Экологический выброс

В октябре 2012 г., казалось, развитый мир изменил свое отношение к глобальному потеплению. Это случилось, когда штормовые волны Атлантического океана 27 октября того же года, преодолев дамбы и отводные каналы, обрушились на Нью-Йорк. В тот день мировые СМИ заговорили о начале конца света, тем более что до предсказанной майя даты оставалось меньше двух месяцев. Хотя потом стало понятно, что это всего лишь ураган Сэнди, который из-за повышения мировой температуры на 1,5°C, сумел приобрести катастрофические масштабы.

На Восточном побережье США настал местный конец цивилизации. Позднее ущерб от этого урагана эксперты исследовательской службы конгресса оценили в $50 млрд. Это стихийное бедствие второе по величине после Катрины. При этом аналитики НАСА почти сразу же заявили, что ситуация с погодой не будет улучшаться.

Все эти потери и разрушения смогли поменять позицию Соединенных Штатов на саммите по вопросам изменения климата в Катаре. Так, на этой международной встрече, проходившей с 26 ноября по 7 декабря 2012 г., глава американской делегации Тод Стерн заявил, что его страна борьбу с изменениями климата готова поставить на первое место и даже подумает о ратификации Киотского протокола об ограничениях выбросов парниковых газов.

В 2015 г. фактическое действие Киотского протокола закончится, и тогда страны, ратифицировавшие его, не будут ограничены никакими обязательствами касательно выбросов парниковых газов. Но даже сейчас большинство участников протокола признают, что он себя не оправдал. Главная причина этого – отказ США присоединиться к нему и снижать выбросы по требованию ООН. В Вашингтоне изначально заявляли, что это не выгодно для экономики. Эксперты считают, что встреча в Перу, которая состоится через месяц, не сможет изменить расклад в экологическом противостоянии. Положительный результат, скорее всего, можно будет получить на конференции в Париже в конце 2015 г. Если страны не договорятся, то вся система рухнет, и тогда придется все заново создавать.

Также уйдет в прошлое рынок квот, державшийся на этой системе. В основном тогда проиграют страны Африки и СНГ, много лет продающие свои квоты в Японию или Европу. Секрет здесь в том, что в Киотском протоколе за основу взят 1990 г., когда еще работали многие промышленные объекты СССР, а значит уровень загрязнения был намного выше. В целом, по мнению экспертов, Киотский протокол оправдал себя лишь частично, сдержав рост средней температуры по планете на 1,5°C, хотя в 1990-м этот показатель прогнозировали на уровне 3-4°C.

Исторические обещания

В 2007 г. представители большинства стран мира собрались на Бали, чтобы обговорить ближайшее завершение первого периода Киотского протокола, а также обсудить создание нового документа с более амбициозными требованиями. Тогда, по мнению, Стерлинга Бруннета, главы исследовательской службы National Center for Policy Analysis, развитые страны могли позволить себе говорить об экологии и делать обещания. «Особенно ЕС обещал снизить свои выбросы на 30% до 2020 г. и постоянно убеждал США, что они должны сделать то же самое», – рассказывает эксперт.

Вашингтон игнорировал эту конференцию, объясняя это тем, что не ратифицировал Киотский протокол, поскольку сокращение выбросов нанесет удар по экономике страны. Выступая в конце 2007 г. перед конгрессом, Джордж Буш заявил, что экономические потери от такого шага сейчас могут составить 3% от общего объема ВВП.

С наступлением кризиса главным изменением в мировой экологической дипломатии было то, что развивающиеся страны начали еще настойчивее просить денег. Представители Лиги неприсоединившихся государств сообщили, что беднейшим странам нужно получить не менее $40 млрд. в год, чтобы держать ситуацию в узде. Кроме того, они поняли, что нужно быстро подписывать новый договор, чтобы получить представление о будущем климата на земле.

Но на первом большом саммите в Копенгагене, посвященном поиску общего консенсуса, произошел гигантский провал. Страны не смогли договориться почти ни о чем. По мнению Джонатана Лина из Intergovernmental Panel on Climate Change, лидеры ЕС, организовавшие данную встречу, переоценили стремление США к реформам под началом Барака Обамы. Кроме того, к этому саммиту в ООН был подготовлен доклад, согласно которому только европейские страны пытаются выполнить свои экологические обязательства, но и они не близки к тому, чтобы сократить свои выбросы на 8% по сравнению с 1990 г. Остальные же государства просто используют экологические проекты для того, чтобы получать международную помощь.

Следующие два года развитые страны постепенно все дальше отходили от позиций выделения средств на экологию. Так, представители ЕС на саммите в Дурбане (в 2011 г.) заявили, что из $20 млрд., выделенных им в помощь Африке, только 30% было потрачено на экологию, остальное пропало. Тогда же эксперты стали замечать, что в Брюсселе все меньше говорят об изменении климата и все больше думают о том, как бы списать долги Греции, которые достигли 170% от ВВП. По мнению Тиммонса Робертса, старшего аналитика Института Брукингса, сейчас ЕС понимает, что нормы выбросов в мире превышают допустимые, но он больше озабочен своей экономикой. «Если раньше в Евросоюзе говорили о выделении средств на минимизацию последствий изменения климата и ведении политики снижения выбросов, то теперь эта риторика прекратилась. Ведь в одной только Великобритании переоснащение энергетики будет стоить до $17 млрд. за следующие десять лет», – поясняет эксперт.

В США, как и раньше, скептически относятся ко всем международным экологическим инициативам. Кроме того, сейчас в обеих палатах парламента США большинство получат республиканцы, а они всегда были против выделения денег на борьбу с изменением климата. Поэтому на встрече в Катаре Соединенные Штаты заявили, что не будут брать на себя дополнительные международные обязательства, а лучше сами снизят выбросы. Тем более что международные деньги в основном уходят далеко не бедным странам.

Экономика против экологии

Однако все экономические резоны не обращать внимания на экологию становятся не такими убедительными, когда глобальное потепление дает о себе знать. К примеру, сезон штормов и ураганов, который ожидают зимой на Тихом и Атлантическом океанах в НАСА, уже назвали самым мощным за последние 50 лет. Метеорологи считают, что США и странам Азии стоит готовиться к разрушительным тайфунам, которые обрушатся на их территорию. В этом году, по данным ООН, только в Азии стихийные бедствия нанесли урона на $250 млрд. и унесли жизни более 10 тыс. человек. В ноябре в США ждут несколько новых ураганов, которые могут привести к масштабным разрушениям.

Вместе с тем Китай, до последнего времени не желающий слышать об экологических программах, столкнулся с проблемой смога в своих мегаполисах. Сегодня более трети роста экономики КНР дают энергетические и металлургические заводы, которые подчинятся не Пекину, а властям провинций. В последние годы большинство провинциальных властей даже не задумывались над экологическим аспектом и не осуществляли мониторинг того, что выбрасывают в атмосферу. В итоге первые облака смога начали скапливаться над крупными городами севера страны в начале 1990-х. «Ситуацию ухудшил и постоянный рост автомобилей на улицах Пекина. Надо сказать, что к 2000 г. значительная часть китайцев могли себе это позволить», – поясняет профессор Пекинского университета Ву Биду. В итоге к 2013 г. страна потребляла половину мирового объема энергетического угля. А средняя видимость в одном из северных мегаполисов – Харбине – днем не более 50 метров.  

Но, несмотря на все эти стихийные бедствия и убытки, страны не спешат налаживать переговоры по данным вопросам.

На саммит в Перу эксперты не возлагают много надежд. Во-первых, прошлая встреча в Варшаве закончилась почти безрезультатно. В Польше развитые и развивающиеся государства обвиняли друг друга в использовании Киотских соглашений в своих интересах и лишь в последний момент подписали меморандум об ограничении сбросов в мировой океан и пролонгацию протокола по парниковым газам еще на два года. По словам Метью Степа, вице-президента The Information Technology & Innovation Foundation, присутствовавшего тогда на конференции, только давление общественных организаций заставило страны договориться по второстепенным вопросам.

Во-вторых, в США не заинтересованы в том, чтобы Киотский протокол продолжил свое существование после 2015 г. Даже в обращениях Барака Обамы к нации тема экологии всегда на последнем месте. Пока эксперты Всемирного банка прогнозируют рост экономики страны на 3% за год, и сейчас вводить квоты и ограничения означает ударить по этому росту. Именно поэтому Америка так и не ратифицировала Киотский протокол, всячески затягивая подготовку его замены. Даже несмотря на обещания президента к 2020 г. не оставить в США ни одного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания, сегодня там выбрасывают на 70% больше парниковых газов, чем десять лет назад.

Кроме того, в самой киотской системе было заложено разделение на развитые и развивающиеся страны. «Это было актуально в 1990-х, когда в ООН хотели поддержать государства новой индустриализации и направить их на более экологически чистый путь развития», – говорит Стерлинг Бруннет. Теперь же экономика Китая обогнала по своим масштабам ЕС и вплотную приближается к США. По объемам экспорта и импорта КНР стала самой большой страной в мире. От нее старается не отставать и Индия. Оба государства в последние годы показывали рост ВВП в размере минимум 5% в год и получали от ООН расширенные квоты на выбросы и финансовую помощь для строительства чистой экономики. В Объединенных нациях не скрывают, что значительная часть денег, которые выделялись Китаю на экологические проекты (а всего с 2000 г. это более $900 млн.), пошли на другие нужды. Финансовая же помощь для стран Африки по большей части просто исчезла.

Единственные, кто заинтересован в продолжении киотской системы, – это бедные страны Азии, Африки и СНГ. Все они по сравнению с 1990 г. уменьшили свои выбросы, поэтому у них есть достаточно квот, чтобы продавать их. В целом рынок торговли парниковыми газами, по мнению экспертов Института Брукингса, так и не заработал. Квоты продавались только бедными странами, тогда как богатые не спешили урезать свои выбросы – им легче было купить квоту. И деньги от продаж шли не на экологию. Особенно в этом деле выиграли Россия и Украина, которые к 2013 г. выбрасывали лишь 41% от уровня 1990-го. За последние годы, по данным ООН, именно эти страны продали развитым государствам квот на выбросы парниковых газов на $1,7 млрд., но при этом сами не уменьшили свои выбросы. Экологические организации на саммитах постоянно признавали Украину государством, промышленность которого одна из самых грязных в мире, и говорили, что Киев ничего с этим не делает.

В Африке выбросы почти не росли, а квоты страны региона получили значительные. Лишь одна Буркина-Фасо смогла за последние десять лет наторговать воздухом на $200 млн. Поэтому аналитики сходятся во мнении, что рынок квот привел только к спекуляциям на рынке экологии, а не к реальному снижению выбросов в атмосферу.  

Новая хартия

Эксперты считают, что новый договор должен коренным образом отличаться от киотской модели, которая себя не оправдала. Во-первых, нужно прописать жесткие нормы ограничения выбросов для каждой страны, взяв за базовый уровень 2015 г. Помимо этого, убрать для Китая и Индии статус развивающихся стран. Во-вторых, решить проблему с ратификацией соглашения, чтобы оно не повторило судьбу Киотского протокола. Пока в США заявляют, что готовы принять новую хартию, только если это не будет наносить урона их экономике. На сегодняшний день страны не пришли к глобальному соглашению, поэтому его могут заменить промежуточным. В нем будет ограничена или ликвидирована торговля квотами, которую предполагают заменить на экономические стимулы. Но по снижению выбросов пока нет консенсуса. Страны согласны установить новый базовый год, но не готовы соблюдать ограничения, которые хотят ввести в ООН.   

По словам Стефании Рекре-Хамберс, старшего аналитика Institute for Advanced Sustainability Studies, такой документ уже даже разработан в ООН. Осталось только подписать его и заставить основные страны его ратифицировать. Но даже этот ограниченный договор может натолкнуться на экономические препятствия. Так, в Евросоюзе, где постоянно ратуют за экологическую сознательность, в последнее время не уверены, что готовы подписать новый договор. Глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер заявил, что снижение выбросов к 2015 г. на 10% – это слишком амбициозная и затратная задача для экономики еврозоны. «Еще несколько лет назад на политика, который сказал такое, обрушился бы шквал критики. Но теперь все только и говорят об экономии или промышленности», – рассказывает С. Рекре-Хамберс. По ее словам, за последние десять лет выбросы парниковых газов в ЕС упали всего на 1,8%. И сейчас политики считают, что следующая цель – снизить их еще на 5% до 2020 г. В других странах отношение к новому договору еще более скептическое. Если даже в Париже в следующем году подпишут новый договор, то ООН нужно будет сильно потрудиться, чтобы доказать, что экология сейчас становится важнее экономики.

Чистый убыток KSG Agro составил $26,4 млн

Отметим, что за аналогичный период 2013 года агрохолдинг чистой прибыли $11,785 млн.

Выручка компании сократилась вдвое за девять месяцев – до $18,427 млн, операционный убыток составил $5,174 млн против операционной прибыли $19,689 за аналогичный период прошлого года.

Как отмечается в отчете, в течение девяти месяцев этого года холдинг привлек банковские кредиты на общую сумму около 2,27 млн грн, и $96 тыс., которые подлежат уплате 2014-2015 гг. За указанный период погашены кредиты на суммы $11,789 млн и $0,463 млн .

В общем предприятиями холдинга собрано около 19 тыс. т подсолнечника, кукурузы – 2,7 тыс. т, сорго – 0,6 тыс. т.

По итогам 2013 года агрохолдинг увеличил консолидированную выручку на 56,3% – до $58,184 млн. В то же время, его чистый убыток составил $28,6 млн против чистой прибыли $11,66 млн в 2012 году, EBITDA сократилась почти в 10 раз – до $2,569 млн.

Реформаторский забег

Цель данных исследований – оценить страны по уровню простоты ведения предпринимательской деятельности, равно как и успехи в области совершенствования бизнес-среды.

Главный вывод последнего доклада «Ведение бизнеса 2015»: из 189 исследуемых стран регуляторную среду улучшили 123. Всего за период с июня 2013 по июнь 2014 г. они внедрили 230 реформ, из которых 145 были нацелены на упрощение сложных и дорогостоящих процедур, связанных с соблюдением регуляторных норм, и 85 – на укрепление правовых институтов.

По количеству реформ лидировали африканские страны, печально известные своими обременительными правилами регулирования бизнеса.

Среди десяти государств, которые за год добились наилучших показателей, пять расположены в Африке к югу от Сахары. 70% стран этого региона провели как минимум одно преобразование. Правда, реформатором года все же признали Таджикистан (годом ранее этот титул достался Украине). Успех страны был достигнут благодаря улучшениям в четырех областях: налогообложение, кредитование, регистрация предприятий и получение разрешений на строительство.

Проявил себя и регион Европы и Центральной Азии. 85% стран здесь провели реформы по улучшению бизнес-среды, в основном в сфере налогообложения, получения разрешений на строительство и регистрации предприятий. В итоге среднее время прохождения процедур, связанных с регистрацией собственности, в этом регионе с 2010 г. сократилось на 14 дней. Таким образом, там регистрация собственности теперь проходит даже быстрее, чем в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В фокусе: обзор законодательных нововведений

Расчеты с предприятиями в Крыму

3 ноября 2014 г. было принято Постановление Правления НБУ №699 «О применении отдельных норм валютного законодательства в период режима временной оккупации на территории свободной экономической зоны «Крым», призванное урегулировать порядок расчетов с физическими и юридическими лицами в Крыму (далее – Получатели в Крыму).  Данным постановлением НБУ приравнял физических лиц, зарегистрированных/постоянно проживающих в Крыму, и предприятия, находящиеся  на полуострове, к нерезидентам Украины. Постановлением устанавливается возможность проведения расчетов с Получателями в Крыму за имущество, приобретенное резидентами Украины до 27 сентября 2014 г. (то есть до принятия Закона Украины «О создании свободной экономической зоны «Крым» и осуществлении экономической деятельности на временно оккупированной территории»), в гривне или иностранной валюте.

К расчетам с Получателями в Крыму применяются правила проведения расчетов с нерезидентами Украины. Поскольку филиалы украинских банков, находящиеся в Крыму, следуя требованиям НБУ, вынуждены были прекратить свою деятельность на полуострове, такие расчеты могут быть проведены через счета банков-корреспондентов, открытые в украинских финучреждениях. Осуществление каких-либо инвестиций в объекты инвестиционной деятельности, находящиеся в Крыму, вышеуказанным постановлением НБУ запрещено.

«Очевидно, что в результате принятия этого постановления НБУ объем расчетов между Украиной и Крымом существенно снизится. Запрет на осуществление инвестиционной деятельности в Крыму резидентами Украины в свою очередь негативно повлияет на крымскую экономику», – считает партнер, руководитель практики банковского и финансового права юридической фирмы AEQUO Юлия Кирпа. Несмотря на то что указанные административные меры могут привести к частичной экономической блокаде полуострова, они являются необходимым инструментом для противодействия оккупационному режиму.

Раскрытие бенефициаров

14 октября 2014 г. был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». Данный закон обязывает предприятия раскрывать информацию о структуре собственности и конечном выгодоприобретателе, обновлять эту информацию на регулярной основе и подавать ее государственному регистратору. При этом конечным бенефициаром не может считаться лицо, являющееся номинальным держателем акций. Неподача данной информации может повлечь за собой привлечение директора предприятия к административной ответственности – наложение штрафа в сумме до 8,5 тыс. грн.

«К сожалению, данный закон, принятый в пакете с другими антикоррупционными законами, не содержит механизмов контроля раскрытой информации в случае, когда структура собственности, которая подлежит раскрытию, включает в себя офшорные компании. Кроме того, вместо привлечения к ответственности бенефициарных собственников компаний за ненадлежащее раскрытие информации закон всего лишь возлагает административную ответственность на директора предприятия. Представляется, что такие меры не будут достаточными для того, чтобы прекратить широко распространенную в Украине практику скрытого владения акциями и корпоративными правами, особенно популярную в среде государственных чиновников», – полагает Юлия Кирпа.

Соглашение об ассоциации с ЕС

С 1 ноября 2014 г. начали действовать отдельные положения Соглашения об ассоциации с ЕС. В частности, с указанной даты начали действовать следующие его разделы: «Общие принципы», ст. 4-6 раздела «Политический диалог и реформы, политическая ассоциация, сотрудничество в сфере внешней политики и политики безопасности», ст. 14 19 раздела «Юстиция, свобода и безопасность», отдельные главы раздела «Экономическое и отраслевое сотрудничество», раздел «Финансовое сотрудничество и борьба с мошенничеством», раздел «Общие и заключительные положения» (кроме статьи 479 (1). Хотя положения относительно  зоны свободной торговли начнут действовать только с 2016 г., позитивным моментом в данном случае является продление для Украины односторонних торговых преференций, предусмотренных Соглашением, которые сокращают или отменяют таможенные пошлины на товары из Украины до 31 декабря 2015 г. Окончательное решение о продлении таких односторонних преференций было принято Советом ЕС 24 октября 2014 г.

В фокусе

приближаются

Великобритания стала на шаг ближе к выходу из ЕС. Возможность отсоединения активно обсуждается в Брюсселе и Лондоне уже более года. Новым толчком к возобновлению разговоров, а, возможно, и к переходу к реальным действиям, стало намерение премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона ограничить приток в страну иностранных рабочих из ЕС. Данное решение противоречит базовому европейскому праву граждан ЕС на поиск работы в других странах Союза и на работу там без оформления специального на то разрешения. Ранее премьер-министр Великобритании отказался выплачивать Евросоюзу дополнительный взнос, назначенный Лондону из-за того, что валовой национальный доход страны несколько лет рассчитывался согласно непринятым в ЕС правилам. По мнению отраслевых экспертов, одно противоречие за другим вынудили федерального канцлера Германии Ангелу Меркель предупредить Великобританию о приближении к точке невозврата в отношениях с ЕС.

ранжируют

Семь позиций в десятке лучших стран для проживания экспатов занимают государства Азии. На первом месте – Швейцария. Рейтинг Expat Explorer, составленный по заказу HSBC, сформирован на базе опроса более 9 тыс. специалистов, проживающих и работающих за пределами родной страны. В опросе учитывались такие параметры, как возможность трудоустройства иностранцев в стране пребывания, уровень их заработной платы, качество образования и другие параметры комфортной жизни.

возвращают

Переплаты по налогу на прибыль будут возвращены бизнесу в виде государственных ценных бумаг. Выбора принимать или нет подобные условия возврата бизнес фактически не имеет, тогда как сами переплаты для оборота многих компаний – большая проблема, не решаемая государством уже несколько лет. По оценкам Государственной фискальной службы (ГФС), на начало апреля сумма общих переплат достигла 70 млрд. грн.

Возврат бизнесу денег ценными бумагами уже практикуется в Украине при погашении задолженности по НДС. Срок их обращения – пять лет, доходность – 9,5%, а номинальная стоимость одной акции – 1 тыс. грн. Что касается новых облигаций внутреннего займа для возврата переплат за прибыль, то государство намерено постепенно выпустить бумаги на всю сумму долга. Их эмиссия ГФС уже согласовала с Минфином. Первый транш составит 7 млрд. грн., и эти бумаги пропорционально распределятся между компаниями, которые первыми совершили переплату.

выводят

Средства из акций развивающихся стран стремительно уходят. С начала октября инвесторы вывели уже более $9 млрд. из ценных бумаг в странах Африки, Латинской Америки, Азии и Восточной Европы. Нестабильность мировых рынков началась не вчера, однако октябрьский отток имеет все шансы стать самым высоким за год.

2014 г. начался с оптимистичных настроений инвесторов, обращавших внимание на акции развивающихся рынков. К примеру, еще в январе тех, кто наращивал удельный вес такого рода акций в своем портфеле, было на 40% больше, чем тех, кто сокращал. Теперь инвесторы чем дальше, тем энергичнее избавляются от рисковых активов. Интерес и доверие к вложениям в рынки развивающихся стран снижаются во многом из-за замедления экономического роста Китая и сворачивания программ денежно-кредитного стимулирования Федеральной резервной системой США. Что касается развивающихся стран Европы, то отток средств с фондового рынка подстегивается напряженностью в российско-украинских отношениях.

переусердствовали

Кампания Японии по стимулированию экономики подошла к поворотной точке, когда дальнейшее ослабление иены может принести больше вреда, чем пользы.

С 2012 г. стоимость нацио­нальной валюты снизилась более чем на 30% по сравнению с долларом. Целью программы ослабления была поддержка национального экспорта, однако сейчас экономисты констатируют, что торговый баланс страны застрял в дефиците, а импорт превратился в слишком дорогостоящее мероприятие. Кроме того, усилия правительства страны в конечном итоге привели к явлению, с которым Япония не сталкивалась уже много лет, – инфляции. В сентябре ее уровень составил 3,28%.

Государственная программа предполагала возможность роста цен, но процесс должен был сопровождаться ростом доходов домашних хозяйств, чего пока не произошло. Напротив, доходы домохозяйств в сентябре снизились на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Правительство страны не игнорирует инфляцию и негативное влияние ослабленной иены на экономику, но пока придерживается мнения, что все это лучше дефляции, подточившей развитие Японии в конце 1990-х.

отчитались

47 украинских банков показали убыт­ки по итогам января-сентября 2014 г. Согласно опубликованному отчету НБУ, еще в первом полугодии таких финучреждений было только 35. По новым данным, суммарный убыток 47 банков достигает 16,825 млрд. грн. С наибольшими суммами потерь столкнулись Укрэксимбанк, Укрсоцбанк, Актив-банк, Райффайзен Банк Аваль и ОТП Банк.

контролируют

В начале ноября текущего года заработало Европейское ведомство по банковскому надзору. Новая организация будет сотрудничать с более чем 120 крупными финучреждениями еврозоны, на долю которых приходится около 85% банковских активов региона. Ведомство, вошедшее в состав Европейского центробанка, создано в рамках новой программы по контролю за финансовыми учреждениями. Задача новосозданной организации – формирование стабильной банковской системы в Европе и надежный контроль за ее деятельностью.