Украина рассчитывает завершить переговоры с ключевым кредитором страны Международным валютным фондом по втором пересмотру программы реформ, утвержденной в марте 2015 года, и получить третий транш кредита в размере ориентировочно 1,7 млрд долл. до конца второго квартала текущего года, сообщил первый вице-премьер-министр Украины Степан Кубив.
При этом он отметил, что предварительный план работы с МВФ должен быть проработан и утвержден по поручению премьер-министра Владимира Гройсмана уже до 1 мая.
"Вчера состоялось заседание рабочей группы, где присутствовали Минфин и Минэкономики, была проговорена структура коммуникации. Есть определенная часовая линейка по выполнению поручений, включая подготовку законопроектов, по принятию законопроектов в Верховной Раде. Видимо, потом будет проведена скайп-конференция с МВФ, мы получим дополнительные принципы формирования позиции Минфина и Минэкономики, и других министерств. Потом мы все это изложим на бумаге и проинформируем. Это займет какое-то время, но мы хотим сделать это в ближайшее время. Это должно быть сделано до 1 мая, премьер четко поставил задачу", – сказал Кубив.
По его словам, позиция украинских властей будет учитывать также мнение других кредиторов страны – ЕБРР и Всемирного банка.
"Работа идет очень эффективно, в данный момент многое зависит от нас. Нужно сделать то, что мы должны были сделать", – сказал первый вице-премьер.
При этом, говоря о траншах, Кубив подчеркнул, что на текущий момент Украина не настаивает на объединении нескольких траншей.
"Сейчас вопрос в том, что надо было провести инвентаризацию (проделанной работы), подготовить законопроекты, пройти их хотя бы в первом чтении и затем представить все на бумаге, – сказал он. –
Планируем сделать все (включая пересмотр программы и получение средств) до конца квартала – так было бы правильно сказать. Май или июнь".
Ранее глава правительства Владимир Гройсман и президент Украины Петр Порошенко отмечали безальтернативность возобновления сотрудничества с МВФ. В Фонде также подчеркивали готовность работать с новым украинским правительством.
МВФ одобрил программу кредитования экономики Украины с использованием механизма расширенного финансирования (Extended Fund Facility – EFF) общим объемом 17,5 млрд долл. сроком на 4 года в марте 2015 года. Первый транш по новой программе в объеме 5 млрд долл. Украина получила 13 марта, второй на 1,7 млрд долл. – 4 августа 2015 года.
В настоящее время идет второй пересмотр программы сотрудничества. Украина и МВФ обсуждают широкий спектр вопросов в рамках второго пересмотра, который включает различные аспекты монетарной, банковской, антикоррупционной политики, пенсионной реформы и приватизации.
Результатом пересмотра должен стать одобренный меморандум между властями и Советом директоров МВФ.
ДОЛЯ КРЕДИТОВ МСБ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 20%
Малый и средний бизнес (МСБ) пока не играет значительной роли в обеспечении экономического
роста Украины. Его вклад в валовой внутренний продукт страны составляет лишь 10%. В развитых
странах, например, Германии, вклад МСБ в разы больший – 60%. Предприниматели Франции тоже
не отстают – 62%. Без кредитования увеличение доли вклада МСБ в экономику практически
невозможно. Между тем в 2015 году банки фактически свернули кредитование бизнеса в целом и МСБ, в частности. Сумма фактически предоставленных кредитов за год сократилась в реальном выражении практически вдвое при номинальном росте на 15%. При этом доля кредитов малому и среднему предпринимательству в Украине составляла лишь 20% против 60% в развитых странах. Преимущественно, предприятия реинвестируют в развитие бизнеса собственные доходы. Такая ситуация обусловлена высокой стоимостью кредитов. Так, в среднем стоимость займа в прошлом году составляла 22%. Что является непосильной ношей для бизнеса в условиях экономического спада. Украинские банки ожидают возобновления кредитования уже в этом году. Во всяком случае, таковы результаты опроса 50 банков регулятором по итогам четвертого квартала 2015 года.
В тот момент доля банков, ожидающих рост портфеля корпоративных кредитов, увеличилась до 57% с 45% в конце октября. Улучшение его качества ожидали 54% банков страны. Вместе с тем большинство финучреждений были все еще скептически настроены в отношении оживления розничного кредитования. Однако 27% респондентов рассчитывали на рост кредитного портфеля физлиц. Кроме того, впервые за последние два года в четвертом квартале 2015 года банки отметили смягчение ценовых условий одобрения кредитных заявок. РЕКОРДНАЯ ЛИКВИДНОСТЬ
Меж тем объем «свободной» ликвидности в банковском секторе, потенциально доступной для
кредитования экономики, на середину марта 2016 составлял 58 млрд грн. Эта цифра является рекордной. Последний раз банковская система была так перенасыщена гривневыми средствами в третьем квартале 2010 года. «Тогда объем депозитов сертификатов в обращении достигал максимальной отметки 20 млрд грн., а показатель широкой гривневой ликвидности банковской системы – 47 млрд грн.», – отмечают в независимой Ассоциации банков Украины. Несмотря на это, средства банков направляются не на долгосрочное кредитование, а на выдачу краткосрочных потребительских ссуд населению. ПОЧЕМУ ЗАЙМЫ НЕ ВЫДАЮТ?
В результате кризиса банки убедились в значительной уязвимости предприятий МСБ, говорит начальник управления малого бизнеса VTB Bank (Украина) Игорь Кусковский. «Доля просроченной задолженности в кредитном портфеле, сформированном в этом клиентском сегменте, очень высока, вследствие чего банкиры с большей осторожностью подходят к выдаче займов
предприятиям МСБ, и полноценное разворачивание программ будет более длительным во времени», – прогнозирует он.
По информации Национального банка, доля плохих кредитов (NPL) крупнейших 20 банков Украины
по результатам их диагностики составляет 41,1%. В целом по банковской системе доля плохих кредитов в 2015 году составила 24,3%. «Банки с высокой долей NPL менее готовы кредитовать, банки имеют недостаточную способность покрывать убытки, кроме того, эффективную оценку затрудняют экономическая и политическая неопределенность в стране», – констатирует НБУ. УСЛОВИЯ БАНКОВ ДЛЯ НАЧАЛА КРЕДИТОВАНИЯ
Пробелы в законодательстве недобросовестные должники превращают в полулегальные схемы для того, чтобы не возвращать долги кредиторам или избегать ответственности за невозврат долгов, говорят банкиры. Финансисты называют факторы, влияющие на сдерживание кредитования.
Участники банковского рынка утверждают, что ряд этих проблем могли бы исправить принятие законопроекта №2286 о защите прав кредиторов. Но Рада пока не спешит его рассматривать.
Сергей Уткин
10 причин, по которым банки не хотят давать кредиты
* низкий уровень инвестиционной привлекательности страны;
* наличие значительного объема проблемных кредитов в портфелях банков;
* судебные риски и проблемы принудительного исполнения решений суда;
* неэффективный институт поручительства;
* проблемы с реализацией залога;
* наличие норм, которые позволяют прекратить ипотеку в судебном порядке, несмотря на наличие
непогашенной задолженности должника перед кредитором;
* наличие схем для уклонения от возврата кредитов из-за банкротства банковского должника;
* проблемные процедуры взыскания долга при наследовании;
* риски потери банком предмета ипотеки в результате самовольного строительства;
* пробелы в законодательстве, которые позволяют отчуждать имущество должников без согласия
залогодержателя;
Врожденная финансовая нестабильность – это то, что есть неотъемлемой частью всей современной экономической модели, которая подвергается еще большим рискам при тотальной глобализации рынков и при постоянном технологическом обмене. Именно неконтролируемые циклы роста цен на активы приводят к спекулятивным маниям международных пропорций, и регулярно как минимум каждую декаду мир оказывается лицом к лицу с новым глобальным вызовом в виде финансового кризиса. И каждый раз, лучшие в мире умы пытаются найти рецепт предотвращения следующего кризиса, пытаясь разгадать загадки предыдущего. Финансовый сектор позволяет нам развиваться: дает шанс на новую промышленную революцию, помогает финансировать обороноспособность цивилизованного мира, предоставляет возможность купить актив сегодня за оплату завтра и повышает общее качество жизни, естественно за определенную плату. Да, здоровое функционирование финансового сектора является ключевой частью рецепта экономического развития страны – и режим «поддерживаемого» кредитования, или «возобновляемого» кредитования (от английского – sustainable lending, sustainable credit) всегда «идет ледоколом вперед». «Зажатые гайки»
Надо констатировать, что кризис ликвидности практически побежден, и банковский сектор активно занят подсчетом и фиксацией убытков, формированием резервов и стратегическим планированием на случай новых вспышек экономической дестабилизации. Прошедший год оказался просто «апокалиптическим» для финансового сектора. Весь 2015 год прошел под знаком формирования резервов под активные операции и де-факто признание «невозвратности» основной массы
кредитных портфелей. Рекордная «токсичность активов» затронула как корпоративные портфели, так и розничные. Но именно юридические лица, клиенты оказались самыми сложными для банковских учреждений. Эту ситуацию усугубила военная агрессия восточного соседа и высокий уровень коррупции во всех эшелонах государственной власти. Такую негативную картину подкрепляет показатель просроченных кредитов по банковской системе в целом в 22,1%
на 01.01.2016 по официальным данным НБУ. На самом деле, по другим аналитическим данным и по независимым экспертным оценкам портфель «NPL» находится в более кошмарном
состоянии в 50-60% (по оценкам агентства Moody’s уровень «NPL» по всей системе достигает отметки в 60%). При падающем показателе достаточности капитала (на 01.02.2016 показатель «Н2» упал до 10.02), нужно постоянно вкладывать значительные ресурсы в формирование резервов и нести убытки. Валовые активы банковского сектора упали на 4,8% по сравнению с 2014 г. Убыток только увеличился на 25,7%. Давление на банковские учреждения просто колоссальное. Небольшие банки дополнительно подвергаются финансовому давлению со стороны регулятора (в отношении требований по увеличению уставного капитала). В период глубокой экономической рецессии подобные регуляторные инициативы создают дополнительные факторы риска для финансовой стабильности всей системы. Падение норматива «Н» по банковской системе до 12.74 на 01.01.2016 и до 10.02 на 01.02.2016 свидетельствует о разрушительной динамике формирования резервов, которое предположительно продолжится весь 2016 год. Тем не менее,
несмотря на все сложности, банковская система наращивает ликвидность. Прослеживается регулярное увеличение наличных средств по системе с 28,3 миллиарда грн. до 34,4 миллиарда грн. за период 01.01.2015 по 01.01.2016 и рост средств на корреспондентских счетах в других банках на 29,8 миллиарда грн. за этот же период. Нарастающая динамика активов в ценных бумагах по банковской системе в период с 01.01.2014 по 01.01.2016 свидетельствует о приросте ликвидности. Рост с 138,3 миллиарда грн. до 198,8 миллиарда грн. иллюстрирует серьезную проблему банковского рынка – ликвидность появляется, а кредитовать все еще слишком рискованно. При официальном «NPL» на начало 2016 года в 22,1%, и неофициальном – почти
в 60%, очень сложно возобновить кредитование населения и бизнеса.
Макроэкономическое торможение и фискальные казусы
Экономический коллапс 2014-2015, политическая нестабильность, правовой хаос, отсутствие внятной монетарной политики, безответственная фискальная политика препятствуют возобновлению кредитования и восстановлению банковского сектора. В феврале 2016 г. инфляция составила 32,7% по отношению к аналогичному месяцу 2015 г. (индекс потребительских цен). При этом сам 2015 год заканчивался с инфляцией в 43,3% за декабрь 2015 г. по отношению к аналогичному месяцу в 2014 г. При стремительной девальвационной динамике за 2015 г., которая продолжилась в 2016 г. избежать тотального коллапса доверия населения и местного бизнеса к национальной валюте было невозможно. Высокий уровень долларизации банковской системы (достигающий в среднем 50% за 2015 г.) полностью извратил роль украинской гривни, усугубил негативные поведенческие циклы в обществе и еще дальше отодвинул возможный скачок в развитии местных рынков капитала. И это при том что уровень промышленного производства
провалился на 35% по сравнению с 2007 г. По данным Минфина, поступления ЕСВ в Пенсионный
фонд при снижении ставки до 20% снизятся на 108 млрд грн. При ставке 22% ущерб будет практически такой же – около 100 млрд грн. Эту брешь придется закрывать с помощью государственного бюджета. Нужно признать, что Пенсионный фонд останется дотационной структурой даже при ставке ЕСВ в 41%. Общий объем дотаций ПФ в 2016 г. может составить
150-160 млрд грн. или 6,4%-6,7% ВВП. Для сравнения объем дотаций НАК «Нафтогаза» в 2014 году не превышал 4% ВВП. И такая картина, наблюдается по многим направлениям. Специфические проблемы возобновления кредитования в стране
Кредитовать корпоративный сегмент сегодня очень сложно. Правовой беспредел, коррупция и негативная макроэкономическая картина толкнули уровень «токсических активов» в корпоративном сегменте до рекордных отметок. Большинство банкиров и профессионалов финансового сектора предпочитают иметь дела с розничным сегментом, чем с корпоративным. Под давлением целой группы негативных факторов, многие рынки сбыта для украинского экспорта закрылись (как, например, рынок РФ), доходность в промышленном секторе упала, а внутренний рынок переживает экономическую депрессию и сильно завязан на импортных товарах. При этом украинская экспортная номенклатура еще не готова для выхода на такие рынки, как Европейский Союз, где технические и фитосанитарные нормы более жесткие и сложные. Кредитование розничного сегмента также представляет собой нелегкую задачу. Макроэкономические шоки
и монетарная дестабилизация постоянно подрывают покупательную способность населения, и, соответственно, общий уровень качества жизни в Украине. Но клиенты розничного сегмента не несут такого риска, как корпоративные клиенты, – ведь взыскать проблемную задолженность с физического лица проще, чем с юридического (не считая случаев с валютной ипотекой, конечно). Главная сложность в кредитовании данного сегмента в первоначальной инвестиции, которую банковское учреждение должно сделать в данный бизнес. Розничное кредитование основывается на трех фундаментальных аспектах:
1) требования к высокому уровню технологичности и к современной цифровой архитектуре для принятия оперативных решений, для обработки больших потоков данных и для нормального функционирования системы «скоринга»;
2) требования к развитой региональной сети или к мощному уровню синергии с розничными
партнерами как в цифровом, так и в физическом пространстве;
3) необходимость в постоянных финансовых вложениях в масштабирование бизнеса в бизнес. Эти сложности в совокупности с негативной экономической ситуацией в стране не позволяют очень многим банковским учреждениям развивать свое собственное розничное кредитование. Ключевые «маяки» для возобновления кредитования
1. Инфляция является одной из ключевых проблем Украины. Нынешний уровень инфляции не может способствовать снижению процентных ставок в целом по стране и по системе. Последние два кризисных года загнали бизнес и население в валютные позиции для сохранения
покупательной способности и для хеджирования рисков. При нынешней динамике инфляции и долларизации, «инфляционное таргетирование» не может быть эффективным. Для снижения процентных ставок, с начала нужно обуздать инфляцию и решить вопрос стремительной долларизации экономики. Снижение инфляции до уровня в 7-12% сможет дать правильный
импульс для снижения процентных ставок.
2. Колебания курса обмена приводят к панике и «искривлениям» на межбанковском и наличном валютном рынке. Доверие к гривне постоянно под вопросом. Наращивание экспорта и привлечение новой волны долгового и инвестиционного финансового ресурса (направленного в модернизацию/диверсификацию экономики) может послужить важным стабилизирующим фактором, и в итоге привести к снижению процентных ставок в Украине.
3. Необходимо имплементировать механизмы реструктуризации проблемной задолженности для крупного бизнеса, МСБ и местного населения. При этом каждый механизм должен учитывать специфические характеристики сегмента и применятся только по отношению к заемщику с «живой операционной моделью» бизнеса.
4. Восстановление доступа украинских предприятий и финансовых учреждений к международным рынкам капитала будет способствовать понижению процентных ставок, так как появится эффективная диверсификация «поднятия финансирования» для банков и крупного бизнеса.
5. Украина нуждается в эффективных инструментах хеджирования, во внутреннем долговом рынке и в рынке деривативов.
6. Существует очень острая необходимость в структурных реформах.
Егор Перелыгин, MBA, директор финансового
департамента UNISON BANK