Site icon Companion UA

Между крупнейшим украинским производителем ферросплавов — группой «Приват» — и импортерами разгорается война.

Между крупнейшим украинским производителем ферросплавов — группой «Приват» — и импортерами этого сырья разгорается настоящая война. Главными пострадавшими в ней могут оказаться украинские металлурги, которым работать с украинским поставщиком сегодня менее выгодно, нежели
с иностранными, сообщают Экономические Известия.

Украинская ассоциация производителей ферросплавов (УкрФА) давно не развивала такую бурную деятельность, как в июне этого года. Письмо в Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) с просьбой начать расследование импорта ферросиликомарганца в Украину. Обращение к президенту Украины с просьбой «оказать содействие в урегулировании бесконтрольного агрессивного импорта ферросплавов, разрушающего отечественную ферросплавную отрасль». Письмо аналогичного содержания — с призывом «спасти, оградить, ограничить и не допустить» — в Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ). И письмо первому вице-премьеру Валерию Хорошковскому с просьбой дать поручение Гостаможслужбе и Госкомстату разобраться в фактическом экспорте и импорте ферросплавов.

Если сопоставить старт начала «антиимпортной кампании» УкрФА и другое заметное движение на ферросплавном рынке — начало борьбы (пока безуспешной) группы «Приват» за право покупать электроэнергию по тарифу для потребителей первого класса (66,47 коп./кВт-ч без НДС), а также неожиданно появившиеся у группы проблемы в Грузии (там Центр экологического права потребовал остановить принадлежащий «Привату» завод ферросплавов в Зестафони в связи с отсутствием у него соответствующего разрешения относительно воздействия на окружающую среду), становится очевидно, что массированная эпистолярная активность УкрФА началась не просто так.

Игорь Коломойский, за последние пару месяцев проигравший битвы сразу на двух «ферросплавных фронтах», с помощью отраслевой ассоциации пытается выиграть войну за украинский рынок. Но, по мнению экспертов, это вряд ли ему удастся. В первую очередь — из-за необоснованности большинства претензий к импортерам.

Свою инициативность Ассоциация объясняет «массовым, постоянно возрастающим и неконтролируемым со стороны государства импортом». Но импорт ферросплавов за последние пять месяцев сократился на 11% (64 тыс. т за январь-май 2012 г. против 72 тыс. т за аналогичный период 2011 г. по базовым ферросплавам и 14 тыс. т против 16,3 тыс. т по малотоннажным). Несмотря на уменьшение доли импорта на рынке, объемы производства Никопольского, Запорожского и Стахановского ферросплавных заводов продолжают сокращаться.

Причина — не в засилье импортных ферросплавов, а в неконкурентности цены отечественных. «Высокие цены на украинские ферросплавы объясняются монопольным положением группы «Приват» и ее попытками использовать это положение»,— говорит глава Украинской консалтинговой группы «Радичи» Василий Яблонский. И хотя эксперт признает, что более низкая себестоимость продукции иностранных поставщиков является результатом государственных преференций в цене на электроэнергию, он уверен, что даже если «Привату» удастся добиться «первоклассного» тарифа, существенно ситуацию с ценами на украинские ферросплавы это не изменит — ведь средний тариф для потребителей в Украине все равно ниже, чем в Европе, и более высокие затраты «Привата» на электроэнергию при производстве ферросплавов объясняются не ее дороговизной, а не самым новым и не самым эффективным оборудованием, установленным на приватовских заводах.

Есть ли у Игоря Коломойского шансы победить импортеров? Ранее УкрФА уже неоднократно предпринимала усилия для того, чтобы заставить правительство ограничить импорт ферросплавов. Тем не менее попытки проваливались. Василий Яблонский подчеркивает, что если заградительные пошлины и будут введены, то это лишь усугубит положение потребителей. Ведь тогда производители ферросплавов смогут полностью диктовать ценовые условия. Напомним, опыт прошлых лет показывает, что при отсутствии конкуренции, украинские потребители ферросплавов вынуждены их покупать у группы «Приват» дороже, чем за рубежом (несмотря на значительно более низкие затраты на логистику).

«Вероятное ограничение свободной конкуренции на рынке ферросплавов может противоречить нормам ВТО»,— подчеркивает господин Яблонский.

Правда, именно нарушение норм ВТО в случае, если «Привату» все-таки удастся добиться своего, усматривают не все эксперты. Так, Сергей Грищенко, вице-президент Украинского национального комитета Международной торговой палаты, заместитель главы Межведомственной комиссии по вопросам международной торговли и бывший заместитель министра промышленной политики, считает, что в условиях членства в ВТО Украина имеет все возможности для того, чтобы при необходимости защищаться от импорта. Правда, правительство такой необходимости пока не увидело.

Отдельного разбирательства заслуживает и экспортная политика «Привата». На экспорт украинские производители ферросплавов отправляют свою продукцию по ценам на 50-60% ниже, чем предлагают украинским потребителям. При этом объемы экспорта в несколько раз выше объемов продажи на внутреннем рынке. То есть именно экспорт по заниженным ценам приводит к ухудшению финансовых показателей украинских производителей ферросплавов. Объяснения «Привата», что по этим ценам отправляют не они, а «некие коммерческие структуры», не выдерживают критики. Ведь, чтобы дешево продать, сначала надо дешево купить. И очень интересно, как «коммерческим структурам» удается покупать ферросплавы у «Привата» по ценам почти в два раза ниже, чем они предлагаются украинским потребителям ферросплавов.

Exit mobile version