Выбор Джоли. Почему всем важно знать об операциях актрисы

На этой неделе знаменитая голливудская актриса и режиссёр Анджелина Джоли объявила о том, что совершила профилактическую операцию по удалению яичников и фаллопиевых (маточных) труб. Причиной для этого послужили результаты генетических анализов. Ещё в 2013 году у Джоли был обнаружен мутантный ген BRCA1, присутствие которого означало достаточно высокую вероятность заболевания раком груди (87%) и яичников (50%).

Признаков самой болезни обнаружено не было. Тем не менее, актриса сделала двухстороннюю мастэктомию (удаление обеих молочных желез). На этот раз также отсутствовали всякие признаки злокачественной опухоли. Операция была сделана на основании медицинских прогнозов. Ясно, что само решение далось актрисе нелегко. «Я больше никогда не смогу стать матерью, – говорит она, добавляя при этом. – Я никогда не чувствовала себя женщиной в меньшей степени из-за того, что у меня нет грудей или яичников».

Однако публичное обсуждение этого события, конечно же, выходит далеко за пределы черных разделов светской хроники. В своём письме, опубликованном на сайте New York Times Джоли рассказывает о том, что решение было принято на основании консультаций с разными врачами и в её случае было абсолютно оправданным. Это не говорит однозначно о том, как должны поступать другие женщины.

«Позитивный результат теста BRCA не является прямым показанием к хирургическому вмешательству, – говорит она в своём письме. – Я общалась со многими врачами, хирургами и  натуропатами. Существует много других вариантов… Самое важное – знать о них и выбрать тот, который будет правильным для вас лично».

Своим поступком Джоли заставляет задуматься о ценности жизни и о необходимости делать важный выбор на разных её стадиях. Разумеется, на эту тему полезно поразмышлять не только женщинами, но и мужчинам.  И ещё. Про этот самый анализ. В недавнем интервью руководитель лаборатории клинической онкогенетики РОНЦ им. Н.Н. Блохина (Москва) Людмила Любченко сообщила, что существуют вполне бюджетные варианты для его осуществления.

Новости в пару строк

ДТЭК – вторая по величине компания Украины, подконтрольная Ринату Ахметову, – оказалась на грани дефолта. Агентство Fitch понизило долгосрочные рейтинги энергохолдинга в иностранной и национальной валютах с отметки «ССС» («дефолт возможен») до «С» («дефолт неизбежен»). Причина в слабых показателях ликвидности: $341 млн. наличности ДТЭК недостаточно для погашения $598 млн. долгов в 2015 г. Убыток компании в 2014-м достиг 19,65 млрд. грн. по сравнению с 2,98 млрд. грн. прибыли годом ранее.

Nielsen Ukraine представил рейтинг 15 крупнейших телерекламодателей по итогам января-февраля. В первой пятерке: Nestle + L’Oreal, Фармак, Novartis, Unilever и Reckitt Benckiser. Покинули рейтинг алкогольные компании (Global Spirits, Национальные алкогольные традиции, Крымская водочная компания), а также GSK, Mars-Wrigley, Зеонбуд, Berlin-Chemie, InBev и J&J. Все они сократили закупки телерекламы на 62-100%.

Westa ISIC не смогла договориться с украинскими банками о реструктуризации задолженности. По сообщению люксембургской холдинговой компании, текущий уровень долга является невыносимым для материнской корпорации Веста (Днепропетровск) – одного из крупнейших производителей аккумуляторов в СНГ. За январь-сентябрь 2014 г. убытки Весты выросли в 7,4 раза и составили $112,94 млн. Из-за слабого спроса выпуск батарей сократился на 54% – до 950 тыс. единиц.

НАК Надра Украины восстановит 120 нефтегазовых скважин, которые обеспечат прирост запасов углеводородов на 220 млн. т условного топлива. Уже подготовлено 16 участков для проведения буровых работ и 40 – для сейсмических. Теперь осталось получить $300 млн. от международных кредиторов и найти зарубежных партнеров.

AbbVie, американская фармацевтическая корпорация, за $21 млрд. поглощает национального конкурента Pharmacyclics. Сделка будет закрыта к середине года и поможет AbbVie закрепиться на $24-миллиардном рынке противоопухолевых препаратов. Так, продажи перспективного продукта Pharmacyclics – лекарственного препарата от лейкоза Имбрувика – должны вырасти с $492 млн. в прошлом году до $3,56 млрд. в 2018-м. Также покупка позволит AbbVie снизить зависимость от своего флагманского препарата Хумира для лечения ревматоидного артрита, который в 2014 г. принес компании 60% выручки ($12,5 млрд.), и потеряет патентную защиту в 2016-2018 гг.

Occidental Petroleum – американская нефтедобывающая корпорация – еще в январе в срочном порядке эвакуировала свой персонал из Йемена, где вела бизнес почти 30 лет. За ней последовали Nexen (Китай), DNO ASA (Норвегия), Dove Energy Group (Дубай), OMV (Австрия) и др. Им пришлось приостановить в стране добычу нефти, объемы которой у каждого достигали тысяч и десятков тысяч баррелей в сутки. Причина – угроза гражданской войны в Йемене. В 2014 г. объемы нефтедобычи в стране сократились до 130 тыс. баррелей в сутки с 300 тыс. в начале вооруженного конфликта в 2011-м. Доход Йемена от экспорта нефти, традиционно обеспечивавшего 90% поступлений в бюджет, в 2013-2014 гг. упал на 37%.

Nestle пообещал к середине 2016 г. убрать искусственные красители, ароматизаторы и консерванты из всей линейки своей шоколадной продукции в США. Их заменят такими натуральными ингредиентами, как кокос, ваниль, морковь, гибискус, лимон и проч. Всего изменят свыше 75 рецептов. Цель – поднять продажи на одном из ключевых рынков. Исследование Nestle показало: 60% американцев считают отсутствие искусственных компонентов в составе ключевым фактором при принятии решения о покупке сладостей. В 2012 г. швейцарцы реализовали подобную стратегию в Великобритании.

Lufthansa перепрофилирует принадлежащую ей региональную авиакомпанию Eurowings в бюджетного перевозчика, выполняющего дальнемагистральные рейсы. С октября пассажиров начнут доставлять из Кельна в туристические центры, такие как Дубай, Бангкок и Варадеро. Флот Eurowings к концу 2017 г. будет состоять из семи Airbus-330. Немцы постепенно уступают долю на европейском рынке ближнемагистральных рейсов лоукостам вроде easyJet и Ryanair и теперь рассчитывают привлекать больше туристов, путешествующих на дальние расстояния.

Hanergy Thin Film Power (HTF), китайский производитель солнечных батарей, за три дня довел свою капитализацию до $40 млрд. 2-4 марта его котировки на Гонконгской бирже взлетели на 75%. За 2014 г. акции HTF уже подорожали на 550%, но нынешний скачок был вызван прогнозом о 35%-м доходе компании по итогам 2014 финансового года. Информация совпала по времени с премьерой шокирующего документального фильма «Под куполом» («Under the Dome»), повествующего о катастрофической экологической ситуации в КНР. Как следствие – ажиотаж со стороны инвесторов, сделавший основателя HTF Ли Хэцзюна богатейшим человеком страны с состоянием в $29,4 млрд. Forbes, который накануне представил рейтинг миллиардеров, приписывал ему $21,1 млрд.

Peugeot за $8 млн. продает принадлежащий ему французский ФК «Сошо» (Sochaux-Montbeliard), переживающий не лучшие времена. Покупателем выступает Tech Pro Technology – гонконгский производитель электронных компонентов. Жан-Пьер Пежо основал клуб в 1928 г., чтобы дать рабочим сборочных цехов возможность активно отдохнуть. В последнее время «Сошо» был понижен в классе, покинув высший дивизион национального чемпионата.

Реформаторский забег

По традиции, унаследованной от «папередников», Кабинет министров во главе с Арсением Яценюком сегодня определяет судьбу реформ в стране практически за закрытыми дверьми. Многочисленные консультации с независимыми экспертами и бизнесом едва ли приводят к реальным изменениям в законодательных инициативах правительства. Исключение делается только для Международного валютного фонда, что естественно с учетом острой зависимости Украины от финансирования организации. Результат подобных реформ довольно плачевный.

Многие документы разрабатываются на основе старых наработок предыдущего состава Кабмина Яценюка или даже его предшественников. Серьезные изменения делаются лишь в том, что поможет наполнить госбюджет, например, в сфере налогообложения. В остальном сдвиги минимальные, потому что или существуют только в черновом виде на бумаге, или остаются плохо реализованными «благими намерениями», из-за чего реформы приходится совершенствовать «по ходу пьесы».

Фискальные тиски

Одобренная парламентом в декабре налоговая реформа оказалась по большей части формализмом, который не ослабил налоговую нагрузку на плательщиков. Внеся правки в Налоговый кодекс, парламент в два раза (с 22 до 11) сократил номинальное количество налогов. Но в действительности правительство избавилось лишь от тех налогов и сборов, которые были некритичны для наполнения бюджета, остальные же были лишь сгруппированы. Например, к акцизу добавили экологический налог с топлива и сбор в виде целевой надбавки к тарифу на электро- и теплоэнергию.

Если бы налоговики ограничились одним формализмом, проблем было бы меньше, чем оказалось в итоге так называемой реформы. «Правительство не делает никаких существенных шагов для стимулирования предпринимательской деятельности, а наоборот, своими изменениями в налоговое законодательство существенно ухудшило состояние администрирования, в частности НДС», – рассказывает эксперт реанимационного пакета реформ Илья Несходовский. Так, НДС-счета заработали в тестовом режиме с 1 февраля. Кабмин решил, что после завершения тестового режима 1 июля система заработает на постоянной основе, несмотря на возражения бизнеса. Между тем авансовый порядок выплаты НДС может привести к вымыванию 8-15% оборотных средств компаний-плательщиков, по оценкам И. Несходовского. Это чревато сокращением деятельности, увеличением расходов и банкротством отдельных предприятий или их переходом в теневую экономику.

Авансовый порядок выплаты НДС может привести к вымыванию 8-15% оборотных средств компаний-плательщиков

 

Полноценную реформу правительство продолжает откладывать на потом (о неэффективности реформы единого социального взноса и амнистии капиталов см. статью «Амнистия по-новому». – Прим. ред.). «Национальный совет реформ принял решение делать налоговую реформу как можно быстрее, и рабочая группа начинает работу в ближайшее время», – рассказал в начале марта министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус. Однако суть реформы, которую будет готовить рабочая группа во главе с министром финансов Натальей Яресько, не ясна пока даже ее создателям. По словам А. Абромавичуса, еще не решено, будет ли это широкая и всеобъемлющая реформа или же корректировка наиболее проблемных моментов.

Развязать руки

Реформа по дерегуляции условий ведения бизнеса стартовала еще летом прошлого года и сейчас подошла к завершению первого этапа. В феврале парламент принял закон, который позволит регистрировать бизнес за два дня и отменит 16 различных сертификатов, свидетельств и заключений регуляторных госорганов. Также он ликвидирует все разрешительные центры, передав их функции центрам админ­услуг. С одной стороны, это должно сократить время на общение бизнеса с бюрократами, с другой – урезать бюджетные расходы на содержание разрешительных центров. Бизнес, по оценкам Министерства экономического развития и торговли, также сможет сэкономить порядка 100 млн. грн. в год на оформлении документов и еще от 150 до 250 млн. грн. – на неофициальных платежах чиновникам. В целом, согласно расчетам Минэкономики, экономический эффект от принятого закона о дерегуляции составит 40-60 млрд. грн. до 2020 г.

Теперь для завершения первого этапа дерегуляции в министерстве обещают отменить 177 лицензий и разрешений. Однако впереди еще два этапа реформы. На втором этапе должен быть разработан на нормативно-правовом уровне механизм «дерегуляторной гильотины». В течение года контролирующие органы должны будут доказать перед независимой комиссией, что их деятельность приносит пользу экономике и обществу. В противном случае эти госорганы или их отдельные функции будут ликвидированы. На третьем этапе должен быть разработан механизм, который не допустит восстановление ликвидированных органов и их функций. Если реформа пройдет успешно, через два года, надеется А. Абромавичус, Украина сможет войти в топ-50 участников рейтинга «Doing Business».

Единичный интерес

Одной из наиболее болезненных сторон делового климата Украины, в которой давно назрела необходимость глубинных реформ, является защита прав инвесторов. В рейтинге «World Competitiveness Report 2014-2015» Украина занимает 130 место из 144 стран по качеству институтов, в том числе 105 позицию по защите инвесторов и 139 – по защите интересов миноритариев. В рейтинге «Doing Business 2015» в сфере защиты прав инвесторов наша страна занимает 109 место из 189 стран. Единственный практический шаг, который правительство Яценюка сделало для улучшений в этой сфере, был мотивирован необходимостью добрать дивиденды госкомпаний в бюджет. Речь идет о снижении кворума на сборах акционеров с 60% до 50+1%. С одной стороны, это позитивное изменение, позволяющее увеличить влияние государства на корпорации, в которых она владеет контрольным пакетом, и повысить доходы государства – отмечают эксперты Vox Ukraine. С другой стороны, принятие соответствующего закона было вызвано необходимостью государства устранить корпоративные конфликты с группой Приват в управлении компанией Укрнафта.

Кроме того, сейчас в Верховной Раде ожидает второго чтения законопроект по защите прав инвесторов, который правительство внесло как часть «пакета МВФ». Из позитивного – документ вводит понятие производного иска, что позволит миноритариям, владеющим в сумме 5% акций, подать иск против менеджмента компании о возмещении убытков. Помимо того, он предлагает ввести институт независимых директоров, а также материальную ответственность должностных лиц перед акционерным обществом за убытки, причиненные их действиями или бездеятельностью. Однако на практике в документе недоработок больше, чем позитивных новаций. «Этот законопроект слеплен из инициатив, разрабатывавшихся НКЦБФР и участниками рынка в 2013-2014 гг. Нормы из них были взяты без понимания механизма их действия, причем не полностью, что исказило их суть и подорвало результативность», – рассказывает член правления Профессиональной ассоциации корпоративного управления Оксана Параскева. Например, эксперты рекомендуют вернуть норму о том, что общее собрание акционеров принимает решение только по вопросам, которые входят в повестку, и запрет на изменение порядка вопросов в повестке. До сих пор эти нормы помогали предупреждать рейдерство. Так, переставив порядок вопросов, можно повлиять на то, какие из них будут в итоге приняты.

Первые расследования антикоррупционного бюро будут начаты не ранее 10 июля 2015 г., то есть более года спустя после того, как была озвучена идея о создании этого органа

 

«Например, в первой части собрания можно рассмотреть «нужные» вопросы, а потом объявить перерыв, и в результате на второй части собрания не будет кворума, и «ненужные» вопросы рассмотрены не будут», – объясняет Оксана Параскева. Необходимо прописать функции корпоративного секретаря, унифицировать определение независимых директоров, которое в законопроекте Минэкономики отличается от уже действующего для банков, а также урегулировать вопрос рассылки уведомлений акционерам через депозитарную систему. Наконец нужно вернуть рынок финансовых услуг под действие закона об акционерных обществах, потому что в случае вступления этой нормы в силу корпоративное управление в страховых компаниях останется неурегулированным. Однако и это не панацея. «Необходим системный подход. Нужно наряду с принятием исправленной версии законопроекта Минэкономики разработать национальный кодекс корпоративного управления, например, по отраслевым признакам», – полагает Оксана Параскева.

Коррупционная трясина

Еще одна реформа, за которой пристально следит мир и, главное, основные кредиторы и доноры Украины, – антикоррупционная. В рейтинге восприятия коррупции «Transparency International» в 2014 г. Украина заняла 142 место из 175 позиций. Причем за год наша страна улучшила свой показатель лишь на 1 балл, плотно засев в «клубе коррупционеров» вместе с такими странами, как Уганда и Коморские Острова. Флагманом реформы должно стать Национальное антикоррупционное бюро, закон о создании которого был принят и подписан Президентом еще осенью. Предполагается, что оно возьмет под контроль работу органов исполнительной власти.
Однако бюро не только не заработало до сих пор – все еще не завершен даже конкурс на должность руководителя этого органа. На данный момент подошел к концу второй круг отбора.

На третьем этапе четыре отобранных кандидата – Виктор Чумак, Артем Сытник, Яков Варичев, Николай Сирый – пройдут люстрационную проверку, по итогам которой комиссия направит список претендентов на рассмотрение Президента. По словам замглавы Администрации Президента Дмитрия Шимкива, первые расследования бюро будут начаты не ранее 10 июля 2015 г., то есть более года спустя после того, как была озвучена идея о создании антикоррупционного органа. Как рассказал членам Американской торговой палаты, член парламента и экс-министр юстиции Грузии Георгий Вашадзе, работавший в группе украинского Минюста по вопросам создания бюро, предложено создать переходную следственную группу. Она будет состоять из 70 следователей и начнет расследования, как только заработает бюро.

Надежды на улучшение бизнес-климата также были связаны с появлением института бизнес-омбудсмена. В декабре прошлого года правительство и Европейский банк реконструкции и развития согласовали на эту позицию бывшего комиссара ЕС по вопросам налогообложения, таможенных вопросов, статистики, аудита и борьбы с мошенничеством Альгирдаса Шемету. Тогда же Кабмин распорядился создать совет бизнес-омбудсмена, но к марту он все еще находился в процессе формирования. Новое ведомство должно рассматривать жалобы бизнеса на действия чиновников и разрабатывать рекомендации властям в сфере предпринимательства. Но за более чем два месяца наличия должности бизнес-омбудсмена очевидных результатов его деятельности нет. В частности, публично не было инициировано ни одного дела против госструктур, оказывающих давление на бизнес. Более того, до сих пор нет окончательного понимания, какие полномочия будут у омбудсмена, чтобы отстаивать интересы предпринимателей. Ранее на этапе обсуждения допускалась возможность «развязать руки» омбудсмену вплоть до возможности приостанавливать решения контролирующих органов.

Кабмин продлил расследование в отношении главы Госфининспекции

Служебное расследование в отношении главы Госфининспекции Николая Гордиенко продлят до 4 апреля в связи с большим количеством обнаруженных нарушений.

Об этом на брифинге в пятницу сообщила министр Кабинета Министров Анна Онищенко.

– Промежуточные результаты проверки, а таких материалов у нас есть очень много, свидетельствуют, что почти за год своей работы председатель Госфининспекции, господин Гордиенко, фактически не сделал ничего, что должен был бы делать как руководитель структуры, которая отвечает за использование и сохранение государственных финансовых ресурсов, – отметила чиновник. – Ревизоры проигнорировали несколько десятков поручений премьер-министра Арсения Яценюка о проведении финансового аудита государственных предприятий, в том числе в отношении "Укрспирта", "Киевгаза" и "Киевводоканала". В результате того, что ГФИ не привлекла к ответственности виновных в финансовых махинациях на 79 объектах, государству был причинен материальный ущерб на 4,3 млрд грн.

Именно поэтому чиновники решили обратиться к Арсению Яценюку с просьбой продлить служебное расследование до 4 апреля.

Время молодых и дерзких

Правда, динамика на протяжении этого периода не всегда будет равномерной. Уже после 2020 г. глобальный ВВП чуть затормозится в своем росте в связи с замедлением экономики Китая и некоторых других развивающихся рынков, а также с обостряющимся дефицитом трудоспособного населения в развитых странах.

Другая ценность отчета – прогноз роста для 32 крупнейших стран мира, на которые в общей сложности приходится 84% мирового ВВП. Глобальное смещение центров экономической силы с развитых экономик Северной Америки, Западной Европы и Японии (как один из пяти так называемых мегатрендов, о которых неустанно говорят аналитики PwC) в ближайшие 35 лет продолжится с еще большим размахом. Поднебесная по размеру ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности (ППС), уже стала мировым лидером, в прошлом году опередив США. К 2028 г. КНР обгонит Штаты и по показателю ВВП, рассчитанному по рыночному обменному курсу. Индия, при условии реализации структурных реформ, сможет идти сразу вслед за Китаем. Мексика и Индонезия к 2030 г. окажутся крупнее Великобритании и Франции, а Турция превзойдет Италию. Нигерия и Вьетнам удостоятся титула самых быстрорастущих стран мира.

Впрочем, стремительный рост далеко не всегда будет неотъемлемой характеристикой развивающихся рынков. Россия и Бразилия с их недавними проблемами – тому подтверждение.

Также в ближайшие десятилетия еще больше увеличится пропасть между тремя крупнейшими экономиками (Китаем, Индией и США) и остальным миром. Если говорить о ВВП по паритету покупательной способности, то в 2014 г. третья по величине экономика (Индия) была примерно на 50% крупнее четвертой (Японии). В 2050 г. разрыв между номером третьим (США) и четвертым (Индонезией) достигнет внушительных 240%.

Очевидной будет и тенденция ухудшения позиций европейских государств. До 2050 г. средние темпы роста крупнейших стран еврозоны ожидаются на уровне 1,5-2% в год. «Европа должна приложить усилия, чтобы улучшить свои показатели, иначе она останется позади всех в результате происходящих изменений в расстановке сил в мировой экономике, – предупреждает Джон Хоксворт, главный экономист PwC и один из авторов отчета. – Эти изменения возвращают нас в ситуацию, имевшую место до промышленной революции, когда ведущая роль в мировой экономике принадлежала странам Азиатского региона».

Но, как известно, прогнозы – дело неблагодарное, особенно такие долгосрочные. Именно поэтому аналитики PwC оговариваются: при некоторых «факторах неопределенности» среднегодовые темпы роста мировой экономики до 2050 г. могут составить лишь 0,7% вместо 3%. Это значит, что и остальные цифры прогноза могут быть (если не сказать – точно будут) скорректированы.