Порошенко заявил о новых санкциях против РФ

Украина в ближайшее время планирует ввести новый пакет санкций против Российской Федераци.
В ближайшее время Украина должна ввести новый пакет санкций против Российской Федерации, учитывая американские санкции из-за вмешательства РФ в выборы.

Об этом заявил президент Петр Порошенко в выступлении на Киевском форуме по безопасности, сообщает “Европейская правда”.

Президент поддержал экономические ограничения и решение о замораживании счетов окружения Путина, недавно принятое Вашингтоном. Он отметил, что Украина планирует принять аналогичное решение.

“Я обратился в соответствующие ведомства, для подготовки предложений. Чтобы СНБО подготовил необходимый пакет ограничительных мер против России”, – заявил Порошенко.

Президент в то же время считает, что пока попытки России изменить результаты выборов не имели успеха.

“Несмотря на попытки в России вмешаться в выборы, пример Нидерландов, Франции, Германии показывает, что избиратели поддерживают европейские ценности”, – заявил он.

Как известно, в конце апреля истекает действие очередной волны санкций против России, введенных решением СНБО. Вероятно, что усиленные санкции будут добавлены к решению о возобновлении ограничений.

Санкции в действии: внешний долг России вырос на несколько миллиардов

Внешний долг России к 1 апреля 2018 года составил по предварительной оценке 524,9 миллиарда долларов.

Об этом говорится в материалах на сайте Банка России.

В ЦБ отмечают, что с начала года задолженность страны перед нерезидентами выросла на 6,1 миллиарда долларов (на 1,2 процента). Причиной роста регулятор называет увеличение обязательств после размещения суверенных долговых ценных бумаг (Минфин в марте размещал евробонды в сумме на четыре миллиарда долларов) и управление международными резервами.

Международные резервы по состоянию на 6 апреля составляли 458,9 миллиарда долларов.

Внешний долг частного сектора почти не изменился, уточняется в материалах ЦБ.

Табачный сговор: Минфин готовит новый удар по кошелькам украинцев

Из-за тотальной коррупции в Украине многие годы процветает теневая экономика. По оценкам МВФ, в “тени” сейчас находится почти половина всей экономики страны – 44,8%.

Неудивительно, что у правительства возникают постоянные проблемы с наполнением бюджета – с теневых доходов налоги не платятся. Выхода из такой ситуации есть два: либо создать такие условия, при которых бизнесу будет выгодно выходить из тени, либо увеличить фискальную нагрузку на “белых” налогоплательщиков.

Украинские власти, судя по их заявлениям, выбрали комбинированный подход. Но если с первым у них пока все получается крайне туго, то с повышением налогов проволочек не случается.

По данным Государственной фискальной службы, крупнейшими налогоплательщиками прошлого года наряду с энергетиками стали табачные компании.

Именно на табачную отрасль в очередной раз и обратили взоры чиновники Минфина. По имеющейся у нас информации, уже даже разработан законопроект, который приведет к фактическому установлению в Украине “минимальной” рыночной цены на сигареты в размере 26,8 грн.

Что интересно, эта инициатива “бьет” только по дешевым сигаретам, которые сегодня стоят от 18 до 22 гривен и никак не затрагивает ни средний, ни элитный сегменты табачной продукции.

То есть тот, кто может позволить себе курить “Мальборо”, вообще никак не ощутит изменение в налогообложении сигарет. А вот люди с маленьким доходом как раз ощутят. Ведь их бюджетные сигареты подскочат в цене минимум на 5 грн. Сейчас, по усредненным оценкам, в Украине продается до 600 тысяч пачек дешевых сигарет в год. Умножаем и считаем – потери населения составят 3 млрд грн!

Рост пенсий, минимальной зарплаты, выплат военным в таком случае по сути нивелируется. При этом эти деньги по большому счету уйдут не в бюджет, а в карманы крупных табачных компаний, которые как раз и производят сигареты в диапазоне 27 грн и выше. Речь идет о “Бритиш-Америкэн Тобакко”, “Филип Моррис Украина”, “Джей Ти Интернешнл Украина”. Для них с точки зрения налогов вообще ничего не изменится, а вот доходы вырастут. Ведь если производителей дешевых марок (а это в основном независимые отечественные предприятия) заставят повысить цены до уровня 27 грн, они не смогут конкурировать с более дорогими брендами. Они просто “вылетят” с рынка, а их долю разделят международные концерны.

Более того, далеко не факт, что те, кто сегодня покупает сигареты за 18-22 грн, смогут их покупать и за 27 грн. Придется еще больше экономить, скажем, на еде, или идти на рынок и покупать контрафакт непонятного производства и сомнительно качества, или вообще начинать курить махорку.

Эффект от этой инициативы весьма сомнителен. Украинские предприятия обанкротятся, люди обеднеют еще больше и здоровее не станут, теневой рынок вырастет. О существенных доппоступлениях в бюджет говорить не приходится.

Сверхприбыли при таком раскладе получают только международные табачные корпорации. Они, впрочем, активно лоббируют “минималку” на сигареты.

При этом украинские чиновники в упор не замечают или скорее отказываются замечать альтернативные варианты, которые позволят и повысить поступления в бюджет, и сохранят работу отечественных предприятий, и не вызовут роста социальной напряженности.

“Сейчас европейской бизнес, который стремится развивать рынки сбыта и находить выгодные и дешевые сырьевые базы, окончательно признал и принял правила ведения бизнеса в Украине. У нас можно сделать в бизнесе все! Главное – знать, с кем и за сколько договориться, при этом вытесняя слабых игроков. Где находится наша власть, которая обязана защищать интересы национального производителя?”, – пишет в Facebook политический эксперт Владислав Дзивидзинский.

В Европе при налогообложении сигарет активно используется адвалорная ставка. Она является частью акциза и растет вместе со стоимостью сигарет. Чем дороже марку ты покупаешь, тем больше ты платишь акцизного налога. То есть налог платят все, но богатые платят больше, а бедные меньше. Тот, кто курит сигареты за 30-40 грн, вряд ли перейдет на сигареты из-под полы на рынке, если они вдруг подорожают. Он или будет покупать привычные сигареты по новой цене, или перейдет на другие марки в приемлемом для него ценовом диапазоне, или же бросит курить. В любом случае травиться контрафактом и спонсировать “серый” рынок он не будет.

“Правительство пытается использовать любые косвенные способы наполнения бюджета, по большему счету за счет граждан. Поэтому данное повышение акцизов связанно с желанием правительства наполнять бюджет с помощью таких вот простых механизмов. А все заявления о том, что это позволит снизить уровень курения, не соответствует действительности”, – заявил изданию “Слово и Дело” политолог Алексей Якубин. Эксперт предположил, что производители будут задумываться о закрытии реального производства, поэтому усилится теневой рынок.

По данным производителей сигарет, сейчас на долю контрабанды и контрафакта приходится лишь 1,7% отечественного рынка сигарет, пишет в своей статье в журнале “Фокус” Елена Романюк. Однако информация о подделке и контрабанде табачных изделий в этом году стала поступать всё чаще и чаще. Рост цен заставил курильщиков делать выбор в пользу нелегальной продукции. Поэтому резкое повышение акцизов может достичь цели, прямо противоположной заявленной. Вместо сокращения потребления страна получит увеличение теневого оборота.

“Теневой рынок после повышения ставок однозначно вырастет. Насколько именно, спрогнозировать трудно. Но за последние три месяца, по данным исследования TNS Ukraine, он показывает рост”, — говорит директор по корпоративным и юридическим вопросам Imperial Tobacco в Украине Олег Стрекаль.

В Украине адвалор в 12% уже действует, но почему-то только на сигареты дороже 40 грн. Поэтому налог сегодня что с пачки “Примы” (24 грн за пачку), что с пачки Мальборо (39,69 грн за пачку) платится один и тот же. Чтобы изменить ситуацию, достаточно просто увеличить ставку и снизить ценовой порог. По оценкам экспертов, эффективная адвалорная ставка поможет обеспечить в 7 раз больше поступлений в бюджет, чем повышение цен на дешевые сигареты.

Впрочем, такой подход наших чиновников из Минфина, и ГФС (которая уже якобы поддержала законопроект), не устраивает. Или же, что более правдоподобно, не устраивает международные табачные концерны.

Эксперты уверены, что эта законодательная инициатива Минфина нарушает целый ряд отечественных и международных норм. Так, будут нарушены часть положений Налогового кодекса, в частности статья 4, которая среди прочего устанавливает “равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации” и “социальную справедливость – установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков”. Фактическое установление “минимальной” рыночной цены также противоречит Закону Украины “О ценах и ценообразовании”.

Кроме того, предложенный Минфином законопроект идет в противоречие с Директивой ЕС 2011/64 / EU о структуре и ставке акцизного налога на табачные изделия, которая четко предусматривает, что минимальное акцизное обязательство должно быть одинаковым для всех ценовых сегментов.

Плюс ко всему можно прогнозировать негативную реакцию в рамках Всемирной торговой организации, которая традиционно видит в таких действиях попытку создать неблагоприятную рыночную конъюнктуру. Как показывает история споров в рамках ВТО, США и ЕС не оставляют такие действия стран без внимания.

Опрошенные представители отечественных производителей надеются на принципиальность украинских чиновников и политиков. Ведь законопроект должен получить “зеленый свет” от Антимонопольного комитета, Министерства юстиции, Регуляторной службы, Минагрополитики и Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики. В ином случае на выходе такой “реформы” Украина получит целый ворох новых проблем, разгребать которые придется не исключено что уже новым властям.

Игорь Смолов

Нацбанк определился с учетной ставкой

Национальный банк Украины сохранил учетную ставку неизменной – на уровне 17 % годовых.

Об этом говорится в сообщении пресс-службы регулятора.

С учетом обновленного макроэкономического прогноза и оценки указанных рисков, правление Национального банка считает, что текущие монетарные условия являются достаточно жесткими, чтобы снизить инфляцию в среднесрочной перспективе. Соответственно, было принято решение оставить учетную ставку неизменной на уровне 17 %.

При этом в НБУ назвали несколько рисков такого шага, а именно: отсутствие прогресса в проведении реформ, необходимых для макрофинансовой стабильности и сотрудничества с Международным валютным фондом.

Стоит отметить, что в случае усиления фундаментальных инфляционных рисков учетная ставка может быть повышена.

14 декабря 2017 года правление Национального банка Украины приняло решение с 15 декабря 2017 года повысить учетную ставку с 13,5 % до 14,5 %.
С 27 октября Национальный банк Украины (НБУ) повысил учетную ставку до 13,5%.

Учетная ставка Национального банка Украины – один из монетарных инструментов, с помощью которого НБУ устанавливает для банков и других субъектов денежно-кредитного рынка ориентир по стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Учетная ставка – ключевая процентная ставка Нацбанка, которая является основным индикатором изменений в денежно-кредитной политике. Она устанавливается на основе комплексного анализа и прогноза макроэкономического, монетарного и финансового развития. Решение о размере учетной ставки утверждается правлением НБУ.

В Украине пустят с молотка имущество банков-банкротов на 7,2 миллиарда

ФГВФЛ выставит на продажу активы банков-банкротов на 7,2 млрд. Из них на сумму 6 252,32 млн грн выставлены права требования по кредитам Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) на этой неделе выставит на продажу активы ликвидируемых банков на общую сумму 7,2 млрд. Об этом сообщает пресс-служба Фонда.

“Из них на сумму 6 252,32 млн грн выставлены права требования по кредитам и на 415,35 млн грн – основные средства ликвидируемых банков. Кроме того, дебиторскую задолженность выставлен на продажу за 537,72 млн грн”, – говорится в сообщении.

Фонд опубликовал ТОП-10 банков по сумме выставленных на продажу активов:

“Банк “Киевская Русь”: на продажу выставлены права требования по кредитам на сумму 1 153,41 млн грн;

“АКБ Банк”: на продажу выставлены права требования по кредитам и основные средства на общую сумму 1 000,73 млн грн;

“Укрбизнессбанк”: на продажу выставлены права требования по кредитам на сумму 793,45 млн грн;

“Дельта Банк”: на продажу выставлены права требования по кредитам и основные средства на общую сумму 744,94 млн грн;

“Уникомбанк”: на продажу выставлена дебиторская задолженность на сумму 532,93 млн грн;

“Фортуна-банк”: на продажу выставлено права требования по кредитам и основные средства на общую сумму 525,11 млн грн;

“ВиЭйБи Банк”: на продажу выставлено права требования по кредитам на сумму 493,93 млн грн (в т. ч. дебиторская задолженность перед банком будет торговаться за 0,21 млн грн)

“КБ “Надра”: на продажу выставлено права требования по кредитам и основные средства на общую сумму 446,35 млн грн;

“Банк Форум”: на продажу выставлено права требования по кредитам и основные средства на общую сумму 280,95 млн грн;

ПАО “ВБР”: на продажу выставлено права требования по кредитам на сумму 260,51 млн грн.

Напомним, 5 апреля в Фонде сообщили, что активов неплатежеспособного банка “Таврика” не хватило даже на гарантированные государством выплаты вкладчикам, поскольку их стоимость “на бумаге” была завышена в 45 раз.