Мобильный оператор Коломойского прекращает работу в большинстве областей

Подконтрольный бизнесменам группы "Приват" сотовый CDMA (3G)-оператор "Телесистемы Украины" начинает сворачивать сеть в большинстве областей присутствия, говорится в сообщении компании.

Соглансо сообщению компании, с 1 сентября 2015 года покрытие компании останется в Киевской, Днепропетровской, Харьковской, Полтавской, Донецкой и Херсонской областях.

– Мы продолжим оказывать повсеместно другие виды услуг, в частности фиксированной связи, доступа в интернет и радиодоступа по мере возможности, – отметил президент компании Михаил Пайкин. – Решение о сокращении покрытия мобильной сети было принято учредителями. Оно связано с тем, что западные регионы страны не приносили доходов, сопоставимых с затратами на обслуживание сети. Речь о городах, которые вообще ничего не дают. Существующим абонентам мы предложим перейти на нашу фиксированную связь.

Отметим, что основная лицензия на CDMA-связь на 155 МГц в общей сложности у компании истекает до конца 2015 года.

Изначально у компании по основной лицензии частот было больше — 202,5 МГц. Но за последние годы оператор отказался от части ресурса в целях экономии.

Пайкин утверждает, что компания все-таки намерена продлить действие основной лицензии с учетом очередного уменьшения покрытия.

Телеком-оператор по закону должен подать заявку на продление лицензии за 4 месяца до истечения срока ее действия. То есть, PEOPLEnet должен успеть это сделать до конца августа.

Пайкин также сообщил, что "Телесистемам" удалось оспорить начатую одним из партнеров компании в конце мая процедуру банкротства. По его словам, в начале августа оператор выиграл апелляцию.

Столичный хозяйственный суд Киева начал процедуру банкротства 27 мая.

​Британская бизнес-группа продала журнал The Economist итальянцам

Британская бизнес-группа Pearson Plc согласилась продать свою долю в журнале The Economist итальянской компании Exor SpA, которую контролирует семья Аньелли из Италии, передает Bloomberg.

Сообщается, что сумма сделки составит 731 млн долларов. Таким образом, Pearson Plc покинет бизнес по выпуску экономических изданий и сосредоточится на образовательных проектах. Ранее компания продала японской Nikkei Inc Financial Times Group за 1,3 млрд долл.

Отметим, The Economist был основан в 1843 г. в Лондоне и распространяется по всему миру тиражом в 1,6 млн экземпляров.

Exor семьи Аньелли владеет газетой La Stampa, а также автоконцерном Fiat. Также бизнесмены инвестируют в RCS Media Group SpA, которая издает самую массовую газету в Италии Corriere della Sera.

Стартап в ритейле: как выйти на рынок и закрепиться там

Розничная торговля — прагматичная и функциональная сфера, а не поле для мечтаний. Мой профессиональный опыт успешного запуска множества розничных сетей говорит о том, что ритейл — это прежде всего ежедневная рутинная работа с массой параметров и цифр.

Добиться успеха начинающему предпринимателю очень сложно. Конечно, всегда есть место для чуда, но давайте будем реалистами. Какие сегменты заполнены конкурентами? Продуктовые супермаркеты, парфюмерно-косметические сети, аптеки, потребительская электроника, IT, одежда и обувь, аксессуары, ювелирные изделия, DIY (от англ. Do it Yourself — «сделай сам», формат магазинов, специализирующихся на продажах товаров для строительства, ремонта и т. п.), АЗС…

Практически все ниши заняты крупными игроками, манипулирующими значительными финансовыми и управленческими ресурсами. Залог успеха для стартапов — поиск новых ниш и работа в форматах, по разным причинам не так интересных и выгодных крупным сетям. Например, «магазины у дома» — ниша относительно свободная, вероятно, у крупных игроков до них еще не дошли руки.

Не меньшее внимание следует уделить сервисному ритейлу — сконцентрироваться на сопутствующих услугах, а также дополнительным сервисам в условиях высокой ценовой конкуренции и занятости лучших локаций, за счет чего открыть новый бизнес или улучшить существующий. Маржа на сервисах значительно выше, чем на товаре. Зачастую оказание услуг и вовсе не несет дополнительных затрат.

Не стоит рассчитывать лишь на уникальный продукт. В современных условиях уникальность — это то, что полностью под вашим контролем. Эксклюзивный контракт с модным брендом или мастером может быстро закончиться, а магазин останется на плечах предпринимателя.

Вызовы и возможности  розничного рынка

Вызовы, которые стоят перед крупными ритейлерами, одновременно являются кладезем возможностей для поиска идей начинающими бизнесменами для стартапов. Большинство из них касаются повышения эффективности сетевого бизнеса, так или иначе связанной с трансформацией на самых разных уровнях — от логистики и ассортиментной политики до дизайна торговых точек и сотрудничества (вплоть до слияния) с другими игроками.

Перечислим основные вызовы отрасли.

1. Эффективное использование торговой площади и одновременное превращение ее в эмоциональное пространство. Ритейл — индустрия цифр, где каждый квадратный метр имеет свою цену в денежном выражении. В то же время для потребителя это неважно — он часто выбирает магазин эмоционально. А сделать точку продаж эмоциональной и эффективной очень нелегко.

2. Категорийный менеджмент — постоянный математический проект. Ассортимент становится достаточным основанием для принятия покупательского решения и не требует дополнительного пространства для мерчандайзинга. Однако нужны специализированные кадры. То, что в украинских сетях называют категорийным менеджментом, в большинстве случаев им не является.

3. Наличие в портфеле нескольких форматов магазинов, позволяющих масштабировать бизнес на регионы, различные локации (улица, торговые центры). Два-три формата дадут возможность открыть торговую точку в разных местах, сохранив идентичность в глазах потребителя. Каждый формат имеет нюансы в управлении, но использование стандартизированных форматов сети всегда эффективнее, чем управление нестандартными магазинами. Это особенно актуально для игроков с сотнями точек продаж.

4. Развитие смежных товарных категорий, собственных торговых марок и другие приемы, расширяющие сферу деятельности ритейлера, привлекая новые группы клиентов и приумножая отдачу существующих. Экспансия способна значительно увеличить средний чек.

5. Внедрение программ лояльности и трансформация существующих скидок в накопительные бонусные системы. Это требует высоких затрат на консалтинг и IT-инфраструктуру.

6. Модификация логистических систем с целью минимизации складских помещений в магазинах (дорогие площади). Переход на строительство или аренду логистических центров, покупку или лизинг транспорта.

7. Создание систем мотивации персонала, постоянный процесс поиска кадров на рынке, обучение, борьба с текучестью кадров. На эффективность найма персонала влияет бренд работодателя. McDonald’s может нанимать кадры дешевле, чем новый неизвестный игрок.

8. Необходимость регулярной полной модернизации магазинов. В зависимости от сегмента ритейла это может быть сезонная смена дизайна и оборудования, как в индустрии моды, или реконструкция раз в пять-семь лет. Реновации требуют инвестиций и закрытия магазина на несколько недель.

9. Активная работа в маркетинге, интернете; размещение рекламы, публикации в СМИ и т. п.

10. Постоянная позиционная борьба с производителями и поставщиками за адекватные условия поставки товаров и оплаты. Сюда же можно отнести получение преференций, недоступных слабым и начинающим игрокам.

11. Разработка мультиканальных моделей. Розничные сети уже не могут существовать только в физической среде, им необходимо запускать онлайн-розницу.

12. Инвестиции в бренд розничной сети. Бренд влияет на капитализацию компании, что особенно важно инвесторам.  Топ-менеджеры сетей должны думать не только о бизнес-пока­зателях в торговле, но и о гудвилле.

13. Взаимодействие с контролирующими органами. Чем крупнее сеть, тем большее давление на нее оказывается.

Список можно продолжать, но даже из этих пунктов видно, что розница — дорогой бизнес, и без должных усилий и усердия сделать его прибыльным не получится. В подавляющем большинстве случаев стартап не может вкладывать достаточно средств, чтобы заглушить шум конкурентов-гигантов.

Места силы ритейл-стартаперов

Если не говорить об изготовлении сувениров ручной работы, магазине для друзей, ресторане для души, то начинающим ритейлерам нужно атаковать там, где крупные и умудренные опытом игроки будут неуклюжими по сравнению с новичками.

Во-первых, это сервисы или комбинация товара и услуги, где услуга играет решающую роль. Крупным игрокам выгодно продавать много, системно и в большом объеме. У стартапов есть возможность очеловечить бизнес, предоставив потребителю больше времени на принятие решения, сделав процесс выбора комфортнее, консультируя, предлагая решения нестандартных потребностей. Как бы крупные ритейлеры ни декларировали клиентоориентированность, в силу корпоративных политик, традиций, культуры обслуживания едва ли они смогут конкурировать с мелким бизнесом в вопросах человечности.

Во-вторых, есть товарные категории не так интересные крупным игрокам, но претендующие на большую прибыльность. Посуда, игрушки, аксессуары, специфические товары часто имеют высокую маржу, с которой можно работать, справляясь с рисками.

В-третьих, стартапам иногда проще договариваться с государственными органами или избегать их пристального внимания. Стартап более проворный и мобильный.

В-четвертых, категория люксовых товаров и роскоши, требующих совершенно других сценариев обслуживания и уровня подготовки персонала, чем обычная розница.

Если стартап нашел незанятую нишу для состоятельного клиента, то это хорошая территория и интересная возможность, поскольку там трудно приходится крупным сетям — в таких продажах большую роль играет человеческий фактор.
Можно также отметить трудно масштабируемые бизнесы — они неинтересны крупным сетям. Но в данном случае важно не попасть самому в ловушку — в бизнес все равно должна закладываться возможность тиражирования.

Преимущество новичков может быть в скорости принятия решений и реакции на рынок, запросы покупателей, погоду, валютные курсы и проч. Пока в крупном магазине топ-менеджеры спорят о том, как правильно сделать выкладку ноутбуков — по брендам или размеру диагонали экрана, — небольшой магазин может определить это на практике в течение дня путем простой перестановки и проведения экспериментов.

В последнее время наблюдается взрывной рост желающих создать франшизу. Есть много иллюзий, что концепцию магазинов сувениров кто-то будет развивать по франчайзингу. На самом деле это не так. Франшизу будут покупать только у состоявшегося бренда, чтобы иметь проверенную технологию и поддержку.

В практической плоскости рекомендую сразу задуматься об альтернативных способах использования торговой площади. Это могут быть как регулярные активности, так и запасной план. Вот примеры из реальной жизни: пространство для небольших мероприятий в помещении фотостудии, школа бариста в кофейне, кулинарные курсы в ресторане, презентации брендов в магазине электроники, показ мод в бутике, конференции в коворкингах и проч. Кроме монетизации, подобные ходы создают уникальный опыт у потребителей, который может стать точкой дифференциации для ритейл-стартапов. Лучше, когда трансформация торгового
пространства изначально закладывается в проект.

Момент, который часто оказывается недооцененным, — подготовка персонала. Крупные сети имеют целые департаменты, постоянно «пылесосящие» рынок в поиске лучших кадров. Стартаперы чаще подвержены найму знакомых, друзей, родственников, а также просто неподготовленных людей без четкого распределения обязанностей и зон ответственности. Недостаточно квалифицированный персонал нивелирует усилия и затраченные ресурсы. Продавцы и консультанты должны быть адвокатами бренда.

Ритейл-стартаперам прежде всего стоит взглянуть на бизнес без иллюзий и быть готовым к противостоянию крупным и опытным игрокам, к риску и быстрым движениям, конкурировать за лучших людей. Придется думать больше о расчетах, без которых ритейл не выживет, и меньше о бизнес-романтике. Ритейл займет все свободное время, и вряд ли вы сможете в скором времени выйти из управления бизнесом.

Николай Чумак — создатель и CEO компании IDNT, более десяти лет специализирующейся на разработке и внедрении концепций и форматов магазинов для розничных сетей и банковских отделений. IDNT работает с ритейлерами и банками из СНГ, реализует проекты в европейских странах. Н. Чумак является соавтором нескольких книг по розничным банковским услугам, Private Banking & Wealth Management: «Private Banking по-русски», «Банковское отделение: ребрендинг, оформление, POS-маркетинг» и др.

МАТЕРИАЛ ЖУРНАЛА СТРАТЕГИИ