Год Гройсмана: в следующем году прогнозируют избыток арбузов

В следующем сезоне благодаря увеличению посевов бахчевых и расширению площадей под орошением аграрии смогут вырастить более арбузов.

Таким прогнозом поделился Александр Синенко президент кооператива “Южный союз”, владелец ООО “Александр А. Синенко”.

По его словам, в следующем сезоне производители могут увеличить количество орошаемых площадей.

“Если объединятся 10 производителей, которые захотят выращивать арбузы на площади 200 га, то при умелом использовании современных технологий, они могут получить 10 тыс. тонн  урожая. Но для этого нужно прописать ответственность каждого. Это называется “диктатура технологий”. Кроме этого, необходимо постоянно придерживаться определенной технологии выращивания”, – делится опытом Синенко.

По словам эксперта, неурожайными для бахчевых культур были предыдущие три года.

Из-за этого, некоторые фермеры были вынуждены переориентироваться на выращивание подсолнечника и зерна.

Напомним, в прошлом году глава правительства Владимир Гройсман прослыл среди народа “королем арбузов”, заявив о возобновлении поставок грузов по Днепру и анонсировав прибытие в Киев баржи с арбузами.

Пенсии в Украине: когда деньги выплатят наступит коллапс

Ситуация с задержанием выплаты пенсий в Украине является следствием серьезных системных проблем в украинском Пенсионном фонде. Если ситуация в экономике не будет изменена, то в перспективе одного года фонд будет показывать коллапсные явления

Почему задержали выплату пенсий?
Что касается ситуации с задержанием выплат пенсий в Украине, которую мы наблюдаем последние несколько дней, здесь я вижу два возможных объяснения и оба могут иметь под собой реальную почву.

Первое – большой политтехнологический шаг, который осуществлен командой Гройсмана, для того чтобы помочь нарисовать ему образ сильного хозяйственника. Мол, пенсии не выплатили в срок, и вот Гройсман созвал совещание, позвал к себе министра финансов, главу Пенсионного фонда, быстро смог решить проблему и начали платить пенсии. Такой а-ля Кучма-хозяйственник в начале своего президентства.

Второе – также может быть политтехнологический шаг, но из противоборствующей команды, которая хочет показать, что не все так хорошо. И абсолютно очевидно, что премьер, который сталкивается с какими-то новыми вызовами, не может их так быстро решать, как хотелось бы. Такие предположения тоже имеют почву под ногами, потому что сложившаяся ситуация способна лишить премьера каких-то дополнительных очков, которые он получил бы в будущем. Учитывая его политические амбиции, а он планирует попробовать участвовать как минимум в парламентских выборах со своей старой или новой политической силой. Но это скорее конспирологические теории, которые нужно оставить на анализ политтехнологам.

Ситуация очень серьезная
А теперь перейдем к анализу сложившейся ситуации. Задержка выплат пенсий, в первую очередь, показывает, что есть серьезные системные проблемы в украинском Пенсионном фонде, как и в экономике и публичных финансах. Я предполагаю, что ситуация, которую пытаются объяснить кассовым разрывом, в реальности имеет другие причины. В реальности все намного серьезнее, и это показывает картинку, что будет в Украине уже совсем скоро. Что я имею ввиду? У нас самая слабая экономика Европы, ВВП на душу населения по результатам этого года будет на уровне 2,5 тыс долларов. Это ниже, чем у Молдовы и Беларуси, и практически в 4 раза ниже, чем у России, практически в 5 раз ниже, чем у Польши. Чего можно ожидать, когда такой низкий показатель ВВП на душу населения, когда темпы роста отечественной экономики низкие и при самом хорошем раскладе страна покажет 3% роста в этом году, когда Украина по показателям Международного индекса счастья на 138 месте из 156 стран?

Стоит ли ожидать, что при таких показателях трудовая эмиграция украинцев вдруг сократится? Нет. Она уже большая и будет продолжать расти. Если посмотреть статистику польского регистрационного ведомства, то можно увидеть, что около 2 миллионов поляков эмигрировали, и теперь есть дефицит работников на освободившиеся места. Сейчас там и так официально зарегистрировано 1,3 млн украинцев и остается зазор еще на 700 тысяч украинцев, который будет увеличиваться. Это только Польша, а есть еще много других европейских стран, куда активно направлены наши миграционные потоки.

При такой ситуации состояние Пенсионного фонда будет крайне плохим. Это значит, что один уезжающий отсюда человек на заработки в любую страну лишает пенсии одного пенсионера. А количество пенсионеров будет оставаться константой, при этом количество работающего населения, которые содержат этих пенсионеров, будет постоянно уменьшаться. Эта проблема созревала очень долго. Если в 2013 году один работающий человек содержал 0,7 пенсионера, то есть 12 работающих содержали 10 пенсионеров, то сейчас уже наоборот. Критическая точка была бы, если бы 10 работающих содержали 15 пенсионеров. То есть мы за пределами устойчивого состояния. К этому нужно добавить, что пенсионеров стало больше по отношению к работающим. Плюс был снижен Единый социальный взнос (ЕСВ). Я не говорю, что это плохо, но этот шаг не был подкреплен дополнительными реформами, которые должны были пройти в экономике.

Вот произошло изменение в налоге, часть населения уехало, оставшаяся часть платит меньше, теневая экономика большая, количество пенсионеров не меньше – это означает, что Пенсионный фонд в существующем сегодня виде объективно должен был показывать сбой. И это только первый сбой, только начало – количество будет увеличиваться.

Может экономика и растет, может сегодня показатели лучше, чем вчера, но Украина живет в глобальном мире. И нужно сравнивать, а как дела у соседей? Если у них в десять раз лучше, а у тебя только в полтора, то в условиях открытой экономической системы интенсивная эмиграция будет продолжать расти. Поэтому проблемы Пенсионного фонда будут накапливаться и мы никогда не сможем решить их в рамках существующих координат, потому что нужны будут деньги из госбюджета, чтобы профинансировать дыру, которая образуется у фонда. Однако и госбюджет у нас не шикует, у него и без того есть дефицит. Проблемы с пенсионным фондом были прогнозированы плохой экономикой и всеми вышенезванными факторами.

Я сомневаюсь, что в предвыборный год ситуацию с Пенсионным фондом могут как-то использовать различные политические силы. Главная опасность в том, что пенсионеры остаются наиболее имущими в стране. Люди отработали всю жизнь и теперь не могут свести концы с концами. Их бюджетные расходы настолько строги, что неполучение выплат вовремя по сути толкает их на голод. Эту ситуацию нельзя использовать в своих чисто политических целях. Не потому что кто-то не хочет, а потому что в реальности ситуация, как я уже сказал, и так будет ухудшаться.

Чем все закончится?
В перспективе первых недель, закончится все хорошо. Деньги найдут и выплатят. В перспективе от месяца до полугода эта проблема повторится. В перспективе одного года фонд будет показывать коллапсные явления. В перспективе от одного года, если система координат страны так и не изменится, и все будет нынешнем виде, то совершенно скоро нужно будет поставить вопрос о переходе к “грузинской системе” пенсионного обслуживания, когда у всех будет одна единственная социальная пенсия – абсолютная “уравниловка” без всякой дифференциации.

Но если ситуация в экономике не будет изменена, то и эта система не сработает. Нужно будет продолжать сокращать пенсии и бить по тем, кто абсолютно социально незащищенный. Либо вообще отказываться от системы пенсионного обслуживания, как сделали в некоторых странах, которые когда-то были в составе СССР, так и в некоторых странах средней Азии. Там забота о пенсионерах является заботой их собственных семей.

К сожалению, в текущей системе координат ничего другого уже сделать или изменить нельзя. Нужно менять систему. Страна должна начинать показывать активный рост, что приведет к приходу инвесторов, уменьшению эмиграционных процессов. Только тогда может быть решен вопрос с Пенсионным фондом.

Важно уточнить, что никакое повышение пенсий кардинально не решает этот вопрос. Когда в марте 2015 года Украина подписывала соглашение про сотрудничество с МВФ, имелось ввиду, что она будет выполнять все взятые на себя обязательства, которые касались, в первую очередь, не увеличения тарифов на газ, а реформирования страны для выхода на путь стабильного экономического роста. И сейчас, когда проводят параметрическую пенсионную реформу, когда увеличивается возраст выхода на пенсию, возможно, это и нужно сделать в нынешних условиях. Но это тоже очень запоздалый шаг, который не даст желаемого эффекта. Через 2-3 года к этой проблеме нужно будет возвращаться.

Олег Устенко. “Апостроф”

В Украине дорожает мобильная связь

Украинские операторы мобильной связи “Vodafone” и “Киевстар” увеличили тарифы мобильной связи. В первую очередь, увеличились тарифы для частных клиентов, в среднем, на 10-20%. Недавно Vodafone повысил тарифы для коммерческих и корпоративных клиентов.
Принудительный перевод на новые более высокие тарифы начался с лета текущего года. Все частные и корпоративные клиенты были оповещены о грядущих повышениях цен за услуги мобильной связи, однако, выбора альтернативы у клиентов не было, оператор закрывал обслуживание старых тарифов и предлагал новые условия предоставления мобильной связи и доступа к интернету.

Стоимость некоторых тарифов для корпоративных клиентов увеличилась на 100%. Например, стоимость тарифа “Офис 30+” увеличилась с 30 гривен до 70. Тариф “Офис 50” подорожал с 50 до 110 грн.

Эксперты считают, что в ближайшее время увеличиться стоимость услуг интернет провайдеров. Подорожание услуг мобильной связи связано с модернизацией сети, внедрением технологии 4G интернета. Даже стартовые пакеты Vodafone с 4G подорожали с 25 до 75 грн за номер.

Всемирный банк признал Украину одной из лучших в регионе стран по логистике

Позиция Украины в Индексе логистической эффективности (Logistics Performance Index, LPI), который составляет Всемирный банк (ВБ), за два года улучшилась на 14 пунктов.

По сравнению с позапрошлым годом, Украина поднялась на 14 позиций в списке Logistics Performance Index 2018 и заняла 66 место среди 160 стран мира.

Лидерство в рейтинге у Германии. За ней следуют Швеция, Бельгия, Австрия и Япония.

Всего рейтинг включает шесть направлений, по которым проведены исследования. По критерию “таможенные процедуры” Украина набрала 2,49 балла, “инфраструктура” — 2,22 балла, “международная транспортировка грузов” — 2,83 балла, “логистическая компетентность” — 2,84 балла, “отслеживание грузов” — 3,11 балла, “своевременность доставки” — 3,42 балла.

Индекс LPI, который составляется Всемирным банком раз в два года, создан для того, чтобы помочь странам определить проблемы и возможности, с которыми они сталкиваются в своей деятельности в области торговой логистики, и что они могут сделать для повышения их эффективности. Он измеряет производительность вдоль логистической цепочки поставок в стране и предлагает две разные перспективы: международные и внутренние.

Индекс основан на всемирном опросе операторов на местах (глобальные экспедиторы и экспресс-перевозчики), которые предоставили отзывы о “дружелюбности” логистики стран, в которых они работают, и тех, с которыми они торгуют. Обратная связь с операторами дополняется количественными данными об эффективности ключевых компонентов логистической цепочки в стране.

Еще не скоро: в минэкономразвития сказали, когда средняя зарплата превысит 12 тысяч

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предусматривает, что в течение 2019-2021 годов рост зарплат с учетом инфляции составит 6,4%.
Об этом говорится в прогнозе экономического и социального развития Украины на 2019-2021 годы, опубликованном на сайте МЭРТ.
“В среднесрочной перспективе будет происходить рост номинальной среднемесячной заработной платы (брутто), которая в 2021 году прогнозируется на уровне 12 835 гривен (в 2019 году – 10 129 гривен). При этом ее рост с учетом индекса потребительских цен в среднем в 2019-2021 годах составит 6,4 процента (в 2019 году – на 6,9 процента)”, – сообщают в министерстве.

Также с 1 января 2019 года будет внедряться новый принцип начисления денежного довольствия военнослужащих и реформироваться система оплаты труда государственных служащих.

Отмечается, что такие темпы роста позволят в 2021-м превысить показатели 2013-го более чем на 30%. Преимущественно благодаря реформе оплаты труда, начатой в 2017 году.

Напомним, средняя номинальная заработная плата в Украине за июнь 2018 года составила 9 141 грн, что на 24,2% больше, чем в июне прошлого года.