НАБУ: Из-за решения КС по е-декларированию придется закрыть 110 дел

Решение Конституционного Суда Украины, которым отменена уголовная ответственность за недостоверное декларирование, является политическим. Об этом говорится в заявлении Национального антикоррупционного бюро Украины.

Как заявили в НАБУ, таким образом КСУ не только легитимизирует намерения политиков и чиновников скрыть от общества незаконно приобретенные состояния, но и защищает интересы отдельных судей КСУ, чье недостоверное декларирование исследуется в рамках уголовных производств.

В Бюро отметили, что внедрение е-декларирования — одно из ключевых достижений Украины после Революции Достоинства.

«Однако судьи КСУ решили, что все служители Фемиды должны оставаться вне этого процесса, а мониторинг их образа жизни является якобы формой давления, так же как и составление протоколов в случае выявления расхождений между декларируемыми и фактическими доходами. Поэтому, благодаря решению КСУ в Украине никто не будет контролировать и не будет иметь права спрашивать о состоянии судей и источниках их происхождения, привлекать к ответственности при наличии разногласий», — заявили в НАБУ.

Такое решение, добавили в Бюро, «не выдерживает никакой критики, ни с этической, ни с правовой точки зрения». «Ведь окончательное решение в случае выявленных нарушений судьями законодательства сфере предотвращения коррупции является исключительной прерогативой судов, а не НАПК или НАБУ. Поэтому выводы КСУ о якобы нарушении независимости судей при нынешнем законодательстве о предотвращении коррупции являются безосновательными», — говорится в заявлении Бюро.

Также в НАБУ сообщили, что по состоянию на 27 октября в работе Бюро находилось 110 уголовных производств, в рамках которых детективы исследуют около 180 фактов умышленного внесения должностными лицами недостоверных сведений в е-декларации. 7 лицам, среди которых трое экс-нардепов, сообщено о подозрении. 34 дела направлены в суд. В отношении 13 лиц есть решение суда (6 приговоров, в отношении 7 человек дела закрыты по нереабилитирующим основаниям).

Из-за решения КСУ, отметили в НАБУ, все эти дела должны быть закрыты. «Следовательно, должностные лица, уличенные в злоупотреблениях, уйдут от ответственности», — резюмируют в Бюро.

  • 27 октября Конституционный суд на закрытом заседании признал неконституционной статью 366-1 УК, предусматривающую наказание за недостоверное декларирование имущества чиновниками и судьями, а также ряд других антикоррупционных норм, составляющих так называемую антикоррупционную платформу.

Зеленский ответил на петицию про ОАСК: Предлагает консультации с ВРП

Президент Украины Владимир Зеленский поручил начать консультации с Высшей Радой правосудия о целесообразности существования Окружного административного суда Киева. Об этом сообщается на сайте главы государства.

Отмечается, что недавно собрала необходимое для рассмотрения президентом количество в 25 тысяч петиция с просьбой подать в парламент законопроект о ликвидации Окружного административного суда города Киева.

Новость обновляется.

Кравчук рассказал, почему Арестовича назначили спикером украинской делегации в ТКГ

Алексей Арестович стал советником и спикером делегации Украины в Трехсторонней контактной группе по разрешению конфликта на Донбассе из-за своего «военного опыта» и компетенции в проблеме вопросах войны на востоке Украины. Об этом заявил руководитель украинской делегации в ТКГ Леонид Кравчук, передает Telegram-канала PavlovskyNews.

По его словам, против такого кадрового решения «никто не возражал», хотя этот вопрос обсуждался примерно месяц.

Кравчук думает, что «Арестович не раз демонстрировал свою способность к глубокому информационному сообщению всего, что касается войны на Донбассе».

Глава делегации отмечает, что у нынешнего спикера есть свое мнение, которое часто является спорным в сравнении с мнением большинства людей.

«300 миллионов и все имеют одну мысль. Это было бы прекрасно. Я шучу, конечно. Но в принципе я отношусь с уважением к людям, которые имеют мнение, отстаивают его, аргументируют и ведут такую работу, которая является интересной. Необходимо, чтобы то, что будет писаться, читали. Это же тоже важно, правильно?» – добавил он.

  • Сегодня военного и политического обозревателя Алексея Арестовича назначили советником украинской делегации в ТКГ по информационной политике.

«Схемы»: Глава КС не задекларировал землю в Крыму, которую приобрел после аннексии

Председатель Конституционного суда Александр Тупицкий в 2018 году стал владельцем земельного участка в поселке Кореиз в оккупированном Крыму, оформив договор купли-продажи по российскому законодательству. При этом он не указал эту информацию в своей декларации, сообщают журналисты программы «Схемы» (проект Радио Свобода и телеканала «UA: Первый»).

Журналисты отмечают, что Тупицкий еще до аннексии Крыма Россией в 2014 году владел имением и землей под ним в Кореизе возле Ялты. Но в 2018 году он расширил свои владения, оформив в собственность еще один участок возле дома. Об этом свидетельствует официальный документ, полученный «Схемами» из Единого госреестра недвижимости РФ. В июле 2018 года Тупицкий (на тот момент он был заместителем главы КСУ) оформил договор купли земли площадью 126 кв. м. у гражданина РФ Владимира Рисятова. В декларациях Тупицкого ни за 2018, ни за 2019 годы этот объект недвижимости не упоминается.

Подача субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации — это нарушение, определенное статьей 366-1 УК Украины. Именно эту статью 27 октября Конституционный суд во главе с Тупицким признал такой, которая не соответствует Конституции Украины.

Кроме того, договор купли-продажи земли в Крыму он оформил по российскому законодательству.

При этом, для украинских чиновников законодательно установлены ограничения «на взаимодействие с незаконными органами, созданными на временно оккупированной территории», объясняет юрист, член Общественного совета добродетели Роман Маселко.

«Судья не имеет права вступать в любые отношения с оккупационными властями. Ведь есть статья 9 Закона Украины» Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины «, и он как представитель судебной власти должен придерживаться позиции, что эти органы незаконны и покупать там какое-то имущество означает признание их легитимности», — рассказал Маселко.

«Кроме того в соответствии с Кодексом судейской этики судья обязан и в профессиональном и в личной жизни демонстрировать поведение, которое поддерживает доверие к судам и воздерживаться от действий, которые могут нанести ущерб авторитету правосудия. Очевидно, что приобретение в 2018 году имущества в Крыму по законодательству оккупантов является недостойным поступком для судьи Конституционного суда, а, следовательно, содержит признаки проступка, несовместимого со статусом судьи. За такое его можно уволить, правда, это может сделать только Конституционный суд двумя третями голосов», — добавил он.

По словам продавца участка Владимира Рисятова, Тупицкий его сосед в Кореизе — их виллы находятся рядом. «Неправильно были разграничены участки», — рассказал он. И объяснил, что они с Тупицким договорились оформить сделку купли-продажи по российскому законодательству, хотя по факту «продажи не было».

«Там никакой продажи, ничего там не было. Продажу то мы оформили договором, но эта земля была не моя. Вот так я скажу», — рассказал он.

Юристы при этом объясняют, что, если судья получил в свою собственность землю от другого лица бесплатно, согласно антикоррупционному законодательству,  это может трактоваться как незаконный подарок.

«Обязательным условием договора купли-продажи является уплата покупателем цены за полученный товар. Если же земля судьей получена безвозмездно — то в понимании антикоррупционного законодательства бесплатное получение имущества является подарком. Судьи запрещено получать подарки от третьих лиц. За это предусмотрена административная ответственность», — рассказал Сергей Миткалик, исполнительный директор ОО «Антикоррупционный штаб» и заместитель председателя общественного совета при НАПК.

При этом, по данным директора агентства недвижимости «Статус» (Ялта) Эдуарда Кисса, рыночная стоимость одной сотки земли в Кореизе колеблется от $ 5 тыс. до $ 15 тыс.

Борьба с коррупцией: Что именно отменил Конституционный суд и чем это обернется для Украины

Из текста решения Конституционного Суда Украины относительно электронного декларирования понятно, что КСУ отменил не только ответственность за ложь в декларациях чиновников, а фактически уничтожил электронное декларирование. Об этом сообщает Центр противодействия коррупции.

Это решение КСУ означает ликвидацию системы декларирования и уничтожение значительной части антикоррупционных достижений Революции Достоинства.

Что отменил КСУ?

В резолютивной части решения КСУ указано, что неконституционными признаны, в частности, следующие положения:

1) положение об открытом доступе к декларациям лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Это означает, что теперь никто, кроме сотрудников Национального агенства по предотвращению коррупции (НАПК), не будет иметь доступа к декларациям чиновников;

2) все положения по контролю деклараций, полной проверки деклараций и мониторинга образа жизни субъектов декларирования; требования по представлению сообщений о существенных изменениях в имущественном состоянии.

Это означает, что никаких проверок деклараций теперь осуществлять никто не может.

3) положение об ответственности за коррупционные и связанные с коррупцией правонарушения.

Это ставит под сомнение привлечение чиновников к какой-либо ответственности за любые нарушения антикоррупционного законодательства.

4) полномочия НАПК по контролю и проверкам деклараций, мониторингу образа жизни субъектов декларирования, проверок конфликта интересов и соблюдение других требований и ограничений антикоррупционного законодательства; положения о правах уполномоченных лиц НАПК, которые непосредственно осуществляли проверки соблюдения антикоррупционного законодательства.

Это отменяет все полномочия НАПК по контролю деклараций и нивелирует все проверки и решения по их результатам, которые были с начала функционирования системы.

5) положение о внесении предписаний, направление протоколов об административных правонарушениях и обоснованных выводов о коррупционных и связанных с коррупцией правонарушениях.

Это означает, что в отношении чиновников, которые нарушают антикоррупционное законодательство, НАПК не сможет инициировать даже дисциплинарной ответственности.

6) положение об обязанности лиц предоставлять НАПК информацию, которая запрашивается.

Это логическое продолжение отмены контрольных полномочий НАПК. Агентство не сможет ничего проверять и соответственно запрашивать дополнительную информацию

7) положение о порядке и особенностях урегулирования конфликта интересов в деятельности Президента Украины, народных депутатов Украины, членов Кабинета Министров Украины, руководителей центральных органов исполнительной власти, которые не входят в состав Кабинета Министров Украины, судей, судей Конституционного Суда Украины, председателей, заместителей председателей областных и районных советов, городских, сельских, поселковых председателей, секретарей городских, сельских, поселковых советов, депутатов местных советов.

Это нивелирует вообще обязанность урегулировать конфликт интересов у перечисленных здесь должностных лиц, а значит и ликвидирует ответственность за действия в условиях конфликта интересов.

Что это значит?

Исходя из решения, криминализировать ложь в декларациях чиновников больше не удастся, поскольку это якобы является непропорциональным наказанием за совершенное деяние.

То есть, даже если парламент примет закон о восстановлении уголовного наказания за ложь в декларациях, КСУ гарантированно снова признает его неконституционным, ссылаясь на это свое решение.

Декларации отныне становятся скрытыми, ведь неконституционными признали и нормы о круглосуточном бесплатном доступе кого-либо к ним. Любые контроль и проверка деклараций также отныне невозможны.

Так же, учитывая мотивационную часть решения, в дальнейшем будет невозможно поручить любые контрольные полномочия в отношении судей органам внесудебной системы. Это только укрепит круговую поруку и корпоративизм среди судей.

КСУ признал неконституционными многие положения, которые вообще не ставились под сомнение в конституционном представлении.

НАПК, которое создавалось, прежде всего, для проверки деклараций чиновников и контроля за конфликтом интересов в их деятельности, потеряло большинство своих полномочий и прав для этого. Это фактически исключает любую эффективную деятельность этого органа. Более того, НАПК поэтому не сможет действенно реализовывать и другие полномочия — например, по контролю за партийными финансами.

В мотивационной части отсутствует обоснование неконституционности большинства положений, которые в итоге потеряют силу из-за решения КСУ. Это существенно затрудняет понимание, в чем была проблема с этими нормами — и это, в свою очередь, ставит под большое сомнение возможность повторного введения подобных норм. Например, непонятно, почему декларации больше не могут быть публичными. При отсутствии обоснования этого — невозможно подготовить законодательные изменения, которые бы учитывали правовую позицию КСУ.

Отмена этих норм нарушает обязательства Украины по программе МВФ, кредитным соглашениям с ЕС, а также требования предоставления безвизового режима Украины со странами ЕС, отмечают в ЦПК.

  • 27 октября Конституционный суд на закрытом заседании признал неконституционной статью 366-1 УК, предусматривающую наказание за недостоверное декларирование имущества чиновниками и судьями, а также ряд других антикоррупционных норм, составляющих так называемую антикоррупционную платформу.