Вчерашнее выступление президента Украины перед Генассамблеей ООН вышло, в общем, вполне неплохим, хоть, может, и немного хаотичным, но при этом достаточно динамичным и эмоциональным. Зеленский упомянул в нем о нелегитимных выборах в российскую Госдуму на оккупированных украинских территориях и о новых потерях, которые несет Украина в ходе гибридной войны с Россией на Донбассе, о превращении Крыма в гигантскую российскую военную базу и об арестах крымских татар.
Но если критика России — это закономерный и ожидаемый элемент в большинстве международных выступлений украинских лидеров и должностных лиц с 2014 года, то на этот раз Зеленский ею не ограничился. Объектом его критики стало и поведение ООН в целом.
“Участие 46 государств и международных организаций в первом саммите “Крымской платформы” о деоккупации Крыма— вот это преданность основным принципам ООН. И я очень благодарен каждой из этих стран. А то, что ООН проигнорировала площадку для решения проблем международного права и оккупации, — это какие-то новые, никем не одобренные принципы. Если мы хотим оживить ООН, давайте вспомним, что здесь нет избранных, которых нельзя обижать”, — заявил Зеленский. Явно намекая на тот факт, что с помощью права вето Россия как постоянный член Совета безопасности ООН может в любой момент заблокировать практически любое решение важнейшей на планете международной организации. И пассажи о том, что сегодня ООН — “как супергерой на пенсии, который забыл, что он мог сделать”,”считающий себя обузой, слабым, бессильным, ненужным стариком, жизнь которого прошла даром”, тоже сложно назвать комплиментарными по отношению к организации, с трибуны которой Зеленский выступал.
Но понимая и поддерживая возмущение украинского президента, следует обратить внимание на один момент. Критика сегодняшней структуры ООН и излишне широких полномочий наделенных правом вето государств началась еще тогда, когда Зеленского не было на этом свете. Первой попыткой ослабить диктат пяти постоянных членов Совета безопасности стала резолюция 1991 (XVIII) от 1963 года. Тогда Генассамблея увеличила количество непостоянных членов ООН с шести до десяти, а выбирать их стали региональные группы Азии, Африки, Латинской Америки, а также Восточной и Западной Европы. До этого непостоянных членов Совбеза выбирали исключительно постоянные.
Потом было много других инициатив, направленных то ли на отмену, то ли хотя бы на ограничение права вето. Например, Франция в 2013-м предлагала согласовать добровольный отказ от права вето постоянными членами Совбеза в ситуациях, связанных с военными преступлениями. Тогда инициативу Парижа поддержали сорок с лишним государств. Впрочем, к каким-то практическим шагам это так и не привело.
Что интересно, за реформирование Совета безопасности ООН в свое время выступала даже Россия. Правда, требуя не отменить вето, а ввести в состав этого органа больше стран из числа тех, кто быстро развивался, догоняя “золотой миллиард”. Впрочем, также безуспешно.
Поэтому критические замечания Зеленского, как бы революционно они ни звучали, являются далеко не новыми. При этом можно сколько угодно критиковать нынешнюю структуру ООН в целом и право вето отдельных членов Совбеза в частности. Критиковать вполне заслуженно, поскольку, если хотя бы бегло ознакомиться с историей ООН, становится понятно, что этим принципом злоупотребляли все без исключения члены Совбеза на протяжении всего периода существования этой организации.
Но реальность остается одна. Действенные механизмы давления на одно или несколько государств в современной ООН отсутствуют. Более того, они отсутствуют не только в ООН, но и в современном международном праве в целом. Можно принимать сколько угодно деклараций о правах человека, нерушимости границ или выдающихся общечеловеческих целях вроде спасения от глобального потепления. Но пока отсутствует четко определенный и общепринятый механизм наказания нарушителей этих решений, все они остаются благими пожеланиями, а не каким-то аналогом национальных юридических систем, в которых каждый закон, как правило, либо включает в себя санкции для его нарушителей, либо же опирается на уголовный или административный кодекс с такими санкциями. Но для построения подобной международно-правовой системы требуется гораздо, гораздо больше, чем даже отмена права вето у постоянных членов Совбеза. Которую, впрочем, также не могут имплементировать в течение половины столетия.