Основной задачей реформирования железнодорожной отрасли Украины является создание механизмов и источников финансирования обновления ее основных фондов, степень износа которых достигла критического уровня 60-90%, к такому заключению пришла консалтинговая компания AT Kearney, которая провела диагностику существующей модели рынка и состояния "Укрзализныци". "При существующем уровне собственных источников "Укрзализныця" не сможет реализовать необходимый объем инвестиций, поскольку ежегодно увеличивается разрыв между ним и операционным доходом от перевозок. Инвестиционные расходы необходимо увеличить в три раза", – цитирует железнодорожная монополия слова менеджера AT Kearney Екатерины Шеремет.
Он добавила, что каждый год отсрочки освоения инвестиций ведет к необходимости значительного их увеличения в будущем.
В случае своевременного проведения всех запланированных этапов реформирования, согласно выводам AT Kearney, изношенность основных фондов отрасли должна уменьшиться с 85% до 60%, а объемы перевозок – возрасти на 20-25%. При этом производительность подвижного состава улучшится на 20-30%, а производительность труда и зарплата в отрасли могут возрасти на 60%.
Е.Шеремет напомнила опыт немецкого Deutsche Bahn, рентабельность которого выросла с дореформенных "минус" 20% в 1994 году до 5-7% в 2000-х годах.
Реформирование железнодорожной отрасли планируется осуществить в три этапа до 2019 года. На первом этапе до конца этого года намечено создать АО "Укрзализныця" со 100% акций в собственности Кабинета министров. Как пояснил и.о. начальника Главного управления реформирования и корпоративного развития "Укрзализныци" Андрей Буковский, в ходе реформирования все шесть железных дорог, имеющих сегодня статус отдельных субъектов хозяйствования, а также другие утвержденные правительством предприятия железнодорожного транспорта войдут в состав АО. Он уточнил, что после государственной регистрации общества в парламент будет направлен законопроект о его внесении в перечень запрещенных к приватизации.
На втором этапе, который продлится до 2015 года, запланирована внутренняя структурная трансформация АО "Укрзализныця" по видам деятельности, выведение из состава материнской компании конкурентных и потенциально конкурентных секторов.
На третьем этапе будут осуществляться мероприятия, направленные на развитие грузовых и пассажирских перевозок, в частности, уменьшение убыточности последних и наращивание парка грузовых вагонов.
"В Европе выделяют 2 основные модели реформирования: первая – это разделение инфраструктурной компании и компаний, осуществляющих перевозки, вторая – интегрированная инфраструктурная компания, то есть перевозчик владеет инфраструктурой. Мы выбираем именно эту модель по примеру Франции, Италии, Германии и России", – отметил Андрей Буковский.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».