Налоговые проверки: виноват ли и что делать?

Сейчас многие предприниматели сталкиваются с проблемами противостояния налоговым проверкам как плановым, так и внеочередным. К сожалению, многие руководители не знают, как правильно должны быть оформлены документы для Налоговой службы и не знакомы с механизмом проверки.
«Внеплановая налоговая проверка может проводиться только на основании ст. 78 НКУ и налогоплательщик должен быть уведомлен заранее о проведении проверки (постановление ВСУ
от 27.01.2015 г.). Также компания может обжаловать приказ о проведении нспекции, а проводить проверку могут только структуры ГФСУ. Другие же контролирующие и правоохранительные органы
не имеют права на проведение налоговых проверок», – рассказала Валерия Тарасенко, партнер, руководитель практики налогового и финансового права компании Pavlenko Legal Group.
Налоговый запрос: Признак внеплановой налоговой проверки
Ст. 73.3 НКУ устанавливает четкие основания для направления запроса, что именно должен содержать запрос. Усилены требования относительно составления письменного запроса налогоплательщику о представлении информации. В письменном запросе о предоставлении объяснений и их документального подтверждения кроме обязательных пунктов, указанных в ст.73.3 НКУ, налоговые органы должны указывать:
• факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, с указанием конкретных норм налогового законодательства, которые нарушены;
• сведения, которые являются источником информации о конкретных фактах нарушения налогоплательщиком налогового и другого законодательства и подтверждающие основания для направления запроса.
«При получении налогового запроса юрист должен его проанализировать на предмет соответствия
требованиям закона. Если запрос законный – дать ответ и представить документы в установленные сроки. В зависимости от оснований сроки могут быть от 10 дней до одного месяца. Если запрос незаконный – лучше его не игнорировать, а ответить, что он противоречит
законодательству, а потому налогоплательщик не может предоставить информацию/документы, которые требуются.
Непредоставление, неполное предоставление или пропуск сроков подачи документов являются основанием для проведения внеплановой налоговой проверки», – заявила Наталья Блаживская,
к.ю.н., судья ВАСУ, вице-президент Ассоциации административных судей.
Осторожно: встречная сверка
В соответствии с пунктом 73.5 статьи 73 Налогового кодекса Украины, с целью получения налоговой информации органы государственной Налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования относительно налогоплательщика.
Встречной сверкой считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования и осуществляется органами государственной Налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком
налогов и сборов, а также подтверждение отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, которые осуществлялись между ними.
Встречные сверки не являются проверками, а по результатам встречных сверок составляется справка, которая предоставляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок. Приказ ГФСУ от 17 июля 2015 г. №511 «Об утверждении методических рекомендаций по организации и проведению органами государственной Фискальной службы встречных сверок, обмена налоговой информацией
при осуществлении налогового контроля». Постановление КМУ от 27 декабря 2010 г. №1232 «Об утверждении Порядка проведения контролирующими органами встречных сверок». Постановление ВСУ от 11 ноября 2015 г.
Основания для проведения плановых и внеплановых проверок
Новый порядок составления плана-графика налоговых проверок устанавливает критерии отбора налогоплательщиков – юридических лиц для проведения проверки в зависимости от их операций, определяющих степень риска.
Всего утверждено 42 критерия рисков неуплаты налогов, в том числе высокой степени – 13 рисков, средней степени – 19 рисков.
Первоочередными для включения в план-график являются налогоплательщики, имеющие наибольшее количество рисков неуплаты налогов и максимальные расчетные потери бюджета.
Приказ МФУ «Об утверждении Порядка формирования плана-графика проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков» №524 от 02.06.2015 г.
В 2015 году количество проверок сократилось почти на 40% по сравнению с 2014-м. Три фактора, которые на это повлияли:
• Мораторий на проведение проверок (в том числе на 2016 г.), это касается предприятий с оборотом до 20 млн. грн. в год;
• Изменениями в ст. 78 НКУ (основания для проведения внеплановых проверок) уменьшено количество оснований;
Структурная реорганизация ГФСУ. Приказ МФУ «Об утверждении Порядка оформления результатов документальных проверок, соблюдения законодательства Украины по вопросам государственного таможенного дела, налогового, валютного и другого законодательства налогоплательщиками – юридическими лицами» от 20.08.2015 №727.
Ограничены возможности бесконтрольно проводить внеплановые налоговые проверки в связи с непредоставлением информации на основании ст. 78.1.1 НКУ на налоговый запрос в течение 10 дней. Данная норма распространяется только на проверку валютного и другого законодательства, которая не регулируется НКУ. Однако внеплановые проверки Налогового законодательства будут теперь проводиться в рамках ст. 78.1.4 НКУ (выявлены недостоверные данные в поданных декларациях).
Запрещается проводить документальные внеплановые проверки, которые предусмотрены статьями 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 НКУ, в случае если вопросы, являющиеся предметом такой
инспекции, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика.
Внеплановая проверка очень узкая, а ее границы указаны в приказе на проведение проверки. Поэтому налоговые органы не могут инспектировать другие виды налогов, другие периоды или
контрагентов.
При проведении проверок предоставляются только заверенные копии документов. Если налоговые органы по каким-то причинам не принимают документ (или не включают его в описание проверенных документов), то необходимо заверенные копии направлять письмом с описанием. К началу проведения внеплановой проверки налогоплательщик должен получить копию приказа о проведении документальной внеплановой проверки. Если налогоплательщик не был уведомлен о назначении внеплановой невыездной проверки, времени и месте ее проведения – такая
проверка является противоправной и подлежит отмене. В случае нарушения процедуры проведения или назначения документальной невыездной проверки – приказ о проведении также может быть признан недействительным.
Приказ о назначении налоговой внеплановой проверки может быть обжалован в суде, а налоговая инспекция может быть признана неправомерной. Такой приказ может быть признан недействительным в течение 1095 дней.
Постановление ВСУ от 27 января 2015 по делу № 21-425а14.
Если в связи с проведением выездной фактической налоговой проверки налогоплательщик допустил проверяющих к проведению проверки, то такая проверка и приказ о ее назначении может
быть обжалован в суде, однако судебная практика сложилась таким образом, что суды отказывают в удовлетворении таких жалоб. Постановление ВСУ от 24 декабря 2010 г. Постановление ВАСУ от 13 марта 2014 г. № К / 800/31609/13.
Если на налоговый запрос налогоплательщик предоставил всю информацию и документы в пределах сроков, а контролирующий орган все равно назначил внеплановую налоговую проверку,
то такой приказ не основывается на требованиях действующего законодательства, а проверка может быть отменен в судебном порядке. Постановление ВАСУ от 15 октября 2014 г. В деле №К/800/30103/14.

 

Налог на недвижимость – 2016:

Без изменений в текущем году осталась база налогообложения – общая площадь жилой и / или нежилой недвижимости, которая находится в единоличной, общей долевой или общей совместной собственности нескольких лиц. Среди нововведений – увеличение ставки налога для объектов жилой и / или нежилой недвижимости. Теперь предельный размер ставки не может превышать 3% от минимальной заработной платы, установленной на 1 января 2016 года, за 1 кв. м базы (до 41,34 грн. за 1 кв. м). Для сравнения, в 2015 году размер ставки не превышал 2% минимальной заработной платы на 01.01.2015 г. за 1 кв. м (24,36 грн. за 1 кв. м.). Установление конкретного размера налога в пределах ставки по Налоговому кодеку – прерогатива органов местного самоуправления. Отдельно информация для владельцев нежилой недвижимости. Ставка налога в размере до 1% минимальной заработной платы на начало года, предусмотренная п.33 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса, действовала исключительно на протяжении 2015 года. Исходя из этого, в текущем году действует единая ставка для объектов жилой и нежилой недвижимости – в пределах 3% по решению местных органов.
Для владельцев жилой недвижимости – физических лиц сохранены льготные метры для уменьшения базы налогообложения:
а) для квартиры / квартир независимо от их количества – на 60 кв. м;
б) для жилого дома / домов независимо от их количества – на 120 кв. м;
в) для различных типов объектов жилой недвижимости, в том числе их долей, то есть, когда
физическое лицо обладает одновременно разными типами объектов, например, квартира и дом, – на 180 кв. м.
Заслуживает внимания еще одна новация: с 1 января 2016 году отменено действие абз.6 пп. 266.4.1 ст. 266 Налогового кодекса. Эта норма позволяла в 2015 году органам местного самоуправления увеличивать предельную границу жилой недвижимости в целях налогообложения, то есть устанавливать дополнительные льготные кв. м. Чтобы оценить финансовую сторону законодательных новаций, попробуем смоделировать ситуации. И начнем с самой простой: среднестатистический гражданин имеет в собственности:
– обычную малометражную квартиру площа-дью 75 кв. м,
– родительский домик за городом площадью 160 кв. м,
– сарай и летнюю кухню во дворе загородного дома.
Для объектов жилой недвижимости посчитать ориентировочную сумму налога можно по формуле:
Σ = (Sобщая – Sльгота) х размер ставки налога
То есть по квартире под налогообложение попадает 15 кв. м (75 – 60), по дому – 40 кв. м (160 –
120), итого – 55 кв. м. Для простоты расчета возьмем ставку за 1 кв. м. на максимальном
уровне – 41,34 грн. В таком случае сумма налога по жилой недвижимости за 2016 год составит –
2273,70 грн.
Если, например, квартира поделена между двумя собственниками, например, мужем и женой, льгота по квартире (60 кв. м) применяется каждым собственником. Иными словами, практически базы для расчета налога не будет.
Что касается нежилой недвижимости (сарай и летняя кухня) – здесь льготных метров нет. Ставка налога применяется на каждый метр площади в размере, установленном органами местного
самоуправления.
Планируя бюджет своего налога, следует учесть, что льготные метры для уменьшения налогообла-
гаемой базы по жилой недвижимости не применяется к объектам, которые используются физическим лицом с целью получения прибыли (сдача в аренду или осуществления предпринимательской деятельности).
Но главный сюрприз – это введение фиксированной ставки на «большую» жилую недвижимость.
При наличии в собственности физического лица объекта или его части, общая площадь которого
превышает 300 кв. м для квартиры, 500 кв. м для дома, сумма налога увеличивается на 25 000 гривен в год за каждый такой объект.
Например, физическое лицо имеет в собственности дом площадью 525 кв. м. Много это или нет –
как говорят в Одессе – скорее нет, чем да. В таком случае нам предлагают рассчитывать налог
на недвижимость уже по несколько иной формуле:
Σ = [(Sобщая (525) – Sльгота (120)) х размер ставки налога (% от минимальной заработной
платы)] + 25 000 грн.
Для расчета условно возьмем все ту же максимальную ставку – 41,34 грн. за 1 кв. м:
525 кв. м – 120 кв. м. = 405 кв. м
405 кв. м х 41,34 грн. = 16742,70 грн.
6742,70 грн. + 25 000 грн. = 41742,70 грн.
Безусловно, органы местного самоуправления могут установить меньший размер налога. Но, в
любом случае, сумма налога будет существенной.
С учетом таких инноваций мы будем платить налог за 2016 год в 2017-м. Таким образом, у нас
есть время, чтобы посчитать налоговую нагрузку, оценить степень его существенности для своего
бюджета и, в случае необходимости, разумно распорядиться своим имуществом.
Сумма налога для физических лиц рассчитывается контролирующим органом по налоговому адресу (месту регистрации) собственника такой недвижимости на основании данных Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество. Контролирующий орган должен направить физическому лицу налоговое уведомление-решение об уплате суммы налога с соответствующими платежными реквизитами до 1 июля года, следующего за базовым. Таким образом, в 2016 году мы можем получить уведомление об уплате налога за 2015 год. Сумма
налога подлежит уплате в течение 60 календарных дней со дня его получения. Если 
контролирующий орган не направил уведомления – решение об уплате налога, физическое лицо – собственник недвижимого имущества не имеет оснований для уплаты налога и не может нести
ответственность за своевременность, достоверность и полноту начисления суммы налога.

Елена Габрук, независимый эксперт-консультант по вопросам налогообложения и учета

 

​Датский бизнес готов инвестировать в Украину – Гройсман

Стороны обсудили совместный план действий и шаги, которые позволят более легко вести бизнес в Украине.

Об этом премьер сообщил в соцсети. 

Владимир Гройсман провел встречу с премьером Дании с участием представителей бизнеса двух стран. Стороны обсудили совместный план действий и шаги в дерегуляции, которые позволят более легко вести бизнес в Украине.

– Главный вывод – датский бизнес ориентирован инвестировать в Украину и создавать новые рабочие места. Нам есть чему учиться у скандинавских партнеров – Дания входит в ТОП-3 стран в мировом рейтинге Doing Business, – отметил глава украинского правительства.

Гройсман уверен, что отношения двух стран имеют потенциал для развития.

​В новый Кабмин возвращаются чиновники Яценюка

– Вчера получил удостоверение, – сообщил Пивоварский в ходе встречи с журналистами в Киеве во вторник.

Новый министр Омелян, присутствующий на встрече, также сообщил, что в течение недели он намерен сформировать эффективную команду для дальнейшей работы.

Омелян был назначен главой Мининфраструктуры на прошлой неделе, до этого занимал должность заместителя министра – руководителя аппарата.

Напомним, 14 апреля Верховная Рада утвердила новый состав Кабмина во главе с Владимиром Гройсманом.