57% подсолнечного масла в мире – украинское

Об этом говорится в сообщении "Укролияпром".

В частности, экспорт оценивается в 3,9 млн т — это составляет 57% мировой торговли подсолнечным маслом.

Как отмечают в ассоциации, отрасль остается инвестиционно привлекательной.

Мощности по переработке масличных растут и составляют на конец 2015 г. 16,5 млн т, что позволяет перерабатывать весь выращенный в Украине урожай.

ТПП: Мы не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться

Ввиду вступления в силу с 1 января зоны свободной торговли с ЕС, функцию выдачи сертификатов происхождения товаров при экспорте в европейские страны переняли таможенные органы, а значит, палате предстоит перестраивать свою работу и делать акцент на других немонопольных услугах.

О стратегии развития организации, в интервью Сошрапіоп рассказал первый вице-президент ТПП Украины Михаил Непран.

& Вы задумались о стратегии развития ТПП, понимая, что больше не будете зарабатывать на выдаче сертификатов?

Стратегия – для нас это не просто новомодное направление. Этот вопрос всегда стоял на повестке дня в палате. Более того, стратегия развития обсуждалась еще на съезде в 2010 году. Но активная внутренняя работа над тем, куда и как дальше двигаться торгово-промышленным палатам началась в 2013 году. За последние два года ситуация в украинской экономике, да и в мире в целом, радикально изменилась. Это вызов как для бизнеса, так и для системы
ТПП. В 2014 году договорились о долгосрочном сотрудничестве с Центром международного частного предпринимательства СІРЕ. Наш совместный проект как раз и направлен на разработку новой единой инновационной стратегии развития ТПП Украины и региональных палат. Сегодня мы уже имеем общее видение этой стратегии.

& Какие основные акценты этой стратегии?

Мы видим себя крупнейшей в Украине, авторитетной организацией, представляющей интересы бизнеса. В принципе, по сравнению с другими бизнес-ассоциациями, ТПП Украины, которая вместе с региональными палатами объединяет 9 тыс. членов. (70% – это малый и средний бизнес – ред.) уже сейчас является самой большой бизнес-организацией. Но, на наш взгляд, этого мало. Чтобы быть настоящим «голосом бизнеса» нам необходимо привлечь в свои ряды гораздо больше членов. Если говорить о стратегии привлечения членов, то сейчас мы активно работаем над тем, чтобы наши ряды пополнялись именно за счет отраслевых бизнес-ассоциаций, уже объединяющие большое количество
предприятий. Например, нашим членом является ассоциация «Укрлегпром», в составе которой более 100 ведущих предприятий легкой промышленности. Также в наших рядах – Ассоциация плательщиков налогов, Украинская ассоциация качества, объединения турецкого бизнеса в Украине TUID и TUSIB и многие другие.

Чтобы эффективно представлять интересы бизнеса у нас есть такая форма работы как комитеты предпринимателей – добровольные объединения бизнесменов при ТПП, которые общими усилиями при содействии палаты решают проблемы отрасли, вносят предложения от бизнеса в законы и законопроекты. Например, когда Нацбанк ввел ограничения по внешнеэкономической деятельности, ТПП Украины по инициативе наших комитетов вместе с Федерацией работодателей Украины и УСПП проанализировали принятые регулятором нормы. Пришли к тому, что это было волюнтаристское решение, противоречащее всему действующему законодательству. Мы понимали, что это вынужденные меры, но благодаря ему внешнеэкономическая деятельность была парализована. В результате факти-
чески по просьбе наших членов мы обратились с требованием повлиять на ситуацию к президенту, премьер-министру и приняли коллективное решение подать иск в суд на Национальный банк Украины. Мы понимаем, что бизнесмен сам не может «воевать» с Нацбанком. Для него это будет смерти подобно. Да и не его это функция, это – наша обязанность.

Еще один пример лоббирования интересов предпринимателей – разработка Кодекса корпоративной этики во взаимоотношениях производителей и торговых сетей. За последние годы у них накопилось множество претензий друг к другу. Нашему комитету АПК совместно с Антимонопольным комитетом Украины удалось посадить оппонентов за стол переговоров. Жесткие дискуссии продолжались около трех месяцев, но документ в результате был разработан. Теперь Антимонопольный комитет ненавязчиво рекомендует участникам этих рынков присоединяться к Кодексу. Хотя некоторые бизнесассоциации, лоббирующие интересы отдельных компаний, выступают и указывают на так называемые «ошибки» в этом документе.

Кроме того, сейчас мы активно развиваем систему третейских судов при торгово-промышленных палатах. Когда в государственной судебной системе продолжается неразбериха, третейские суды приобретают все большую актуальность и становятся достойной альтернативой для решения бизнес-споров.

& Как часто вы отказываете предприятиям в подтверждении форсмажорных обстоятельств?

Статистика показывает, что по тем или иным причинам нам приходится отказывать в выдаче сертификата подтверждения форс-мажорных обстоятельств в 10% случаев.

& Какой процент доходов палат составляла такая монопольная услуга, как оформление сертификатов происхождения товаров?

В разных палатах по-разному. Все мы предоставляем несколько десятков видов услуг. Они варьируются в зависимости от региона и особенностей палаты. В частности, мы предоставляем целый ряд справочно-информационных услуг, консультаций по самым разным вопросам для экспортеров, образовательных программ для производителей. Мы также занимаемся организацией деловых миссий украинских предприятий в зарубежные страны, принимаем зарубежные делегации у себя, органи-
зовываем бизнес-переговоры, проводим презентации для зарубежных представителей, ищем и подбираем партнеров для наших производителей за рубежом. При ТПП Украины работает лаборатория, которая проводит исследования пищевой продукции и сырья. Перечислить все наши услуги (а, соответственно, источники доходов) в одном интервью просто невозможно.

Действительно доход от оформления сертификатов происхождения составлял немалую часть доходов. В среднем по системе от 20% до 40%. В единичных палатах цифра приближалась к 50%. И мы понимаем, что это неправильно. Поэтому в новой стратегии палаты делаем упор на развитие других услуг.

В советские времена палата задумывалась как экспертная организация. С самого начала ее основной функцией было обслуживание субъектов ВЭД. В те времена через ТПП проходила большая часть импорта, делалась экспертная оценка: в каком виде пришел груз, его метрическая оценка и т.д. Кроме того, палата была независимым экспертом на случай возможных проблем между контрагентами. Сегодня в экспертизе мы потеряли конкурентные позиции, но планируем их вернуть.

Ну и существенную долю дохода палаты составляют членские взносы. Членские взносы очень сильно отличаются в зависимости от региона, в котором работает предприятие и членского пакета той или иной региональной Палаты. Малые предприятия платят в среднем 400 грн. в год, а крупным корпорациям это может обходиться и 3 тыс. грн. в год. У каждой палаты есть своя хозяйственная деятельность, но мы в нее не вмешиваемся. ТПП Украины не исполняет контролирующую функцию, мы, скорее, выступаем как координатор, который задает тон работы.

Тем не менее важно, чтобы все понимали, что палата не работает ради прибыли. Существует Закон «О торгово-промышленных палатах Украины», в котором четко прописано, что мы – негосударственная неприбыльная самоуправляемая организация. Наша основная цель – помогать бизнесу, а не зарабатывать деньги.

& В связи с вступлением в силу Ассоциации с ЕС, предполагается, что некоторые виды сертификатов происхождения товаров в дальнейшем будут выдавать таможенные органы. Исчезнет весомая часть доходов палат. Чем Вы планируете их возместить?

Есть несколько совершенно новых
направлений, которые мы планируем развивать в дальнейшем. Одним из них, например, является создание центров поддержки экспортеров по всей Украине. Кроме того, предполагаем, что, реализуя новую стратегию развития, палата будет предоставлять в целом 100 видов различных услуг. Сертификат происхождения – это всего лишь маленькая составляющая выхода товара на новый рынок.

Кроме того, у ТПП Украины есть система представителей в разных странах. На сегодняшний день их около десятка. Но эта цифра постоянно растет. Это надежные люди, очень хорошо знающие особенности ведения бизнеса в той стране, которую они представляют. Они в состоянии оказать существенную поддержку украинским компаниям, желающим там работать. Конечно, их услуги не бесплатны, но они работают от имени ТПП, и мы гарантируем надежность их услуг.

& А зачем в Киеве две торгово-промышленные палаты: вы не дублируете функции Киевской палаты?

Да, у нас есть некоторые дублирующиеся услуги, но в целом у нас разные функции. Торгово-промышленная палата Украины представляет интересы бизнеса всей страны и решает проблемы на национальном уровне, а Киевская ТПП, объединяя столичные предприятия, действует в интересах бизнеса Киева.

Конечно, исторически так сложилось, что экспертную оценку делает и ТПП Украины и Киевская ТПП, но даже в этом вопросе у нас клиенты различного уровня. Услугами Киевской палаты пользуются, в основном, столичные предприятия. В ТПП Украины по этим же вопросам обращаются, скорее, крупные финансово-промышленные группы, предприятия национального уровня, банки. Например, мы не делаем оценку жилого имущества, а беремся оценивать, в основном, крупные заводы и предприятия.

& Есть бизнесмены, которые не довольны работой ТПП. Почему?

Это нормальная ситуация. Мы не стодолларовая купюра, чтобы всем нравиться. Например, есть предприятия, которым мы отказали в подтверждении форс-мажорных обстоятельств по тем или иным причинам. Конечно, они будут недовольны. Но мы к этому относимся философски. Для нас очень важно работать в правовом поле.

Российская косметика возвращается в Украину под видом эстонской

Об этом в интервью РБК рассказал владелец компании Андрей Трубников.

– На самом деле мы потеряли Украину, там перестали покупать нашу косметику, сети перестали брать, потому что это российский продукт. Мы потеряли рынок в 50 млн человек, он давал 15-20% нашей выручки, – рассказал Трубников.

По его словам, было принято решение построить завод в Эстонии и за Эстонию "зайти обратно в Украину".

– Сейчас начали уже в украинский "Ашан" поставлять, теперь на нашей косметике написано: "мейд ин Эстония". В Польшу тоже заходить будем через Эстонию, так как Польша тоже достаточно негативно к нам относится, исторически так сложилось", – сообщил производитель.

Отметим, с момента оккупации Крыма и начала вооруженной агрессии России на Донбассе, в Украину массово проходят гражданские акции, направленные на бойкот российских товаров.

Пожмет ли бизнес протянутую Минфином руку?

РИСКОВАННЫЙ ШАГ

По версии Министерства финансов, в «тени» украинцам выплачивается 40% заработных средств. Тенденцию решено было исправить. Как следствие, почти вдвое был снижен единый соцвзнос – до 22%. Вдобавок к этому убрали удержания из зарплаты. Это еще минус 3,6%. В то же время налог на доходы физлиц увеличили на 3% – до 18%. Таким образом, суммарно налоговая нагрузка на заработные платы снизилась с 55% (41%+3,6%+15% +1,5% военного сбора) до 41,5% (22%+18 + 1,5% военного сбора).
И украинские налоги на жалованье по праву стали называться самыми низкими в Европе.

Незначительно упростилось и администрирование зарплатных налогов. К изменениям нужно привыкнуть, поэтому первый квартал бухгалтера все еще проведут в нервной обстановке. Однако одну ставку (18% ЕСВ + 1,5% военного сбора) платить все же проще, чем сначала «зачислять», а затем «удерживать» и т.д.

В ответ на снижение правительство ждет повышения бизнесом зарплат, а еще лучше детенизации. В противном случае, бюджетный дефицит вырастет за пределы дозволенного (3,7%). И Минфину придется судорожно искать, чем бы перекрыть дыру в бюджете.

ЭКОНОМИЯ ДЕНЕГ ДЛЯ БИЗНЕСА

«Призываю инвесторов пойти на повышение заработных плат», – так президент Украины Петр Порошенко попросил бизнес отреагировать на снижение бремени налогов на зарплаты. Только в этом году предприниматели сэкономят на уменьшении ставок 100 млрд гривен.

Заместитель министра финансов Елена Макеева в комментарии Companion заявила, что существен-ной детенизации не ждет. Однако эксперты уверяют, что на некий прогнозный показатель вывода зарплат из тени Минфин все-таки рассчитывает.

По словам замминистра, ряд предприятий уже увеличили заработные платы своим сотрудникам.

Так, Нацкомиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, заявила о повышении уровня заработной платы для 370 тысяч работников.

Corum Group, объединяющая машиностроительные активы финансово-промышленной группы «Систем Кэпитал Менеджмент» также анонсировала повышение окладов от 10% до 25%.

А вот опрошенные Companion предприятия повышать зарплаты не спешат.

Координатор аграрного аналитического центра Лариса Старикова считает, что средние сельскохозяйственные предприятия на повышение не решатся. «Им сняли спецрежим НДС. Поэтому у них будет очередной дефицит оборотных средств. На фоне этого вряд ли они пойдут на повышение заработных плат». Вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Сергей Прохоров считает, что увеличение окладов на 2-3% возможно. «Бизнес положительно оценивает снижение ЕСВ. Но незначительное повышение, которое бизнес может предложить правительству, не повлияет на покупательную способность населения. А именно такая цель должна преследоваться. Нужен постоянный диалог между бизнесом и властью», – говорит он.

Нельзя рассматривать зарплатные налоги оторвано от общего налогообложения. «Если бизнес давят по НДС, и в целом налоги возросли, то нельзя бизнес осуждать за то, что на повышение он не идет», – считает партнер Киевского центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская.

По ее мнению, существенное снижение налогов может привести к детенизации. Но с неким временным промежутком. «До начала детенизации должно быть минимум полгода стабильности. Не верит пока бизнес, что ставки не изменятся. Гарантий нет», – сетует эксперт.

Налоговый эксперт Реанимационного пакета реформ Илья Несходовский в детенизацию мало верит. «Большинство предприятий имеют возможность пользоваться «услугами» конвертационных центров, стоимость услуг которых – от 7% до 12%. Как следствие, даже существенное уменьшение нагрузки на фонд оплаты труда не может конкурировать с таким уровнем», – поясняет он. Пока же экспертный прогноз негативен – на первом этапе реформа ЕСВ не сработает. Денег в бюджете недосчитаются, ведь Минфин рассчитывает на вывод неофициальных зарплат из «тени».

ЧЕМ ЛАТАТЬ ДЫРЫ?

Снижение ставки ЕСВ привело к повышению доли финансирования пенсий из госбюджета с 32% до 55%. Это говорит об окончательной потере пенсионной системой Украины страхового принципа.

Дефицит Пенсионного фонда, который возрастет за счет уменьшения ЕСВ, Минфин собирается покрыть доходами от поднятия акциза на алкоголь и табак. Да и над расходной частью поработали в сторону сокращения, пояснили в ведомстве.

«Этого мало. Не исключаю, что бизнес ждут, так называемые письма счастья, в которых активно будут рекомендовать повысить зарплаты», – говорит Томашевская.

В Минфине позиция такова: промоушн «белых» зарплат приведет к увеличению доходов. «Министерство не может быть романтиком и рассчитывать на 10% или на 20% детенизации. Мы должны быть преактивными, и доносить до каждого, что со снижением налоговой нагрузки нет смысла использовать незаконные рискованные механизмы», – говорит заместитель министра финансов.

В Государственной фискальной службе успели уже заявить, что намерены ознакомиться с планами предприятий по повышению зарплат. И Существенное снижение налогов может привести к детенизации. Но с неким временным промежутком.

ПРЕДЫСТОРИЯ

В 2015 году Министерство финансов проводило эксперимент. Его цель: понять насколько бизнес готов к детенизации зарплат. Был оглашен ряд требований.

Если предприятия их выполняло – могло платить меньше налогов. Экспериментом воспользовались до 10% предприятий.

«Дело в том, что бухгалтеры идут путем наименьшего сопротивления. Если экономия средств невелика – они не будут усложнять себе жизнь», -комментирует провал эксперимента Томашевская. Кроме того, говорит она, есть шанс не только не увидеть эффект, но и получить дополнительные проверки и штрафы.

В Минфине признают, эксперимент не увенчался успехом. «Там содержалось довольно большое количество требований, которые трудно было выполнить», – считает Макеева.

ГАРАНТИЯ В РАДЕ

Над налоговыми законами два года проводили эксперимент. Именно это явилось основным аргументом бизнеса против детенизации. Правительства так часто меняли налоговые правила игры, что бизнес не верит в неизменность нынешних ставок.

В парламенте в настоящий момент зарегистрированы два законопроекта относительно налоговой реформы: правительственный (№ 3630 – ред.) и альтернативный (№ 3357 – ред.). Оба предусматривают мораторий на изменения, ухудшающие фискальные правила или увеличивающие ставки налогов. Эти документы могли бы вселить веру бизнесу. Вернуться к законопроектом планировали в 1 квартале 2016 года. Но пока их рассмотрение откладывается.    ©

Регуляторная политика

Вступают в силу
1 мая 2016 года вступают в силу изменения в корпоративном и процессуальном законодательстве, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о защите прав инвесторов» от 07.04.2015 г. Среди прочих нововведений следует отметить возможность предъявления т.н. «косвенных (производных) исков», т.е. исков, которые подаются участниками (акционерами) общества, с целью защиты его интересов в случае неправомерных действий руководства, причинивших убытки обществу. По данному виду исков выгодоприобретателем является само общество, которому нанесен ущерб. Выгода самих участников (акционеров) в данном случае косвенная (в случае выигрыша все суммы будут присуждены обществу), но в конечном итоге их интересы также защищаются (может вырасти рыночная стоимость акций общества, увеличиться стоимость его активов и т.д.). Данный вид исков давно
известен праву многих развитых стран и позволяет эффективно разрешать корпоративные конфликты между участниками общества и его менеджментом.

Вышеуказанный Закон наделяет правом подачи косвенного иска только тех участников (акционеров) общества, которые совокупно владеют 10 и более процентами уставного капитала (простых акций) общества. Такого рода иски могут подаваться только в спорах о возмещении убытков, причиненных хозяйственному обществу его должностным лицом. В этом случае акционер будет считаться представителем общества, в интересах которого заявлен данный иск. Данная законодательная новелла будет способствовать усилению защиты интересов акционеров, владеющих значительным пакетом акций, которые смогут таким образом противодействовать выведению активов из компании или совершению других противоправных поступков со стороны руководства.
(Александр Выговский, адвокат ЮФ «Ильяшев и Партнеры»)

Одобрен
Проект Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)» №3524.

Конституционный суд Украины вслед за Верховным судом Украины одобрил внесение изменений в Конституцию относительно правосудия (законопроект №3524). Последнее слово осталось за Верховной Радой. Учитывая, что проект был одобрен в целом компетентными национальными и международными учреждениями, есть все основания ожидать его принятия уже в ближайшее время. Нормативно-правовой акт содержит ряд коренных изменений в текст Основного Закона. Самые острые обсуждения вызвал вопрос переаттестации судей с целью выявления соответствия занимаемой должности. Существует позиция, что данная норма нарушит гарантии, предоставленные судьям при их назначении. Тем не менее она сохранилась и в финальной версии законопроекта. Кроме прочего, меняется статус как Конституционного, так и Верховного судов. Из наименования последнего удаляется слово «Украины» (спорный момент, на бессмысленность которого обращали внимание судьи КСУ в своих особых мнениях). Высший совет юстиции ликвидируется, а его функции будет испол-
нять новосозданный Высший совет правосудия, в полномочия которого будут входить вопросы увольнения судей и предоставление согласия на их задержание.

Вводится эффективно действующий во многих странах институт конституционной жалобы, как дополнительная ступень юридической защиты перед обращением в Европейский суд. Так, заявитель, считающий, что примененная к нему высшим судом норма противоречит Основному Закону, получит право попытать счастья в Конституционном суде Украины.

В Конституции закрепится право Украины признать юрисдикцию Международного уголовного суда, действующего согласно Римскому уставу. Это не является гарантией его последующего признания, но уже свидетельствует о сдвиге с мертвой точки. Вопрос признания юрисдикции МУС остро обсуждается уже не первый год. Кроме того, предусмотрено постепенное введение монополии адвокатуры в судах. С 2019 года представительство интересов в судах всех инстанций сможет осуществлять только адвокат. Однако предусмотрена возможность установить исключения для некоторых категорий споров, в том числе трудовых споров и споров по защите социальных прав.
(Инна Рудник, старший юрист ЮФ «Лавринович и Партнеры»)

Изменен
Изменения в Закон Украины «О защите экономической конкуренции»

26 января 2016 г. Верховная Рада Украины одобрила внесение изменений в законодательство о защите экономической конкуренции в части контроля над концентрацией субъектов хозяйствования. Новая редакция закона предусматривает существенное увеличение пороговых показателей для концентрации между компаниями, а также качественное смещение акцентов в сторону сделок, потенциально имеющих большее влияние на украинский рынок и более тесную связь с ним. Изменения в законодательстве помогут уменьшить количество заявлений в Антимонопольный комитет Украины на технических основаниях, и позволят регулятору сосредоточить внимание на решении более сложных и комплексных задач.
Очень важными нововведениями являются возможность проведения консультаций с АМКУ как до подачи заявления на концентрацию, так и в процессе его рассмотрения, а также упрощенный механизм рассмотрения беспроблемных трансакций. В новой редакции закона есть и не до конца урегулированные вопросы, в частности, касающиеся трактовки субъектного состава объекта приобретения для целей подсчета финансовых показателей. Но, в целом, внесение изменений в законодательство о защите экономической конкуренции стало важным шагом на пути как исполнения международных обязательств Украины согласно Договору об Ассоциации с Европейским Союзом, так и улучшения инвестиционного климата в стране в целом. Вступление изменений в силу ожидается в апреле 2016 года.
(Татьяна Вовк, старший юрист юридической фирмы «Астерс»)

Привлекаются
Привлечение инвестиционных средств остается острым вопросом для экономики Украины. Механизмы внешнего заимствования, предлагаемые правительством, не способствуют увеличению инвестиционной привлекательности. В свою очередь приватизация объектов это кратковременное явление, способное удовлетворить отдельные интересы.

Деньги нужны на местах: городам, районам и областям. Финансирования требуют контентные объекты инфраструктуры. Регионы нуждаются в рабочих местах, притоке инновационных технологий, увеличению инвестиционной привлекательности, развитию местного менеджмента. Также немаловажным остается создание здоровой конкуренции регионов и притока инвестиций на конкурсных условиях.

В вопросах привлечения инвестиций, практика экономически развитых стран уделяет особое место государственно-частному партнерству (ГЧП). Сотни и тысячи успешно реализованных проектов обеспечивают миллиардные инвестиции ежегодно в странах ЕС, Японии, Израиля, и т.д. Украина находится только на старте реализации этой не простой задачи – привлечение инвестиций по механизмам ГЧП. Государственно-частное партнерство – это совместная работа частного партнера и государства, которое реализуется посредством договора и фактически является гибкой формой
сотрудничества, где государство или территориальная община имеют возможность для достижения высокого общественного интереса устанавливать особые требования к частному партнеру и его деятельности на местном уровне.

На стратегическом уровне ГЧП способствует развитию деловых связей с инвесторами, стимулирует развитие механизмов ГЧП и форм реализации, поиска эффективных способов привлечения средств, сохранение стратегических объектов в собственности государства. Безусловно, основным нормативным актом остается Закон Украины «О государственночастном партнерстве» от 2010 года, но принятый в конце 2015 года Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно устранения регуляторных барьеров для развития государственно-частного партнерства и стимулирования инвестиций в Украине» положил новый этап в развитие этого, все более привлекательного инструмента привлечения инвестиций в Украину.

Уже сегодня вопросами реализации ГЧП в Украине, интересуются международные организации и инвесторы, что может стать началом новых инвестиций в области здравоохранения, строительства, энергетики и ЖКХ.
(Алексей Пуха, управляющий партнер Aleksey Pukha and Partners)