В фокусе: Регуляторная политика

         Подводя итоги года, хочу отметить успехи в обновлении нормативной базы в сфере регистрации юридических лиц и объектов недвижимости. Следует вспомнить о дерегуляции и законе о лицензировании в новой редакции. Нужно упомянуть электронные петиции и реформы в сфере электронного правительства. Думаю, многие ощутили открытость публичных данных и информации. Важны изменения в сфере государственной службы. Для финансового сектора и экономики не мог пройти незамеченным закон о системе гарантирования вкладов в новой редакции. И конечно, особенным был закон о местных выборах, который даже успел пройти в этом году правоприменение.
     Но я бы хотел обратить внимание на другой закон. Не столь заметный и очевидный. Возможно, не такой революционный, как хотелось бы. Однако этот закон касается тектонических процессов в политической системе государства и становлении гражданского общества.
     Этот закон является логическим продолжением процесса, заложенного Законом Украины «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Речь идет о Законе Украины «Об обеспечении права на справедливый суд».
     Всем известны проблемы с коррупцией в правоохранительных органах и других сферах жизни. Но никто не говорит о кризисе парламентаризма либо несостоятельности исполнительной власти. А вот о проблемах в судебной сфере говорят уже давно. И не просто так. Сталкиваясь с частным или публичным спором, ощущаешь на себе действие судебной власти.
     Если будут не выполнены предвыборные обещания, мы расстроимся, но скоро забудем и снова будем голосовать. Если министр неэффективно управляет доверенным ему министерством – это плохо, но влияет на нас косвенно. Ведь мы уже приспособились. Однако если внутреннее убеждение судьи зависит от полноты налитого стакана, если исход конфликта определяется не вескостью доказательств, это ощутит каждый из нас.
     Лично для меня данный Закон вернул прежнюю значимость Верховному Суду Украины и уважение к нему. Безусловно, судебный прецедент никогда не станет у нас источником права. И не будет иметь того статуса, который имеет судебная практика в англосаксонской системе права. Но обобщения судебной практики и правовые заключения Верховного Суда Украины призваны ограничить необузданную фантазию внутреннего убеждения отдельного судьи при принятии решения по вашему делу.
     Отсутствие двойных стандартов один из признаков справедливости.
     Следующий шаг – судебная реформа с изменениями в Конституцию.
     Дождемся ли?
     Время покажет.
     А пока всех с наступающим Новым годом и Рождеством!

​Рада разрешила Кабмину выступить гарантом "Укргидроэнерго" перед ЕБРР

Верховная Рада Украины разрешила Кабинету министров Украины предоставить соответствующую государственную гарантию в обеспечение исполнения обязательств ПАО "Укргидроэнерго" перед Европейским банком реконструкции и развития в сумме, не превышающей 180 тысяч евро.

Соответствующий проект закона №3564 "О внесении изменения в статью 6 закона" О Государственном бюджете Украины на 2015 год "(относительно условий кредитования проекта" Реабилитация гидроэлектростанций ") в первом чтении за основу и в целом поддержали 285 парламентариев.

Авторы законопроекта объясняют, что в 2012 году ВРУ ратифицировала кредитное соглашение (проект "Реабилитация гидроэлектростанций") между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития на сумму 200 млн евро. Указанным соглашением определено, что первой датой погашения кредита является март 2015 года; дата последнего выборки средств – март 2018 года.

Согласно пояснительной записке, ЕБРР предложил заменить суверенный кредит государства на сумму невыбранной части займа в сумме, не превышающей 180 тысяч евро, на институциональный кредит ПАО "Укргидроэнерго", 100% акций которого принадлежит государству, под гарантию Кабмина на следующих условиях:

– Новый льготный период погашения кредита – 5 (пять) лет;

– Продление сроков выборки средств – до 2021 года;

– Продление сроков погашения – до 2031 года;

– Неизменные другие финансовые условия;

– Повторная уплата комиссии не требуется.

Отмечается, что реализация этих предложений ЕБРР позволит улучшить условия кредитования проекта без остановки его реализации. Для их реализации и необходимо принятие данного законопроекта.