НБУ снизил учетную ставку

"Учитывая уменьшение инфляционных рисков, правление Национального банка Украины считает возможным начать смягчение денежно-кредитной политики, согласованное с прогнозируемым снижением годовой инфляции", – поясняет центробанк свое решение.

Согласно релизу, жесткая денежно-кредитная политика, которую проводил НБУ в течение последних шести месяцев, существенно способствовала снижению инфляционных и девальвационных ожиданий, стабилизации валютного рынка и, как следствие, формированию устойчивого тренда на замедление инфляции.

Нацбанк напоминает, что прирост индекса потребительских цен в годовом измерении снижается третий месяц подряд, а в помесячном измерении в июле была зафиксирована дефляция. "Улучшение ситуации на валютном рынке и стабилизация инфляционных ожиданий способствует возвращению депозитов в банковскую систему", – добавляет НБУ.

Регулятор указывает, что в дальнейшем ожидает сохранения дезинфляционного тренда благодаря удержанию относительной стабильности на валютном рынке, завершению основной волны повышения жилищно-коммунальных тарифов и достаточно медленному восстановлению потребительского спроса. Дополнительным фактором будут высокие показатели урожая зерновых, овощей и фруктов, что будет способствовать сдержанной динамике цен на продовольственные товары.

НБУ увеличил учетную ставку и ставку рефинансирования до 30% годовых с 4 марта этого года. До этого с 6 февраля действовала ставка в 19,5%, а с 13 ноября 2014 года – 14%. В последний раз учетная ставка Нацбанка была выше в 2000 году: с 24 марта 2000 года она была снижена с 35% до 32% годовых, затем с 10 апреля – до 29% и с 15 августа – до 27% годовых. В 2001 году НБУ в шесть этапов снизил учетную ставку до 12,5% годовых.

СВЕЖИЙ НОМЕР ЖУРНАЛА COMPANION

В ФОКУСЕ     

Исследование: Рейтинг самых посещаемых городов мира  

ИНФОГРАФИКА  

КЛЮЧЕВАЯ ТЕМА
Обзор коммерческой недвижимости: тенденции развития
Обзор рынка новостроек столицы  
Кризис – новые возможности для бизнеса    

ТОП-ПЕРСОНА    
О дефолте украинской экономики, процессе демонополизации и приватизации предприятий.
Интервью с польским экономистом, экс-министром финансов Польши Лешеком Бальцеровичем об универсальных рецептах рыночных реформ и опыте успешных польских экономических преобразований
   
КОМПАНИИ И РЫНКИ 
Парой строк       

АВИАРЫНОК       
Итоги первого полугодия 2015 года        

БИЗНЕС-ИМПЕРИИ       
Английский бизнесмен пакистанского происхождения Мохаммад Захур об интересе к украинскому рынку зарубежных деловых кругов       

РИТЕЙЛ       
Тенденции рынка продовольственного ритейла       

ФИНАНСЫ И ИНВЕСТИЦИИ      
Валютный рынок: что будет с курсом гривны       

ВНЕ ОФИСА       
Культурный микс
Вояж
Летаем дешевле. 6 способов сэкономить на авиаперелетах       

Саморазвитие
Человек, с которым приятно иметь дело     

Планируем наперед – летаем дешевле

А чтобы поездка удалась и порадовала, можно спланировать ее заранее и таким образом сэкономить. Мы расскажем вам о нескольких способах, как можно летать дешевле.

СПОСОБ №1. ВПОЛОВИНУ ДЕШЕВЛЕ, ЕСЛИ БРОНИРОВАТЬ ЗАРАНЕЕ

Об авиабилетах подумайте в первую очередь, даже если вы не привыкли строить планы заранее. К примеру, национальная авиакомпания МАУ на большинство направлений предоставляет скидки до 50% от обычного тарифа при условии бронирования за несколько месяцев наперед. Таким образом, если бронировать билеты за 5, 4 или 3 месяца до вылета, можно сэкономить 50%, 35% или 25% соответственно на тарифе в обе стороны.

Рассмотрим пример. Скажем, в феврале вам предстоит поездка на бизнес-конференцию в Латвию. Если даты конференции известны, вы можете бронировать билеты заранее и особо не беспокоиться о финансовой стороне вопроса. Ведь чем раньше вы их купите, тем существеннее будет скидка. Так, билет из Киева в Ригу, приобретенный за пять месяцев до вылета (в сентябре), обойдется вам в 105 долларов США. А если будете покупать его меньше чем за три месяца, то заплатите уже 208 долларов. Помните, что чем раньше вы покупаете билет, тем дешевле его цена. Как правило,  дешевые билеты продаются первыми и ближе к дате вылета остаются более дорогие билеты.

Заметьте также, что, покупая билеты заранее, вы обезопасите себя от курсовых колебаний, поскольку цена авиабилетов напрямую привязана к курсу. Если же поездка предстоит срочная и приобрести авиабилет нужно буквально за несколько дней до вылета, стоит поискать доступные спецтарифы на сайте МАУ. Цена будет не такой низкой, как при бронировании за несколько месяцев до вылета, но все равно перелет обойдется дешевле, нежели покупать билет на завтра.

СПОСОБ №2. ОТ ВЫБОРА ДНЯ ПЕРЕЛЕТА ЗАВИСИТ ЕГО ЦЕНА

Знаете ли вы, в какие дни недели авиаперелеты самые выгодные? Если даты вашей поездки могут варьироваться, лучше всего приобретать авиабилеты в такие дни:
   • Вторник и среда – время самых дешевых билетов.
   • «Правило воскресенья» – период путешествия, который включает в себя воскресенье. На заметку: выгодным вариантом будет вылет во вторник или среду с возвращением во вторник или среду на следующей неделе. В этом случае учитывается и первое, и второе предложение.
   • В «низкий сезон» путешествовать гораздо дешевле, поскольку спрос и, соответственно, стоимость билетов в этот период ниже. «Высоким сезоном» считаются периоды летних и зимних отпусков, школьных каникул и национальных праздников.
   • Если вы не привязаны к определенным датам, воспользуйтесь функциями «предыдущие 3 дня» и «последующие 3 дня», бронируя билеты на сайте МАУ. Так вы расширите диапазон поиска и выберете самый выгодный вариант тарифа в обе стороны.

СПОСОБ №3. НА ПЕРСОНАЛЬНЫХ ПРАЗДНИКАХ МОЖНО ЗАРАБОТАТЬ СКИДКИ

Вы можете рассчитывать на скидку в честь своего дня рождения, юбилея, дня рождения ребенка, на годовщину свадьбы или свадебного путешествия. Так, в рамках программы «Персональное предложение» компания МАУ гарантирует скидку в размере от 5% до 33% от размера тарифа. Заказать скидку можно до оформления билета и воспользоваться ею в период +/- 1 месяц от вашей особенной даты.

СПОСОБ №4. БРОНИРОВАТЬ БИЛЕТЫ НА САЙТЕ АВИАКОМПАНИЙ ВЫГОДНО

На сайте МАУ действует гарантия лучшей цены и отсутствует сервисный сбор. Вы самостоятельно можете выбрать наиболее низкие тарифы и оплатить в гривне указанную сумму, без неприятных сюрпризов в виде дополнительных скрытых сборов. Покупая билеты на сайте flyUIA.com, важно помнить, что их стоимость приведена уже с учетом соответствующих скидок.

СПОСОБ №5. НАКОПИТЕЛЬНЫЕ БОНУСЫ – ЭТО ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЭКОНОМИЯ

Вниманию часто летающих пассажиров: присоединяйтесь к программе «Панорама Клуб». Членство в ней бесплатно и не требует особых усилий. Суть программы очень проста: зарегистрировавшись на сайте МАУ, вы накапливаете бонусы (мили) за каждый перелет. Затем их можно обменять на скидки, наградные билеты на рейсы МАУ и авиакомпаний-партнеров, повышение класса обслуживания. Участники программы могут сэкономить на авиаперелетах от 3% до 80% от тарифа, в зависимости от количества совершенных перелетов.

СПОСОБ №6. УЗНАВАЙТЕ ПЕРВЫМИ О СКИДКАХ И АКЦИЯХ

Опытные путешественники знают – первыми узнать новости об акциях и спецпредложениях  можно, подписавшись на рассылки авиакомпаний либо в их группах в социальных сетях. Подписаться на новости МАУ можно на сайте www.flyUIA.com и во всех популярных соцсетях – Facebook, Google+, Twitter и ВКонтакте.

Валютные качели

Спад украинской экономики длится уже второй год. Действия пророссийских повстанцев на востоке страны ограничивают промышленность и отпугивают инвесторов. Пытаясь преодолеть проблемы, связанные с тем, что гривна является второй по слабости валютой в мире, и прогнозируя инфляцию на уровне 48% в 2015 году, Центральный банк в прошлом месяце оставил базовую процентную ставку на уровне 30%.

За первый квартал гривна упала на 33%, но с тех пор повысилась на 9,7%. В этом году национальная валюта обесценилась на 28% (хуже этот показатель только у белорусского рубля) и опустилась еще на 1,3% в июне 2015 г.

Согласно данным Госкомстата, цены производителей выросли на 37,9% по сравнению с июлем прошлого года, а за прошлый месяц – на 42%. С мая цены на продукцию заводов и шахт выросли на 0.6%.

Помимо таких факторов, как процентные ставки и инфляция, обменный курс является одним из важнейших показателей, определяющих уровень экономического здоровья страны. Курсы валют играют решающую роль в вопросах торговли, имеющей ключевое значение в свободных рыночных отношениях. Самые популярные валютные курсы анализируются правительствами и с помощью этого анализа осуществляются манипуляции в мировой экономике.

Курсы валют имеют и менее масштабное значение: они влияют на реальный доход инвестиционного портфеля. Существует целый ряд механизмов, влияющих на их изменение. Чем выше валюта, тем дороже экспорт и дешевле импорт страны на зарубежных рынках; чем ниже валюта, тем экспорт страны дешевле, а импорт – дороже. При повышении курса можно ожидать снижения баланса торговли страны, в то время как при снижении курса уровень торговли растет.

Страна со стабильно низкой инфляцией демонстрирует рост стоимости валюты, а ее платежеспособность увеличивается по отношению к другим валютам. Процентные ставки, инфляция и обменные курсы валют очень тесно взаимосвязаны. Путем манипулирования процентными ставками Центральные банки оказывают влияние как на инфляцию, так и на обменные курсы валют. Более высокие процентные ставки приносят кредиторам, работающим в рамках экономики той или иной страны, более высокий доход по сравнению с другими странами.

Высокие процентные ставки привлекают иностранный капитал и приводят к повышению обменного курса национальной валюты. Влияние более высокой процентной ставки снижается, если инфляция в стране намного выше, чем в других странах, или если дополнительные факторы приводят к снижению обменного курса национальной валюты. Противоположная взаимосвязь существует при снижении процентных ставок – более низкие процентные ставки имеют тенденцию приводить к понижению обменного курса национальной валюты.

Текущие счета платежного баланса торговли между страной и ее торговыми партнерами отражают все платежи, произведённые между странами за товары, услуги, проценты и дивиденды. Дефицит текущих счетов платежного баланса указывает на тот факт, что страна тратит больше средств на внешнюю торговлю, чем получает поступлений от нее, и что ее заемный капитал из иностранных источников создает этот дефицит. Иными словами, стране требуется больше иностранной валюты, чем она получает от продажи экспортных товаров и услуг, и тратит больше собственной валюты, чем иностранцы требуют за поставки своих товаров и услуг. Избыточный спрос на иностранную валюту понижает обменный курс национальной валюты до тех пор, пока отечественные товары и услуги не станут достаточно дешевыми для иностранцев и иностранные активы не станут слишком дорогими для осуществления продаж в отечественных интересах.

Украине приходится прибегать к широкомасштабному финансированию дефицита для оплаты проектов в государственном секторе и финансированию расходов правительства. В то время как такая деятельность стимулирует отечественную экономику, страны с крупным государственным дефицитом и долгами менее привлекательны для иностранных инвесторов. В чем причина? Крупный долг усиливает инфляцию, а при высокой инфляции окончательный расчет по нему будет осуществлен при более низкой стоимости национальной валюты в будущем.

При наихудшем развитии событий правительство может начать печатать деньги, чтобы оплатить крупный долг, но увеличение денежной массы неизбежно приведет к инфляции. Кроме того, если правительство не способно обслуживать дефицит при помощи отечественных источников (путем продажи отечественных облигаций, увеличения поступления средств), оно должно увеличить выпуск ценных бумаг для продажи иностранцам, понижая их цену. Но иностранцы будут проявлять меньше желания владеть ценными бумагами, деноминированными в национальной валюте такой страны, если риск дефолта будет значительным. Долговой рейтинг является критичным определяющим фактором обменного курса национальной валюты государства.

Условия внешней торговли связаны с текущими счетами платежного баланса и балансом платежей. Если цены экспортных товаров и услуг страны возрастут больше, чем цены на импортные товары и услуги, то ее условия внешней торговли благоприятно изменятся. Улучшение условий внешней торговли указывают на тот факт, что спрос на экспорт повысится и приведёт к росту поступлений от экспорта, обеспечив повышенный спрос на национальную валюту. Если цены на экспортные товары и услуги возрастают меньше, чем цены на импортные товары, то стоимость национальной валюты будет падать по отношению к валютам торговых партнеров страны.

Иностранные инвесторы неизбежно ищут стабильные страны с хорошими экономическими показателями, чтобы вложить в них свой капитал. Страна с такими положительными характеристиками будет отвлекать инвестиционные средства от других стран, которые воспринимаются как государства с большим уровнем политических и экономических рисков. Политическая нестабильность может привести к потере доверия к национальной валюте и движению капитала в сторону валют из более стабильных стран.        

«Действия парламента Украины по пересчету розничных кредитов, выданных в иностранной валюте по курсу, который намного более благоприятен для заемщиков, будет стоить банкам миллиарды. Это «пахнет» популизмом», – заявила министр финансов Наталья Яресько.

Люди пикетировали парламент после 50-процентного обесценивания стоимости гривны по отношению к доллару США в 2014 г. и последующего обесценивания еще на 25% с начала нынешнего года, что привело к проблемам для многих украинцев в обслуживании своего кредита, деноминированного в иностранной валюте.  

Парламент Украины принял закон, который обязывает банки обменять потребительские кредиты в иностранной валюте на гривневые кредиты по курсу, действовавшему на момент подписания кредитных договоров. Это означает, что большинство задолженностей должны быть обменяны по курсу 5,05 гривен за доллар США, в то время как нынешняя цена американской валюты составляет 21-22 гривны за доллар США.

«Это популизм, не имеющий ничего общего со справедливостью. Этот шаг привел бы к потерям для банковской системы размером, примерно, в 95 миллиардов гривен ($4,5 млрд)», – написала на своей страничке в сети Facebook министр финансов Наталья Яресько.

«Все граждане заплатят за это высокую цену в форме ослабленной банковской системы и новых банкротств банков», – дополнила она.

НБУ определил размер потенциальных потерь в еще более крупном размере – 100 миллиардов гривен. «Принятие этого закона будет иметь катастрофические последствия для финансовой системы. Такие нововведения приведут к массовым банкротствам банков», – сообщил НБУ в своем заявлении.

С начала прошлого года в Украине закрылся 51 банк, который стал неплатежеспособным в связи с экономическим спадом и массовым оттоком депозитов, вызванными ослаблением гривны. Украинская банковская система сообщила о потерях в размере 25,2 миллиардов гривен в период с января по май 2015 г., помимо 53 миллиардов гривен убытков в 2014 г.  

Нацбанк заявил, что этот закон противоречит антикризисной программе Международного валютного фонда, по которой Украина ожидает получить $17,5 млрд финансовой помощи в 2015-2018 гг.  

Более масштабная антикризисная программа МВФ могла бы принести Украине около $40 млрд за этот период, но страна должна стабилизировать свою банковскую систему и укрепить государственные финансы для соблюдения условий предоставления такой помощи. «Закон не поможет добиться этого», – заявила Яресько.

До кризиса 2008-2009 г. банки Украины активно предоставляли кредиты в иностранных валютах физическим лицам, предлагая заемщикам более выгодные процентные ставки. Однако, когда гривна упала до 8 за доллар с 5,05 и заемщики перестали выплачивать свою задолженность, Киев запретил выдачу розничных кредитов в иностранной валюте.

Украина нуждается в антикоррупционной перестройке

В 2007 г. аналитический центр European Enterpris Institute (Брюссель) присвоил Лешеку Бальцеровичу титул «самого крупного реформатора в странах ЕС». Он прославился тем, что предложил план скорейшего перехода от плановой государственной экономики, оставшейся в наследство от Польской Народной Республики, к рыночным отношениям и главенству частной собственности. Комплекс реформ получил название «План Бальцеровича», но часто именовался «шоковой терапией». План предполагал строгое ограничение инфляции, приведение к равновесию в течение года госбюджета, товарного и денежного рынков, перевод всех сфер экономики на рыночные начала. Для этого повышались розничные цены, сокращались бюджетные дотации, ограничивались денежные доходы, а для предприятий вводилась частичная внутренняя обратимость злотого и устанавливался его единый курс. Несмотря на успех реформы, ее социальные последствия уже в первый год начали вызывать недовольство и противоречивые оценки…  
   
Если бы вам потребовалось проводить реформы не двадцать лет назад в Польше, а сейчас в Украине, с чего бы начали?

Нужно определиться с кругом первоочередных проблем. Чем больше их найдется, тем выше шансы улучшить обстановку, при условии наличия правильной стратегии действий. Реформаторы обязаны определиться с системой, которую они хотят внедрить в стране. Она должна максимально быстро привести к долгосрочному росту экономики. Прежде всего, это система с частными предприятиями (конкурирующими между собой), не очень высокими налогами, минимумом законодательных преград для бизнеса и независимыми судами. Надо так преобразовать государство, чтобы появилось как можно больше легального бизнеса, особенно малых предприятий. Главное – переход к рыночной экономике. У Польши тоже была масса проблем в 1989 году, когда начинались преобразования. Самая хорошая стратегия – комплексность. И нужно начинать реформы во всех важных отраслях, двигаясь очень быстро. Чем динамичнее удалите дефекты, тем скорее нормализируется экономика. А медленный ход может затормозить весь процесс.
   
Что стало бы главным препятствием вашим усилиям, возьмись вы за реформы в нашей стране?

Труднее всего, и это касается любой страны, собрать вокруг себя команду единомышленников и иметь конкретный план действий. Но главное, чтобы задекларированное не оставалось лишь на бумаге. Даже если закон будет идеально написан, но не защищен, инвестиции не появятся. По этой причине Украина очень нуждается в антикоррупционной перестройке.  
   
Дефолт для украинской экономики – это смертельно или не очень?

Разговоры о дефолте – спекуляции. Конечно, лучше прийти к дружественному соглашению с кредиторами по сокращению долгов, но это не всегда удается. Надеюсь, что цель украинского правительства – не дефолт, а наоборот, погашение всех задолженностей. Хотя гарантий нет.  

Дерегуляцию в экономике следует воплощать максимально быстро. И следить, чтобы бюрократы не создали новые регуляции
 

Почему в Польше и ряде постсоветских стран произошел экономический рост, а в Украине – нет?

В Польше, в первые два года реформ, не было отмечено общего экономического роста. Потому что наша торговля пребывала в состоянии полнейшего краха. В 1991 году Экономическое сообщество социалистических стран было ликвидировано, что сразу же привело к сокращению польского экспорта в Россию и бывшие социалистические страны. В Польше началась рецессия. А в Украине сейчас еще более бедственное положение. Но на фоне этой ситуации идет реструктуризация украинского экспорта на Запад, что является позитивным моментом.  
   
Есть ли универсальные рецепты проведения рыночных реформ для разных стран?

Конечно. Низкая инфляция намного больше содействует развитию бизнеса, чем высокая. Частная собственность продуктивнее, нежели государственная (в СССР всеми предприятиями владело государство, и это была катастрофа). Обязателен элемент конкуренции для демонополизации и либерализации внешней торговли. И нужно помнить: стабильные законы лучше нестабильных (я имею в виду независимую судебную систему).    
   
Назовите самые успешные польские реформы в экономике, которые подойдут и Украине.

Трудно сказать. Но в Польше очень важным моментом стала радикальная демонополизация, проведенная уже в 1990 году, и открытие рынка для Европы. Украина должна также сделать демонополизацию, усилить конкуренцию между предприятиями. Ведь растет тот, кто привлекает больше денег. И не стоит опасаться импорта из западных стран. Потому что для страны это стимул более эффективного внутреннего производства. Именно повышение эффективности помогло Польше достичь экономического роста. Нет экономического роста и его перспектив – нет преобразований, которые станут предпосылками к нему, следовательно, нет новых рабочих мест. Но программа экономического роста должна быть долгосрочной: быстрый экономический рост может оказаться крайне опасным. И не стоит бояться многочисленных проблем: чем их больше, тем шире круг возможностей для их решения.
   
Как добиться, чтобы значительная часть товаров отечественного производства шла на экспорт? На каком этапе помогает государство? Как это было в Польше? В Украине эту проблему решить, увы, не могут…

Потому что в Украине не проводились радикальные реформы. Тем не менее, есть примеры успешных украинских предприятий (энергетика, производство электрических двигателей). Их число может увеличиться при условии модернизации и технических инноваций, выхода на европейский рынок и конкуренции. Что касается государства, оно не должно мешать бизнес-процессам. У нас никогда политические связи не стояли выше экономических интересов страны. С самого начала мы провели радикальную массовую либерализацию. Поэтому Украине нужно менять нынешнее положение посредством демонополизации и либерализации. Если говорить о помощи со стороны государства, то политики и чиновники ничем не могут помочь бизнесу, кроме издания лояльных законодательных актов. Их не нужно множество, но они должны быть качественными. Главное, чтобы законы применялись на практике, через независимую систему юстиции. Когда же чиновники и политики начинают вмешиваться в сам бизнес-процесс, то приносят лишь вред.
   
Что делать, если экономика страдает неэффективностью и нет экономического роста, контроля над ценами?

Кризис – это разлом в экономическом росте, который произошел вне рыночной экономики, при тяжелейшей концентрации политической силы. Украина страдает неэффективностью из-за того, что было проведено слишком мало реформ. При социализме существовала только государственная политка и никакой эффективности. Поэтому социализм пал. Чем меньше политического вмешательства в дела бизнеса, тем лучше для экономики страны и людей. При этом обязательна процедура демонополизации: нужно ввести конкуренцию между предприятиями путем устранения монополии.   

У Украины огромный бюджетный дефицит. Как нам снизить расходы и увеличить денежные поступления?

Украинский бюджетный дефицит немного сократился. Ваша страна сделала в этом плане даже больше, чем Польша. Если экономика растет, благодаря реформам, будут возрастать и налоги. Так как люди и предприятия станут богаче.
   
Вы шесть лет управляли Центральным банком Польши. Как, по вашему мнению, при «валютных качелях» украинцам лучше держать вклады – в валюте или гривнах? Прогноз ситуации (до конца 2015 года)? Какими должны быть действия Нацбанка Украины?

Не стану делать прогнозы. Мой совет – следить за выполнением реформ и дисциплиной бюджета. Это необходимо для удержания стабильности. Думаю, в Украине нет интеллектуальных проблем. И здесь знают, к примеру, что при высокой инфляции Национальному банку следует повысить процентные ставки, дабы добиться ее снижения. Нацбанк Украины должен продолжать антиинфляционную политику, которая приведет к значительному снижению инфляции в следующем году. Немаловажно проводить процедуру банковского надзора, чтобы держать под контролем стабильность банковской системы. Это очень значимо для людей и экономики страны.

Какой экономический рост Украины предполагаете в будущем? Как быстро?

«Профессиональные пророки», как МВФ, предсказывают положительный рост. А я – экономист. Если в Украине улучшится бизнес-климат, произойдет дерегуляция и самые коррупционные организации государства будут реформированы или вовсе ликвидированы, это станет хорошим фундаментом для экономического роста.

Как вы видите процесс демонополизации у нас? Поделитесь рецептом борьбы с олигархами.

Все очень просто. Нужно создать сильную команду, которая, основываясь на законах, проведет проверку предприятий и выделит из них неконкурентоспособные, а также монополистов. Именно их и нужно устранить. Отностельно олигархов, если говорить о тех крупных предпринимателях, которые завладели предприятиями благодаря политическим связям, то в Польше таковых нет. Потому что у нас прошли радикальные реформы с самого начала, и именно честная конкуренция решала, кто лучший. А политические отношения лишь вытесняют конкуренцию.  
   
Что скажете о приватизации государственных предприятий в Украине? И нужна ли нам реприватизация?

С процессом приватизации Украина опоздала на двадцать лет. От государственных предприятий только громадные убытки, за которые платит население страны. Поэтому их приватизацию нужно сделать быстро и профессионально. С экономической точки зрения, это необходимо. Все предприятия должны стать частными, ибо государственные – предмет политического контроля. И нужна конкуренция: частные предприятия без нее не могут функционировать. Что касается реприватизации, в Украине этот вопрос сложнее, нежели у нас. Потому что в вашей стране национализация происходила еще в 1920-х годах.  

Процедура демонополизации обязательна: нужно ввести конкуренцию между предприятиями путем устранения монополии.

Как нам эффективно снизить давление бюрократического аппарата на бизнес в Украине (сокращение разрешительных процедур и документации, отчетность…), а также упростить налогообложение?

Нужно сделать профессиональный анализ украинской налоговой системы и на основе этого строить выводы. Для наших стран важен опыт других государств. Я знаю, что у министра экономики Украины Айвараса Абромавичюса есть радикальные планы дерегуляции в этой сфере. Но их нужно воплощать в действие максимально быстро. И следить, чтобы бюрократы не создавали новые регуляции. Потому что в Польше такая практика присутствовала. То есть должно быть очень сильное гражданское общество, наблюдающее за действиями политиков. Надо дать больше экономической свободы, в рамках правового государства.   
   
Каковыми вы видите перспективы региональной экономики Украины?

На оккупированных территориях громадные экономические потери, намного больше, чем на остальной территории Украины. Промышленное производство упало там более чем на 30%, а на неоккупированной части страны – на 5%. Понятно, что на Донбассе сейчас не до реформ. Но в остальных украинских регионах реформы должны продолжаться, и экономическая обстановка, которая пострадала из-за спада экспорта в Росиию, станет лучше.
   
Может ли открытие рынка Европейского Союза для Украины, которое уже частично произошло, снизить зависимость от Востока и Российской Федерации?

Это уже происходит, так как доля экспорта в страны Евросоюза растет, а в Россию – падает, и украинские производители ищут возможности выхода на рынки Европы. Такое же преобразование структуры экспорта было и в Польше, начиная с 1990-1991 годов.
   
Будет ли Запад продлевать санкции против России?

Считаю, что санкции в отношении России должны крепчать. Ее экономика уже страдает, потому что она отсталая по своей структуре, в сравнении с европейской. В Росиии 50% экспорта – это газ и нефть. Поэтому российская экономика очень слабая и зависит от колебания цен на рынке на нефтепродукты, которые сейчас значительно снизились. Это одна из причин рецессии в России. К тому же, там весьма слабый финансовый сектор, потому что государство имеет очень сильное влияние на бизнес. Более того, в России не проводятся реформы, скорее, идет процесс антиреформ. А в таких условиях экономика не может расти. Но даже до начала военных действий на территории Украины у них была перспектива стагнации, которая сейчас и преобразовалась в рецессию.

В одном из интервью вы сказали: «Главная ответственность за реформы – на тех, у кого сосредоточена основная политическая власть». То есть, по поводу результативности реформ, все претензии к президенту и премьер-министру?

Чем больше концентрация власти, тем выше моральная ответственность перед народом. И важно, чтобы общественные организации тщательно наблюдали за действиями политиков и контролировали динамичность проводимых в государстве реформ.

Благодарим Польский Институт в Киеве за помощь в подготовке интервью.