КУЛЬТУРА: Меня зовут Стивен Хокинг

Меня зовут Стивен Хокинг

Английский физик Стивен Хокинг прославился открытиями в теории черных дыр, однако большинству жителей земного шара он известен как человек, который стоически борется с неизлечимым заболеванием центральной нервной системы. Недуг его обнаружили еще в молодости, в начале 1960-х. Хокингу грозила смерть в течение двух лет, а в лучшем случае – паралич и атрофия мышц. Но до того как в организме начались необратимые последствия, ему посчастливилось влюбиться в Джейн Уайлд, на которой Стивен и женился в 1965 г. Джейн дала обет оставаться с ним во всех несчастьях, число которых множилось с каждым годом. В 1985 г. ученый заболел воспалением легких, и ему удалили трахею. В результате Стивен утратил способность говорить – пришлось освоить синтезатор речи. «Меня зовут Стивен Хокинг», – первые слова, произнесенные с помощью компьютера. «У тебя американский акцент», – констатировала Джейн. Жизнеутверждающая картина о любви и теории всего (другое название – «Вселенная Стивена Хокинга») выйдет в украинский прокат 19 февраля и, пожалуй, станет одним из главных кинособытий месяца (единственный достойный конкурент – великолепный «Охотник на лис» Беннета Миллера). И все это – несмотря на то что реальный Хокинг в 1990 г. стал жить с Джейн раздельно, а потом развелся и со второй женой…

Охота на медведей

14 февраля жюри во главе с режиссером Дарреном Аронофски («Реквием по мечте», «Ной») определит победителей Берлинского международного кинофестиваля. Права на одного «Золотого медведя» (главный приз) и нескольких «Серебряных» в этом году предъявили 23 картины. Среди самых именитых соискателей – 72-летний классик «новой немецкой волны» Вернер Херцог, снявший «Королеву пустыни», где роль знаменитой путешественницы и шпионки Гертруды Белл сыграла Николь Кидман. Еще один классик, американец Терренс Малик, показал новую работу «Рыцарь кубков», для создания которой привлек Натали Портман, Кристиана Бейла, Кейт Бланшетт и Антонио Бандераса.

В золотую компанию фестиваля попал россиянин Алексей Герман. В создании его футуристического фильма с Чулпан Хаматовой «Под электрическими облаками» приняла участие Украина – деньгами и камерой Сергея Михальчука («Поводырь»).

Вне конкурса Берлинале-2015 состоялись премьеры лирической картины Вима Вендерса «Все будет хорошо» с Шарлоттой Генсбур, а также фильма «Эйзенштейн в Гуанахуато» Питера Гринуэя – тот самый, вызвавший возмущения чиновников-гомофобов из Госфильмофонда России. Но, пожалуй, менее всего о мнении критиков беспокоились создатели фильма «50 оттенков серого», премьера которого также состоялась на фестивале. За право экранизации одноименного эротического бестселлера боролись десять студий. В итоге осваивают «золотое дно» Universal Pictures и Focus Features. Как говорится, не артхаусом единым…

Возвращение Гэтсби

Премьера хореографического блокбастера «Великий Гэтсби», состоявшаяся 28-29 октября, стала одним из центральных культурных событий прошлого года. Постановку, стоившую более $1 млн., придумал бывший худрук балетной труппы Национальной оперы Украины Денис Матвиенко. В 2013 г. его уход с этой должности стал медийным скандалом. Ситуация «классическая»: консерваторы из руководства «выдавили» яркую талантливую личность. В СМИ ходил и «диагноз», поставленный Матвиенко: «Страдает нарциссизмом!».

Обладатель четырех гран-при ведущих балетных конкурсов отправился в Мариинский театр Санкт-Петербурга, где является ныне премьер-солистом. А в прошлом году Д. Матвиенко вернулся в Украину с международным проектом по мотивам романа американского писателя Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Команда, которую удалось собрать бывшему худруку Национальной оперы Украины для «Великого Гэтсби», впечатляет. Музыку для балета написал Константин Меладзе. Постановщиком стал Дуайт Роден – авторитетный американский хореограф, известный своими работами с U2, Ленни Кравицом, «Цирком дю Солей» и др. Музыкальное сопровождение в Киеве обеспечил Национальный симфонический оркестр под управлением Владимира Сиренко. Премьерный блок с успехом прошел в Киеве, Одессе, Москве и Санкт-Петербурге. 16 и 17 февраля в столице ожидается повторение: не в Национальной опере, конечно, а во Дворце «Украина».

АВТОПАНОРАМА: Новинки Детройтского автосалона от Chevrolet

Новинки Детройтского автосалона от Chevrolet

Детройтский автосалон – один из важнейших автомобильных форумов в мире. И неудивительно, ведь именно здесь находятся штаб-квартиры компаний «большой тройки» – Chrysler, Ford и General Motors. Самые ожидаемые премьеры – первый кроссовер Jaguar F-Pace, Audi Q7 второго поколения, Chevrolet Volt 2 и новоиспеченный конкурент BMW X6 M – Mercedes-AMG GLE 63 Coupe.

Chevrolet Volt 2 – гибридный автомобиль: бензиновый двигатель (1,5 л), два электромотора и литий-ионные батареи. Эффективность такой системы по сравнению с предыдущей моделью выросла на 12%, а масса – наоборот, уменьшилась на 45 кг. Время полной зарядки батареи автомобиля от обычной розетки в 220 В – 4,5 часа. Запас хода: на электротяге – до 100 км, а с полным бензиновым баком (34 л) в комбинации с электромоторами – до 676 км. Прогноз старта продаж новинки – на вторую половину 2015 г.

Другая разработка Chevrolet, представленная в Детройте, – концептуальный хетчбэк Bolt EV. По словам представителей компании, этим концепткаром они попытались продемонстрировать, каким может получиться «доступный автомобиль на каждый день с полностью электрической силовой установкой стоимостью не более $30 тыс.». Запас хода автомобиля – до 322 км. Уже привычно, что хозяин данного автомобиля сможет управлять им (открывать-закрывать двери, запускать двигатель, включать электронику) с помощью смартфона. Поступит ли концепт в серийное производство – пока неизвестно.

Новый автомобиль Джеймса Бонда


В предновогодней суете мимо многих поклонников нестареющего британского Агента 007 прошла новость о том, что компания Aston Martin анонсировала новую машину Джеймса Бонда: спорткар DB 10. Британский производитель престижных спортивных автомобилей славится тем, что большинство его моделей собраны вручную. На каждой – бронзовая таблица с именем человека, ответственного за качество сборки. Aston Martin DB 10 не стал исключением. Специально для съемок фильма было изготовлено десять автомобилей-купе. За внешний вид новинки отвечает команда штатных дизайнеров компании, но работали они под чутким руководством режиссера предстоящего фильма Сэма Мендеса («Красота по-американски» и «007. Координаты: «Скайфолл»).

Самоуправляемые «гугломобaили» могут появиться на дорогах в 2017 году

Такое заявление сделал Крис Урмсон – глава департамента компании Google, работающий над проектом «беспилотного» авто. Следует уточнить, что более реальный срок, по словам того же Урмсона, – 2020 г. Но как бы то ни было, автомобили под управлением «электронного мозга» на дорогах общего пользования – дело недалекого будущего.

Полностью рабочий тестовый прототип был представлен компанией в конце декабря прошлого года. Это двухместный автомобильчик, вся «техническая» оснастка которого, включая радар и сенсоры, упакована в аккуратные кожухи-ведерки, вызывающие непременную улыбку наблюдателей. К слову, тестовый «гугломобиль» все же получил страховочное рулевое колесо, именуемое «временным рулевым управлением». Есть информация, что партнером Google во внедрении самоуправляемых авто станет NASA. По крайней мере, испытания их проходят в одном из исследовательских центров космического агентства.

Компактный «пыльник» от Renault

Французская автомобилестроительная корпорация Renault S.A. в середине января презентовала в Украине новый паркетник Renault Duster. Слово «duster» можно перевести как «пыльник» – внедорожник для пыльных дорог. На самом деле это автомобиль – довольно компактный кроссовер. У модели интересная история: впервые серийный Duster был представлен широкой публике в декабре 2009 г. под брендом румынского дочернего предприятия Dacia. Позже паркетник выходил под марками Renault (производился в России, Бразилии, Индии, Колумбии) и Nissan.


Автомобиль изменился как снаружи, так и внутри. Расширена линейка двигателей: на Renault Duster устанавливаются бензиновые агрегаты 1,6 л мощностью 105 л. с. с механической коробкой передач и 2,0 л 143-сильные с автоматом (станет доступен к заказу во втором полугодии 2015 г.), а также дизельные двигатели (85 л. с. и 110 л. с.) с механической коробкой передач, проверенной на других моделях марки Renault. Заявленный расход топлива для бензинового 1,6-литрового двигателя – 7,6 л на 100 км, а для дизельных – 5,1 и 5,2 л на 100 км соответственно. 

Машины General Motors оценят хозяев

Крупнейшая американская автомобильная корпорация со штаб-квартирой в Детройте заявила, что намерена инсталлировать в свои автомобили систему электронной оценки водителя. По же­ланию владельца, данные об особенностях вождения им автомобиля могут быть переданы программе Snapshot компании Progressive, что теоретически в случае положительной оценки позволит снизить стоимость страховки автомобиля.

Автомобили General Motors, оснащенные данной программой, будут собирать информацию о всех «нештатных» ситуациях вождения, например: резком наборе скорости или торможении. Каждые 90 дней данные в анонимном виде отправляются на серверы компании для обработки. Как будет обеспечена эта анонимность и можно ли гарантировать безопасность личных данных водителей – неизвестно. Вполне возможно, что личные данные о вождении будут использованы не только для улучшения качества автомобилей (бесспорно, компания лучше узнает своих клиентов), но и, например, в разработке геолокационной рекламы.

Chateau против Domaine

«Чьи вина лучше? Бургундские или бордосские?». Прямого ответа на этот далеко не тонкий вопрос избегали еще в XIX веке. Жан Антельм Брийя-Саварен (1755-1826) – французский философ, политик, кулинар и музыкант – не пожелал делать это даже в своем достаточно всеобъемлющем трактате «Физиология вкуса», где самое радикальное высказывание, связанное с вином, – «Избегайте пива, как чумы».

Однако, несмотря на успехи «большой шестерки» Нового Света в последние десятилетия, Франция по-прежнему остается непревзойденной энологической вершиной. Вершиной с двумя «горбами», по всей видимости.

Не граничащие друг с другом и слабо конкурирующие за мирового потребителя, два ее главных винных региона – Бургундия и Бордо – все же находятся в принципиальной оппозиции друг к другу. Для просвещенного энофила эта «дискуссия», разумеется, не помешает уделить должное внимание обоим.

Исходные данные

По аналогии с Парижем, который величают сердцем Франции, Бургундию называют ее желудком. Расположенный в центре страны, с небольшим смещением к восточным границам, этот регион в прошлом был одним из самых богатых герцогств Франции. Однако всякий побывавший там лично в наше время назовет свои впечатления скорее деревенскими. Особенно, если сравнить сельский Кот’д-Ор, где сосредоточены главные виноградники региона, с роскошью бордосского Медока, символом которой служат величественные замки.

Словом «шато» (chateau) в Бордо принято называть местные винодельни, ставшие коммерчески успешными не только благодаря искусству местных виноделов. Имея выход к морю через порт Бордо, французские шато с XVII века смогли организовать поставки в Великобританию полюбившихся местным аристократам кларетов – довольно светлых и ненасыщенных, как по нынешним меркам, вин из каберне совиньона, мерло и каберне франа.

Собственно, купажи из этих трех красных сортов и поныне составляют основу бордосского виноделия. Красных вин в Бордо производят в шесть раз больше, чем белых. В Бургундии это соотношение приблизительно 70 на 30 в пользу белых. Главные сорта здесь – красный пино нуар и белый шардоне.

Сложные, как жизнь…

В Бордо все лучшие производители на слуху. Даже тот, кто не сможет сходу перечислить первую пятерку «Классификации» 1855 г., скажет, что все названия вин, занимающие первую позицию Premier Crus Classes, ему знакомы: Chateau Lafite-Rothschild, Chateau Latour, Chateau Margaux, Chateau Haut-Brion и Chateau Mouton-Rothschild.
С Бургундией дела обстоят сложнее. На слуху разве что чемпион винных аукционов Domaine de la Romanee-Conti. Кстати, по мнению большинства экспертов, это вино удерживает верхнюю позицию и по своим качественным характеристикам. Также известны Armand Rousseau и Leroy. Однако проявить осведомленность о существовании таких несомненно великих хозяйств, как Jean Grivot или Bonneau du Martray, несколько сложнее.

Стобалльная система, изобретенная американским винным гуру Робертом Паркером для ранжирования всех выпускаемых в мире вин, в случае с Бургундией дает сбои. Прежде всего потому, что сам Паркер – не любитель бургундского. «Он просто не понимает наших вин», – говорят в регионе, где Паркера недолюбливают. Действительно, по сравнению с Бордо Бургундия реже удостаивается высоких баллов за свои лучшие вина. Вместе с тем, такой поклонник бургундского, как, например, Джаспер Моррис, автор справочника «Inside Burgundy» (не переведенного еще на русский язык), вообще не ставит баллы винам.

Знания, умножающие печаль

Однако даже осведомленность о хороших бургундских винах способна «умножить печаль». Дело в том, что объемы производства, особенно вина уровня Premier Cru и Grand Cru, в Бургундии крайне невелики. Это неудивительно, ведь размеры многих наделов очень малы. Как сообщает Хью Джонсон, британский винный автор, в своем справочнике «Вино. Атлас мира», средняя площадь винодельческого поместья здесь не превышает шести гектаров. Так сложилось еще со времен Наполеона, ликвидировавшего крупные земельные владения церкви. С той поры Бургундия – самый раздробленный винограднический район Франции.

В Бордо производитель (Chateau) единолично владеет уникальным виноградником (Cru). То есть Шато = Крю. В Бургундии у виноградника (Cru) даже самого престижного класса может быть несколько владельцев с отдельным хозяйством (Domaine). Это обстоятельство, кстати, является причиной дополнительной ревности бургундских производителей по отношению к бордосским.

Осенью прошлого года Киев посетила экспорт-менеджер торговой компании из Бордо Ulysse Cazabonne Катрин Ламбер, и чувство это она описала так: «Полагаю, из Бургундии бордосские объемы производства выглядят просто безумием. У Mouton-Rothschild, например, 80 га виноградников классифицированы как Premier Cru! Сравните это с бургундскими производителями, у которых всего по нескольку гектаров».

Впрочем, как патриот своего региона, госпожа Ламбер добавляет, что не сомневается в способности бордосских виноделов совмещать такие объемы производства с высочайшим качеством.

К Бургундии надо подготовиться?

И все же, несмотря на стремление винных экспертов соблюдать внешнюю «политкорректность», скажем так, «в кулуарах» Бургундия считается самым изысканным винным регионом мира, знакомство с лучшими образцами которого требует определенной подготовки.
Действительно ли Бургундия – вершина сложности в мировом виноделии? «Я сказал бы так: бургундские вина – это вершина самореализации для таких сортов, как пино нуар и шардоне, – говорит сомелье Good Wine Виктор Олейников. – Что еще можно добавить? Это единственный регион, где делают по-настоящему великие и белые, и красные вина».

Тем не менее в Бордо тоже есть белые вина, которые можно назвать легендарными: Haut-Brion, Domaine de Chevalier, Chateau Smith Haut-Lafite. Их стиль отличается от шардоне, но они могут успешно побороться со многими «большими бургундцами». «Мне, например, не очень нравятся красные вина из Бордо. А белое бордо – наоборот, очень люблю», – говорит о своих пристрастиях киевский винный блогер Алексей Алексеев. Что он думает о необходимости «быть готовым» к сложной красной Бургундии? «Да, она сложнее. Но прежде всего потому, что сам сорт пино нуар сложнее, чем составляющий основу бордосских вин каберне совиньон и мерло. Хотя это не значит, что все бургундские вина по умолчанию всегда очень сложные и волнующие. В Бургундии, так же как и в Бордо, плещутся миллионы литров скучного, ничем не примечательного вина, продающегося за счет славы региона».

И все-таки о соперничестве

«А есть вообще противостояние? – смеется Алексей Алексеев. – Мне кажется, противостояния в принципе нет. Во-первых, потребители разные. Во-вторых, у этих регионов разное позиционирование. Грубо говоря, Бордо – «по-богатому». Бургундия – «элегантно». Бордо – аристократизм. Бургундия – такое вот «дедовское виноделие».

В Бордо у Алексея есть свои фавориты. Например, Chateau Leoville Las Cases – хозяйство из Сен-Жюльена, второе в гран крю-классе, согласно классификации 1855 г. «Это шато делает шикарные вина, которые я обожаю, хотя и не могу себе позволить часто их пить, – говорит А. Алексеев. – Но знаете, что мне не нравится в дорогом Бордо? Оно сделано так: когда пьешь, то понимаешь, что оно с тобой заигрывает, как бы хочет понравиться. Хотя и в Бургундии, конечно, тоже есть такие производители».

Хорошее вино само требует к себе внимания со стороны гурмана. И в этом смысле хороший бургундский производитель на одной стороне с хорошим бордосским. И тот и другой рассчитывают, что его напитку будет дано время, чтобы вызреть.

Трех-четырехлетнее бордо уже явно намекает на свои лучшие качества, которые, само собой, развернутся шире, если подождать еще несколько лет. Бургундскому аналогичного уровня для развития может понадобиться лет семь-десять. Разница между Grand Cru и недорогим напитком класса Village на ранних стадиях может быть трудноуловимой.

Воспитанные на винных картах украинских ресторанов, наши энофилы могут об этом даже не догадываться. Увы, не слишком глубокий винный погреб ресторана может заставить сомелье продать гостю недозрелое вино. Так что, прежде чем присоединиться к спору о Бордо и Бургундии, хорошо бы проверить рекомендуемое время для откупоривания.