В Украине появилась новая монета номиналом 10 гривен: как она выглядит

В среду, 3 июня, в Украине вводится в обращение новая монета номиналом 10 гривен. Как сообщили в НБУ, теперь 10-гривневые монеты являются действительным платежным средством на территории Украины. Ими можно свободно расплачиваться в торговой сети или осуществлять операции в банках. Эти монеты постепенно заменят в обращении банкноты номиналом 10 гривен.

На аверсе монеты 10 гривен в центре, в обрамлении древнерусского орнамента, указан ее номинал. На реверсе размещен портрет украинского гетмана Ивана Мазепы, повторяющий его изображение на 10-гривневых купюрах. Новая оборотная монета номиналом 10 гривен изготовлена из цинкового сплава с гальваническим покрытием никелем. Благодаря своим увеличенным габаритным размерам (диаметр, толщина и гурт) новая монета существенно отличается от монет номиналом 1, 2 и 5 гривен. В частности, она имеет гурт со специальным крупным рифлением, что позволит легко отличить ее от монет других номиналов.

В НБУ пояснили необходимость замены банкнот мелких номиналов монетами. В первую очередь это экономия средств. Дело в том, что монеты находятся в обращаются около 20−25 лет, притом что банкноты номиналом 10 гривен могут находится в обращении в среднем всего один-два года. Например, только в 2019 году Национальный банк утилизировал 72 млн штук непригодных банкнот номиналом 10 грн.

«Продолжительность жизни монет значительно выше, чем продолжительность жизни банкнот низких номиналов, — сообщил директор Департамента денежного обращения Национального банка Украины Виктор Зайвенко. — В отличие от банкнот, их не нужно ежегодно чеканить, обрабатывать, транспортировать, хранить и утилизировать. Поэтому замена банкнот низких номиналов на соответствующие монеты даст возможность сократить затраты на изготовление и обработку денег. Благодаря этому с учетом срока службы монет государство сможет сэкономить около 1 млрд гривен».

Кстати, подобную замену в свое время успешно провели многие страны, например, Венгрия, Чехия, Дания, Япония, Канада, Великобритания, Австралия.

Стоит напомнить, что осенью прошлого года НБУ ввел в обращение новую банкноту самого крупного номинала — 1000 гривен. А 20 мая 2020 года Нацбанк представил сувенирную банкноту этого же номинала, но изготовленную из серебра 999,9 пробы. Ее масса составляет 124,4 грамма, а одним из элементов отделки является голограмма.

Подорожают ли дизтопливо и сжиженный газ на заправках и при чем тут Коломойский

«Украина и так закупает топливо по самым высоким ценам в регионе»

В Межведомственную комиссию по вопросам международной торговли (МКМТ) поступила совместная жалоба группы «Приват» и НАК «Нафтогаз Украины», требующих ввести пошлины в отношении поставок дизельного топлива и сжиженного газа из России. Предварительное заседание МКМТ по рассмотрению этой жалобы состоялось еще в марте нынешнего года. Тогда комиссия, не увидев оснований для начала расследования, предложила заявителям предоставить дополнительные данные и аргументы. Окончательное решение по этой жалобе должно было выноситься 22 мая. Однако МКМТ отложила принятие решения. Эксперты отмечают, что сейчас идет активное лоббирование введения ограничительных пошлин. А они немалые. Первоначально пошлины составят 8,46% с ежегодным повышением их размера на 4,24%, то есть с 8,46% в 2020 году до 25,4% с 1 января 2024 года.

О ситуации на топливном рынке и возможной перспективе роста цен на определенные виды горючего «ФАКТАМ» рассказал директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн.

— К чему может привести введение пошлин на дизтопливо и сжиженный газ? Насколько оно повлияет на стоимость горючего на рынке?

— Стоит уточнить, что инициаторы расследования, которое может длиться около года, просят ввести предварительные меры, то есть дополнительные пошлины. Сначала это 8% от стоимости импортируемого топлива. Если расследование покажет, что их подозрения обоснованны, то тогда пошлина вводится на постоянной основе и постепенно увеличивается, а если нет — тогда ее просто отменяют.

Мы видим, что есть очень сильное лобби в лице депутатов, подконтрольных Коломойскому, были подключены все СМИ, которые контролируются данным бизнесменом. Однако, по нашим данным, предварительное решение комиссии было отрицательным. Проект решения предусматривал отказать в проведении расследования, а также в применении соответственно предварительных мер. Но все-таки политика есть политика, и чиновники испугались, потому что на них начали навешивать ярлыки пособников оккупантов и помощников агрессоров. В результате окончательное решение вопроса пока отложили.

Хочу отметить, что мы подробнейшим образом изучали поданную в комиссию жалобу и пришли к выводу, что там действительно нет никаких оснований для проведения этого расследования. Потому что те данные, которые приведены в жалобе, в большинстве моментов либо не соответствуют действительности, либо являются откровенной подтасовкой фактов.

Например, самый явный пример манипуляции — это сроки субсидирования Россией своих производителей. Дело в том, что наше законодательство требует проведения расследования в том случае, если убытки отечественных компаний от каких-либо не конкурентных действий прослеживались на протяжении трех лет. Однако механизм обратного акциза, который применяется в РФ для регулирования цен на бензин и дизтопливо на их внутреннем рынке, был введен только в нынешнем году. Суть этого механизма в том, что, если мировые цены на нефть высокие, федеральный бюджет выплачивает производителям часть премии, которую российские нефтяные компании теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В противном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке РФ выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. Однако этот механизм не имеет отношения к стимулированию экспорта топлива из России. К тому же он работает только полгода и никакого влияния на украинский рынок не оказывает.

Более того, статистика показывает, что российское горючее — и сжиженный газ, и дизельное топливо — приходит в Украину по ценам выше, чем на мировом рынке. Согласно статистике, таможенные цены на российское дизтопливо в 2017—2019 годах были выше мировых: в 2017 году — на 16 долларов за тонну; в 2018 году — на 22 доллара за тонну, в 2019 году — на 27 долларов за тонну. Если бы закупочные цены были ниже мировых, вот это был бы демпинг. То есть если бы мы видели, что российские цены ниже мировых, ниже рыночных, тогда, безусловно, было бы что расследовать. Но цены, наоборот, высокие, то есть мы покупаем топливо в России очень дорого. Поэтому о каком-то демпинге точно нечего говорить.

Я согласен, что нашим заводам нужно каким-то образом помогать, и для этого есть определенный ряд мер. Но тот механизм наложения пошлин на импорт, который пытаются пролоббировать, приведет к тому, что российские поставки прекратятся, а все остальные поставщики просто поднимут цены, в том числе и украинские нефтеперерабатывающие заводы. И мы все будем платить за топливо еще дороже, чем платим сегодня.

По нашим исследованиям, Украина и так закупает топливо по самым высоким ценам в регионе. Мы покупаем его дороже, чем поляки, дороже, чем турки, болгары, румыны и так далее. Именно за счет того, что мы импортозависимая страна. А когда ты импортозависим, то тебе, наоборот, нужно всячески создавать возможности для большей диверсификации рынка, чтобы сюда топливо поступало максимально просто, по максимально облегченным схемам, потому что это влияет на его конечную цену на заправке.

Кстати, в прошлом году мы все видели, что произошло, когда ввели пошлину на трубопроводные поставки топлива. Этот эксперимент закончился очень просто: все, кто поставлял нефтепродукты даже не по трубе, а по железной дороге, и Кременчугский НПЗ, и белорусы, и те же россияне, сразу взвинтили цену.

Поэтому если пошлины на поставки российских нефтепродуктов таки введут, то однозначно цены на заправках вырастут. Возможно, поначалу рост не будет критичным, поскольку в опте тонна горючего подорожает на 20−30 долларов. Но мало того, что мы и так дорого платим за нефтепродукты, так будем платить еще больше. Это значит, что и экономика наша будет менее конкурентоспособной по сравнению с остальными странами, и самое главное, что мы повысим свою уязвимость.

«Украинским НПЗ принадлежит всего 14% рынка дизельного топлива»

— Возможно, отечественные производители путем введения пошлин на импортное дизтопливо и сжиженный газ хотят обеспечить украинский рынок горючим собственного производства?

— Пока это невозможно. В нынешнем году украинским НПЗ принадлежит всего 14% рынка дизельного топлива. «Укртатнафта» имеет планы по увеличению переработки в полтора раза — с 3−3,5 млн тонн сейчас до 5 млн тонн. Правда, сроки наращивания мощностей пока не известны. То есть даже после модернизации будет не 14%, а 21% рынка. Но нюанс в том, что и сейчас кременчугское дизельное топливо отрывают с руками, рынок готов брать украинское дизтопливо, но достаточного объема нет и в обозримой перспективе не будет. Именно поэтому трейдеры вынуждены искать свободные ресурсы, в том числе и в России. Но при этом мы все равно покупаем дизтопливо по самым высоким ценам, потому что импортозависимые страны всегда платят дороже, — подытожил Сергей Куюн.

Стоит напомнить, что Беларусь, которая является одним из основных поставщиков нефтепродуктов в Украину, впервые в истории начала прямые поставки нефти из США. К поиску альтернативных поставщиков нефти Беларусь приступила после того, как в начале 2020 года Россия, являвшаяся монопольным поставщиком сырья, приостановила поставки своей нефти на белорусские нефтеперерабатывающие заводы. В Беларуси планируют снизить долю российской нефти в импорте до 30−40%.

Курс доллара опять снизился, а евро — вырос: с чем это связано

В конце мая на валютном рынке отмечалось укрепление курсов основных иностранных валют. А лето началось со странной ситуации, когда доллар дешевеет, а евро существенно дорожает. С пятницы, 29 мая, стоимость американской валюты снизилась на 4 копейки, а европейской выросла на 31 копейку.

Так, 1 июня НБУ установил официальные курсы на уровне 26,87 грн за доллар и 29,93 грн за евро. На наличном рынке наблюдается похожая ситуация, хотя евро подорожал не так сильно, как вырос его официальный курс. В обменниках доллары можно сдать в среднем по 26,71 грн, купить — по 26,95 грн; евро — сдать по 29,38 грн, купить — по 29,87 грн.

«За прошедшую неделю курс доллара к гривне в разных сегментах валютного рынка вел себя по-разному, — рассказал «ФАКТАМ» старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. — Запаздывающий официальный курс еще рос, а в других сегментах рынка доллар снизился на 0,1−0,2%.

Так, с прошлого понедельника официальный курс доллара США, устанавливаемый НБУ, вырос с 26,76 грн до 26,87 грн (+0,4%). Курсы спроса и предложения доллара на межбанке, по данным компании «Укрдилинг», за это же время снизились с 26,87−26,89 грн до 26,80−26,82 грн (-0,2%). Средние курсы покупки и продажи наличного доллара в банках за неделю уменьшились с 26,73−26,99 грн до 26,71- 26,94 грн (-0,1% – -0,2%). При этом разница между средними курсами продажи и покупки сократилась с 1,0% до 0,8%, до минимальной с февраля величины за счет более быстрого снижения курса продажи.

Курс доллара постоянно рос с 19-го по 27 мая, однако с прошлого четверга вернулся к снижению, благодаря чему гривня и вышла в плюс по итогам всей недели. Причиной укрепления национальной валюты стали ожидания, что уже до конца мая Украина может получить первый транш кредита МВФ на сумму 1,9 млрд долларов из общей программы, рассчитанной на 5 млрд долларов. Однако в мае это так и не произошло.

На начавшейся неделе мы ожидаем незначительного снижения курса доллара к гривне. Доллар на межбанке может торговаться через семь дней вблизи 26,7- 26,8 грн, а наличный доллар в банках — около 26,7−26,9 грн”, — прогнозирует Вадим Иосуб.

Стоит отметить, что в связи с пандемией коронавируса fakty.ua/theme/69 экономическая ситуация в стране ухудшается. Об этом предупреждают не только правительственные чиновники, но и банкиры. Согласно результатам «Опроса о системных рисках финансового сектора» за май 2020 года, проведенного Национальным банком, возросло количество финансовых учреждений, которые ожидают ухудшения ситуации в следующие полгода.

«Более половины учреждений считают состояние финансового сектора удовлетворительным, — сообщили в пресс-службе НБУ. — Несмотря на ухудшение оценки респондентов, если сравнить с предыдущим опросом, проведенным в ноябре, около трети руководителей до сих пор оптимистично оценивают текущее состояние дел в финансовом секторе. В то же время доля респондентов, которые считают общий уровень риска высоким или очень высоким, выросла с 23% в ноябре 2019 года до 37% в мае 2020 года.

Увеличилась и доля опрошенных, которые ожидают ухудшения состояния финансового сектора в следующие полгода: если в ноябре их было 4%, то сейчас — 71%”.

В Национальном банке констатируют стремительное ухудшение оценки банками рисков, связанных с уровнем экономической активности и динамикой цен на сырьевые товары. Причем эти факторы впервые с начала проведения данных опросов, то есть с мая 2018 года, попали в топ самых больших рисков, вытеснив оттуда уровень защиты прав кредиторов и инвесторов, а также положение дел с международными финансовыми организациями. В то же время первенство в списке крупнейших рисков, как и по результатам четырех предыдущих опросов, сохраняет фактор коррупции, деятельность правоохранительных органов и судебной системы.

В целом же в пятерку наибольших факторов риска, то есть тех, которые оказались самыми значительными из-за совокупной оценки респондентами, вошли коррупция, деятельность правоохранительных органов и судебной системы, уровень экономической активности, динамика мировых цен на сырьевые товары, мошенничество и кибернетические угрозы, а также политическая ситуация в Украине.

В то же время, по данным последнего опроса, фактором наиболее низкого риска для финансового сектора банкиры определили возможность банкротства или существенных финансовых трудностей.

Стоит напомнить, что Нацбанк принял постановление, согласно которому уже с 1 августа 2020 держатели электронных платежных средств, в том числе платежных карт, смогут получать наличные из касс предприятий торговли, общественного питания и услуг, применяющих регистраторы расчетных операций. Также НБУ предусмотрел применение субъектами хозяйствования наряду с бумажными документами электронных расчетных документов и электронных фискальных отчетных чеков.

Эксперты предупредили о тяжелых экономических последствиях в случае банкротства аэропорта «Киев», — СМИ

Банкротство Международного аэропорта «Киев» ударит по международному имиджу столицы и дестабилизирует экономическую ситуацию в Украине. Об этом пишет Gazeta.ua в материале «В преддверии открытого неба: останется ли у Киева свой аэропорт?».

«МА «Киев» — второй в стране по пассажиропотоку. До пандемии он ежемесячно принимал до 170 тыс. пассажиров и обслуживал до 2 тысяч рейсов. Аэропорт с высокой пропускной способностью в черте города был главным условием проведения Евро-2012 и финала Лиги чемпионов УЕФА. «В случае закрытия аэропорта «Киев» Украине придется забыть о событиях такого масштаба, а киевлянам — о быстром и комфортном трансфере», — говорится в материале.

«Аэропорт также является вторым налогоплательщиком Киева и генерирует тысячи рабочих мест: в аэропорту работают 2 тысячи сотрудников, еще 8 тысяч человек — в смежных предприятиях. «Одно рабочее место в авиации создает примерно 5 рабочих мест в смежных отраслях. Любое сокращение персонала повлияет и на другие отрасли», — цитирует Gazeta. uа эксперта по авиации Богдана Долинце.

По мнению авиаэкспертов, у государства есть инструменты, которые позволили бы стабилизировать ситуацию и не допустить банкротства аэропорта. В частности, они отметили, такие меры как пересмотр акцизов на авиационное топливо, отмену НДС на внутренних перевозках, льготы по выплатам ЕСВ, частичную компенсацию лизинговых платежей, введение минимальных ставок на авиационное обслуживание и т. д. Однако ни один из этих механизмов не был задействован.

«Может, кроме создания обещанных новых 100 500 тысяч рабочих мест неизвестно где и как, стоит побеспокоиться о сохранении уже существующих с помощью всяческой поддержки хозяйствующих субъектов? Это для налогоплательщиков будет дешевле, чем содержать безработных и создавать для них рабочие места на коммунальных предприятиях», — цитирует издание блогера Сергея Наумовича.

Напомним, 25 мая «Левый берег» опубликовал интервью гендиректора ООО «Мастер-Авиа» Олега Левченко, в котором тот сообщил, что аэропорт «Киев» оказался на грани банкротства и не переживет кризис без поддержки государства: «Из-за пандемии аэропорт потерял весь пассажиропоток и 92% доходов. При этом продолжает нести серьезные расходы на содержание инфраструктуры, выполнение налоговых и кредитных обязательств. Аэропорт дважды обращался в Кабмин и Офис президента, однако никаких решений за этим не последовало».

В 2010 году ООО «Мастер-Авиа» выиграло конкурс на аренду части имущества коммунального предприятия «МА «Киев». Инвестор отвечает за работу пассажирских терминалов, обслуживание самолетов и пассажиров, авиационную безопасность, КП — за взлетно-посадочную полосу и весь аэродром. За последние 10 лет «Мастер-Авиа» инвестировало в реконструкцию и строительство новых терминалов порядка 2 миллиардов гривен.

Доллар в обменниках дешевле 27 гривен: курс валют на 1 июня

После того, как накануне минувших выходных Нацбанк установил курс на уровне 26,91 гривни за доллар, в понедельник, 1 июня, американскую валюту на «черном рынке» продают по 26,86 гривни.

Данные о ситуации на валютном рынке, в том числе и об обменных курсах в банках, публикует «Минфин». Также сообщается, что торги на межбанке открылись в диапазоне 26,82/26,85 грн за доллар.

На временно оккупированных территориях Донецкой области боевики запрещают хождение украинской гривни.