Закон о теробороне: Почему у Зеленского затягивают его принятие

В последнее время много разговоров ведется о территориальной обороне в Украине — какой она должна быть, нужна ли вообще и почему до сих пор нет закона, который бы регулировал ее деятельность. Ситуация дошла почти до абсурда — День территориальной обороны Украины уже есть, а самой территориальной обороны юридически до сих пор не существует.

При этом сами бригады территориальной обороны начали формироваться еще в 2018 году — на замену батальонам территориальной обороны (БТрО), возникшим в 2014-м, которые впоследствии были переформированы в мотопехотные и переданы в состав бригад Сухопутных войск ВСУ. Однако закона, который бы регулировал их деятельность, до сих пор нет.

Есть только решение СНБО “О Стратегии национальной безопасности Украины” от 14 сентября 2020 года, которым определено, что основной задачей в сфере военной безопасности является развитие потенциала сдерживания, в частности, приоритетом является подготовленный и мотивированный военный резерв и эффективная территориальная оборона.

На самом деле, проект закона о территориальной обороне Украины пишется давно, и 16 декабря под номером 4504 он был зарегистрирован в парламенте. Инициатором его значится народный депутат от фракции “Голос” Андрей Шараськин (тот самый киборг Донецкого аэропорта с позывным Богема), а соавторами — юристы, военные и общественные деятели. Среди них можно выделить представителя Общественного Совета при Министерстве обороны Украины Алексея Лапина, председателя правления Движения содействия территориальной обороне Украины Андрея Гордиенко, сопредседателя Совета Волонтеров при Министерстве обороны Украины Анну Майбороду, собственно, самого нардепа Андрея Шараськина и заместителя секретаря СНБО, генерал-майора Сергея Кривоноса.

Последний считается главной движущей силой продвижения идеи теробороны и адептом наиболее радикальной ее версии. В отличие от других, он не боится комментировать эту тему в СМИ и критиковать власть за затягивание этого процесса.

В частности, 8 декабря он выступил с открытым обращением к Владимиру Зеленскому, в котором обвинил окружение президента в умышленном торможении создания в стране территориальной обороны.

“Господин президент! К вам невозможно и нереально попасть на прием. … Проект закона готов, прошло три месяца — и тишина, встреча блокируется. Ваши помощники делают все, чтобы встреча со мной не состоялась, и намеренно затягивают процесс создания ТРО”, — заявил Кривонос.

Что же касается самого законопроекта, то, по замыслу Кривоноса, членом территориальной обороны может стать любой гражданин Украины в возрасте от 16 до 60 лет в добровольном порядке. При этом организационными ядрами ТРО будут кадровые военные, тогда как личный состав за счет выходных в течение года будет заниматься по разным направлениям как индивидуальной, так и коллективной подготовкой. В то же время, подготовка бойцов теробороны должна быть специфической, так как задачи, которые они будут выполнять, будут различными для каждого региона Украины.

Также Кривонос настаивает, что оружие военнослужащих территориальной обороны должно храниться у них дома, а не в военкоматах. И это, пожалуй, наиболее дискуссионный вопрос этого закона.

“Принцип, согласно которому оружие должно храниться в военкоматах или непосредственно в отделениях полиции — это бред. Ведь враг, который придет на нашу территорию, будет знать, где оно находится”, — считает Сергей Кривонос.

Читайте также: Добровольные учения и оружие под кроватью: Какой будет тероборона в Украине

Собственно, все эти принципы нашли свое отражение во внесенном в Верховную Раду законопроекте №4504.

Им предлагается создание юридического лица — Главного гражданско-военного органа территориальной обороны Украины, которое будет входить в систему Минобороны, формировать и реализовывать государственную политику по вопросам территориальной обороны Украины в пределах определенных законом полномочий в мирное время и в особый период.

Общее руководство территориальной обороной возлагается на президента Украины, контроль за организацией и управлением системы теробороны — на Кабинет министров, а руководство и управление территориальной обороной Украины — на министра обороны.

При этом отмечается, что министр обороны реализует полномочия в сфере территориальной обороны через Главный гражданско-военный орган территориальной обороны Украины в пределах соответствующих полномочий с привлечением органов государственной власти и органов местного самоуправления, правоохранительных органов, государственных органов специального назначения с правоохранительными функциями, Вооруженных сил Украины, Войск территориальной обороны Украины, Национальной гвардии Украины, Государственной пограничной службы Украины, службы безопасности Украины, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины и других правоохранительных органов и воинских формирований.

Согласно законопроекту, Войска территориальной обороны Украины — это воинское формирование, на которое возлагается выполнение задач территориальной обороны Украины в мирное время, в особый период и при введении военного положения, но за исключением зон (районов) ведения боевых действий.

В свою очередь, Отряд территориальной обороны и безопасности территориальной общины — это отдельное подразделение Войск территориальной обороны Украины, сформированный на добровольной основе из жителей соответствующей территориальной общины и подчиняющийся командиру воинской части (подразделения) теробороны.

Что важно — законопроект наделяет Войска теробороны исчерпывающим перечнем задач, в который входят:

– охрана и защита государственной границы;

– обеспечение условий безопасности и устойчивого функционирования органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов военного управления;

– обеспечение условий для стратегического (оперативного, тактического) развертывания войск (сил) или их перегруппировки;

– охрана и оборона объектов и коммуникаций;

– защита критической инфраструктуры;

– борьба с диверсионно-разведывательными силами, другими вооруженными формированиями агрессора и не предусмотренными законами Украины военизированными или вооруженными формированиями;

– выполнение мероприятий защиты населения и территорий Украины;

– обеспечение правового режима административного ограничения;

– мониторинг обстановки, влияющей на состояние и результаты ведения территориальной обороны;

– информационное противодействие и пропаганда;

– участие в подготовке населения Украины к обороне государства;

– участие в мероприятиях национально-патриотического воспитания граждан, общественного содействия национальной безопасности и обороне;

– участие в поддержании правового режима военного положения на всей территории Украины или в отдельных ее местностях в случае объявления такого режима;

– изоляция зон ведения операций (боевых действий);

– участие в фильтрационных мероприятиях на деоккупированных территориях Украины;

– участие в мероприятиях (сдерживания) сопротивления на временно оккупированных территориях Украины.

Что касается камня преткновения этого закона — вопроса хранения оружия — то, в поданной в Раду редакции закона прописан относительно компромиссный вариант. Там указано, что индивидуальное оружие военнослужащих и резервистов, которые проходят службу в Войсках территориальной обороны, а также коллективное оружие военнослужащих подразделений Войск территориальной обороны Украины и боекомплекты к ним должны храниться в определенных и специально оборудованных помещениях на территории пунктов постоянной дислокации и/или в определенных местах хранения.

В то же время, военнослужащие и резервисты Войск территориальной обороны Украины, имеющие выслугу не менее одного года в Войсках территориальной обороны Украины, которые при этом не имеют дисциплинарных взысканий, административных правонарушений, а также сдали предусмотренные нормативы по профессиональной подготовке и прошли специальную проверку, получают право на хранение индивидуального оружия и боекомплекта к нему по месту жительства.

При этом хранение индивидуального оружия и боекомплекта к нему по месту жительства организуется в соответствии с действующим законодательством Украины и соответствующими нормативно-правовыми актами.

То есть, в целом законопроект может способствовать развитию территориальной обороны в Украине как реального действенного органа, а не сведет его лишь к формальному существованию, как бы того хотелось представителям так называемой “пятой колонны”.

Впрочем, на Банковой этим законопроектом, судя по всему, недовольны. По крайней мере, такой вывод можно сделать из вчерашнего заявления советника украинской делегации в Трехсторонней контактной группе и советника Офиса президента Алексея Арестовича.

“Президент поставил задачу – разработать законопроект о территориальной обороне 7 сентября. Была создана рабочая группа СНБО, которую возглавил заместитель секретаря СНБО, генерал-полковник Коваль, и до 29 декабря этот закон должен быть внесен на рассмотрение Верховной Рады”, — заявил Арестович 22 декабря в эфире телеканала “Украина 24”.

При этом внесенный ранее в Раду законопроект №4504, который нарабатывался и писался профессиональными авторами больше года, Арестович назвал альтернативным, намекнув, что основным при рассмотрении в сессионном зале будет президентский законопроект. А, как показывает практика принятия законов в нынешней Верховной Раде, монобольшинство почти всегда бездумно голосует за президентские законопроекты, игнорируя альтернативные — особенно когда они представлены представителями оппозиционных фракций.

Поэтому в данной ситуации лишь остается надеяться, что президентский законопроект не испортит саму идею территориальной обороны и не перечеркнет все то полезное и прогрессивное, что есть в законе Шараськина-Кривоноса.

Читайте также: Променял Генштаб на Порошенко: Что ждет Сергея Кривоноса

В оперном театре в центре Харькова прощаются с Кернесом (ТРАНСЛЯЦИЯ)

В фойе Харьковского национального академического театра оперы и балета на улице Сумской около 9:00 сегодня, 23 декабря, начнется церемония прощания с городским головой Геннадием Кернесом, который умер в Германии в ночь с 16 на 17 декабря от осложнений, вызванных коронавирусом, передает Depo.Харьков.

По предварительным данным, церемония продлится около четырех часов, до 13:00. Кернеса похоронят на втором городском кладбище. Захоронение ориентировочно начнется в 13:30.

Церемония открытая, попрощаться с мэром могут все желающие. Возле театра установили распределительные ленты, которые должны направлять и разграничивать поток людей.

Охрану порядка обеспечивают более 400 полицейских и бойцов Нацгвардии. В здании также присутствует большое количество частной охраны.

На фасаде театра разместили баннер с портретом Кернеса и надписью “Любить Харьков — работать для людей”. К гробу уже принесли траурные венки от коммунальных, общественных, бизнес-организаций и граждан.

В связи с церемонией прощания в Харькове ограничили движение транспорта. В Харькове 23 декабря объявили день траура.

ФОТО: Соцсети

Как сообщал Depo.Харьков, Кернеса отпели утром 23 декабря в Благовещенском соборе Харькова. В том числе на отпевании в соборе присутствовали секретарь Харьковского городского совета Игорь Терехов, первый заместитель мэра Александр Новак, экс-председатель Харьковского облсовета, депутат облсовета восьмого созыва Сергей Чернов, бизнесмен Павел Фукс, гражданская жена Оксана Гайсинская, сыновья мэра Кирилл Кернес, Родион Киреев и Родион Гайсинский. На площади перед собором собрались несколько десятков человек, которые наблюдали за церемонией на экране.

Справка Depo.Харьков. В ночь с 16 на 17 декабря умер мэр Харькова Геннадий Кернес. Он с середины сентября находился в немецкой больнице “Шарите”, где проходил лечение от коронавируса и осложнений, вызванных инфекцией.

11 декабря стало известно, что состояние Кернеса резко ухудшилось, он находился на постоянном диализе.

В ночь с 16 на 17 декабря мэр Харькова умер.

Читайте также: В Харькове отменили приказ об участии военных в захоронении Кернеса

На Харьковщине от коронавируса умерли уже более 1000 человек, — СНБО

Об этом сообщили на сайте Совета национальной безопасности и обороны Украины, передает Depo.Харьков.

 

По данным СНБО, за последние сутки в Харьковской области обнаружили 591 новый случаев заболевания коронавирусом (+ 0,9%), общее количество достигло 66 243.

 

В течение суток от коронавируса умерли 9 человек (всего — 1008), выздоровели — 758 пациентов (всего — 51 419).

 

Количество “активно больных” уменьшилось на 176 человек — до 13 816 пациентов.

 

Читайте также: На Харьковщине за сутки обнаружили почти 600 новых случаев коронавирусной болезни, — МОЗ

В Украине хотят запретить рекламные борды на дорогах: Зарегистрирован законопроект

Об этом рассказал первый вице-спикер парламента Руслан Стефанчук на своей странице в Facebook, сообщает Depo.ua.

Законопроект зарегистрирован на сайте парламента под номером 4534, инициаторами законопроекта “О внесении изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях относительно запрета размещения рекламы на автодорогах” являются несколько десятков нардепов от “Слуги народа”.

“В условиях постоянного роста автотранспортных потоков, увеличения нагрузки на дорожно-транспортную инфраструктуру опасность от размещения дополнительных раздражителей внимания водителей в форме рекламоносителей только обостряется, что требует принятия неотложных мер реагирования”, — отметил Стефанчук.

Законопроект запрещает располагать средства наружной рекламы в следующих местах:

на пешеходных дорожках и аллеях;

на велосипедных дорожках;

в пределах полосы отвода автомобильных дорог общего пользования и на расстоянии менее 10 метров от края такой полосы;

в пределах полосы отвода улиц и дорог населенных пунктов и на расстоянии менее 5 метров от края такой полосы;

над проезжей частью автомобильных дорог;

на расстоянии менее 50 метров от места пересечения дороги с железнодорожными путями.

Напомним, в столице за 2020 год убрали более 20 тыс. незаконных рекламных конструкций.

Заговор мусорных королей: Почему остался в должности министр Абрамовский

Неделю назад украинский парламент оставил без рассмотрения написанное днем ранее министром Абрамовским заявление об отставке — на основании того, что вопрос не успел досконально изучить Комитет Рады по экологии. Хотя накануне ротация в кресле считалась делом практически решенным, а знатоки из кулуаров власти предсказывали приход на место главы Минэкологии Романа Опимаха, нынешнего руководителя Госслужбы геологии и недр и исполнительного директора Ассоциации газодобывающих компаний. Но пазл не сложился. Попробуем выяснить, почему, и какие это будет иметь последствия.

По словам самого руководителя министерства, все для него изменилось после встречи с президентом Владимиром Зеленским и премьером Денисом Шмыгалем. Якобы был достигнут компромисс, и Абрамовскому дали возможность задержаться в кресле.

Романа на Романа не поменяли

Абрамовский — человек с солидным бэкграундом. Выходец из бизнеса, в 2013-2014 гг. был помощником народного депутата из Донбасса, “регионала” Александра Бобкова. Но несмотря на это, нашел себя в постмайданной власти: весной 2015 года оказался в кресле заместителя министра регионального развития в правительстве Арсения Яценюка, где трудился восемь месяцев, пока не ушел по собственному желанию. Не было его во властных кабинетах вплоть до октября 2019-го, когда Абрамовский занял пост заместителя министра объединенного министерства энергетики и защиты окружающей среды (эксперимент со слиянием ведомств прекратили как неудавшийся при смене правительства Алексея Гончарука на правительство Дениса Шмыгаля).

Читайте также: Что известно о новом министре экологии Абрамовском.

Через полгода, 19 июня 2020 года, Верховная Рада повысила Абрамовского, отправив его управлять восстановленным Министерством экологии и природных ресурсов. При этом у депутатов возникали вопросы к кандидатуре потенциального министра: назначение состоялось после нескольких недель паузы и с некоторым напряжением. Выступая в Раде, представитель фракции “Батькивщины” Сергей Власенко говорил, что депутатам предлагают кота в мешке и что он не детализирует программу своей деятельности на будущей должности. “Допрос” кандидата в министры на заседании фракции “Слуги народа” длился полтора часа. В конце концов кнопки за нового министра нажали 264 депутата, из них 227 — от “слуг”.

Почему же сейчас сгустились тучи над головой министра? По данным источников Depo.ua, увольнение Абрамовского инициировал премьер Шмыгаль. Формальным основанием стало якобы отсутствие положительных результатов работы. Инициатива главы правительства сначала нашла поддержку на Банковой, без которой в нашем государстве не принимаются ни одни важные кадровые решения. Замену в лице другого Романа, Опимаха, искали недолго. Еще в октябре председатель исполкома Нацсовета реформ (кто-то еще помнит о существовании у нас такого органа, созданного весной Офисом президента для координации деятельности реформаторов?) Михаил Саакашвили писал в “Фейсбуке”, что руководитель Госслужбы геологии саботирует реформу ведомства, а уже в декабре “саботажника” собирались поднять вверх по карьерной лестнице. Но передумали. Говорят, горой за Абрамовского стал парламентский комитет по экологии. Но об этом чуть позже.

Кто же такой Опимах ? По одним сообщениям СМИ, этот человек находится на орбите олигарха Виктора Пинчука, по другим — председатель Государственной службы геологии и недр якобы внимателен к интересам львовского бизнесмена Игоря Кривецкого. Последний известен как “спонсор” Свободы “, а среди недоброжелателей — прозвищем Пупс.

Здесь вернемся к личности Абрамовского, о связях которого СМИ тоже пишут немало интересного. Журналист Юрий Бутусов, например, прямо назвал его связанным с депутатом, близким к Юре Енакиевскому (под этим прозвищем подразумевают одного из влиятельных “регионалов”, Юрия Иванющенко). Упомянутым депутатом, как следует из сообщения Бутусова, является бывший нардеп, выходец из Донецка Олег Недава.

И вот пребывание во главе министерства такого человека без профессионального опыта защищает Комитет Верховной Рады по вопросам экологии. По какой же причине?

Узаконивание монополии на мусор

Сейчас через этот комитет активно продвигают законопроект об управлении отходами №2207-1-д (принят в первом чтении). Заметим, что подкомитет по вопросам обращения с отходами экологического комитета Рады возглавляет Александр Юрченко, народный депутат еще недавно от “Слуги народа”, а сейчас внефракционный, которого подозревают во взяточничестве. Тема обращения с мусором, говорят, не чужда и для упомянутого выше экс-депутата Недавы.

По мнению экспертов, “мусорный” законопроект содержит существенные лоббистские инициативы, способные законсервировать коррупционные схемы на рынке обращения с отходами. В законодательной инициативе коллектива авторов “зашито” создание в каждом городе “оператора управления бытовыми отходами” — таким предлагают сделать исключительно коммунальное предприятие, уполномоченное органом местного самоуправления. Это ущемляет права компаний других форм собственности. Монополисты будут устанавливать тарифы на вывоз мусора практически по своему усмотрению.

Естественно, что у такой схемы есть влиятельные сторонники. Среди таких вспоминают киевского бизнесмена, приверженца “зеленой” энергетики Игоря Тынного. Он входит в наблюдательный совет компании “Киевспецтранс”, которая является ведущей в сфере работы с бытовыми отходами в столице, и владеет предприятием “Укрвторресурсы”, которое вывозит и сортирует отходы в Киеве и Черновцах. Тынного называли очень близким к бывшему министру энергетики и защиты окружающей среды Алексею Оржелю. Народный депутат от парии власти Ольга Василевская-Смаглюк публично обвинила Оржеля в “сотрудничестве” с бизнесменом, заявив, что “именно Тынный по поручению Оржеля утверждает претендентов на агентства, которые входят в сферу управления Минэкоэнерго”.

Источники утверждают, что пока “мусорный” законопроект не проведут через сессионный зал, Абрамовского, который очень чутко относится к этой инициативе, не тронут. Впрочем, учитывая состояние украинской окружающей среды, министру есть чем заниматься и без мусора. Чего стоит хотя бы ситуация с отечественными лесами. Бывший народный депутат Остап Еднак написал в “Фейсбуке”, что Украина начала импортировать лес-кругляк из Евросоюза, тогда как ситуация для легальных отечественных переработчиков древесины — “катастрофическая”, потому что большинство сырья “съедает” черный и серый рынок, который за небольшие деньги и схемы, благодаря коррупции чиновников, поглощает большую часть ресурса. Не менее впечатляют и схемы дерибана водных угодий. Вот чем бы заняться министру окружающей среды! Но существует же тема мусора.

Между тем борьба за сферы влияния между ведомствами продолжается, непосредственно касается она и Министерства защиты окружающей среды. Когда 17 декабря с трибуны парламента перед своим назначением новый министр аграрной политики и продовольствия Роман Лещенко призвал передать Государственное агентство водных ресурсов в структуру аграрного министерства, член фракции “Слуги народа” и заместитель председателя экологического комитета Рады Александр Мариковский (один из авторов упомянутого закона о мусоре ) выступил категорически против.

Кажется, именно благодаря такому сложному переплетению бизнес-интересов бывших, нынешних политиков и чиновников Роману Абрамовскому удалось удержаться в кресле. Как, кстати, и его неосуществленному преемнику Роману Опимаху.