Денні архіви: 28.05.2015
Бизнес. Владимир Данько
Рынок логистики Украины: что имеем, за что боремся?
Общая динамика грузовых перевозок
В 2014 году предприятия транспорта Украины перевезли 812,7 млн тонн грузов, что на 10,2% меньше, чем в 2013-м. Основная часть грузовых перевозок пришлась на железнодорожный транспорт, в 2014 году его доля составила 48%. Автомобильный транспорт (без учета перевозок в личных целях) занял 22%, водный (включая перевалку грузов) — 18%, трубопроводный — 12%, авиатранспорт — менее 1%.
Железнодорожный транспорт
Также предлагается разграничить хозяйственные функции и функции государственного управления: первые вверить АО «Украинская железная дорога», вторые — соответствующим органам исполнительной власти.
В 2014 году железные дороги Украины перевезли 387 млн тонн грузов, что на 12,4% меньше, чем в 2013-м. По прогнозам BMI, объем таких грузоперевозок начнет возрастать только в 2017-м.
Грузооборот за 2014 год составил 209,6 млрд тонн/км, что на 6,4% меньше, чем в 2013-м. Основная доля грузовых перевозок пришлась на транспортировку каменного угля и кокса — 26%.
В то же время увеличился объем перевозки зерна и продуктов перемола на 12,5%, лесных грузов — на 2%.
В 2013 году основная доля грузоперевозок приходилась на Донецкую железную дорогу (37%) и Приднепровскую железную дорогу (31%).
Коалиционное соглашение парламента предусматривает реформирование Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины. На первом этапе реформы приватизация конкретных бизнес-направлений не ожидается.
В 2014 году грузоперевозки автотранспортом составили 178 млн тонн и сократились на 2,8% по сравнению с 2013-м. В рамках коалиционного плана реформирования транспортной системы Украины предлагается передать дороги местного значения в сферу ответственности обладминистраций.
Кроме того, создать на базе АО «Автомобильные дороги Украины» региональные компании и провести их приватизацию, чтобы разграничить функции заказчика и исполнителя строительства и ремонта дорог.
Также планируется включить в контракты на строительство автомобильных дорог обязательное условие о предоставлении гарантий качества и поддержании в удовлетворительном состоянии после введения в эксплуатацию. Со своей стороны государство обязуется обеспечить эффективный контроль над соблюдением норм весовой нагрузки на автодорогах.
На данный момент подготовлены пилотные концессионные проекты по строительству национальных платных дорог. Государственная компания «Укравтодор» продолжает работу
над конкретизацией требований для таких проектов, анализируя международный опыт.
Трубопроводный транспорт
По итогам 2014 года наблюдалось сокращение объемов перекачки грузов трубопроводным
транспортом по сравнению с 2013-м. Перекачка нефти уменьшилась на 4,2%, аммиака — на 7,8%, газа — на 23,0%. Транзит газа упал на 27,8%, нефти — на 3,6%, аммиака — вырос на 2,9%.
Транзит нефти в основном осуществляет ОАО «Укртранснафта», газа — ПАО «Укртрансгаз».
Транзит аммиака проводит одна компания — УГП «Укрхимтрансаммиак».
|
Водный транспорт
В Украине на реках Днепр, Южный Буг и Десна расположено 11 речных портов и 10 специализированных терминалов, а также два морских порта на Дунае — Ренийский и Измаильский. В нашей стране функционируют 18 морских торговых портов, которые условно разделены на пять регионов. Наибольшие мощности по перевалке грузов находятся в портах Одессы, Ильичевска, Южного, Николаева и Херсона.
В сфере морского транспорта в рамках коалиционного плана реформирования транспортной отрасли предполагается долгосрочная концессия либо приватизация портов.
Кроме того, планируется создать базовый закон «О внутреннем речном транспорте». В результате проведения портовой реформы должен появиться прозрачный механизм привлечения частных инвестиций в портовую отрасль на основе концессионных договоров, что ускорит развитие частной перевалки и приведет к либерализации рынка.
Также ожидается развитие высокоэффективных специализированных терминалов, что будет способствовать росту специализации портов и усилению конкуренции в сегментах перевалки.
В 2014 году объем перевалки грузов в торговых и рыбных портах и на промышленных причалах (морских и речных) снизился на 3,9% и составил 147,5 млн тонн. Перевалка экспортных грузов увеличилась на 3,6%, внутреннего сообщения — на 20,4%. Перевалка импортных грузов сократилась на 9,9%, транзитных — на 30%.
Морской транспорт
Объем перевалки грузов через морские порты Украины составил 142,4 млн тонн в 2014 году, что на 4,7% меньше, чем в 2013-м. В структуре перевалки выросла доля экспортных грузов в первую очередь за счет наращивания объемов производства зерновых и железной руды. Доля транзита сокращается ввиду переориентации потоков нефти и нефтепродуктов в порты России.
В настоящее время начат процесс передачи в концессию или приватизации государственных морских портов для привлечения инвестиций в отрасль и увеличения объемов перевозок.
Речной транспорт
Объем перевалки грузов через речные порты Украины составил 5,1 млн тонн в 2014 году, что на 24,7% больше, чем в 2013-м. В структуре перевалки выросла доля экспорта с 21% в 2012 году до 44% в 2014-м. Транзит по внутренним водным путям Украины отсутствует. За последние три года объемы речных перевозок во внутреннем сообщении снизились на 48%. Транспортные мощности рек в последнее время используются менее чем на 10%. Объемы перевалки речными портами составляют менее 1% грузооборота Украины и менее 10% мощности существующих портов.
В данный момент проводится публичное обсуждение закона «О внутреннем водном транспорте», который позволит создать современные правила судоходства на реках Днепр, Дунай и Южный Буг. Учитывая потенциал Днепра как наиболее дешевого и экологичного способа доставки зерна, строительных материалов и железной руды, ожидается строительство новых терминалов
по перевалке и актуализация судостроения.
Объем перевалки грузов в 2012-2014 годах государственными стивидорными компаниями существенно сократился — на 18%, в то время как социальные обязательства не позволяют уменьшать соответствующие операционные затраты, а именно — рабочие места. Результатом является неконкурентоспособность государственных стивидорных компаний и невозможность финансировать развитие портовых мощностей. Доля государственных стивидорных компаний в общей структуре перевалки сократилась с 100% в 1991 году до 34% в 2014-м.
Как технологии 5G обеспечат безопасность и повысят производительность на шахтах
Проект называется «Пилотный проект для промышленных мобильных коммуникаций в горнодобывающей отрасли», в рамках которого технологии 5G будут использоваться для связи и дистанционного управления.
Общая цель участников – поиск новых решений, позволяющих повысить производительность труда и обеспечить безопасность работ в шведской горнодобывающей отрасли, которая традиционно считается сложной и опасной.
Горнодобывающая промышленность предъявляет высокие требования к скорости ответа и надежности связи, и технологии 5G помогут обеспечить выполнение этих требований. На начальном этапе проекта разрабатываемые системы 5G будут применяться для дистанционного управления грузовиками, используемыми для транспортировки руды на шахте, принадлежащей компании Boliden.
Новый пилотный проект является частью программы «5G для Швеции», запущенной в марте этого года. В рамках данной программы крупнейшие промышленные компании, университеты и исследовательские институты ведут совместную работу, целью которой является развитие ИКТ на базе стандартов 5G. Программа направлена на ускорение темпов цифровизации промышленности. В ее рамках ведутся исследования, результаты которых будут применяться в разных отраслях. Использование технологий 5G повысит конкурентоспособность шведских компаний за счет эффективного развития и использования ИКТ в продуктах и услугах.
«Успешное применение данной технологии может и должно повысить безопасность. Увеличение количества подключенных машин и устройств приведет к сокращению числа людей, работающих под землей. Интеграция, не требующая применения дополнительных устройств, позволит вести работы над и под землей более безопасно и с большей продуктивностью, а также обеспечит улучшенный мониторинг и дистанционное управление», – комментирует менеджер программы «5G для Швеции» Торбьерн Лундал (Torbjörn Lundahl).
Демчишин допускает приватизацию "Энергоатома"
Он также выступает за приватизацию "Энергоатома". Об этом он заявил в интервью РБК-Украина.
Владимир Демчишин: Я сторонник приватизационных процессов. Но это нужно делать грамотно, не обязательно продавать все.
Например, говорят, "Энергоатом" нельзя приватизировать. Да, возможно. Но я уверен, что на него был бы спрос и, например, такие предприятия, как AREVA или Energy de France (EDF), немецкая RWE, E. ON были бы заинтересованы управлять столь крупным активом.
"Энергоатом" мог бы стоить 30 миллиардов, а то и больше. Можно продать 50% или 10% для начала. Но это не происходит, потому что мы говорим, что это стратегический актив, который трогать нельзя.
Да и негативное отношение общества к приватизации. Почему? Потому что все считают, что продавая удешевят, деньги украдут.
Но какой смысл владеть какими-то активами, которые управляются неэффективно, не приносят доходов? Лучше продать, получить средства, туда завести эффективный менеджмент, привлечь частные средства, развивать это предприятие, чтобы оно платило налоги.
Но я же сейчас говорю о святая святых, "Энергоатом". То есть, есть уникальные предприятия типа "Укртрансгаз" – это магистральные провода, это наша ГТС. Есть "Укрэнерго" – это те же самые электрические линии передач. Это, опять же, "Энергоатом". Это "Укргидро". Все это – уникальные предприятия, которые приватизировать не стоит.
Но параллельно с ними есть и меньшие предприятия, например, "Центрэнерго", которые нужно приватизировать. Как "Укргаздобыча", которое нужно приватизировать, потому что частные добывающие компании более эффективны.
А когда идет речь о линии передач, которые являются естественной монополией, их приватизировать нельзя. Их, скорее всего, следует оставить под контролем государства. Можно разве что продать доли, чтобы более эффективно этими предприятиями управлять.