Страшно и смешно

Буддийские романсы

Писатель и литературный мыслитель Дмитрий Быков о творчестве Бориса Гребенщикова как-то сказал: «У него нет морализирования. Это синтез веселого и страшного. Каждый его текст, как и народную песню, можно прочесть и как смешной, и как страшный». Подмечено тонко, но все же, время от времени легендарный музыкант выпускает просто добрые пластинки. Таковым, например, видится грядущее творение БГ – «Золотой букет». Альбом выходит 15 июля. По сути, это сборник, состоящий из кавер-версий знакомых всем песен, ставших в свое время народными хитами. В их числе, например, «Славное море – свяще́нный Байкал» – вещь 1848 года, мотив которой сочинили заключенные с Нерчин- ских рудников. Также в альбом вошли «Тёмная ночь», написанная в 1943 году для фильма «Два бойца», послевоенная «Случай в Ватикане», созданная анонимными авторами и др. Всего 14 романсовых треков, спетых православным буддистом, который считает, что люди важнее политики.

Путь в тысячу ли

Произведения известного киевского художника Александра Клименко любят как состоявшиеся коллекционеры, собрания которых насчитывают сотни произведений самых знаменитых авторов, так и начинающие собиратели, которые впервые решили приобрести несколько вещей, для украшения инте- рьера. Последних художник особенно ценит. «Путь в тысячу ли начинается с первого шага», – вспоминает он китайскую пословицу и говорит, что ему не раз приходилось наблюдать, как буквально за несколько лет, увлекшись современным искусством, люди становились серьезными коллекционерами, счасливыми обладателями сотен произведений разных авторов, как входили в уникальный, по-настоящему элитный международный клуб ценителей современного искусства.
          В 1990-х Александр Клименко, выпускник Киевского государственного художественного института (сегодня Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры), собирает молодых неизвестных еще художников-бунтарей, готовых искать свой путь в современном искусстве. Так родился легендарный киевский сквот (коллективные мастерские) «Парижская коммуна», очень похожий по духу на знаменитый французский «Улей», на Монмартре, в котором, в начале 20 века жили и работали великие художники эпохи авангарда. В Украине «Парком» стал центром, где происходило все самое важ- ное в современном искусстве, но сегодня художник предпочитает, по его словам, путь «индивидуально-
го спасения».
          Около двадцати лет назад Александр Клименко сознательно выбрал свой особенный, индивидуальный путь — отошел в сторону от круга своих прежних единомышленников, с которыми когда-то вместе, впервые в Украине, начинал разрабатывать актуальные постмодернистские концепции и перешел от фигуративной к contemporary абстрактной живописи.
          Клименко постоянно экспериментирует, свободно переходит от абстрактной живописи к фотографии и фигуративной графике, в которой реализует свой неизменный интерес к Востоку. Увлеченный научными теориями о множественности Вселенных, Клименко создает «эвверетическую», «транстемпоральную» фотографию. В одном пространстве он объединяет образы, пришедшие из далеких эпох, из истории искусства, с реальными пейзажами нашего времени, с портретами наших современников.
          Сегодня Клименко сознательно находится в стороне от местного арт-процесса, который, как он считает, за несколько последних лет стал провинциальным. Художник работает один, без помощников и подмастерьев. Он также пишет многочисленные культурологические исследовательские тексты, стихи в стиле хайку, создает масштабные кураторские проекты, издает фундаментальные альбомы по истории современного украинского искусства.
          При всем разнообразии своих проявлений, Клименко узнаваем и последователен. Круг тем, которые ему близки, при несхожести визуального воплощения, неизменен уже несколько десятилетий. «Безмятежные странствия в Беспредельном» — так называлась одна из первых книг автора. Своими текущими размышлениями художник поделился с «&».

О трендах в мировом современном искусстве.

Наше время прекрасно тем, что на международном арт-рынке царит полная свобода и толерантность.
Есть все и сразу. Искусство одновременно выставляет самое разное и все это покупают коллекционеры. Как сказал один из ведущих мировых кураторов Роберт Стор: «я признаю только один изм — плюрализм». Конечно, по-прежнему 90% предпочтений отдают живописи, но при этом, например, растет интерес к фотографии, которая, к тому же, находится в более доступном ценовом сегменте. Можно с уверенностью сказать, что мощным восходящим трендом становится новая, так называемая contemporary абстрактная живопись, которой становится все больше на самых престижных мировых арт-форумах — Art Basel, Art Miami, Art Honkong и других. Цены на авторов в этой категории растут очень быстро, стоимость картин некоторых художников доходит до нескольких миллионов долларов. Думаю, что такой взлет интереса к абстрактной живописи связан с тем, что мы переживаем очень похожий на начало ХХ века период истории, когда собственно и появилось абстрактное искусство.

Александр Клименко входит в число самых дорогих украинских современных художников по итогам официальных продаж ведущих мировых аукционных домов. Его картины неоднократно выставлялись на Phillips
de Pury в Лондоне, аукционе, который специализируется на contemporary art и каждый раз были успешно проданы. Были представлены на престижном благотворительном Sotheby’s в Нью-Йорке.

О коллекционировании и инвестировании в произведения искусства.

Я действительно хорошо знаю мировые тенденции, слежу за ними, много читаю и езжу за границу. Что касается нашей страны, то я досконально изучил наш арт-рынок, так как нахожусь в самом центре событий уже больше двадцати пяти лет. Мне удалось осуществить несколько крупных проектов, издать фундаментальные альбомы по современному искусству Украины, я инициировал создание несколь- ких крупных коллекций, консультировал некоторых ведущих актуальных коллекционеров. Могу сказать совершенно точно — сегодня в нашей стране бизнесменам, которые хотят собирать картины, следует доверять в первую очередь своей интуиции, которая уже позволила им заработать капитал. Есть смысл общаться напрямую с хорошими, серьезными, состоявшимися художниками, посещать их мастерские, что в Киеве абсолютно реально. К тому же живое общение всегда интересно. Такой контакт может помочь составить свое личное независимое мнение. Не следует очень доверять разного рода арт дилерам и галеристам, каким-то неизвестного рода кураторшам. Среди них в нашей стране есть персонажи даже без специального образования, которые просто продвигают «своих» авторов. Все, что у нас происходит в так называемом арт бизнесе в последние несколько лет, — это тотальные манипуляции, обман и невежество. Это дико, совершенно перевернуто с ног на голову. Сегодня псевдо специалисты агрессивно пиарят таких же художников. Люди, сумевшие в нашей стране заработать и сохранить состояние, сами обладают великолепной интуицией. В искусстве, как и в бизнесе, лучше избегать многочисленных посредников, если есть шанс говорить напрямую. Кроме прочего, вся история коллекционирования – это собирательство того, что трогает внутренние струны, а не попытка угадать, что через сотни лет будет стоить сотни тысяч.

О перспективах украинского современного искусства

Я убежден, что всегда и везде, в любой стране, в любую эпоху, чтобы не происходило вокруг, может появиться отдельный честный художник, одинокий медиум, который создаст гениальные, вневре менные произведения Искусства. Или несколько авторов, как правило, одного круга. Знаю точно, что сейчас несколько достойных художников живет и работает в Украине. Но самые лучшие, это точно не самые дорогие и распиаренные сегодня, и тем более не аляповатый, безвкусный и вто- ричный дизайн, который агрессивно навязывают арт-дилеры в последние несколько лет под видом «молодых художников». Уверен, что в истории украинского, а может быть и мирового искусства, останутся несколько авторов, которые сформировались в начале 90-х, в уникальное время эпохи перемен и невиданной свободы.

Беседовала Ольга Александрова

Чего хотят женщины

НАВЕРНЯКА У МЕНЯ ЕСТЬ КАКОЙ-ТО ПОЧЕРК, но я его анализировал, честно говоря… Если вы узнаёте мою одежду, это большой комплимент для меня. Но, вообще-то я стараюсь, чтобы каждая следующая коллекция была максимально новой и не содержала повторов. Единственное посто- янное свойство – игривость, с которой сделана моя одежда и сочетание несочетаемого.

Я НЕ ПОДСТРАИВАЮСЬ ПОД ПОКУПАТЕЛЯ. Платье рождается из моих впечатлений от тканей, от принтов… Я слежу за трендбуками. Но поскольку я много времени провожу в своём магазине и общаюсь с клиентками, то имею возможность учитывать их мнение. Многие вещи я слышу, как бы невзначай. Временами даже чувствую себя, как герой Мела Гибсона в фильме «Чего хотят женщины». КТО ЭТА ДЕВУШКА? Cher Nika by Cherkas воссоздает образ сильной и независимой девушки. Но она также может быть и женственной, и романтичной, и дерзкой одновременно. Я создаю одежду для тех, кто не против экспериментировать и идти в ногу со временем. Это девушка, женщина, которая ходит на свидания, светские рауты. Она ноит коктейльные платья в пол и с открытой спиной.
ЕСЛИ ОНА BUSINESSWOMAN? На данном этапе я не выделял отдельно линию деловой одежды, но в каждой коллекции Cher Nika Boutique присутствуют модели в этом стиле. Мне импонирует стиль casual, когда девушка может одеть и в офис и на мероприятие, всего лишь дополнив его аксессуарами и обувью на каблуке. Стоит начать с базового гардероба и внедрять в него модные вещи сезона. Поэтому в каждой коллекции Cher Nika Boutique присутствуют базовые модели, среди которых обязательно наряды для офиса.
С ЧЕГО Я НАЧАЛ СВОЙ БИЗНЕС? С того, что мне удалось убедить людей работать со мной и верить в меня. Это, на мой взгляд, большое достижение. Сегодня у меня работает около 40 человек, 30 из которых заняты производством. Многие из них со мной уже более 8 лет. Текучка кадров? У меня её практически нет.
ТВОРЧЕСТВО vs МЕНЕДЖМЕНТ. Я могу быть немного рассеян – в конце концов, у всех людей есть недостатки. Но бизнесмена я тренирую в себе постоянно. Учусь управлять, делегировать функции… Но самое важное – у меня есть слаженная сформированная команда, настоящая опора.
AERIE ПЕРЕСТАЛ «ФОТОШОПИТЬ» СНИМКИ МОДЕЛЕЙ, но я бы не назвал практику этой компании, выпускающей нижнее женское бельё, трендом в мире моды. Большинство брендов этого не делают – все же идеальная картинка очень важна в индустрии. Но не скрою что естественные фотографии продают гораздо лучше, так как они ближе к потребителю.
ФЕМИНИЗМ, «ПЛЮС САЙЗ» МОДЕЛИ И ПРОЧ.? Феминизм, возможно, косвенно вносит свое влияние в мое творчество, но целенаправленно я об этом не задумываюсь. Что касается женской красоты, то у меня нет собственных стандартов и границ. Спрос рождает предложение, и в моделях Cher Nika Boutique присутствуют реальные размеры. Девушку даже с формами можно стильно одеть и визу-
ально убрать объемы.
ЕДЕШЬ, БЫВАЕТ, В МАШИНЕ И ДУМАЕШЬ: и там был показ, и там был. И всё хорошо… На самом же деле для счастья мне нужно не так уж и много. Просто чтобы пришли и купили платье. Мне, действительно доставляет огромную радость видеть, как вещи/ которые я сделал со своей командой, нравятся покупателям, как они могут украсить женщину.

Беседовала Ольга Александрова

Только для женщин
Сергей Черкас специализируется исключительно на женской моде. «Мне важно дарить красоту, а наибольших высот в этом можно достичь, работая с образом женщины, я считаю», – объясняет модельер. Делает он это с помощью двух линий одежды: Cher Nika
Boutique и Cher Nika by Cherkas.
Boutique предлагает более носибельную одежду, учитывает деловой дресс-код, цены на которую доступнее. Cher Nika by Cherkas – первая линия, которая демонстрируется на показах мод. Здесь используются более дорогие ткани. «Здесь я позволяю себе больше экспериментировать», – говорит Сергей. Его одежду можно увидеть на Злате Огневич, Алене Винницкой, Ольге Сумской и других знаменитостях шоу и телебизнеса. Черкас – регулярный участник Lviv Fashion Week (Украина), Fashionable East (Польша), Bucharest Fashion Week (Румыния). Его последняя коллекция SENSIBILITY Cher Nika by Cherkas была представлена на Lviv Fashion Week 2016, а также на проходившей недавно Odessa Holiday Fashion Week, где показывают круизные коллекции украинских брендов.

Искусство нарушения тишины

Если вы однажды окажетесь в Мюнхене, вам почти наверняка посоветуют сходить в Hofbräuhaus (Хоф- бройхаус). Бывшая пивоварня баварского герцога Вильгельма V уже больше 100 лет работает в режиме
пивного ресторана. Место это и на самом деле культовое. Некоторые столы сохранились с XIX века, а у почетных клиентов есть пивные кружки, которые хранятся в постоянных ячейках и запираются на замок… Единственное, что может смутить новичка – невероятный шум, который буквально обрушивается на вас, если вы зайдете вечером в главный зал Швемме, расположенный на первом этаже. Кажется, по этой части Хофбройхаус дает фору многим заведениям. Шуметь считается здесь таким же долгом гостя, как и выпить несколько литров пива, закусывая сосисками с капустой.
          Немедленно влиться в эту жизнерадостную баварскую атмосферу может быть не так легко. Особенно если вы только что побывали на выставке HIGH END, которую в противовес знаменитому ресторану, можно назвать местом, где тишину ценят настолько, что решаются нарушить ее только самыми изощренными способами. В двадцати минутах езды на север от центра Мюнхена расположен MOC (Munich Convention Center), где ежегодно в мае собираются главные мировые производители аудиоаппаратуры топ-уровня (в этом году было 518 стендов), чтобы продемонстрировать свои последние достижения.
          Техника категории high end – это, конечно, особый мир. В попытке воспроизвести музыкальное событие, будь то концерт или студийная запись, максимально близко к оригиналу, создатели элитных колонок, наушников, усилителей и т.п. проявляют недюжинную целеустремленность. Стоимость этих усилий может превысить экономическую целесообразность, поэтому многие образцы техники high-end, выпускаются небольшими тиражами. Однако высокая цена не является самоцелью или неким обязательным атрибутом такого оборудования.
          Истинный high end – это настоящая философия, имеющих своих технологов-мыслителей или даже настоящих гуру, вроде голландца А.-Й. ван ден Хула или японца Кена Ишивата из компании Marantz. Последний, кстати, приехал в этом году в Мюнхен, чтобы лично представить новую топовую связку Marantz – усилитель PM-10 и проигрыватель SA-10 – унаследовавшую фирменное мягкое звучание предыдущих моделей. Ишивата, который может много и интересно рассказывать о трендах индустрии high end, тем не менее, не устает напоминать, что самое главное в деле, которым он занимается – музыка. На мюнхенской выставке, это, в принципе, ощущается.
          Первый этаж MOC, в котором проходит High End, разбит на «улицы» с характерными названиями: Miles Davis Avenue, Lenny Karvitz Drive… Однако особый интерес у нас в этот раз вызвал Edvard Creig Boulevard. Дело в том, что на «бульваре» имени норвежского композитора-романтика в нынешнем году расположился стенд украинской компании Volya Audio Systems. Две акустические системы VOLYA (полочная и напольная), представленные днепровской компанией, стали одной из главных достопримечательностей High End 2016. Как у них это получилось?
          Авторы проекта «VOLYA» – Дмитрий Клысак и Евгений Кожушко познакомились ещё в 1990-х, будучи студентами. Дмитрий стал бизнесменом, Евгений – профессиональным радиофизиком, который на данный момент имеет 25-летний опыт работы по созданию акустических систем (АС). Задача, которую поставили перед собой партнеры была самая амбициозная – создание отечественной акустической системы с бескомпромиссным звучанием. В ходе ее решения к проекту присоединился ещё один украинец – Станислав Маликов – инженер-технолог немецкой компании Accuton, известной среди производителей high-end аппаратуры своими высококачественными керамическими динамиками. «Кроме того, это единственная компания в мире, которая производит динамики с мембраной из чистого (искусственно выращенного) алмаза, – комментирует Станислав и добавляет. – В принципе, это лучшие динамики, которые сегодня можно купить за деньги»

          Однако для создания, по-настоящему, уникальной акустической пары, этого сегодня недостаточно. Чтобы вас заметили, у вас должно быть что-то, что за деньги купить нельзя. И это «что-то» создатели Volya Audio Systems нашли в селе Петриковка Днепровской области. Название этого небольшого (около 5 тыс. населения) пгт, основанного в 1772 году дало имя особой разновидности декоративно орнаментальной народной живописи. Три года назад ЮНЕСКО включила петриковскую роспись в список нематериального культурного наследия человечества. Ею решили покрыть МДФ-корпуса своей акустики создатели «VOLYA», пригласив для этого одного из лучших специалистов жанра – художницу Людмилу Горбулю.
          Яркое, оригинальное оформление аппаратуры, кстати, стало одним из заметных трендов на выставке в Мюнхене в этом году. Палитра, в которой традиционно доминируют угольная чернота, лакированное дерево и серебро, обогатилась солнечными (оранжевыми и золотыми) оттенками. Но даже среди этих образцов, украинской «VOLYA» удалось выделиться. Обозреватели Марья Вандерлоу и Хенк Боут (Marja & Henk) из авторитетного ресурса для аудиофилов 6moons описали своё первое впечатление с «VOLYA», как «абсолютный сюрприз из Украины».
          Помимо ручной петриковской росписи, голландцы отметили необычную форму колонок (корпуса из МДФ изготовлены в Днепре). Например, напольные (Floor Standing) «VOLYA» выполнены в виде двухметровой ложки, в черпаке которой расположилось два керамических вуфера. При этом надо сказать, что такое «фольклорное» исполнение направлено не только лишь на сгущение национального колорита. По словам Евгения Кожушко, отсутствие параллельных стенок в данном случае было хорошим подспорьем в борьбе с паразитными призвуками.

Наконец, как играет АС «VOLYA»? Определенно, эти колонки сделаны для того, чтобы звучать громко. «Ozzmosis» Оззи Осборна звучит сногсшибательно. Pink Floyd, Стинг и т.д. – все это также можно было послушать в специальном боксе на выставке, и первые оценки международных экспертов очень благожелательные. Очень интересно будет обсудить результаты более тщательного тестирования. По словам Станислава Маликова, при строительстве данных АС было реализовано несколько оригинальных технических находок. Так что «VOLYA» – это, наверняка, история с продолжением.