют. Для руководителей предприятий после «Управленческого учета» весьма полезно также прочитать и «Управленческий учет по ТОС», чтобы уметь применять не только классический, но и «альтернативный» подход.

В ожидании 3G

Эпопея с выдачей в Украине лицензий на 3G-интернет длится уже давно. Сейчас она напоминает не столько трагедию или эпическую драму, сколько задорный фарс. Но только действующим лицам этого опуса явно не хватает самоиронии. Пока значительная часть мира, включая наших ближайших соседей, задумывается над внедрением, а то и, засучив рукава, взялась за построение сетей четвертого и более того – пятого поколения, мы топчемся на одном месте. В чем же проблема, и каковы выводы из сложившейся ситуации? Как бизнесу использовать новую технологию, если она вдруг все же преодолеет образовавшиеся политические барьеры и будет повсеместно внедрена. Ведь в Украине многое может измениться. Причем за день. Поэтому следует быть готовыми.

Политический вопрос

Проблема развития телекоммуникационных технологий у нас в стране не является экономической, она не технологическая и даже не административно-регуляторная. Это чисто политическая проблема. Такого мнения придерживается Роман Химич, руководитель экспертной группы Netton.Telecom.

23 июля 2014 г. президент Украины Петр Порошенко издал указ, согласно которому операторы мобильной связи должны получить лицензии на связь нового поколения не позднее октября текущего года. Профит с нововведения должны были получить в первую очередь крупнейшие игроки – Киевстар, МТС Украина и Астелит (ТМ life:)). К ним в компанию неожиданно попали также и Укртелеком с Интертелеком. Это неудивительно, ведь 3G-интернет для любого оператора – прежде всего шанс значительно нарастить клиентскую базу.

Чуть позже стало известно, что цена одной лицензии для каждого оператора будет составлять примерно 1,5 млрд. грн. (кстати, на данный момент называется сумма в два раза больше). Операторы рынка назвали полтора миллиарда завышенной суммой, но пообещали ее оплатить, правда, пригрозив, что в таком случае стоимость мобильного интернета для пользователей окажется весьма недешевой.

Реакция пользователей сети также не заставила себя долго ждать: часть из них абсолютно резонно возмутились столь пристальному вниманию данной технологии, которая в ближайшее время вообще может морально устареть. Однако здесь следует напомнить, что сейчас Украине не выгодно развивать 4G-интернет (технологию LTE), и причины тому вполне меркантильные.

  • Для 3G-сетей не требуется новое покрытие, данная технология прекрасно будет работать на тех же мощностях, что и мобильный интернет сегодня. То есть можно говорить, что покрытие 3G в Украине достигает 90%. А LTE может работать только в некоторых крупных городах, и то по большей части в центре.
  • Доступные тарифы. Благодаря присутствию на рынке большого количества 3G-провайдеров с легкостью можно подобрать выгодный для себя тариф того или иного оператора.
  • Стоимость 4G-оборудования может быть выше в 2-4 раза.
  • Мобильность: 4G-интернет какое-то время придется использовать только стационарно, а вот 3G-сетью можно пользоваться практически где угодно. И для этого не требуется дорогостоящее переоборудование.

Пионеры 3G

Японский оператор NTT DoCoMo запустил сеть UMTS в конце 2001 г. под маркой FOMA. Но только в 2003-м сети UMTS стартовали и в других странах Азиатско-Тихоокеанского региона – Австралии, Корее, на Тайване.

Японская компания NEC, несмотря на трудности (затраты на развертывание сети, задержки с поставкаaми, неполадки в оборудовании и проч.) стартовала в марте 2004 года и собрала 1 млн. абонентов в четырех европейских сетях.

Британский оператор Hutchinson в 2003 г. основал торговую марку Orange, которая достигла успехов не только по всей Европе, но и по всему миру.

Интернет за гривню

Как гром среди ясного неба 14 августа в Сети промелькнула новость, что Россия запустила в Крыму 3G-сеть и готовится к работе с 4G на полуострове. Правда, так и не было раскрыто, кто же из мобильных операторов занялся ее развертыванием. И не утка ли это?

Дальше – больше: премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что ради того, чтобы демонополизировать рынок, он готов даже за 1 гривню отдать одну лицензию – чтобы не было российской монополии. И чтобы сюда пришли настоящие европейские конкурирующие компании. Чтобы услуга была по качеству лучше, а по цене – дешевле.

Сейчас операторы мобильной связи отмечают, что государственная бюрократическая машина тормозит внедрение стандарта 3G, а Украина существенно отстает от стран Европы в плане развития технологий и ассортимента телекоммуникационных услуг. Как следствие – рынок деградирует из-за отсутствия массового доступа к новым поколениям связи, уменьшаются инвестиции, исключается развитие новых услуг. Например, за последние годы рынок информационно-телекоммуникационных технологий сократился с 5% совокупного ВВП страны до 3%. Кроме того, появилась информация, что украинские операторы мобильных сетей предлагают «разыграть» одну лицензию, а другие – отсрочить до 2018 г. В этом случае возникнет ряд негативных последствий:

  • Украина лишится как минимум 2-3 млрд. грн. отчислений в бюджет, которые страна могла бы получить в качестве платы за частоты уже в 2014 г.
  • Украинская армия не сможет получить финансирование для переоснащения новейшими средствами радиосвязи (осуществить конверсию планировалось за счет средств компаний, получивших лицензию на 3G-услуги).
  • К 2018 г. стандарт 3G морально устареет и уже не сможет заинтересовать инвесторов. Следовательно, государство не соберет желаемых средств.
  • Монополия на 3G-услуги законсервирует стагнацию на рынке, поэтому конкурс должен проводиться сразу на три лицензии.

Альтернатива российскому капиталу

По информации ain.ua, две крупнейшие компании на рынке украинской мобильной связи – Киевстар и МТС Украина – имеют в структуре российский капитал. МТС, чьей дочкой является МТС Украина, – полностью российская компания, а VimpelCom Ltd. поделена между российской Altimo и норвежской Telenor. В life:) около 45% принадлежит группе СКМ бизнесмена Рината Ахметова, а еще 55% – Turkcell. 13,88% Turkcell до недавнего времени принадлежали российской Альфа Групп, в августе этот пакет акций вернула себе Cukurova Group.

Где же альтернатива российскому капиталу? Вьетнамская государственная телекоммуникационная корпорация Viettel заявила, что готова вложить в Украину $1 млрд., если ей предоставят частоты для 3G-связи (10 МГц). Компания планирует заняться предоставлением интернет-услуг. Для реализации своих проектов Viettel хочет получить лицензии на GSM-900 (5 МГц) и GSM-1800 (10 МГц). В последние годы компания активно расширяет свое международное присутствие – помимо Вьетнама, ее сети работают в Камбодже, Лаосе, Мозамбике и на Гаити.

Новые и обновленные технологии

В Европе и США работают над развертыванием сетей 5G на скорости около 10 Гб/с. А Украина до сих пор – 2G-страна родом из девяностых с ужасно медленным мобильным интернетом. Возникает циничный, но вполне логический вопрос: а оно нам надо? Надо! Поговорим о новых технологиях, которые станут доступны на рынке благодаря быстрому мобильному интернету. От решительности и энтузиазма представителей украинского бизнеса будет зависеть, удастся ли нам покорить новые ниши. Ведь 3G-технологии открывают горизонты в использовании мобильной связи. Причем как частным абонентам, так и крупным корпорациям. Приведем несколько примеров.

 Удаленный доступ к корпоративной сети   Мобиль­ный офис: теперь сотрудник может выполнять свои задачи в любом месте. Он больше не привязан к Wi-Fi-точке или интернету «от провода». Человек становится более мобильным.

 Видеоконференции  Не зря сегодня так массово разрабатываются аналоги Skype. Такие программы и приложения могут стать как инструментом, так и технологией, приносящей значительный доход. А если вам удастся построить действительно безопасный сервис видеоконференций, защищенный от прослушивания, – вы сделаете этот мир лучше.

 Приложения «для передачи всего»  Это программы «тоннельного» типа для передачи между мобильными устройствами любого типа и объема информации. Как их использовать – зависит от вашей фантазии. Первое, что приходит в голову, это реклама и электронные СМИ.

 Кошелек в смартфоне  Важным элементом 3G-услуг станет мобильная электронная коммерция, когда оплатить товары и услуги можно будет с помощью мобильного телефона. Он тем самым превратится в виртуальный кошелек без привязки к отдельному карточному счету, а лишь к счету за телефон.

 Персональный мобильный доктор  Благодаря четкому и быстрому видео без притормаживаний, обследование пациента в режиме онлайн станет более привычной практикой. Это поможет не только вылечить простуду у ребенка, но даст возможность спасти чью-то жизнь, быстро обратившись к дежурному врачу, выполняя все его советы в онлайн-режиме под чутким наблюдением специалиста. Возможно, через пару лет мы увидим крупные онлайн-клиники, ведь сайтов на медицинскую тематику предостаточно и многим из них нужно срочно вырасти из штанишек форумного консалтинга.

 Точное земледелие  Сегодня для «компьютерного» посева различных культур используются довольно сложные системы из нескольких устройств, опирающиеся на координатную сетку GPS и данные со спутников. В случае быстрого интернета и наличия специальных программ практически всю электронику системы точного посева может заменить смартфон с большим экраном или планшет. С их же помощью можно впоследствии проводить мониторинг поля, рассчитывать количество удобрений, пестицидов и проч. Все инструменты агроменеджера смогут уместиться в одном смартфоне с 3G, а еще лучше – 4G-интернетом.

 Еще ближе к всеобщему «интернету вещей»  Чем качест­веннее и быстрее связь в смартфоне, тем проще превратить привычные нам предметы в умные, а это новый, еще слабо освоенный рынок, но очень перспективный. К примеру, ваш смартфон, определив по координатам GPS, что вы находитесь в нескольких километрах от дома, может послать сигнал домашней климатической системе включить отопление или, наоборот, охладить воздух. Компьютер вашего автомобиля сможет подключаться к телефону и, к примеру, автоматически записывать вас на очередное техобслуживание. Возможных применений бесконечное множество. А уж для предпринимателя это действительно непаханое поле.

Помимо очевидных преимуществ в плане скорости и надежности передачи данных, сети 3G обладают высоким уровнем экологической безопасности, а также излучают минимальную мощность (радиоизлучение) – менее 200 мВт. Цены на трафик в таких системах при наличии конкуренции будут постепенно снижаться, так как их эффективность позволяет экономить и делать мобильную связь еще более комфортной и доступной. Такой вот радужный прогноз на то время, когда 3G придет в нашу страну. Но когда именно это время настанет – пока неясно.

Шарф дополнит твой образ и придаст ему чарующего шарма

Это решающий аккорд, без которого трудно представить себе зимний look любой уважающей себя девушки. А для наших холодных зим он вообще незаменим.

В этом сезоне дизайнеры решили, что шарф можно надевать не только тогда, когда хочется спрятать шею от холода, но и когда вы отправляетесь на вечерний прием. Шарф советуют носить вместо бижутерии, повязывая на шею.

Самое главное то, что модный женский шарф должен быть ярким аксессуаром, иногда самой заметной деталью в комплекте одежды.

Вязаные шарфы

Для активных женщин, часто бывающих на улице, подойдут вязаные шарфы спицами или крючком. Это обязательный атрибут повседневной моды. Он подчеркнет вашу индивидуальность и отлично защитит от холода. Вязаный шарф представляет собой длинное полотно, связанное крупной вязкой. Такой шарф рекомендуется завязывать вокруг шеи, образовывая хомут, или просто набросить на плечи. Замечательно смотрятся шарфы с бахромой, а так же модные вязаные снуды.

Мех

Качественный меховой шарф выглядит очень красиво и имеет исключительно богатый вид. Женщина, использующая такой модный аксессуар, будет себя чувствовать по королевски. И стоит отметить, что такой шарф не только украсит , но и хорошо согреет.
Можно использовать меховой шарф в виде объемного воротника, надеваемого на плечи, вокруг шеи и через плечо. По особому женственно и модно смотрятся палантины из меха. Их обычно фиксируют при помощи брошки, но можно и завязывать.

Легкие шарфы

Для теплых осенних дней подойдут оригинальные шарфы, которые представляют собой длинный отрез ткани. Их нужно носить перекручивая пару раз вокруг шеи. Этнические мотивы отлично подходят для таких шарфов.
Новшество наступившего сезона – это легкий шарф, который можно закинуть на голову. Это смотрится очень элегантно и эффектно.

Геометрия

Шарфы и платки, как и остальные аксессуары не устояли перед повальным увлечением дизайнеров геометрией. Круги, конусы, квадраты, прямые и кривые линии – все эти геометрические рисунки можно увидеть на шарфах, накидках, палантинах и прочих аксессуарах. Форма их тоже слегка изменилась: теперь принято носить широкие и длинные модели, которые больше напоминают плед, чем шарф. Их накидывают на плечи, перекидывают через одно плечо, заправляют за пояс. В общем, не просто дополняют наряд, а придают ему новый смысл.

Цветовая гамма

Самыми популярными будут шарфы выполненные в фиолетовом, красном, синем, коричневом и черном цвете. Иногда это может быть сочетание нескольких цветов и оттенков.

Носить по особенному

Широкую шаль на манер тоги можно перекинуть по диагонали по телу и на поясе стянуть ремешком. Результат получится неповторимым, а вас будут сравнивать с греческой богиней.

Узкий шелковый шарф можно использовать вместо пояса, а также как дополнение к поясу. Подберите платок в цвет пояса, но не в цвет наряда, и ваш самодельный аксессуар отметят все.

Вечно мерзнущим барышням на заметку: платок, закрывающий плечи, повязывается спереди на бантик или узелок, а широкий шарф окутывает плечи и опускается вниз от локтей.

А при помощи шелкового платка на шее поверх блузки можно дополнить и придать женственности практически любому образу.

Страхование грузоперевозок: бизнесу из-за войны придется платить больше

По данным Нацком­фин­услуг, в первом полугодии 2014 г. объем чистых страховых премий по страхованию грузов и багажа в целом по Украине уменьшился на 29,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «В значительной степени на это повлияли такие факторы, как ухудшение экономической ситуации в стране, а также военные действия в зоне АТО. Некоторые клиенты ограничили или прекратили свою деятельность в этих регионах», – рассказывает начальник отдела страхования грузов и ответственности перевозчика Альфа Страхование Александр Адамович. «Этот сегмент страхования остро реагирует на экономическую и политическую ситуацию в стране. Объем собираемых премий зависит от объема перевозимых грузов. Когда снижаются объемы реализации или производства, а также экспорта и импорта, то это влечет за собой определенное снижение привлекаемых премий», – объясняет старший специалист отдела имущественного страхования, партнер страхового брокера BritMark Катерина Шум.

Кроме того, недобор премий вызван и аннексией Крыма. «Законодательно была ограничена работа страховщиков в Крыму, тем самым ряд портов, терминалов и предприятий выпали из сферы действия украинских и западных страховщиков, что, естественно, повлекло за собой недобор запланированных премий», – говорит директор управления имущественного страхования PZU Украина Владимир Васылык. По его словам, небольшие перевозчики из этих регионов отказались от сотрудничества со страховыми компаниями, в то же время большая часть крупных перевозчиков, осуществляющих свою деятельность в Украине, перерегистрировались или перенесли свои штаб-квартиры в другие регионы страны, продолжая страховать свои риски.

Премии растут за счет инфляции

Однако некоторым фирмам все же удалось нарастить объемы премий. Например, двадцати крупнейшим компаниям, по данным Insurance Top, удалось увеличить объем премий на 11,5% – до 147,6 млн. грн. Лидерами в этом направлении являются страховые компании Альянс (27,3 млн. грн., +5,2%), Арсенал страхование (19,1 млн. грн., +7,5%), Стройполис (17,2 млн. грн., +5,9%), ИНГО Украина (15,2 млн. грн., +110%), Allianz Украина (13,1 млн. грн., +2,4%). «За январь-август в нашей компании объем собранных премий по страхованию грузов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился на 11%. Однако количество застрахованных перевозок уменьшилось при том, что существующих клиентов мы не теряли. Премии растут за счет инфляции», – рассказал начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК Allianz Украина Александр Яременко.

«Как и раньше, мы страхуем риски в страховых компаниях с иностранным, западноевропейским, капиталом – это основное требование наших акционеров. В текущем году страховщика мы не меняли: нас устраивают партнеры, с которыми мы сотрудничаем уже не первый год. Наши партнеры и, скажем так, коллеги по цеху, пересмотрели свою политику в выборе страховщика. Многие из них отказались от сотрудничества со страховщиками с российским капиталом, а также от работы с некоторыми отечественными компаниями», – рассказал менеджер одной из логистических компаний с иностранным капиталом, работающей в Украине.

Традиционно при страховании грузов наиболее часто применяемыми являются условия страхования груза от всех рисков. Исключения составляют, например, направленные на наступление страхового случая умышленные действия лиц, заинтересованных в сохранности груза, естественная убыль, недостаточность или непригодность упаковки, а также непригодность судна или его неисправное состояние. При этом часть указанных рисков перевозчики могут застраховать дополнительно. Наиболее популярными рисками до недавнего времени являлись кража и другие противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия, остановка рефрижераторного или изотермического оборудования, что актуально при перевозке грузов, требующих строгого соблюдения температурного режима, кроме того, могут быть застрахованы военные риски и риски забастовок.

Нельзя застраховаться от войны

«Стандартные риски остались прежними: «ответственность за все риски» (ICC «A»), «ответственность за частную аварию» (ICC «B») и «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» (ICC «C»). Стандартными условиями договора страхования являются исключения военных рисков и рисков, связанных с забастовками и террористическими актами», – перечисляет Александр Адамович. Однако, по словам Катерины Шум, договоры, предусматривающие сокращенный набор рисков, порядка пяти лет практически не используются в Украине. «Страховщики как работали, так и работают на основании правил и оговорок, применяемых Лондонским институтом риска (Ллойдом). Из наиболее характерных и часто наступающих рисков можно отметить ДТП, кражу, несоблюдение температурного режима при перевозке», – уточняет Владимир Васылык.

Впрочем, в этом году существенно вырос спрос на страхование от военных действий. «Некоторые клиенты обращаются с просьбой застраховать грузы от военных рисков и террористических актов. При этом мы идем им навстречу, соглашаясь сотрудничать при условии, что клиенты организуют процесс логистики таким образом, чтобы перевозка грузов не проходила по территории военных действий», – объясняет Александр Адамович.

Однако брать на себя эти риски страховщики не спешат. «Зону АТО и территории, подконтрольные боевикам, брать на страхование мы перестали в принципе. И номенклатура груза не имеет значения. В первую очередь это связанно с тем, что физически мы не можем корректно урегулировать возможные убытки, узнать причины и правильно оценить ущерб при страховом случае. Также отсутствует возможность осуществить другие действия, утвержденные и разрешенные законодательством Украины», – рассказывает Владимир Васылык. Западные перестраховщики оценивают теперь всю Украину как территорию повышенной зоны риска в плане войны, терроризма и прочей политической нестабильности. Поэтому они перестали поддерживать страховщиков в этом покрытии. А самостоятельно принять на себя все эти риски украинские страховщики не могут.

«Пару месяцев назад из десяти страховых компаний нам удавалось найти одну, согласную дать покрытие перевозки грузов по всей Украине. На сегодняшний день уже все страховые компании из числа наших партнеров в предоставляемых условиях оговаривают, что перевозки по Донецкой, Луганской областям и Крыму не берутся на страхование, – рассказывает Катерина Шум. – Недавно был забавный случай: ко мне обратилась компания-резидент Казахстана с просьбой застраховать их грузоперевозки, идущие транзитом через Украину. В принципе, это возможно, но достаточно хлопотно для обеих сторон – платежи в валюте, документооборот. Поэтому появился закономерный вопрос: с чем связана необходимость оформления страховки непременно в Украине? Оказалось, что в Казахстане можно приобрести страховку, но перевозки не будут застрахованы от военных действий на территориях, через которые они перевозятся. Почему-то понадеялись, что в самой Украине это страхуется. Но, увы».

Повышение тарифов не компенсирует риски

Страховой тариф при страховании грузов зависит от самого перевозимого груза и условий перевозки: дальности маршрута, вида транспортного средства, упаковки груза и компании-перевозчика. Страховая сумма, как правило, равна 100%-й стоимости груза согласно транспортным и товаросопроводительным документам. Но при международных поставках на базисе Инкотермс CIF или CIP страховая сумма может составлять более 110% от стоимости груза в зависимости от условий контракта на поставку. Обычно тарифы на страхование груза составляют от 0,08 до 0,5% от общей его стоимости.

Большое количество страховщиков пересмотрели свою тарифную политику. «Из-за военных действий на востоке страны ряд перестраховщиков изменили условия перестрахования, в том числе в сторону увеличения тарифов, что соответственно отразилось и на страховых тарифах для конечных клиентов», – говорит А. Адамович. Сейчас минимальный тариф составляет не менее 0,1%. Впрочем, по такому пути идут не все компании. «Тариф составляет очень небольшую фракцию от стоимости страхуемого груза. Настолько небольшую, что даже повышение его в разы не компенсирует повышенные риски в восточных регионах. Поэтому страховщики идут другим путем – определенные области исключаются из покрытия», – объясняет К. Шум. «Насколько я знаю, некоторые страховые компании (даже те, с которыми мы работаем) немного повысили тарифы. Но для нас цены не изменились – мы страхуем очень большие объемы перевозок, причем не только на территории Украины, но и других государств», – рассказали в компании-перевозчике.