Ортодоксальные евреи — хасиды — празднуют Рош ха-Шана -“голову года”, или еврейский Новый год. Раввин Нахман из Брацлава, основатель брацлавского хасидизма, умер в 1810 в Умани, и посетить место его захоронения во время Рош ха-Шана считается святой обязанностью брацлавского хасида.
Ежегодно сюда съезжаются отовсюду до 50 тыс. хасидов — это почти половина населения Умани.
Почему хасиды приезжают в Умань
Как рассказал Depo.ua местный краевед Ефим Цирюльников, хасиды на могиле своего пророка молятся, поют и устраивают трапезы.
“В начале 2000-х годов над могилой установлен мавзолей, где два гроба: раввина Натана и его внука Давида. Затем к мавзолею сделали удобную лестницу с перилами. Она имеет 75 ступенек и 16 площадок. Каждый должен выбраться наверх самостоятельно, независимо от того, немощный ты, больной или старый. Мавзолей — это будто и маленькая синагога, есть полки с книгами. Хасиды здесь молятся, поют, танцуют, а потом садятся за праздничный стол. Все продукты, воду они везут с собой в больших чемоданах. У местных жителей покупают яйца, орехи, семечки, иногда молоко. Разговаривать в эти дни у хасидов не принято. Запрещено даже смотреть на женщин, поэтому жен и дочерей оставляют на Новый год дома”, — рассказывает Цирюльников.
А еще в Брацлаве есть каменная плоскость под названием Попов камень, на котором молился ребе Нахман с Натаном, якобы слыша голос Всевышнего и все записывая. Хасиды до сих пор ищут “Сожженную книгу” Нахмана, которая называет точную дату прихода Мессии, надеясь, что Натан по указанию учителя сжег другую книгу, а не ту — с пророчествами.
В Брацлаве хасиды останавливаются всего на один-два часа, а затем на неделю едут в Умань, где похоронен раввин Нахман.
Конфликты между хасидами и жителями Умани
Приезд хасидов в Умань для местных жителей всегда и праздник (ведь можно заработать деньги — цены на аренду квартиры традиционно поднимаются более чем в десять раз), и головная боль, потому что празднуя эти граждане бесчинствуют и оставляют после себя горы мусора.
Время от времени случаются конфликты между хасидами, а также между хасидами и местным населением. Например, в августе депортировали хасида, гражданина Великобритании, из-за нарушения общественного порядка в синагоге Умани и правил въезда. Его оштрафовали на 3 400 грн, но самое страшное — на три года запретили въезд в Украину.
Другого выдворили за драку с его же единоверцами — 19-летний гражданин Израиля нанес незначительные телесные повреждения своему оппоненту. Тоже три года ему теперь не видать могилы цадика Нахмана.
В июне молодые хасиды устроили перестрелку возле заведения общественного питания. Значительных конфликтов между хасидами и местными жителями в этом году вроде бы еще не было. И это очень хорошо. Упоминаются кошмарные случаи, когда, например, летом 2013 года неизвестные напали на палаточный лагерь хасидов: до полусмерти избили охранника и похитили сейф с 50 тысячами долларов.
Почему хасиды в Умани так дико себя ведут
Хасиды начинают съезжаться в Умань за несколько месяцев до Рош ха-Шана. В прошлом году у них были проблемы с пересечением границы в связи с коронавирусными ограничениями. Около 1000 брацлавских хасидов тогда прибыли на белорусско-украинскую границу 14 сентября и застряли на нейтральной полосе между белорусским и украинским пунктами пропуска. В Украину их не пустили из-за запрета въезда иностранцам до 28 сентября, что было связано с предотвращением распространения COVID-19. Не растрогало правоохранителей даже то, что хасиды очень хорошо спели гимн Украины. Закон есть закон.
Несколько хасидов в отчаянии даже попытались пересечь границу незаконно, вне пунктов пропуска. В конце концов кому-то пришлось праздновать Новый год прямо на пунктах пропуска.
Помощник главного раввина Украины Давид Мильман рассказал Depo.ua, почему для брацлавских хасидов столь важно встретить иудейский Новый год именно в Умани, на могиле основателя брацлавского течения хасидизма — рабби Нахмана.
“По верованию хасидов, невинно убиенные души праведников не могут попасть в рай, поскольку не успели выполнить свою миссию на земле. Нахман стремился своей душой помочь погибшим и просил своих сторонников присоединиться к этой миссии тоже. И в присутствии двух свидетелей поклялся, что каждый, кто приедет на его могилу молиться и сделает пожертвование, будет освобожден от ада”.
Обычно не склонные к расточительству евреи считают, что в такие великие дни грех быть скрягой. “Хасиды считают, что источник денег — Бог, а поскольку он бесконечен, каждый будет иметь столько, сколько ему нужно”, — говорит Мильман.
Отпраздновать на родине цадика — не дешево, поэтому порой хасиды собирают деньги на поездку несколько лет.
Из года в год в ночь на Рош ха-Шана в Умани проходят шумные и массовые еврейские гуляния. Причиной тому является и то, что сам Нахман был человеком с “нестандартной” моделью поведения. Он проповедовал идею, что тот, кто молится, не должен быть слишком серьезным. Во время молитвы нужно танцевать, петь и веселиться.
Кроме того, цадик Нахман советовал отступить от зазубренных с детства глав Торы и молиться сердцем на родном идише.
Ну и, кроме того, как и на Шаббат, во время празднования Рош ха-Шана благочестивый хасид не должен ничего делать. Поэтому еврейские паломники, даже если бы хотели, не могли бы убирать за собой. Но, с другой стороны, они оставляют в Умани столько денег, что, возможно, есть смысл несколько дней потерпеть, а потом вывести на улицы дополнительные бригады уборщиков…
Местные жители высокие цены на квартиры объясняют как раз тем, что хасиды за несколько дней устраивают в них нереальный беспорядок, после которого приходится вызывать сантехника и делать косметический ремонт.
Но все равно – сотрудничать с щедрыми и веселыми хасидскими паломниками очень выгодно. Кто-то из них даже нанимает специального человека из местных иноверцев, который мог бы помогать им в быту в дни, когда хасиды не могут ничего делать.
Читайте также: Как хасиды арендуют жилье в Умани.