“Белая книга – 2019-2020”: Почему украинская армия получила меньше оружия при большем финансировании

В первый день осени Министерство обороны Украины обнародовало отчет за предыдущие два года — так называемую Белую книгу – 2019-2020.

Как известно, информационный бюллетень “Белая книга” регулярно выдается в соответствии с Законом Украины “О национальной безопасности Украины” с целью информирования общества о деятельности Министерства обороны Украины и Вооруженных сил Украины. В “Белой книге” описывается состояние выполнения мер развития и обеспечения обоснованности решений органов военного управления в сферах обороны и военного строительства.

Учитывая, что историю всегда пишут современники в выгодном им свете, то и в “Белой книге” обычно акценты расставляются так, чтобы показать превосходство действующего военного руководства страны над предшественниками. В частности, это касается финансирования ВСУ.

Несмотря на то что этот документ должен отражать ситуацию в 2019-2020 годах, составители не смогли удержаться, чтобы не сравнить с 2018 годом, когда страной управляла команда другого президента. Из документа видно, что в 2019 году финансирование ВСУ было больше, чем в 2018-м, а в 2020-м больше, чем в 2019-м.

При этом, если посмотреть на результаты выполнения государственного оборонного заказа по закупкам основных образцов нового и модернизированного вооружения и военной техники в 2018-2020 годах, то можно заметить тенденцию к снижению показателей.

То же самое касается и восстановления вооружения и военной техники в 2018-2020 годах.

Напомним, что финансирование ВСУ в 2018 году было меньше, чем в 2019-м и 2020 году.

Согласно приведенным в “Белой книге” данным, выделенный Министерству обороны финансовый ресурс в 2020 году по функциональному назначению был распределен следующим образом:

– вооружение и военная техника — 26 269,8 млн грн;

– персонал — 74 557,1 млн грн;

– инфраструктура — 6 554,0 млн грн;

– эксплуатационные расходы — 14 300,4 млн грн.

Так, в течение 2019-2020 годов в Вооруженные силы Украины было поставлено более шестидесяти образцов вооружения и военной техники (ВВТ), основными из которых являются следующие (к сожалению, не указано их количество):

– радиолокационный комплекс разведки огневых позиций;

– неуправляемая авиационная ракета калибра 80 мм с различными боевыми частями;

– автоматизированная система управления авиацией и противовоздушной обороной в подвижном варианте исполнения;

– беспилотный авиационный комплекс Spectator-M1;

– комплекс автоматизированного управления артиллерийской батареей и дивизионом;

– бронеавтомобиль “Барс-8”;

– бронированная боевая колесная машина “Козак-2М1”;

– тепловизионная система ночного управления ATRI TINDS;

– комплекс противодействия беспилотным летательным аппаратам EDM4S-UA;

– крупнокалиберная антиматериальная винтовка ручной зарядки Alligator;

– стационарная и переносная радиостанции цифровой транкинговой связи специального назначения;

– взрыватель для диверсионных средств и инженерных боеприпасов и прочее.

Кроме этого, за этот же период времени было допущено к эксплуатации в Вооруженных силах Украины более семидесяти образцов ВВТ, в частности следующие:

– бронированная ремонтно-эвакуационная машина “Лев”;

– бронетранспортер БТР-80Т;

– прибор наблюдения ночной и комбинированный ТКН-1СМ (ТКН-3ВМ);

– управляемые системы точного воздушного десантирования грузов MicroFly и MicroFly II;

– парашютная система Т-11, Intruder RA-360 и Hi-5;

– бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2Т-012;

– бронетранспортеры 4х4 Oncilla-Б и 4х4 Oncilla-М;

– ударный беспилотный авиационный комплекс Bayraktar TB2;

– беспилотный авиационный комплекс Windhover;

– прибор ночного наблюдения ТВНО-2УМ;

– парашютная система специального назначения “Сокол-Т” и прочее.

Также обращает на себя внимание, что 2020 год стал первым годом, когда Украина начала делать закупки через Агентство НАТО по поддержке и снабжению (NATO Support and Procurement Agency, NSPA). Это важно, потому что самостоятельный выход на международные рынки позволяет значительно сэкономить средства на закупках и избегать большинства коррупционных рисков, которые присутствуют при сотрудничестве с компаниями-посредниками.

Первой закупкой для нужд Вооруженных сил Украины стало приобретение гусеничной ленты для боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2. Также было приобретено 7500 баллистических шлемов типа TOR-D (на фото), 1200 комплектов зимних костюмов для специальных подразделений и 60 модулей для банно-прачечного обслуживания.

В целом же видно, что, несмотря на большее финансирование, украинская армия получила меньше оружия и военной техники, чем в предыдущие годы. Очевидно, акценты сместились и деньги пошли на другие нужды. С другой стороны, в этой же “Белой книге” отмечается, что укомплектованность вооружением и военной техникой воинских подразделений, участвующих в ООС на территории Донецкой и Луганской областей, составляет сейчас 100%.

Визит Зеленского в США: 277 миллиардов обещаний и что с этим делать

Если коротко подвести главные итоги визита, то их можно свести к трем пунктам.

1. США четко показали, что разговор переходит в исключительно прагматическое русло: определяется круг интересов в экономике и в безопасностных факторах и нам предлагаются огромные возможные кредиты под американские товары (ничего нового — так выходила из кризиса Европа и Япония после Второй мировой, а американцы на этом заработали, поэтому я бы воздержался от слишком категоричных криков о предательстве — все зависит от умения переговорщиков расставлять акценты и умения отстаивать свою элиту).

2. США отдельно выделяет НАБУ и САП как ключевой для себя орган. Эффективность не важна — важна “так называемая независимость”, но исключительно от Офиса президента (впрочем, ничего нового здесь нет — НАБУ и САП — это контроль на элитами).

3. Байден в своем вступительном слове, не дожидаясь приглашения Зеленского, отдельно отметил, что хочет приехать в Киев. В переводе с дипломатического, он дал посыл проамериканским элитам у нас и истеблишменту в США, что он не планирует бросать Украину и просто так принимать решение о “выходе из Украины” не будет (это, на самом деле, посыл, который направлен, прежде всего, внутрь элит США, что за “Северным потоком” не последуют следующие уступки Кремлю).

А теперь давайте по всем этим пунктам пройдемся более детально.

Начать говорить об итогах визита нужно со статуса визита: это был просто рабочий визит. США сознательно опустили уровень этого визита до самого низкого из возможных: во время таких поездок не происходит прорывов и не подписывают приснопамятные документы. Поэтому с самого начала нам показали, что это визит-знакомство, где состоится четкая расстановка точек над “и”, что и произошло за закрытыми дверями на встрече Байден-Зеленский тет-а-тет (читай три пункта о результатах визита).

Отдельно надо также остановиться на довольно слабой подготовке украинской стороны к этому визиту. Можно, конечно, говорить о том, нужно ли было встречаться с руководителем МВФ, или еще с кем-то, но я хотел бы отдельно сказать о другом: проект презентации украинских инвестпроектов на 277 млрд долларов оказался провальным. Представить подобные вещи в аудитории, где нет ни одного серьезного представителя бизнеса — это не просто абсурд, это отпугивание потенциального инвестора. Во-вторых, представить инвестпроекты, не имея специально созданного не то что сайта, а также открытой страницы на сайте Кабмина, — это голос в никуда. Если мы погуглить эти инвестпроекты, то не найдем ни одной ссылки.

Теперь относительно тех посылов, которые дали нам США, подписав меморандумов на несколько десятков миллиардов долларов. Нам простым и доступным языком сказали: вот деньги, на которые можно закупить американские товары. Далее в наших широтах начнется дискуссия на тему “это превращение Украины в колонию США, потому что добавленная стоимость останется за океаном, а контроль над страной сосредоточится в проамериканском НАБУ”, или же о том, “как это здорово, что нам дадут товары для энергетики и обороны и у нас будет счастье на века”. Правда, как всегда, лежит посредине и зависит от целого ряда факторов, включая умением наших переговорщиков.

Простой пример: пять новых атомных реакторов на 25 млрд долларов. Нужен ли нам этот контракт? Безусловно, да. Но является ли этот контракт одним из лучших шансов для Westinghouse избежать финансового краха? Это тоже правда, ведь компания находится в кризисной финансовой ситуации. И по каждому из подписанных меморандумов мы можем найти такие амбивалентности.

Одним словом, нам сказали в Вашингтоне: у вас есть окно возможностей. Нет, вы не получите ничего на шару, мы проконтролируем каждую копейку, но это даст вам возможность модернизировать определенные отрасли под очень низкие проценты.

У нас есть два варианта: сказать, что мы так дешево не продаемся и продолжать жить, как живем. Или собрать ключевых политических игроков страны, провести разумную дискуссию в обществе и определить, хотим ли мы такой модернизации. Параллельно можно было бы начать менять правила игры на более приемлемые и не такие страшные для инвестора.

На самом деле, до сих пор за всю историю украино-американских отношений США не делали нам такого предложения. Главный вопрос, сможем ли мы правильно его оценить. Затем решить, под что нужны нам кредиты (под какие несуществующие у нас технологии), и затем правильно провести переговоры. Это долгий процесс — не менее нескольких лет до того момента, когда мы увидим какие-то первые скудные результаты. Или, если перевести это на язык выборов — уже после выборов 2024 года. И это является главным препятствием на сегодня. В этой истории просто не существует быстрых решений win-win.

Зеленский прибыл в Калифорнию: Мэрию Сан-Франциско подсветили цветами флага Украины (ФОТО)

В честь его приезда здание мэрии города Сан-Франциско подсветили цветами украинского флага.

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на пресс-службу президента.

Отмечается, что это произошло по инициативе властей штата.

Отмечается, что это — первый визит президента Украины в Калифорнию за всю историю независимости нашего государства.

Фото: Пресс-служба президента

Напомним, несколько ранее президент Владимир Зеленский признался, что забыл лично пригласить руководителя США Джо Байдена в Украину. В то же время вопрос визита американского президента в Украину уже озвучивался во время телефонных разговоров ранее.

Читайте также: После встречи Байдена и Зеленского обнародовали совместное заявление о стратегическом партнерстве США и Украины

Зеленский признался, что забыл лично пригласить Байдена в Украину

Президент Владимир Зеленский признался, что забыл обсудить на встрече со своим американским коллегой Джо Байденом вопрос его возможного визита в Украину.

Об этом украинский президент сказал во время брифинга по итогам встречи с Байденом, передает Depo.ua.

“Честно скажу, что вспомнил об этом я после встречи уже, что нужно было проговорить более детально о визите президента США”, — заявил он в ответ на вопрос о том, когда Байден посетит Украину.

Зеленский добавил, что ранее вопрос визита Байдена в Украину в телефонных разговорах озвучивался как представителями президентских администраций, так и непосредственно главами обоих государств.

“Я думаю, что президент приедет в Украину”, — заявил он.

Украинский президент также отметил, что Байден неоднократно посещал Украину.

“Он много раз был в Украине”, — сказал Зеленский.

Напомним, 1 сентября в Белом доме состоялась встреча президентов Владимира Зеленского и Джо Байдена.

Перед началом переговоров оба президента дали маленький комментарий для прессы. Зеленский поблагодарил Соединенные Штаты за поддержку территориальной целостности и выразил надежду, что Украина будет вместе с США идти по пути интеграции в НАТО и ЕС.

Байден же отметил, что у США и Украины общие ценности, а также заверил, что хочет снова побывать в Украине.

Встреча длилась больше двух часов, хотя планировалось, что ее продолжительность будет около 40 минут. После переговоров президент Украины сразу покинул Белый дом, не успев подойти к присутствующей в администрации президента США прессе.

По завершению встречи президентов США Джо Байдена и Украины Владимира Зеленского было обнародовано совместное заявление о стратегическом партнерстве.

Читайте также: Визит Зеленского в США: Промежуточные итоги

 

Ротации в правительстве: Кого возили в США в вояж на прощание, а кого — знакомиться

Среди потенциальных кандидатов на вылет из Кабмина источники Depo.ua называют вице-премьер-министра — министра по вопросам стратегических отраслей промышленности Олега Уруского, министра обороны Андрея Тарана, министра социальной политики Марину Лазебную, министра культуры Александра Ткаченко и министра юстиции Дениса Малюську.

Про Лазебную, Тарана и Уруского говорят и депутаты-“слуги”. “Претензии во фракции относительно Уруского — мало движения, мало энергии. Стратегические отрасли промышленности не получили определенного толчка, плюс конфликты с главой экономического комитета. Дмитрий Наталуха даже несколько раз инициировал сбор подписей за отставку Уруского. Относительно Лазебной и Тарана — другие причины. У Тарана — личные конфликты с коллегами в военной сфере. Что касается Лазебной, думаю, это связано с какими-то вопросами социального характера, которые не были решены вовремя, в частности, горячий вопрос — субсидии”, — пояснил в эфире одного из телеканалов Юрий Камельчук. Вместе с тем он отметил, что вопрос отставок решится на заседании фракции. Если по этому поводу будет обращение правительства.

Отметим, что ранее среди вероятных отставников не было фамилии Лазебной, а были министр юстиции Денис Малюська и министр культуры Александр Ткаченко. По нашей информации, они остаются в статусе кандидатов на вылет, но вполне возможно, что не так скоро. Нынешнего главу Минюста недолюбливает глава ОП Андрей Ермак, однако вокруг этой фигуры еще не создали критической массы негатива для отставки. А вот Ткаченко, вступив в медиа-войну с мэром Киева Виталием Кличко, фактически спас себя от увольнения уже этой осенью. Лишать его кресла на Банковой не хотят, чтобы Кличко не выглядел победителем в конфликте с министром культуры.

Более подробно о том, почему могут отправить в отставку Ткаченко и Малюську, читайте здесь.

Поэтому разберем подробнее других потенциальных “сбитых летчиков”. О возможной отставке Тарана разговоры идут уже давно. У него был личный конфликт с Русланом Хомчаком, но вместо того, чтобы уволить обоих, президент отправил в отставку только Хомчака. Что многими было воспринято как избирательное правосудие. Особенно в среде военнослужащих, где министра обороны критикуют. Очевидно, задержка с отставкой Тарана была вызвана банальным отсутствием ему замены. Сейчас, говорят, замена нашлась — нынешний глава “Укроборонпрома” Юрий Гусев, который совершил головокружительную карьеру при президенте Зеленском. Ранее ходили слухи, что Юрий Вениаминович будто бы подсиживает Уруского и метит в кресло главы Минстратегпрома. Но, похоже, получит другую должность, более важную. Согласно нашим источникам, Гусев поехал в США в составе украинской делегации так сказать, на смотрины. Поехал и Таран — подписывать важные документы по своей пока зоне ответственности. Хорошо ли прошли смотрины Гусева узнаем уже когда возобновит работу Верховная Рада.

Гусев в США. Фото — Укроборонпром

А вот слухи об отставке Уруского могут и не подтвердиться. Претензий к его работе как у депутатов, так и в ОП, хватает, однако ему просто нет на сегодняшний день замены. Известные специалисты идти в правительство не хотят, понимая, что их судьба там будет зависеть не столько от эффективности работы, сколько от внутривидовых интриг во властных коридорах. То есть, существует риск, что их потом выгонят, навешав ярлыков. Поэтому если в ближайшее время Урускому не найдут примерно равнозначной по имени замены, он может еще некоторое время побыть на должности.

К Лазебной больше всего вопросов действительно из-за субсидий — наши источники это подтверждают. Проблемы с их назначением начались в июле. Сначала с автоматическим переназначением, вину за что Минсоцполитики перевело на местные власти. Затем в этом министерстве осчастливили украинцев — получателей субсидий проверят инспекторы, которые будут ходить по домам. А в августе стало известно еще и про урезание субсидий. Все эти новости на фоне будущего роста тарифов выглядят крайне негативными для имиджа власти и в первую очередь — самого Зеленского, ведь украинцы ответственным за все считают президента. Тем более в нынешних условиях, когда тот имеет полное влияние на правительство и монобольшинство в парламенте.

А вот госпожа Лазебная заминки с субсидиями опровергает. Говорит: процесс продолжается, никаких проблем нет. Однако если ее фамилию называют среди возможных отставников, такие проблемы или действительно есть, и они значительны, или министру просто хотят дать публичный нагоняй, чтобы народ увидел, как президент наводит порядок железной рукой. К слову, Минсоцполитики — весьма непривлекательная позиция в правительстве, поэтому не факт, что на место Лазебной уже выстроилась очередь.