Nokia больше не connecting people

В конце октября Microsoft окончательно подтвердил, что отказывается от бренда Nokia. Отныне смартфонов под этим брендом не будет. Теперь Nokia планирует сосредоточиться на развитии оставшихся направлений деятельности – сетевых технологиях, разработке навигационных приложений и карт, оборудования для широкополосной связи.

Как все начиналось: от бумаги до телефонов

История мобильного гиганта Nokia насчитывает в общей сложности 148 лет. Отправной точкой стало создание горным инженером Фредериком Идестамом в 1865 г. в Тампере, втором по значимости после Хельсинки городе, небольшой бумажной фабрики. Дела пошли хорошо, и через три года он открыл вторую фабрику на лесистом берегу реки Нокианвирта – отсюда и название компании Nokia, что на старофинском обозначало «черный соболь», который когда-то водился в тех местах.

В феврале 1871 г. частное предприятие Идестама было преобразовано в акционерную компанию Nokia Aktiebolag, которая вплоть до Первой мировой войны не переставала наращивать объемы выпуска бумажной продукции.

С наступлением ХХ века, века электричества, руководство Nokia Aktiebolag занялось сферой электроэнергетики. В 1903 г. на водопадах реки Таммеркоски в Тампере компания построила первую гидроэлектростанцию, после чего объединилась с монополистом резины в Финляндии – корпорацией Finnish Rubber Works в обмен на дешевую электро­энер­гию. Позже к ним присоединится еще одна чрезвычайно перспективная фирма – Finnish Cable Works – первое финское предприятие по выпуску кабеля для телеграфных и телефонных линий.

В начале 1960-х в компании возникло отделение электронной техники, занимавшееся исследованиями в области полупроводниковых приборов и передовых коммуникационных средств. В результате в 70-е годы прошлого века появились цифровой коммутатор Nokia DX 200 для автоматических телефонных станций и первая сотовая сеть.

Первые телефоны были стационарными и весили 5 кг, а вот первым по-настоящему мобильным телефоном от Nokia стала модель Mobira Cityman-900 1987 года, весившая менее килограмма. Прославил этот телефон советский генсек Михаил Горбачев, когда во время визита в Финляндию сделал по нему звонок министру связи  в Москву. Кроме того, первый в мире звонок по коммерческой линии GSM-связи 1 июля 1991 г. также был совершен с помощью аппарата Nokia и через сеть, оборудованную именно этой корпорацией.

Через год после этого Nokia выпустила свой первый ручной GSM-телефон Nokia 1011 и решила концентрироваться только на телекоммуникационном бизнесе, а уже в 1993 г. появился первый коммуникатор от Nokia (за 11 лет до пришествия iPhone). Он объединил электронную почту, факс, сложные функциональные возможности календаря и массивный дисплей в устройство, весившее менее 400 г. А через год Nokia представила модели с новой системой удобного меню, слегка акцентированного на обмен текстовыми сообщениями. Именно благодаря этому девайсу вырос объем обмена текстовыми сообщениями, поскольку экраны телефонов могли отображать целых пять строк текста.

Текстовые сообщения, большие дисплеи, внутренние антенны, мобильная электронная поч­та, дизайн, ориентированный на женщин, – финны были в этой области пионерами в отличие от японцев и американцев.

К 1998 г. благодаря сосредоточению на телекоммуникациях и ранним инвестициям в GSM Nokia стала самым крупным производителем мобильных телефонов в мире. С 1996 по 2001 г. товарооборот вырос с €6,5 до 31 млрд.

В 2004 г. компания выпустила весьма успешный собственный первый телефон с сенсорным экраном – Nokia 7710. В мае 2007 г. она объявила о том, что продала более 200 млн. единиц Nokia 1100, поступивших в продажу в 2003 г., а в общей сложности почти 440 млн. мобильных телефонов, что составляет около 40% всех глобальных продаж.

В 2008 г. в ответ на выход iPhone компания Nokia представила свой первый смартфон с сенсорным экраном – модель 5800 XpressMusic. Устройство с технической точки зрения получилось интересным и продавалось неплохо, но именно его принято считать началом конца «золотого века» Nokia. Достойным конкурентом iPhone и последующим Android-смартфонам Nokia 5800 XpressMusic так и не смогла стать.

«В Nokiа упустили момент, когда производители смартфонов начали массово переходить на тачскрин. В то время как многие вендоры уже выпускали смартфоны с сенсорным экраном, Nokiа все еще производила большое разнообразие кнопочных моделей. Неспособность компании быстро реагировать на изменения рынка привела к тому, что они начали быстро терять свои позиции в среднем и нижнем ценовых сегментах, отдавая его китайским производителям с огромным количеством новинок», – говорит аналитик IDC Наталия Милько.

Доля рынка Nokia на конец 2009 г. еще оценивалась в 39%. В этом же году Nokia и Microsoft заключили соглашение о партнерстве, в рамках которого приступили к созданию Microsoft Office Mobile и корпоративных инструментов связи для смартфонов Nokia, работающих под управлением операционной системы Symbian.

«Symbian оказалась более слож­ной по сравнению с конкурентами операционной системой для разработки приложений, а после объявления Nokiа о переходе на операционку Windows и вовсе перестала развиваться», – продолжает Наталия Милько.

Осенью 2010 г. в продажу поступил смартфон Nokia N8 с существенно переработанной операционной системой Symbian 3. И тогда же на должность исполнительного директора финской компании был назначен Стивен Элоп, выходец из Microsoft. С приходом С. Элопа вектор развития Nokia сменился в сторону мобильной платформы Windows Phone, тогда как работа над собственными проектами Symbian и MeeGo была приостановлена. Рыночная доля Nokia на рынке смартфонов сократилась с 29% (2010 г.) до 3% (2013 г.). Вина в этом скорее не руководства, просто Symbian себя не оправдала, и компании нужно было искать новую мобильную платформу.

Платформа Windows Phone должна была стать главной составляющей стратегии смартфонов Nokia. По неофициальным данным, компания Microsoft заплатит Nokia около $1 млрд. за переход на Windows Phone. Решение перейти на использование в своих мобильных устройствах на операционную систему Windows Phone вызвало далеко не однозначную реакцию как у партнеров компании, так и у служащих финского телефонного гиганта. После заявления об альянсе цены на акции Nokia упали на 14%, что было самым большим падением с июля 2009 г.
26 октября 2011 г. состоялась презентация первых телефонов Nokia на базе операционной системы Windows Phone 7 – смартфонов Nokia Lumia 800 и 710. На тот момент стоимость бренда Nokia составила более $25 млрд., заняв 14-е место в рейтинге самых дорогих брендов в 2011 году.

Lumia 800 стал отправной точкой конца Nokia

В первую очередь нужно сказать, что выход на рынок Windows Pho­ne был не запланирован, и в компании Nokia не было инженеров, умевших работать с платформами от Qualcomm, то есть они не смогли моментально создать продукт, который на равных сможет конкурировать с iPhone или смартфонами на Android. Однако с самого начала в компании был принят план по развитию Windows Phone как устройств с высоким уровнем обновлений – чаще, чем раз в год, то есть не так, как привыкли потребители. Это принесло проблемы с производством и логистикой. Но в компании полагали, что большое количество новинок даст взрывной рост продаж и очистит Nokia от старых моделей. Сначала решили выпустить устройства на Windows Phone 7, чтобы прийти к началу продаж Windows Phone 8 с уже сформированной базой покупателей. Специально для этого в Nokia выделили беспрецедентный бюджет на рекламу Lumia 800 как флагмана компании. Эта модель должна была проникнуть на рынок, закрепить­ся и дать возможность начать продавать последующие аппараты, перейти к реализации смены моделей и быстро выпустить второе поколение. Но так не случилось.

Топ-менеджеры посчитали, что лояльность пользователей к марке Nokia достаточно высокая, чтобы обеспечить большие продажи Lumia 800. Они проигнорировали тот факт, что по показателям лояльности компания потеряла шесть позиций за 2011 год. Это привело к ряду просчетов. Эйфория в области PR и запуска первых смартфонов Windows Phone распространилась на продуктовое планирование. В результате Nokia произвела в 3,5 раза больше аппаратов, чем смогла продать. Поддерживая первичные продажи Lumia 800 как рекламой, так и бонусами для партнеров, компания подтолкнула себя к следующей ошибке: продажи Lumia 800 были признаны успешными еще до фактических результатов розничных продаж, и чтобы удовлетворить растущий спрос, в Nokia увеличили производство. После новогодних праздников выяснилось, что продажи Lumia 800/710 отстают от прогнозов, и уже поставленные телефоны при текущем уровне цены будут продаваться до конца II квартала. Nokia оказалась в западне неправильного планирования.

Единственным решением, на которое пошли в Nokia, это стремительное изменение цены на Nokia 800/710. Сначала она упала на 18%, потом еще на 10%. Это было необходимо для реализации ошибочно произведенных аппаратов. Но это спасло бы компанию, если бы она отказалась от двух бюджетных моделей – 610 и 510 и быстро перешла к производству аппаратов второго поколения. К сожалению, внутри Nokia приняли компромиссное решение: модель 510 отменили, а Lumia 610 все же оставили. Уже к концу марта 2012 г. компания осознавала, что объем продаж линейки Lumia не просто отстает от планов, а продолжает падение.

К марту 2012 г. в Nokia отказываются окончательно от второго поколения устройств на Windows Phone 7.x, переориентируют все на запуск Windows Phone 8 устройств в конце года.
В компании вкладывали деньги и время сотрудников в продукты, которые заведомо не могли стать успешными (второе поколение), затем отказались от них. Ошибочные оценки рынка, множество просчетов в логистике и ухудшающийся фон, в том числе PR – все это ударило по Nokia. Но размер разрушений мог быть намного меньшим, если бы компания адекватно оценила спрос на смартфоны на Windows Phone и не ошиблась с планированием. Ухудшила ситуацию и необходимость начинать выплачивать лицензионные отчисления Microsoft начиная с 2013 г.

Столкнувшись с перепроизводством Lumia 800, эту модель поставили на контроль и добились адекватного соотношения производства, продаж. А вот за другими моделями по какой-то причине так не следили, и возник дисбаланс. В результате повторилась такая же история и с последующим выходом флагмана Lumia 900.

В первых числах сентября 2013 г. официально прозвучало то, чего ждали давно: Microsoft выкупает подразделение Nokia, занимающееся производством мобильных телефонов. 90% акционеров Nokia одобрили решение совета директоров.

После приобретения бренда Microsoft начала постепенный отказ от его использования для своих смартфонов. На смену брен­ду Nokia официально пришел бренд Microsoft Lumia.

В январе 2013 г. вице-прези­дент Nokia Тимо Ихамуотила признал, что в 2012 г. компания не сумела удовлетворить спрос на новейшие модели смартфонов и что она добивается на отдельных рынках лишь 10% доли своих смартфонов на основе операционной системы Windows. C августа 2014 г. Microsoft начала ребрендинг устройств и продуктов Nokia, использующих Windows Phone. Большая часть уникальных приложений Nokia для Nokia Lumia были переименованы в Lumia.

Замена Nokia брендом Lumia уже началась. Приложения Nokia для платформы Windows Phone уже переименованы в Lumia, а в рекламной кампании, приуроченной к сезону рождественских покупок, Microsoft будет задействовать только новый бренд.

«За последние пару месяцев мы уже внесли некоторые изменения в названия наших приложений, чтобы более явно указать на то, что эти приложения теперь выпускает компания Microsoft. В ближайшие дни наши каналы в социальных сетях также получат новое название: теперь они будут носить название Microsoft Lumia. Все устройства, выходившие раньше под брендом Nokia, теперь выходят под брендом Microsoft», – прокомментировала Туула Рутила, старший вице-президент компании Microsoft, возглавляющая подразделение маркетинга телефонов.
Кроме того, Lumia сейчас является частью семейства Microsoft. Американская компания продолжит продавать доступные телефоны под брендом Nokia, такие как Nokia 130.

Причины падения Nokia

Сложно представить, что компания, которая первой среди конкурентов реализовала еще в 1999 г. поддержку wap-протокола, что позволило читать электронную почту в любом месте, в 2002 г. сделала первый телефон со встроенной камерой Nokia 7650, а через год первый 3G-телефон, не выдержала конкуренции со смартфонами.  На фоне неуклонно падающих продаж и прибыли в сентябре 2010 г. в отставку был отправлен генеральный директор Олли-Пекка Калласвуо. На его место пришел канадец Стивен Элоп, при котором было принято решение расширить ассортимент за счет очень доступных по цене моделей. Количество проданных телефонов возросло, однако средняя стоимость проданного телефона упала, а сам бренд стал ассоциироваться со средним сегментом.

В феврале 2011 г. Nokia объявила о прекращении производ­ства устройств на основе Sym­bi­an и переходе на операционную систему Microsoft Windows Phone. После этого доля Symbian на рынке стала сжиматься. Во II квартале 2013 г. в мире, по данным компании Gartner, было продано лишь 630,8 тыс. смартфонов, работающих под управлением Symbian, что составило 0,3% от общего числа проданных аппаратов. Годом ранее доля Symbian на рынке оценивалась в 5,9%.

Генеральный директор Nokia Йорма Оллила, возглавлявший совет директоров компании во времена, когда она была крупнейшим в мире производителем мобильных телефонов (1985-2012 гг.), признался в интервью финской газете Helsingin Sanomat, что недооценил скорость, с которой изменялись потребительские приоритеты, и недостаточно внимания уделял развитию нового программного обеспечения. Он отметил, что компания мало внимания уделяла инновациям и не следила за тенденциями на рынке, пропустив сначала бум раскладных телефонов, а затем и смартфонов с сенсорными дисплеями.

Он взял на себя вину за недостаточно быстрое развитие Symbian, которая на момент выхода iPhone полностью проиграла новой iOS в удобстве и функциях, даже несмотря на то, что в подразделении программных разработок работали около 1000 человек. Йорма Оллила отметил, что компания делала упор на «железе», тогда как Apple и Google сделали ставку на ПО.

Стоит отметить, что решение Microsoft не ставит крест на бренде Nokia как таковом. Nokia до сих пор существует в виде отдельной компании в Финляндии, но уже без своего бизнеса по производству смартфонов. В настоящее время она предоставляет картографические услуги и работает в сфере сетевой инфраструктуры.

Попали в кювет

Октябрь 2014 года. У витрины одного из столичных автосалонов на удивление немноголюдно, хотя скидки почти на весь представленный ассортимент достигают невиданных размеров – до 20%. Не исключено, что до конца года акционные предложения в этом автосалоне станут еще более привлекательными. Однако их целью будет уже не избавление от стоков в преддверии завоза новинок следующего года, а банальная попытка спасти бизнес, ведь продажи на автомобильном рынке страны за последний год упали вдвое.

Держат путь вниз

Игроки рынка с грустью констатируют – в нынешнем году украинский автомобильный рынок без преувеличения стремительно падает вниз. По словам директора AUTO-Consulting Олега Омельницкого, в указанный период было продано всего 79 тыс. новых легковых авто. При этом за аналогичный период прошлого года было продано 170 тыс. единиц, а значит рынок сократился на 54%.

Еще более скептически оценивают потери рынка в ассоциации автопроизводителей Укравтопром. По их данным, в Украине за десять месяцев 2014 года продано и впервые поставлено на учет ГАИ всего 133,7 тыс. единиц автотранспортных средств, что на 56% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. При этом продажи новых авто уменьшились на 54%, а первичная реализация автотранспорта, бывшего в эксплуатации, – на 59%.

По данным ассоциации, наибольшее количество продаж за указанный период было осуществлено в легковом сегменте автомобильного рынка, где было зарегистрировано 85,6 тыс. первичных продаж, 96% из которых (82,6 тыс. ед.) – новые легковые автомобили, а 4% (3,0 тыс. ед.) – ввезенные в Украину авто с пробегом.

Подтверждают столь нерадостные показатели и сами автодилеры. По словам директора отделения стратегического развития Атлант-М Алексея Терещенко, из топ-20 сильнее всего сократились продажи по отношению к прошлому кварталу у Geely (-44%), Peugeot (-38%), Mercedes (-31%) и Daewoo (-28%).

Если говорить о марках авто, продажи которых снизились в большей степени, то участники рынка уверяют, что падение отразилось в равной степени на всех брендах. «Меньше всего пострадали продажи бюджетных авто и автомобилей премиального сегмента. Сильнее всего – средний ценовой сегмент (от $15 до 35 тыс.), поскольку на покупку таких машин чаще всего брался кредит», – полагает генеральный директор Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров Олег Назаренко.

Списали на войну

По мнению О. Омельницкого, главным фактором падения продаж является снижение покупательной способности населения и бизнеса, которое происходит вследствие падения экономики, ВВП, девальвации национальной валюты и аннексии части украинских территорий – Крыма, части Донецкой и Луганской областей, где также продавалось значительное количество авто.

С этим мнением отчасти согласен и О. Назаренко: «Падение рынка началось не сейчас. И даже не в нынешнем году, хотя последствия этого в наибольшей степени мы видим именно сегодня. Ломать автомобильный рынок начали еще в апреле 2013 года, когда наш тогдашний премьер Николай Азаров ввел так называемую специальную пошлину на импортные легковые автомобили. Чуть позже был введен утилизационный сбор. После того как он был анонсирован и до момента его введения на рынке произошло некоторое оживление – люди стали покупать автомобили, понимая, что после введения утилизационного сбора покупка обойдется дороже».

О. Назаренко также добавляет, что после введения утилизационного сбора ситуация на рынке стала усугубляться уже стремительно: «Поэтому в осень 2013 года мы вошли с падением рынка. Затем случился Майдан, потом стала быстро девальвировать гривня. Со временем нам удалось отменить утилизационный сбор, однако правительство уже Арсения Яценюка ввело практически аналогичный акцизный сбор. Все это в конечном итоге привело к тому плачевному результату, который мы имеем сегодня».

По мнению экспертов, столь же плачевная ситуация наблюдается и на рынке подержанных автомобилей. Так, за 10 месяцев текущего года в Украину было ввезено всего 1237 легковых автомобилей, бывших в употреблении. А за 12 месяцев 2013 года – около 2000. «Как видим, подержанных автомобилей ввозится сегодня совсем немного. Все дело в том, что их не особо выгодно ввозить ввиду крайне высокого налога на перерегистрацию транспортного средства и акциза», – поясняет Олег Назаренко.

Вырулить ситуацию

Эксперты уверены: на скорое восстановление спроса и рынка рассчитывать не приходится. По мнению Олега Омельницкого, для стабилизации рынка нужна прежде всего стабилизация национальной валюты и экономики: «Пока нет оснований говорить о стабилизации. Падение продолжится и в следующем году. При этом в долгосрочной перспективе рынок, безусловно, восстановится и будет расти. В Украине один из низких показателей автомобилизации в Европе, поэтому предпосылки для роста в долгосрочной перспективе есть».

Олег Назаренко рассказывает, что сегодня украинцы хаотично скупают валюту, чтобы хранить ее дома и не тратить: «Поэтому лишь тогда, когда политическая и экономическая ситуация в стране улучшиться, люди начнут тратить деньги не только на предметы первой необходимости, но и на автомобили. Пока этого нет, никто не будет покупать авто, а значит рынок будет по-прежнему падать».

По мнению эксперта, говоря о тех факторах, которые могли бы способствовать стабилизации рынка, стоит упомянуть о снижении или даже отмене акцизного сбора, уменьшении налогов и проч. Однако все это – лишь половинчатые меры, поскольку основная проблема – экономическая нестабильность в стране.

Спасение утопающих

Попытки восстановить снижающийся спрос автодилеры стали предпринимать еще в начале нынешнего года – когда появились первые предпосылки к негативной тенденции. К примеру, еще в начале февраля для стабилизации ситуации с ростом курса гривни бренд Audi установил 15%-ю скидку на автомобили 2013 года.

Некоторые автомобили премиальных брендов уже в середине года можно было приобрести со значительной скидкой, сумма которой достигала в отдельных случаях десятков тысяч евро. К примеру, Bentley Mulsanne продавался за €315 тыс., тогда как до начала девальвации гривни его стоимость достигала €380 тыс. Скидку в размере €80 тыс. предлагали и на спортивную модель Lamborghini Gallardo Coupe, которую продавали всего за €210 тыс.

Некоторые дилеры на протяжении года оставались на плаву только за счет продаж автомобилей, на которые были оформлены предварительные заказы еще в 2013 году.

Однако к концу 2014 г. практически все компании объявили о беспрецедентных скидках. Так, в ноябре 2014 года компания АИС объявила дополнительную скидочную акцию, приуроченную к празднованию 60-летия бренда SsangYong. Украинцам предлагается юбилейная партия из 60 автомобилей SsangYong по специальным ценам со скидками до 30 тыс. грн. К примеру, SsangYong Rexton W предлагается приобрести со скидками от 20 до 30 тыс. грн., или от 4,1 до 5,9%.

Двумя месяцами ранее, в сентябре 2014 г., официальный дилер SEAT в Украине объявил глобальную распродажу автомобилей – с экономией до 20%.

«Для стимулирования продаж новых автомобилей Geely, SsangYong, MG, ГАЗ мы постоянно делаем клиентам специальные предложения. По бренду Geely идет распродажа автомобилей 2013 года выпуска. Например, самый продаваемый в Украине по итогам 9 месяцев 2014 г. автомобиль – Geely Emgrand 7 стоит всего от 149,9 грн.», – рассказали «&» в АИС.

В компании также рассказали, что ими совместно с партнерами был разработан ряд акционных кредитных и страховых программ, которые также позволяют существенно сэкономить. Как результат – доля кредитных продаж по наиболее популярным моделям в АИС составляет от 20 до 40% при среднерыночных 15-20%. «Для удержания клиентов, уже купивших автомобиль, разработан целый ряд специальных постоянно действующих предложений по услугам сервиса СТО», – подытожили в компании.

Алексей Терещенко сообщил, что за счет активизации распродаж и «льготного» курса пересчета доллара в гривню Атлант-М даже удалось нарастить продажи по некоторым маркам. «Речь идет о продажах Hyundai (+15,5%), Renault (+16%), Citroen (+17%), Mazda (+27%), Ford (+40%) и Audi (+42%)», – сообщил эксперт. По его словам, немного увеличили продажи в третьем квартале по сравнению со вторым авто марки Volkswagen и Nissan: +2 и +4% соответственно. А вот продажи автомобилей Skoda продолжают падать. Пока падение составило -14%.

В НИКО-Украина сообщили, что цены на автомобили напрямую привязаны к курсу, но импортеры делают привлекательные ценовые предложения на ту или иную модель/комплектацию: «На некоторые комплектации автомобилей Mitsubishi в ноябре мы предлагаем курс на 10-15% выгоднее рыночного».

Впрочем, эксперты уверяют, что к концу нынешнего года у автодилеров возникнет потребность завозить авто модельного ряда 2015 г., и нужно будет каким-то образом избавиться от стока. Поэтому украинцев, вероятнее всего, ждут еще более привлекательные ценовые предложения. Если же и это не сработает, то работа на рынке некоторых дилеров может оказаться под большим вопросом.

Кто-то готовится к грядущей зиме уже сейчас – объявлениями по продаже автосалонов уже вовсю пестрит интернет. Большая часть объявлений приходятся на Киев и Одессу, впрочем, в регионах предложения также имеются. Цены варьируются в пределах нескольких десятков миллионов долларов, причем предлагают к продаже не только автосалоны, но и комплексы, объединяющие в себе весь спектр автомобильных услуг, – станции техобслуживания, мойки и автозаправки.

С продажи в сервис

Олег Назаренко полагает, что тем из дилеров, кто останется на рынке, придется переориентироваться на другие виды деятельности: «Все игроки сегодня все больше присматриваются к европейским схемам ведения бизнеса. В Европе 20% своей прибыли дилер зарабатывает на продаже авто, а оставшиеся 80% – на сервисе, обслуживании и проч. В Украине же до недавних пор было все наоборот – 80% прибыли дилеры получали от продажи и только 20% – от сервиса». При этом эксперт полагает, что автомастерские «на базе соседнего мебельного магазина» вскоре уйдут в прошлое, а сервис будут оказывать преимущественно официальные автодилеры. Если раньше купленное авто могли обслуживать в сервисе «у дяди Васи», то сегодня это делать все сложнее ввиду того уровня электронного оснащения, которые есть у современных автомобилей.

Также эксперты прогнозируют вероятное развитие сети комиссионных магазинов, где можно будет продать подержанные авто. Они станут хорошей альтернативой существующим стихийным авторынкам.

«За этот счет автодилеры и будут выживать, потому что, увы, ни одна маркетинговая уловка или схема не способна преодолеть возникшее на сегодняшний день падение в натуральном и денежном выражении», – говорит Олег Назаренко. По его словам, дилерам никто не будет снижать цену, поскольку тогда это окажется ниже себестоимости производства. Более того, были ситуации, когда автомобили, которые так и не продались в Украине, попросту вывозились обратно.

Меняющие рынок

Построить сеть

В самом начале в 2001 г. Новая Почта имела в своем распоряжении всего два авто и перевозку осуществляла только в три украинских города. В 2007 г. компания обзавелась как минимум по одному представительству в каждом областном центре Украины. В 2010-м у Новой Почты было уже 120 представительств в 80 городах. А к январю 2013 г. – 1072 отделения в 655 населенных пунктах страны. Успеху активного развития Новой Почты способствовало параллельное активное развитие индустрии электронной коммерции в Украине, а также развитие удобных способов оплаты (новые платежные системы, повышение удобства и скорости оплаты и т. п.). Люди начали активно покупать товары в интернет-магазинах, чем и воспользовался новый игрок почтового рынка.

Новый 2015 год компания запланировала встретить уже с 2200 отделениями. Из запланированных к открытию 700 отделений 200 начнут работу в городах с населением свыше 50 тыс., остальные – в небольших и маленьких населенных пунктах. «Мы планируем уходить глубже – в села и поселки городского типа», – отметила директор по маркетингу компании Ирина Холод, добавив, что сельские представительства будут работать по системе франчайзинга. Охотно на сотрудничество с Новой Почтой идут частные предприниматели, у которых уже есть свой бизнес – будь то магазин или автомастерская.

Интересно, что сегодня около 40% отделений компании работают по системе франчайзинга. При этом, как утверждает Ирина Холод, уровень обслуживания в таких пунктах ничем не уступает стандартам и качеству услуг, предоставляемым в отделениях Новой Почты. Модель франчайзинга очень подходит для развития деятельности компании, считает экс-заместитель генерального директора Укрпочты Геннадий Вовк, ведь она не тратит средств на создание отделения, а получает уже готовое представительство, к тому же затраты идут лишь на брендирование отделения.

Подстегнуть конкуренцию

По мнению Геннадия Вовка, развитие инфраструктуры Новой Почты в селах и небольших городах в первую очередь скажется на деятельности государственной почтовой компании: «В Укрпочте очень много убыточных отделений. В основном они находятся в селах, и компании приходится тратиться на их содержание. Да и по качеству предоставления услуг Укрпочта проигрывает частным операторам». Как ранее сообщил исполняющий обязанности генерального директора Укрпочты Михаил Панькив, 8,5 из 12,5 тыс. почтовых отделений (без учета крымских) – убыточные.
Теперь уже государственный монополист решил перенимать практику частных компаний. Взяв за пример Новую Почту, Укрпочта также решила начать работать по модели франчайзинга.

До конца 2014 г. национальный оператор планирует открыть первые пять почтовых мини-отделений, которые будут предоставлять ограниченный перечень услуг – пересылку внутренних и международных почтовых карточек, писем, бандеролей, посылок, почтовых переводов, а также оплату коммунальных услуг, прием платежей и оформление подписки на периодику. Основным отличием таких отделений от старого формата будет отсутствие почтальонов. Такого рода отделения и будут передаваться частным предпринимателям. Геннадий Вовк полагает, что увеличением количества отделений Укрпочта намерена составить конкуренцию частному почтовому оператору – Новой Почте.

И хотя по динамике Новая Почта серьез­но опережает конкурентов, но лидером на рынке все еще остается Укрпочта, занимавшая в 2013 г. по величине денежного оборота 42% рынка. Новая Почта на начало 2014 г. удерживала 20% рынка. Эксперты считают, что ее доля на начало 2015 г. существенно вырастет, ведь годовая динамика роста дохода компании составляет +33%, в то время как у Укрпочты этот показатель отрицательный – -7%.

Международное направление

Помимо украинского рынка, Новая Почта увидела перспективу и на рынках стран-соседей. Так, совсем недавно компания приступила к строительству сетей в Грузии и Молдове. В тестовом режиме были открыты представительства в таких городах Грузии, как Тбилиси, Кутаиси, Батуми, Зугдиди, Рустави и Поти. «Грузия и Молдова как направление для международной экспансии были выбраны из-за территориальной близости к Украине и минимальных бюрократических барьеров для открытия бизнеса. Для работы на зарубежных рынках компания использует зарегистрированную торговую марку Nova Poshta», – отметили в компании.

Еще один фактор, повлиявший на решение компании выйти в Грузию, – относительно небольшая конкуренция на местном почтовом рынке. Этот сегмент, по словам Ирины Холод, находится в зачаточном состоянии, и похожих на Новую Почту перевозчиков в Грузии нет. Там работает около 40 почтовых компаний, среди которых лидером является государственный оператор Почта Грузии. «В этой стране уровень почтовой инфраструктуры объективно слабый», – подчеркнул председатель наблюдательного совета компании Укркурьер Александр Чумак.

По тем же причинам в компании решили осваивать рынок Молдовы. «Сейчас в Молдове активно развиваются интернет-магазины, промышленность и сети продуктового ритейла, в связи с чем растет спрос на услуги экспресс-доставки как в бизнесе, так и среди населения, – комментирует директор по развитию Новой Почты Сергей Коваленко. – На данном этапе мы делаем упор на адресные доставки, но со временем планируем расширить присутствие и развивать почтовые перевозки между отделениями». Четыре отделения компания открыла в трех крупнейших городах – Кишиневе, Кагуле и Бельцах.

По оценкам Александра Чумака, освоение Грузии обойдется Новой Почте примерно в $2 млн., Молдовы – в $1 млн.: «На мой взгляд, на первом этапе для Молдовы $1 млн. хватит. Это если делать все правильно и грамотно. Но если попытаться сэкономить, то и пары миллионов гривен будет достаточно». Примечательно, что Новая Почта не намерена останавливаться только на этих рынках. По словам Сергея Коваленко, предприятие планирует наладить сотрудничество с теми странами, которые пользуются у украинцев самым большим спросом, – США, Китай, Польша, Турция. А основные игроки в сфере трансграничных почтовых направлений – компании Укрпочта, Міст Експрес, FedEx, DHL и UPS.

Желание развивать международное направление в Новой Почте объясняют ростом электронной коммерции в Украине, а также желанием граждан совершать покупки в иностранных интернет-магазинах. По данным исследования компании GfK Ukraine, в 2013 г. 26% украинских интернет-пользователей отоваривались через интернет за рубежом.

В пятерку самых популярных у украинцев иностранных онлайн-магазинов вошли американский eBay.com, китайские Aliexpress.com и Taobao.com, а также американские Amazon.com и 6pm.com (магазин одежды, принадлежащий ресурсу Zappos.com). Ежегодное количество посылок из-за рубежа (официальные и неофициальные поставки) составляет порядка 30-40 млн. шт., отмечает Г. Вовк. По его мнению, «Новая Почта может занять значительную долю этого рынка, вплоть до 25-30%. Качество доставки посылок игроками, присутствующими сейчас на рынке, немного хромает. Они не справляются с большими объемами, поэтому срок доставки посылки заказчику достаточно длительный, что вызывает нарекания». Руководитель компании Міст Експрес Ростислав Кисиль позитивно оценивает выход Новой Почты на международный уровень: «Чем больше конкурентов на рынке, тем лучше для клиента, ведь в связи с экономической ситуацией в стране рынок международных отправлений все-таки просел на 60%». Один из собеседников издания полагает, что конкурировать с FedEx и DHL Новая Почта будет за счет своих тарифов, которые значительно ниже. Действительно, заказ посылки весом 3 кг из США через DHL обойдется более чем в 2,5 тыс. грн. Поэтому международные почтовые компании в основном используются для пересылки документов.

Лидер в интернете

По оценкам участников почтового рынка, Новая Почта занимает около 70% доставок украинских интернет-магазинов. В частности, она работает одновременно на рынке услуг для частных клиентов и для бизнеса с такими крупными компаниями, как Rozetka, ModnaKasta, Алло. Однако она не зацикливается только на работе с крупными клиентами. Чтобы стать конкурентоспособнее, в начале октября компания презентовала рынку новую упрощенную систему тарифов. «Часто операторы доставки имеют сложную, малопонятную систему тарификации, когда нужно буквально с калькулятором рассчитывать каждую отдельную доставку. Мы же ввели расчет стоимости по диапазону массы грузов и существенно оптимизировали всю систему ценообразования», – рассказывает Ирина Холод. Чтобы быть на шаг впереди для электронной коммерции, компания начала предоставлять услуги доставки «день в день». При этом участники рынка полагают, что новые предложения компании были введены из-за проблем, возникших на украинском почтовом рынке, – доставкой в восточные области нашей страны (Луганск, Донецк), а также уходом компании из Крыма. Напомним, Новая Почта перестала доставлять посылки в АРК, где у нее было 40 почтовых отделений.

Несмотря на это, эксперты прогнозируют, что почтовый рынок будет все-таки расти и покажет рост в 10%. Напомним, что согласно исследованию Украинской ассоциации директ-маркетинга» и холдинга Factum Group, общий объем внутренних отправлений по Украине составил 2,8 млрд. грн. А значит рынок становится все более интересным.

Помоги себе сам

Владелец крупнейшего агрохолдинга Украины и финансовых активов Олег Бахматюк, чтобы укрепить доверие инвесторов и привлечь дополнительный капитал, в течение недели делился своими планами с потенциальными международными и украинскими партнерами относительно переформатирования своего бизнеса. В рамках конференции «A fresh look at Ukraine», организованной инвестиционной компанией SP Advisors, он рассказал о том, какие рецепты планирует выписать своим бизнесам от девальвации, конъюнктурных колебаний и финансовых рисков.

Спасем яйца

Владея крупнейшим в Украине бизнесом по производству яиц, О. Бахматюк обеспокоен, что девальвация сильно повлияла на финансовые результаты предприятия. Финотчетность компании по итогам первого полугодия 2014 г. была не самой радужной: чистая прибыль Авангарда составила $?52 млн., что почти в два раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Да и объявленный в начале августа технический дефолт входящего в пятерку крупнейших по размеру земельного банка агрохолдинга Мрія существенно усугубил ситуацию в отрасли и усилил опасения международных инвесторов. Чтобы их поддержать и убедить потенциальных партнеров в том, что компания чувствует себя хорошо, руководство приняло решение сократить выплаты дивидендов акционерам за 2013 г., а сэкономленные деньги направить на выкуп собственного долга – еврооблигаций со сроком погашения в октябре 2015 г.

«Половину суммы, предназначенной для выплаты дивидендов, мы перенаправим на выкуп бондов», – сообщил Олег Бахматюк. Напомним, в сентябре 2013 г. акционеры Авангарда (Avangardco Investments Public Limited) решили направить на выплату дивидендов 25?% чистой прибыли минувшего года. Согласно финансовому отчету в 2013 г. чистая прибыль агрохолдинга составила $?238,1 млн., то есть на выплату дивидендов должно было пойти $?59,5 млн. Но через год акционеры передумали и направили $?29,5 млн. (12,5?% прибыли). Решение о сокращении суммы дивидендов принималось с учетом сложной экономической ситуации в Украине.

Пятилетние евробонды на сумму $?200 млн., о выкупе которых идет речь, были выпущены в октябре 2010 г. холдинговой компанией Авангард. Облигации были размещены с доходностью к погашению 10,5% годовых, что соответствовало цене 98,09?% от номинала при выплате купонного дохода каждые полгода на уровне 10?% годовых – 29 апреля и 29 октября. Деньги компания привлекала для пополнения оборотного капитала и погашения до $170 млн. краткосрочного обеспеченного долга, преимущественно перед банком Финансовая инициатива, связанного с О. Бахматюком, а также для повышения ликвидности группы.

На днях компания выплатила $10 млн. процентного дохода за восьмой купонный период. Выкупая бонды, О. Бахматюк хочет показать инвесторам, что компания может рассчитаться по своим обязательствам: «Мы делаем это для того, чтобы сохранить баланс между держателями евробондов и акционерами, потому что некоторые базовые инвесторы были недовольны, когда мы сообщили о намерении выплатить дивиденды».

Аналитики положительно оценили решение компании. «Акционеры получат, возможно, меньшие выплаты, чем ожидалось, но их не упразднили совсем. При этом, с точки зрения бондхолдеров, риск дефолта бондов-2015 после их частичного выкупа снизится, благодаря чему уменьшится долговая нагрузка агропромышленного холдинга», – считает аналитик инвестиционной компании Eavex Capital Иван Дзвинка.

«Облигации торгуются значительно ниже номинальной стоимости, поэтому их выкуп может быть выгоден и самому агрохолдингу», – подчеркнул старший аналитик инвесткомпании АРТ Капитал Андрей Патиота. Соглашается с ним и аналитик Dragon Capital Тамара Левченко. По данным агентства Bloomberg, по состоянию на 28 октября стоимость облигаций Авангарда с погашением в 2015 г. составила 87,9?% от номинала.

По словам руководителя аналитического департамента инвестиционной компании Concorde Capital Александра Паращия, бондхолдеры хотят гарантий того, что Авангард рассчитается вовремя по обязательствам: «Очевидно, их настораживает ухудшение производственных показателей компании. Кроме того, опасение вызывает опыт реструктуризации еврооблигаций VAB Банка, которую усугубила несвоевременная выплата последнего купона».

Финансовый Титаник

Более серьезные проблемы у банковского бизнеса миллиардера. Сложности работы финансовой системы сегодня не новость. Непосредственно пострадал от девальвации и VAB Банк, который уже достаточно продолжительное время не в полной мере может выполнять взятые на себя обязательства. В начале октября он просрочил выплату в $2 млн. процентного дохода по еврооблигациям в связи с ужесточением валютного регулирования в Украине. Несколько позже акционеры финучреждения приняли решение (не без указания НБУ) о докапитализации банка на 7 млрд. грн. О. Бахматюк рассказывает, что сейчас находится в активной стадии переговоров о том, чтобы осуществить это намерение с помощью государства. Руководство финучреждения уже обратилось к властям с просьбой о рекапитализации: VAB Банк передал в НБУ план мероприятий по финансовому оздоровлению, предусматривающий рекапитализацию финучреждения при участии иностранных инвесторов. Регулятор в свою очередь заявил о намерении поддержать банк, обеспечив его платежеспособность.

Олег Бахматюк сообщил, что готов внести часть необходимой суммы со стороны бизнеса. «Из 7 млрд. грн. докапитализации мы готовы на себя взять 3 млрд. грн.», – говорит основной бенефициар финучреждения, объясняя это тем, что не хочет, чтобы его банк был национализирован за счет вливания бюджетных средств. По его мнению, ответственность должны разделить как государство, так и частные инвесторы. Дополнительные средства в капитал планируется привлечь под залог возможностей агрохолдинга UkrLandFarming. «Мы переговорили с нашими внешними кредиторами, инвесторами и нашли такую возможность вложить под залог тех самых возможностей аграрной группы компаний 2-3 млрд. грн.», — рассказывает бизнесмен. При этом он готов к тому, что его доля в капитале финучреждения может быть размыта: «Мы допускаем любой вариант, включая и обратный выкуп».

«Развертывание ситуации вокруг VAB Банка в значительной степени формирует и будет формировать восприятие инвесторами другого ключевого актива Олега Бахматюка – UkrLandFarming PLC», – полагает Иван Дзвинка. По его мнению, в свете запланированного владельцем вывода на биржу агрохолдинга в ближайшие несколько лет он сделает все возможное для решения данной проблемы с банком. «Поэтому вполне вероятно, что сумма докапитализации финучреждения со стороны О. Бахматюка может быть пересмотрена в сторону увеличения, если НБУ согласится принять участие в этом процессе с суммой меньше 4 млрд.», – говорит И. Дзвинка.

Готов поделиться

Решить финансовые проблемы банка Олегу Бахматюку может помочь реализация его задумки по продаже 4-6% акций UkrLandFarming. Сейчас ведутся переговоры с несколькими десятками иностранных инвесторов, а в течение двух недель стороны должны определиться, состоится ли сделка. О. Бахматюк предлагает, что в ходе продажи озвученной доли акций сможет выручить более $250 млн.: «Проблема в том, что инвесторы-то у всех почти одни и те же, только доли варьируются». Если инвесторы не готовы будут купить бумаги за предложенную цену, сделка может и не состояться. Вырученные деньги аграрий планирует направить на пополнение оборотных средств и погашение долгов. «Кроме того, компания рассматривает вариант покупки проблемных активов на агрорынке. Но пока никаких переговоров агрохолдинг не ведет», – говорит он. О. Бахматюк также опроверг курсирующие слухи о своем интересе к пребывающему в дефолте агрохолдингу Мрія И. Гуты.

Опыт по привлечению крупного международного капитала у Бахматюка уже есть. Напомним, в конце 2013 г. крупнейший в мире сырьевой трейдер Cargill приобрел 5%-ю долю UkrLandFarming. Сумма сделки оценивалась в $200 млн., что позволило агрохолдингу расширить экспортные поставки зерновых в Азию, в частности, в Китай.

«Вероятность привлечения международного капитала UkrLandFarming сегодня есть, но она невысока, – говорит Андрей Патиота. – Если учесть многолетнюю работу Олега Бахматюка с потенциальными инвесторами и такого мощного миноритарного акционера, как Cargill, то это возможно. Но многое будет зависеть от цены. Сейчас дорого продать даже 5% капитала не получится, не говоря уже о большом пакете в 20-30%».

«Если допустить, что компания разместит 5% (середина предложенного диапазона) своих акций
за $250 млн., то это предполагает ее капитализацию на уровне $5 млрд.», – подсчитывает Иван Дзвинка. Он отмечает, что исходя из последних данных ожидаемые показатели размещения предусматривают соотношение стоимости компании и EBITDA 7.6x. «Это существенно выше по сравнению с текущим мультипликатором ближайших отечественных конкурентов – Мироновского хлебопродукта Юрия Косюка и Кернела Андрея Веревского. Их мультипликаторы сейчас составляют 4,9 и 5,9 соответственно», – заключает он. И. Дзвинка сомневается, что потенциальные инвесторы будут готовы принять такие условия.  

Но даже с учетом дисконта продажа доли может укрепить положение компании на рынке. «Сейчас, когда цена на основной продукт компании – кукурузу – находится на многолетних минимумах, компания может ощущать дефицит финансовых ресурсов, и такое размещение поможет ей обеспечить запас прочности на это неблагоприятное время», – заключает Александр Паращий.

Новости в пару строк

Астелит (life 🙂 ) купил за 10 млн. грн. новый код для оказания услуг мобильной связи в Украине – 073. Покупка третьего по счету кода позволит оператору добавить еще 10 млн. новых номеров в стартовых пакетах, которые поступят в продажу уже в декабре текущего года.  
По итогам III квартала абонентская база life 🙂 достигла 13,6 млн. абонентов, что означает годовой рост на 11,5%.

Avangardсo IPL, крупнейший в Украине производитель яиц с долей рынка в 57%, отправил первую партию своей продукции в Евросоюз. По объему первая поставка небольшая, да и в целом квота на беспошлинный ввоз в ЕС данной категории продуктов пока незначительная. Несмотря на это, агропромышленный холдинг считает западноевропейский рынок перспективным для себя, учитывая тамошние высокие цены на яичную продукцию. Лицензию на экспорт Avangardсo (так же, как и его конкурент Овостар Юнион) получил в сентябре.

Фидомобайл, украинский мобильный виртуальный оператор, построит сеть Wi-Fi в столичном метрополитене. Компания стала победителем соответствующего конкурса, проводимого Киевской горгос­администрацией. Инвестиции в проект составят 100 млн. грн. Сеть будет оборудована на 52 станциях, 67,5 км линий киевского метро и в 744 вагонах. Результаты работы оператор готов показать уже в 2015 г.

Богдан выделяет перепродажу подержанных авто в отдельный бизнес, который согласно ожиданиям руководства мог бы приносить 80% совокупного дохода. Причиной реорганизации стало резкое сокращение спроса на новые автотранспортные средства в Украине. Рынок же машин с пробегом в ближайшие два-три года, напротив, будет расти, особенно если упростятся условия их импорта.

Takata, японский производитель, занимающий 20% рынка нагнетательных насосов для подушек безопасности, по итогам года ожидает $218,4 млн. убытка, хотя изначально рассчитывал на прибыль в $139,8 млн. Дефекты выпускаемых им подушек безопасности стали причиной 45 случаев травматизма и четырех смертей. Из-за этого в апреле-сентябре десяти автопроизводителям, включая Honda, Toyota и GM, пришлось отозвать порядка 17 млн. авто по всему миру. На покрытие расходов на их ремонт Takata выделила $660 млн.

Siemens второй год подряд показывает снижение дохода. За 2014 финансовый год, завершившийся 31 октября, он сократился с €73,4 до 71,9 млрд. Падение составило 2,1%, хотя конкуренты (включая ABB и GE) в среднем показали +4,1%. Чтобы остановить негативную динамику, концерн сокращает расходы, выкупает акции и избавляется от активов в области создания потребительских товаров, технологий обработки воды и металлов, IT для здравоохранения, а также продуктов для микробиологии и аудиологии. Попутно Siemens за счет поглощений укрепляет позиции на рынке энергетического и добывающего оборудования.

Virgin Galactic на неопределенный срок откладывает старт программы коммерческих суборбитальных полетов, на которые уже продано билетов на $80 млн. Причина – 31 октября ее туристический космический корабль SpaceShipTwo в ходе испытаний потерпел крушение в калифорнийской пустыне Мохаве. Один из пилотов погиб. Virgin, принадлежащая миллиардеру Ричарду Брэнсону, заменит корабль на другой. Однако его тестовые полеты могут начаться лишь после того, как завершится расследование инцидента. А это займет до полугода.

Walt Disney четвертый год подряд бьет собственные финансовые рекорды. По итогам 2014 финансового года корпорация сообщила о $7,5 млрд. прибыли (+22%) и $48,8 млрд. дохода (+7%). Успеху, в частности, способствовали солидные кассовые сборы картин «Стражи галактики», «Малефисента» и «Холодное сердце», а также растущая популярность тематических парков развлечений, которые продолжали привлекать посетителей даже после повышения цен на билеты. |  |?Arla Foods, мировой лидер в производстве органического молока, пожертвует 15 т сыра датской некоммерческой организации Food Bank, предоставляющей еду для бедных. Это продукция предназначалась для поставок в Россию, однако та ввела эмбарго на импорт молочной продукции из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии. В итоге на благотворительность ушли сыры с черникой, шоколадом, оливками – товары, отвечающие российским вкусам, но не потребляющиеся в Дании, пояснили в датско-шведской Arla.

Home Depot, продающий строительные материалы и домашние бытовые принадлежности в 2266 магазинах по всему миру, сообщил новые подробности взлома своей системы. Оказалось, что в результате апрельской кибератаки хакеры получили данные о 56 млн. банковских карт покупателей и 53 млн. их электронных почтовых адресов. Всем клиентам ритейлер уже предложил бесплатные услуги по защите аккаунтов и кредитному мониторингу в течение года. Взлом, его расследование и ликвидация последствий обошлись Home Depot в $62 млн. В декабре 2013 г. аналогичной атаке подвергся американский продуктовый ритейлер Target.

Diageo, крупнейший мировой производитель алкоголя, договорился о сделке с мексиканским Jose Cuervo. По условиям компании, британцы получат контроль над остальными 50% бренда премиальной текилы Don Julio, право дистрибуции водки Smirnoff в Мексике плюс $408 млн. Взамен они отдадут бренд виски Bushmills. Аналитики оценивают сделку в $704 млн. Diageo рассчитывает закрепиться в динамичном сегменте супер- и ультрапремиальных брендов текилы и усилить позиции на перспективном рынке Мексики.