Олег Новинский: "Новый закон о прокуратуре – хорошая база для реформы"

Актуальность принятия этого Закона была обусловлена необходимостью совершенствования правового статуса, функций и полномочий прокуратуры Украины и приведения их в соответствие с международными стандартами. Еще в Заключении Парламентской ассамблеи Совета Европы № 190 от 26 сентября 1995 г. относительно вступления Украины в Совет Европы было отмечено, что реформирование роли и функции Генеральной прокуратуры является одним из главных обязательств, которое взяла на себя наша страна.

Хотя новый Закон не содержит всех запланированных изменений в направлении реформирования системы органов прокуратуры в Украине и не все предложения Венецианской комиссии были учтены, однако он предусматривает ряд новых положений, которые принципиально отличают его от предыдущей редакции Закона.

В сравнении с предыдущей редакцией, в новом Законе был отменен «общий надзор» за соблюдением и применением законов.

Несмотря на то, что общество неоднозначно отнеслось к отмене «общего надзора», а некоторые журналисты назвали этот день «черным» в истории Украины, с юридической точки зрения такая реформа имеет больше положительных моментов, чем наоборот.

Вопрос о лишении органов прокуратуры функции «общего надзора» был поднят более 18 лет назад, сразу после принятия Конституции Украины, статья 121 которой не предусматривает сохранение за прокуратурой такого полномочия. Только пунктом 9 раздела XV "Переходные положения" Конституции Украины было установлено, что прокуратура продолжает выполнять в соответствии с действующими законами функцию надзора до формирования системы досудебного следствия и введения в действие определенных законов.

Еще с 90-х годов юристами было признано, что осуществление прокуратурой общего надзора фактически приводит к злоупотреблению прокуратурой своей властью, развитием коррупции, вмешательству в хозяйственную деятельность частных лиц, участие в политических процессах и многое другое.

В свою очередь, функция прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина фактически ею выполнялась. Большинство жалоб на действия органов государственной власти, органов местного самоуправления или других субъектов властных полномочий прокуратурой либо не рассматривались, либо сопровождались формальными отписками.

Таким образом, необходимо констатировать, что отмена общего надзора прокуратуры фактически является отменой неэффективного инструмента осуществления государственного надзора за соблюдением законов и одновременно отменой целой системы коррупционных схем, которыми пользовались правоохранительные органы, организовывая безосновательные проверки бизнеса, которые априори не должны существовать в современном демократическом государстве.

В любом случае, на сегодняшний день в Украине существует ряд других государственных органов (кроме прокуратуры), которые в соответствии с существующими законами уполномочены осуществлять государственный надзор (контроль) в соответствующей сфере.
Законом сужены полномочия прокурора по представительству в суде интересов гражданина или государства.

Статьей 23 Закона определено, что прокурор осуществляет представительство интересов гражданина или государства в суде исключительно после подтверждения судом оснований для представительства.

Представительство в суде интересов гражданина (гражданина Украины, иностранца или лица без гражданства) прокурор осуществляет в случаях, если такое лицо не способно самостоятельно защитить свои нарушенные или оспариваемые права или реализовать процессуальные полномочия в силу недостижения таким лицом совершеннолетия, недееспособности или ограниченной дееспособности, а законные представители или органы, которым законом предоставлено право защищать права, свободы и интересы такого лица, не осуществляют или ненадлежащим образом осуществляют его защиту.

Представительство в суде законных интересов государства прокурор осуществляет в случае нарушения или угрозы нарушения интересов государства, если защиту этих интересов не осуществляет или ненадлежащим образом осуществляет орган государственной власти, орган местного самоуправления или иной субъект властных полномочий, к компетенции которого отнесены соответствующие полномочия, а также в случае отсутствия такого органа.

При этом прокурор обязан предварительно, до обращения в суд, уведомить об этом гражданина и его законного представителя или соответствующего субъекта властных полномочий. В случае подтверждения судом наличия оснований для представительства прокурор пользуется процессуальными полномочиями соответствующей стороны процесса. Наличие оснований для представительства может быть обжаловано гражданином или его законным представителем или субъектом властных полномочий.

Данная реформа призвана уменьшить влияние прокуратуры на бизнес Украины путем безосновательного вмешательства в судебные процессы между частными лицами.

В новом Законе был введен новый порядок назначения прокуроров на должность и освобождение их от должности.

В Законе были повышены квалификационные требования к кандидатам на должность прокурора и требования относительно минимального стажа их работы. Вводится прозрачная система отбора кандидатов и их назначения на должность прокурора.

Для кандидатов на должность прокурора вводится квалификационный экзамен, который проводится с целью проверки их уровня теоретических знаний в области права, европейских стандартов в области защиты прав человека, владение государственным языком, аналитических способностей кандидатов и практических навыков и состоит из анонимного тестирования и практического задания.

По окончанию квалификационного экзамена квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров (далее – Комиссия) определяет рейтинг кандидатов на должность прокурора в соответствии с количеством баллов, набранных кандидатами по результатам сдачи квалификационного экзамена. Информация о результатах квалификационного экзамена и место кандидата на должность прокурора в рейтинге является общедоступной и размещается на официальном сайте Комиссии.

Кроме того, Комиссия организовывает специальную проверку кандидатов на должность прокурора, которые успешно сдали квалификационный экзамен. Сведения о лице, подлежат специальной проверке, а также порядок ее осуществления определяются ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».

В случае установления по результатам специальной проверки факта предоставления кандидатом на должность прокурора ложных сведений или поддельных документов Комиссия принимает решение об отказе в зачислении кандидата в резерв на замещение вакантных должностей прокуроров.

При успешном прохождении проверки кандидат на должность прокурора проходит в течение одного года специальную подготовку в Национальной академии прокуратуры Украины с целью получения знаний и навыков практической деятельности на посту прокурора, составления процессуальных документов, изучения правил прокурорской этики.

Специальная подготовка завершаться проведением экзамена кандидата на должность прокурора в виде анонимного тестирования и практического задания. 

Вводится также новая система органов прокурорского самоуправления. Прокурорское самоуправление теперь будет осуществляться через специальные органы – всеукраинскую конференцию работников прокуратуры и Совет прокуроров Украины.

Указанные органы будут иметь достаточно широкие полномочия, в частности, относительно назначения членов Высшего совета юстиции и принятия решения о прекращении их полномочий; финансирования и организационного обеспечения деятельности прокуратуры; обращения в органы государственной власти и к их должностным лицам с предложениями по решению вопросов деятельности прокуратуры; внесения рекомендаций о назначении и увольнении прокуроров с административных должностей и др.

Предполагается, что расширение полномочий органов прокурорского самоуправления должно уменьшить шансы у руководящего состава прокуратуры получать неправомерную выгоду путем злоупотребления своим служебным положением.

Внедрен новый порядок привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности.

Законом предусмотрено создание нового органа – квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (о которой уже говорилось выше), которая имеет также функции по рассмотрению жалоб (заявлений) о совершении прокурором дисциплинарного проступка и осуществлению непосредственно дисциплинарного производства. Квалификационно-дисциплинарная комиссия прокуроров состоит не только из прокуроров (в количестве 5 членов), но и из двух ученых, одного адвоката, трех представителей уполномоченного Верховной Рады по правам человека (правозащитников, представителей общественных организаций и др.).

Право на обращение в квалификационно-дисциплинарную комиссию прокуроров с жалобой (заявлением) о совершении прокурором дисциплинарного проступка имеет каждый, кому известны такие факты.

Прокурор может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в порядке дисциплинарного производства не позднее чем через год со дня совершения проступка без учета времени временной нетрудоспособности или пребывания прокурора в отпуске в частности, по основаниям невыполнения или ненадлежащего выполнения служебных обязанностей; необоснованное затягивание рассмотрения обращения; совершение действий, порочащих звание прокурора и которые могут вызвать сомнение в его объективности, беспристрастности и независимости, в честности и неподкупности органов прокуратуры; систематическое (два и более раз в течение одного года) или однократное грубое нарушение правил прокурорской этики; публичное высказывание, которое является нарушением презумпции невиновности.

При осуществлении дисциплинарного производства в отношении прокурора в случае необходимости может быть проведена его аттестация. Мотивированное решение о необходимости проведения аттестации принимается квалификационно-дисциплинарной комиссией прокуроров.
Фамилия, имя, отчество прокурора, в отношении которого поступила жалоба (заявление), не подлежат обнародованию до момента принятия решения по делу.

Прокурор может обжаловать решение, принятое по результатам дисциплинарного производства, в административный суд или в Высший совет юстиции в течение одного месяца со дня вручения ему или получения им по почте копии решения.

Как уже было отмечено выше, пункт 5 раздела XII (кроме подпунктов 3, 5, 8, 9, 12, 20, 42, 49, 63, 67) и раздела XIII Закона вступали в силу 26 октября 2014 (со дня, следующего за днем опубликования Закона).

Так, согласно п. 1 раздела XIII прокурор будет выполнять функцию надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, соблюдением законов в разрезе этих же вопросов органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами исключительно в форме представительства интересов гражданина или государства в суде.

Такая норма является переходным положениям касательно отмены «общего надзора» и ограничения функций прокуратуры в этом направлении.

Кроме того, в «Переходных положениях» Закона предусматривается внесение изменений в законодательные акты, которые содержат положения о полномочиях органов прокуратуры осуществлять прокурорский надзор за соблюдением соответствующих законов, в частности, в Кодекс законов о труде Украины; Основы законодательства Украины о здравоохранении; ЗУ «Об охране окружающей природной среды»; ЗУ «Об отходах»; ЗУ «О металлоломе» и др.

Отдельно следует отметить, что, изменились статьи 2 и 11 Закона Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине». Отныне внеплановые выездные ревизии субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, не отнесенные настоящим Законом к подконтрольным учреждениям, проводятся органами государственного контроля только «по судебному решению, принятому в уголовном производстве», а не «по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя для обеспечения расследования уголовного дела», как это было ранее.

Разница между двумя этими понятиями проста. Судебное решение в уголовном производстве принимается компетентным судом в соответствии с нормами материального права с соблюдением требований уголовного производства и основывается на исследовании всех материалов, предоставленных сторонами судебного производства. В то же время представление прокурора основывается только на материалах прокурорской проверки, а основанием для его внесения является якобы выявленные факты нарушений, что ранее использовались следователями и прокурорами в основном как формальные основания для осуществления внеплановых проверок.

Недостатки Закона

Как в любом новом законе, существенные недостатки будут видны только во время его практического выполнения. Среди незначительных недостатков можно выделить, например, положение ч. 3 ст. 89 Закона, согласно которому расходы на содержание органов прокуратуры защищены расходами бюджета (теми, которые не могут быть сокращены в текущем финансовом году), что противоречит требованиям ч. 1 ст. 55 Бюджетного кодекса Украины, в которой содержится исчерпывающий перечень таких защищенных расходов.

Непонятной остается природа полномочий прокурора, которые определены в абз. 5 ч. 4 ст. 23 Закона, которые по заключению Венецианской комиссии от 14 октября 2013 №735 / 2013 очень напоминают те, что осуществляются при доследственных дознаниях в рамках уголовного процесса и в рамках функции общего надзора (который должен был быть отменен).
В новом законе имеют место ряд других недостатков, которые, все же, незначительно влияют на эффективность этого закона в целом и могут быть устранены путем внесения отдельных изменений в определенные его положения.

Итог

Подводя итог, можно констатировать, что положения нового Закона Украины «О прокуратуре» являются более прогрессивными по сравнению с предыдущей его редакцией и закладывают прочный фундамент для функционирования органов прокуратуры в соответствии с европейскими стандартами, что является хорошей базой для проведения дальнейших реформ прокуратуры в нашей стране.
 
 

Продаж iPad в 2014 году показали серьезное падение

При этом продажи яблочных планшетов в 2013 году составили 74,2 млн устройств. Таким образом, аналитики прогнозируют снижение продаж на 8%.

И хоть официальные данные за 2014 год будут представлены только в конце января, когда Apple объявит финансовые результаты за IV квартал, все предыдущие 3 квартала 2014 года продажи iPad у компании действительно снижались -Apple реализовала за 9 месяцев около 42 млн iPad, а за аналогичный период 2013 года – примерно 48,2 млн.

«Около 35% годовых продаж iPad у Apple приходилось на последний квартал года. Если только Apple не продала более 32 млн iPad за IV квартал, продажи по итогам года снизятся впервые с тех пор, как iPad вышел на рынок», – прогнозирует аналитик из ABI Джефф Орр.

В 2014 году в еврозоне зафиксировали дефляцию

Последний раз это явление отмечалось в европейской экономике в октябре 2009 года. Экономисты предвидели снижение цен на уровне 0,1%, так что итоговый показатель оказался близким к прогнозу.

Как ожидается, свежие данные об отрицательной инфляции подтолкнут европейский Центробанк к началу полномасштабной программы количественного смягчения, о чем может быть объявлено уже 22 января. Регуляторы ожидают, что снижение цен на энергоносители приведет к росту потребления. Ядерный показатель инфляции, который исключает из себя такие волатильные цены как на продукты питания или энергоносители, вырос до 0,8%.

В целом цены в еврозоне росли в течение года с лишним менее чем на 1% в месяц, в то время как ЕЦБ обещал удержать инфляцию на уровне чуть ниже 2%. По мнению, главного экономиста по европейским делам из RBC Capital Markets Джеймса Эшли, в создавшемся положении вещей стоит винить не только снижение цен на нефть, но и неудачную фискальную и монетарную политику властей.

В начале января глава ЕЦБ Марио Драги заявил, что в 2015 году еврозоне угрожает дефляция, что приведет к замедлению экономического роста. По мнению Драги, на замедление роста влияют высокие налоги, половинчатые реформы и забюрократизированность процесса принятия решений.

ЛУЧШЕЕ ЗА 2014: Экстренный реформатор

В конце ноября Президент Украины Петр Порошенко удивил страну предложением привлечь в Кабмин иностранных специалистов. Предложение было одобрено – 2 декабря парламент назначил новых министров, в том числе троих иностранцев: министром экономического развития стал литовец Айварас Абромавичус, министром финансов – американка украинского происхождения Наталия Яресько, министром здравоохраниения – грузин Александр Квиташвили.

Литовский патриот Украины

Это на самом деле оказались новые лица – их выбирали не в кулуарах, а в международных рекрутинговых компаниях. И если Абромавичус был известной персоной на финансовом рынке, рядовой украинец его увидел впервые. Оппозиционный блок выступил против – мол, неужели нет специалистов среди украинцев? Но эти доводы затерялись в восторженных отзывах тех, кто имел общие дела с бывшим литовцем.

А. Абромавичус, хоть и получил гражданство, только став министром, с Украиной и ее порядками хорошо знаком. «Я – патриот Украины. Эта страна мне не чужда, так как я женат на украинке уже десять лет, последние шесть лет проживаю здесь», – с этих слов он начал свою речь в парламенте перед голосованием. «Но дело не только в лирике, он управлял 65 тыс. кв м недвижимости и 35 тыс. га земли в Украине», – рассказывает Мария Барабаш, управляющий партнер A7 Capital. Кроме того, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, Абромавичус неоднократно участвовал в переговорах украинской стороны с международными финансовыми организациями о представлении помощи.

По мнению Александра Веденеева, руководителя отдела исследований AYA Capital, для общества в целом и для бизнеса в частности главный вопрос был не в конкретных персонах, а в том, насколько эта команда готова проводить реформы на основе новых общих базовых принципов, а нынешняя политическая элита – дать им возможность изменить существующую систему.

Снять реформы с ручника

На Абромавичуса бизнес возлагает большие надежды – в Верховной Раде Яценюк сообщил, что министр займется дерегуляцией и реформированием системы управления госкомпаниями.
«Нам очень хотелось бы, чтобы новые министры отстаивали идею о намного большей эффективности рыночного механизма распределения ресурсов, а также об обеспечении эффективности рынков как о главной роли государства в экономике. Правда, это будет чрезвычайно сложно – даже после Революции достоинства сохраняется сильное влияние старой элиты, сформированной во времена клептократично-олигархической модели. И по нашим ожиданиям эта элита вряд ли сможет быстро изменить свои принципы», – говорит Александр Веденеев.

Пока что Айварас Абромавичус настроен решительно: «Я по сути реформатор. Будем жестко обращаться с регуляторными органами, потому что госструктуры мешают бизнесу работать. Нужна реформа государственных предприятий. Работа предстоит долгая и сложная. Украина – бедная и коррумпированная страна, занимающая 112 в мире по легкости ведения бизнеса. Нужно очень быстро и жестко действовать, используя самые радикальные методы».

Что именно нужно делать – всем известно, не раз обсуждалось, чего ждут от Украины международное сообщество и украинский бизнес. Сам Айварас рассказал, что изобретать ничего не нужно, так как и цели, и пути их достижения описаны в коалиционном соглашении, основой которого является инициированная Президентом и разработанная Администрацией Президента «Стратегия реформ 2020».  Так, по плану Петра Порошенко Украина к 2020 г. должна подняться с позорного 112 места в рейтинге легкости ведения бизнеса и войти в первую двадцатку, а в рейтинге глобальной конкурентоспособности – в топ-40.

Поэтому ключевая часть месседжа нового министра – быстро и жестко. Проблема предшественника Абромавичуса Павла Шереметы была не в том, что он не понимал, что нужно делать, а в том, что его идеям не хватало именно быстрой и жесткой реализации. Это касается работы всего правительства – говорится много правильных вещей, но делается в десятки раз меньше. Тем временем общество давно требует быстро и жестко.

Очистить от лишнего

Над пакетом реформ государственного управления Easy Business работала целая группа, включавшая сотрудников МЭРТ, самого министра, замглавы Администрации Президента Дмитрия Шимкива, известных экономистов и представителей гражданских организаций. Было обработано около 800 предложений по оптимизации госструктур, сокращения количества контролирующих органов и разрешительных документов. В итоге Абромавичус получит около 200 проектов законодательных актов, упрощающих работу как бизнеса в целом, так и в отдельных сферах экономики. Основная часть работы по дерегуляции уже сделана, теперь остается провести законы через Кабмин и парламент.

Что нужно для того, чтобы вести бизнес было легче, а страна улучшила показатели, видно из того же индекса Doing Business, и представители Всемирного банка регулярно говорят об этом украинским властям. В частности, одни из самых низких показателей – это международная торговля (где мы занимаем 153 место), налогообложение (157 место) и защита инвесторов (107 место).

Работать вместе

«Формирование эффективных рынков капитала – ключевое требование нынешнего времени. Этот рынок в Украине нужно строить практически с нуля – он нежизнеспособен и не выполняет свои базовые функции. Если новая команда добьется в этом успехов, мы придем к созданию механизма распределения ресурсов в экономике, более продуктивного, чем существующий. Без развития эффективного рынка капитала украинские компании никогда не смогут конкурировать с международными. Почти весь современный украинский бизнес достаточно капиталоемкий, и наши предприятия будут недостаточно конкурентоспособны в условиях неразвитости украинского рынка капитала», – поясняет Александр Веденеев.

Именно принятие решений о пенсионной и налоговой реформах должно стать испытанием на прочность команды. Представляя в Верховной Раде Наталию Яресько, премьер-министр отнес налоговую реформу к ее компетенции. Но практика показала, что позиция Минфина решает не все. А Мария Барабаш уверена: воплощение реформы будет делом Айвараса Абромавичуса даже в большей степени, чем Наталии Яресько.

В предыдущем правительстве создалась ситуация, когда все понимали необходимость скорейшего принятия налоговой реформы, но мешало не только желание отдельных бизнес-групп в парламенте влиять на текст законопроекта, но и разные взгляды на цели реформы внутри самого Кабмина. Минэкономики подготовило проект, который позволял бы дать толчок экономике, снизив налоги, но создал бы риск потерь для бюджета. Министерство финансов стремилось наполнить бюджет прямо сейчас, а министерство социальной политики – не допустить снижения поступлений в соцфонды.

На удивление сегодня все министры экономического блока отстаивают единую позицию: налоги нужно снижать. Кроме того, все трое сходятся во мнении, что ждать сокращения дефицита Пенсионного фонда для запуска второго уровня пенсионной реформы нет смысла – действующая солидарная система просто нежизнеспособна.

Защитить инвестора

Что касается еще одного задания министра экономики – защиты инвесторов, Абромавичус тут особенно хорошо подкован – он был первым заместителем председателя совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов России. Мария Барабаш считает, что его приход в правительство будет означать, что защита прав инвесторов выйдет на кардинально новый уровень. А это в свою очередь станет позитивным сигналом для желающих инвестировать в проекты Украине.

«Экономический рост возможен при условии создания благоприятного инвестиционного климата, где внутренний и внешний инвесторы будут чувствовать себя комфортно. Украина должна стать не просто лучше, чем сейчас, и не просто лучше, чем соседи, она должна стать лучшей по регуляторной базе во всем регионе», – сказал новоиспеченный министр.

Из инвесторов – в министры

Айварас Абромавичус родился в 1976 г. в Вильнюсе. В 17 лет покинул Литву и поступил в Международный университет Конкордия в Эстонии. Полгода проучился в этом же вузе в США. В 20 лет стал сотрудником Hansabank, крупнейшего в Эстонии (сегодня дочерняя структура Swedbank), а в 22 года – директором департамента ценных бумаг этого банка. В 1999 г. переехал в Швецию для участия в проекте по интернет-брокериджу на развивающихся рынках. С 2002 г. – управляющий East Capital, которую с товарищами из Швеции сделал одной из самых успешных инвестиционных компаний Восточной Европы. По словам самого Абромавичуса, на данный момент East Capital инвестирует более чем в 40 стран, преимущественно относящиеся к развивающимся рынкам с общим капиталом около $4 млрд. Три года прожил в Москве, где приобрел 4%-ю долю в Сбербанке. В 2008 г. переехал с семьей в Киев, где возглавлял киевский офис компании East Capital. После назначения на пост министра экономического развития официально покинул компанию. Коллегами характеризуется как холодный, взвешенный и критичный инвестор, предпочитающий долгосрочные проекты.

Украина и Германия подписали соглашение о кредите на 500 млн евро

Об этом передает пресс-служба партии "Народный фронт".

"В рамках встречи было подписано совместное заявление между правительством Украины и федеральным правительством ФРГ о предоставлении кредитных гарантий в размере 500 млн евро. От украинской стороны заявление подписал министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, со стороны Германии – государственный секретарь федерального Министерства экономики Германии Матиас Махник", – говорится в сообщении.

Яценюк сообщил, что кредит предоставлен на срок до 20 лет по очень низкой процентной ставке.

"Средства будут направляться на то, чтобы восстанавливать мосты, больницы, дороги, объекты социальной инфраструктуры", – заявил он.

Премьер-министр Украины отметил, что сейчас на уровне двух министерств будут проведены все процедуры "относительно того, кто будет получать эти кредиты".

Деньги Украина получит в конце 2015 года, когда подготовит канал для получения денежных средств этого кредита.