Кризис открывает новые возможности для бизнеса

Андрей Малафеев – Глава наблюдательного совета вертикально интегрированной группы компаний MA Group, основным направлением деятельности которой является строительный бизнес. Флагман группы – архитектурно-проектная компания Институт «МіськЦивільПроект» – одна из проектных организаций, которая занимается градостроительством и объемным проектированием. Компании группы также охватывают направления девелопмента, консалтинга, маркетинга в сфере недвижимости и дизайна. Другие сферы деятельности группы включают аграрный и медийный бизнесы.
   
Как изменилась ситуация в строительной отрасли?

Длительное время строительная отрасль в силу различных обстоятельств работала в тепличных условиях. Современное оборудование, новые технологии, умные материалы – только у лидеров и то на отдельных объектах. Рынок, в лице различных заказчиков, требовал низкую цену, а качество, наполнение, экологичность, энергоэффективность и многое другое приносилось в жертву.

Девелоперы, за редким исключением, объект не эксплуатировали, и, как следствие, долговечность решений их интересовала не в первую очередь. Теперь мы видим, что здания, совсем недавно сооруженные, не всегда выглядят эстетично, эксплуатируются дорого, и перестроить их практически невозможно. Сейчас, когда борьба за покупателя стала повседневностью, больше нельзя допускать таких ошибок. Нельзя, чтобы объекты морально и технически устаревали еще в процессе строительства.

Можно ли говорить об ужесточении конкуренции?

Как раз сейчас наступило время нормальной конкурентной борьбы за деньги покупателей и арендаторов. Не секрет, что долгие годы, да и сегодня такое встречается, компании арендовали землю, ставили забор и сразу включали маркетинговые инструменты по сбору средств от инвесторов – будущих владельцев квартир. Планировки неэффективные, паркинга нет, инфраструктура не предусмотрена, транспортная развязка не решена, оформление по «серым» схемам – ничто не пугало обывателя. Дома финансировались и строились. Все, что построено, – все продано. Сейчас по-другому: предложение на рынке недвижимости дает возможность покупателю лучше присмотреться и выбрать то качество, за которое он готов заплатить.

Девелоперам и застройщикам еще предстоит борьба за каждого покупателя или арендатора. Выиграет та компания, которая сможет предложить  не просто жилье, а определенный уровень жизни, комфорт, удобство эксплуатации. А это и внедрение энергоэффективных технологий, и  гибкая планировка, и технологии управления, и эстетический вид.
   
Какие возможности для строительного бизнеса открыл кризис?

Сегодняшний кризис в отрасли – это возможность изменить подход. Необходимо участие компаний, решающих инженерные, конструкторские, градостроительные вопросы на современном техническом уровне. Девелоперам нужны союзники в лице современных и актуальных архитекторов, ориентированных на рыночные запросы, готовых к диалогу и понимающих, что лучший результат работы – прибыль всех участников создания объекта; союзники в лице маркетологов и консультантов, способных объективно оценить ситуацию на рынке, предложить оригинальную концепцию, учитывающую сегодняшние и долговременные потребности покупателей.  
   
Приведите, пожалуйста, пример.

Для нас обычная практика, когда над проектом работают архитекторы, инженеры и консультанты. Если говорить обобщенно, консультанты – это рынок, его тенденции, спрос, а архитекторы-проектанты – это город и его ограничения. Можно построить красивое здание, но если оно не будет пользоваться спросом, зачем нужен такой проект? Во многих проектах, которые строились без участия консультантов, концептуальные просчеты стали очевидными только уже в процессе реализации и эксплуатации. Зачем набивать себе шишки, если изначально можно свести эти риски к минимуму? Кроме того, если в команде присутствует консультант, объем работы, которую делают архитекторы, пытаясь  учесть замечания клиента, снижается в разы. А почему? Потому что консультанты изначально предлагают концепцию и идею проекта, обосновывают ее, согласовывают с заказчиком, и только потом архитекторы приступают к работе. К слову, в MA Group входит единственная консалтинговая компания, которая специализируется на жилой недвижимости. Считается, что жилье – самый сложный сегмент недвижимости, а исследования для жилого сегмента самые затратные и требуют регулярного мониторинга по многим показателям. Мы изначально были нацелены на жилой сегмент, поэтому команду консультантов и маркетологов подбирали с этой специализацией.
   
Что еще отличает ваши компании от конкурентов на рынке?

Мы стараемся давать клиенту больше, чем он ожидает получить. Создание проекта или концепции с учетом коммерческих интересов девелопера, помощь в согласовании документации и многое другое – в нашем случае это нормальная, повседневная работа. Например, мы сопровождаем заказчика на всех этапах: от получения градостроительных условий и ограничений, оптимизации технических условий до прохождения экспертизы. Потому что проектанту легче отстоять решения по проекту в диалоге с государством и монополистами. Если говорить об архитектурных проектах, то мы занимаемся комплексным проектированием: разработкой градостроительной документации, подготовкой и разработкой проекта, сопровождением строительства и реализацией вновь построенных объектов. Мало кто понимает важность первоначальных этапов проектирования – анализа и создания концепции. Мы же на этом делаем самый большой упор. Потому что именно на этой стадии закладывается будущая прибыль или убытки заказчика. Ведь проектанты предусматривают условия, которые впоследствии будут способствовать привлечению посетителей и покупателей.

Кроме того, как мне кажется, нас отличает тот факт, что компании MA Group занимаются социальными проектами. Учитывая специфику деятельности, наша социальная ответственность выражается в проектах, которые направлены на развитие рынка недвижимости, строительной отрасли в целом и на развитие города. В нашем активе есть несколько проектов, которые мы сделали по заказу Института Генерального плана города Киева. Они направлены на обустройство городской среды и определение допустимых отметок высотности застройки кварталов в центральной планировочной зоне города.
   
Какие, по вашему мнению, компании смогут пережить кризис?

Могу предположить, какие составляющие работы повлияют не только на выживание в период кризиса, но и на успех компании в целом. Важно сохранять сотрудников. Подготовленных людей не так много, как хотелось бы. Также нужно строить отношения с поставщиками, подрядчиками, заказчиками на взаимовыгодной основе, а не пытаться, прикрываясь общим состоянием экономики, нарушать обязательства, не платить, пересматривать в одностороннем порядке достигнутые договоренности. Участвовать в работе общественных организаций, держать в тонусе государство, улучшая законодательство и правила игры в отрасли. Перенимать опыт, учиться, развиваться. Осваивать и применять новые технологии, материалы, инновационные решения. Не стесняться своих достижений, делиться знаниями.

Нужно выстраивать диалог с городом и жителями. Пытаясь заработать, помнить о здравом смысле и своей ответственности. Отрасль создает не пластиковую декорацию. Убрать или переставить не получится. Понимать, что город будет жить после нас тысячи лет и допущенные ошибки будут влиять на жизнь многих поколений.

Toyota прекратит выпуск бензиновых автомобилей к 2050 году

Такая позиция содержится в новой глобальной стратегии автопроизводителя, получившей название Toyota Environmental Global Challenge 2050.

«Вы можете сказать, что 35 лет – это большой срок. Однако в представлении автопроизводителя отказ от традиционных двигателей внутреннего сгорания выглядит чем-то из ряда вон выходящим», – заявил Fox News управляющий директор Toyota Киётака Исё. При этом топ-менеджер допустил, что у компании может остаться небольшое число бензиновых машин, которые будут предлагаться «на менее развитых рынках».

К 2050 году японцы рассчитывают снизить общее количество вредных выбросов своих машин на 90 процентов по сравнению с 2010 годом. В отличие от компании Nissan, активно разрабатывающей полностью электрические машины, Toyota собирается сделать ставку на гибриды и автомобили с водородными силовыми установками. В компании отметили, что батареи электрокаров слишком долго подзаряжаются, а их запас хода, как правило, ограничен городской чертой.

К 2020 году Toyota намерена реализовывать не менее 1,5 миллиона гибридных машин ежегодно. Ожидается, что к этому времени компания продаст около 15 миллионов таких автомобилей – примерно в два раза больше, чем компания реализовала на данный момент, начиная с 1997 года. Через пять лет у нее должны появиться гибридные машины в каждом из представленных сегментов.

Toyota будет исследовать производственные технологии с использованием водорода и ветровой энергии, которые к 2020 году планируется применить на заводе компании в Тахаре. Кроме того, японцы собираются развивать различные способы повторного использования ряда компонентов гибридов, израсходовавших свой ресурс.

Наконец, через пять лет автопроизводитель рассчитывает довести уровень продаж водородных машин до 30 тысяч единиц в год. На данный момент только в Японии компания получила более 1,5 тысячи заказов на свою единственную подобную модель Mirai, хотя ранее предполагалось, что в 2015 году Toyota реализует только 400 машин с силовой установкой на топливных ячейках.

"Черный" рынок рубки леса процветает

Государственное агентство лесных ресурсов Украины рекомендует сделать электронный учет древесины обязательным для всех лесопользователей.

Об этом сообщил глава ведомства Александр Ковальчук.

 Он отметил, что в управлении агентства находится порядка 74% лесов страны. Остальные 26% принадлежат другим лесопользователям и в год рубят до 1,5 млн кубометров леса. Из этого объема только 10% проходит через электронный учет, в то время как в структуре агентства этот показатель достигает 90%. «Потенциал для роста теневого рынка колоссальный. По разным данным, сейчас он составляет порядка 20%. При общей годовой рубке в 14-15 миллионов кубов объем «черного» леса — до 3 миллионов. В денежном эквиваленте это больше 2 миллиардов гривен. Вместе с незаконной рубкой процветает и теневой рынок документации на продажу леса», — заявил Александр Ковальчук.