Активы банков-банкротов начнут продавать через новую систему

Об этом сообщает Финансовый клуб.

Нацбанк, Фонд гарантирования вкладов физлиц, МЭРТ и общественная организация Transparancy Internation Украина подписали соответствующее соглашение. Теперь 80 банков-банкротов будут продавать свои активы через новую платформу: пилотный проект будет запущен до конца лета.

К новой системе сможет подключиться любая биржа, аккредитованная ФГВФЛ. Сейчас их насчитывается 32, включая площадку Минюста – СЕТАМ. Две американские биржи – Debt Exchange и First Financial Network, которые зарегистрировали «дочки» в Украине, также планируют пройти аккредитацию и подключиться к торгам. Поскольку все площадки будут иметь доступ к выставляемым лотам, потенциальный покупатель сможет подать заявку через любую из бирж. Комиссию получит та биржа, через которую к торгам подключился победитель аукциона.

Главная цель изменения системы продаж – повысить их эффективность (рост цены продажи активов плюс быстрое нахождение покупателя) и устранить коррупционные риски, когда отдельные площадки могут не допускать потенциальных участников, чтобы продать актив задешево определенным лицам.

– До сих пор конкретный актив продавался на конкретной бирже. Не все покупатели были довольны этим, так как нужно было регистрироваться на разных площадках, не все из них удобны. Кроме того, мы получали жалобы от потенциальных покупателей, которые не смогли получить доступ к активам, их искусственно не допускали к торгам. Новая система позволит увеличить количество покупателей, – уверен директор-распорядитель ФГВФЛ Константин Ворушилин.

Коррупционные риски – основное, что сдерживает потенциальных инвесторов.

– Новый процесс поможет уменьшить коррупционные риски на этом рынке, и площадки смогут конкурировать открыто, – считает глава правления Transparancy Internation Украина Андрей Марусов.

В МЭРТ, который курирует систему ProZorro, обещают, что конкуренция на рынке усилится.

– Банки будут заводить в систему активы, и любой инвестор сможет подключиться к любой бирже и купить этот актив. Мы никого не исключаем из этого процесса, ожидаем, что все действующие биржи, а также новые подключатся к нему,– сообщил заместитель главы МЭРТ Максим Нефьодов.

Необходимо создать новую систему, поскольку для продажи активов банков-банкротов нельзя использовать ProZorro: система госзакупок – аукционы на понижение цены, тогда как ФГВФЛ необходимы аукционы с повышением цены.

Общая балансовая стоимость активов неплатежеспособных банков составляет 440 млрд грн, ликвидационная масса – в разы меньше. В прошлом году Фонду удалось продать активов на 1 млрд грн. В этом году предполагается, что выручка от продажи активов составит 12 млрд грн.

В Фонде гарантирования вкладов недовольны большим количеством бирж, которые продают активы. К тому же на многие из них часто поступают жалобы. Из проданных в 2015 году активов на 1 млрд грн порядка 80% было реализовано всего через пять бирж. Поэтому Фонд планирует отобрать площадки заново.

– Чем больше высококвалифицированных организаторов торгов, которые могут справедливо и прозрачно провести торги с нашим количеством активов, тем лучше. Но их количество должно быть разумным. Три биржи – это, наверное, мало, но несколько десятков – слишком много, – говорит директор департамента консолидированной продажи и управления активами Фонда гарантирования вкладов физлиц Юлия Берещенко.

Частные участники рынка все время высказывают недовольство работой Фонда гарантирования по продаже активов и обвиняют регуляторов в содействии монополизации рынка.

– Есть риски монополии со стороны СЕТАМ и сейчас появились такие же риски со стороны американских компаний. Мы не против того, чтобы они работали, но наша задача — защищать права украинских организаторов торгов, – говорит директор ассоциации «Биржевые и электронные площадки» Олег Падалка.

Одна из главных претензий участников рынка продаж активов состоит в том, что им достаются самые некачественные лоты из портфелей ликвидируемых банков. Наиболее ликвидные активы банков-банкротов были заложены под рефинансирование в Нацбанке, который продает их только через государственную площадку СЕТАМ.

– Высоколиквидными активами торговать, конечно, легко, на них всегда есть спрос. Но продать то имущество, которое не пользуется большим спросом, например, оборудование, технику, – гораздо сложнее, – сетует директор товарной биржи «Иннэкс» Павел Лисечко.

Задолженность банков по кредитам рефинансирования перед Нацбанком составляет 53 млрд грн. Регулятор продает активы, которые находятся у него в залоге по этим кредитам, исключительно через СЕТАМ. Новая система позволит получить доступ к этим активам и другим площадкам.

– Мы были недовольны качеством и скоростью продажи активов, а также наличием более 30 площадок, которые их реализовывают. Поэтому мы решили продавать их через СЕТАМ. Но понимаем, что это также не является панацеей,– говорит глава НБУ Валерия Гонтарева.

Действующие банки впервые за год получили прибыль

По данным Нацбанка, главным фактором формирования положительного финансового результата в мае 2016 было существенное сокращение объемов отчислений в резервы (1,3 млрд грн в мае против 5,7 млрд грн в апреле текущего года) при одновременном росте более чем вдвое процентных доходов по кредитам , предоставленные физическим лицам. Также, в ведомстве отмечают, что чистый процентный доход банков за май составил 4,4 млрд грн, чистый комиссионный доход – 1,7 млрд грн. В то же время, в мае 2016 ущерб на общую сумму 1,3 млрд грн получили 32 банка, а прибыль на общую сумму 3,4 млрд грн – 74 банка.

По данным регулятора, доходы банков Украины за январь-май 2016 по сравнению с соответствующим периодом 2015 уменьшились на 14,5% и составили 72,3 млрд грн.

"Уменьшение доходов за пять месяцев текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года было обусловлено получением банками ущерба от торговых операций" – "2,4 млрд грн (за 5 месяцев 2015 года – прибыль 7,8 млрд грн), уменьшением процентных доходов по кредитам, предоставленным субъектам хозяйствования и физическим лицам – на 4,5 млрд грн. в то же время, процентные доходы по ценным бумагам в текущем году были большими 3,7 млрд грн ", – сказано в сообщении. Также, за январь-май 2016 по сравнению с соответствующим периодом 2015 сократились расходы банков Украины – на 24,7% до составляли 81,5 млрд грн. В частности, указанное сокращение обусловлено уменьшением объемов отчислений в резервы, которые по сравнению с соответствующим периодом прошлого года были меньше на 63,4% и составили 18,1 млрд грн (за январь-май 2015 году объемы таких отчислений составляли 49,4 млрд грн).

​Кабмин уволил председателя Госслужбы экспортного контроля

Об этом говорится в Распоряжении № 441-р, опубликованном на официальном сайте Кабмина.

"Освободить Терещенко Юрия Федоровича с должности Председателя Государственной службы экспортного контроля Украины по собственному желанию", – сказано в документе.

Терещенко занимал должность с 16 октября 2016 года.

​Назначен заместитель министра экономики, который будет заниматься вопросами силового блока

Кабинет министров принял решение назначить Юрия Бровченко заместителем министра экономического развития и торговли Украины. В Министерстве он будет заниматься вопросами экономики силового блока.

Как сообщает пресс-служба Минэкономразвития, Бровченко возьмет на себя одна из самых сложных задач – реформу государственного оборонного заказа, важным аспектом которой является, в частности, упрощение процедуры расчетов и утверждение единых подходов к формированию цены на продукцию, работы и услуги оборонного назначения.

До назначения заместителем министра Бровченко работал начальником отдела мобилизационной подготовки в государственном концерне "Укроборонпром".

За свою долгую карьеру он служил в Вооруженных Силах Украины, работал на различных должностях в Министерстве обороны Украины и Минэкономразвития, в частности, был директором департамента экономики обороны и безопасности.

Во время работы в оборонной отрасли Бровченко участвовал в подготовке государственных программ реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, оборонно-промышленного комплекса, сектора безопасности и обороны. Он организовывал мобилизационные работы для перевода национальной экономики на функционирование в условиях особого периода и работал над оптимизацией государственного оборонного заказа.