На Харьковщине открыли газовое месторождение с возможными запасами до 5 млрд “кубов”

“Укргаздобыча” открыло Моспановское месторождение в Харьковской области.

Первая поисковая скважина обеспечивает 239 тыс. куб. м газа в сутки. По предварительным оценкам, ресурсы месторождения составляют до 5 млрд куб. м газа, сообщили Depo.Харьков в пресс-службе “Укргаздобычи”.

В компании отметили, что результаты поисково-разведочных работ указывают на высокую перспективность месторождения. Это также подтверждает уже разрабатываемое вблизи Волоховское месторождение.

“Открытие Моспановского месторождения – это результат сочетания экспертизы наших геологов, применения современных подходов к геологоразведке. На этом участке в 2019 году мы провели 3D сейсмику, на основе которой построили структурно-тектоническую модель площади. Далее геологи, используя вероятностные методы оценки ресурсной базы методики прогноза ловушки, определили местоположение и глубину поисковой скважины. Риски оценивали также с использованием передового программного обеспечения. В результате успешного бурения у наших специалистов высокий суточный дебит и новый перспективный актив”, – сообщил директор дивизиона “Нафтогаз Разведка и Добычи” Александр Романюк.

Скважина имеет вертикальный профиль и глубину 4150 м. Продолжаются испытания и исследования скважины.

Как сообщал Depo.Харьков, в Харьковской области СБУ открыла уголовное производство в отношении АО “Харьковгаз”, которое накануне отопительного сезона отключили от газа целую деревню.

Антиахметовский закон: Кто из олигархов “попал”, кто “пропетлял” и какие новые налоги придумали для простых украинцев

Главной политической целью принятого закона №5600 заявлена борьба с олигархами. И первым в списке “жертв” назван самый богатый украинец Ринат Ахметов, в руках которого сосредоточена существенная доля отечественной экономики. Экономическим же результатом, как ожидают в Офисе Владимира Зеленского, станет поступление в бюджет 15-20 дополнительных миллиардов гривен в год. Однако “пощипать” собираются не только Ахметова, но и мелких предпринимателей.

Документ №5600, полное название которого звучит как “Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины по обеспечению сбалансированности бюджетных поступлений”, до момента принятия неоднократно менялся. Различные группы влияния пытались так или иначе вывести свои активы из-под его удара и подставить других. Так, лобби зеленой энергетики, где в значительной степени сконцентрированы и интересы Ахметова, удалось отбить норму о введении акциза на зеленое электричество. Также исключили идею введения налога на добавленную стоимость при продаже жилья, что могло отразиться на интересах застройщиков. Ослабление по сравнению с первоначальным вариантом получили и производители сельхозсырья.

Кто из олигархов пострадает и не пострадает из-за “антиахметовского закона”
Ахметов все-таки больше заплатит за руду
Для Рината Ахметова этот закон в первую очередь изменяет форму налогообложения на железную руду, которую его предприятия добывают из недр украинской земли. До этого рента на руду, уплачиваемую в бюджет, рассчитывалась исходя из себестоимости добычи. И этот показатель был традиционно низким, поэтому ставка на уровне 11-12%, применявшаяся ранее, была не слишком тяжелым бременем.

Теперь же рента будет рассчитываться в соответствии с мировой ценой руды, которая формируется на мировых рынках. И ставка ренты будет прогрессирующей: чем выше цена, тем больше будет ставка этого бюджетного сбора.

После принятия изменений ставка будет зависеть от рыночной стоимости индекса IODEX 62% FE CFR China, который рассчитывает информационное агентство Platts. То есть, если тонна руды, согласно индексу, будет стоить менее $100 долл., то ставка ренты составит 3,5%, а если цена будет выше, то в государственный бюджет будет платиться рента в 10%.

Что интересно – на момент разработки “антиахметовского” закона ставки на руду на мировом рынке достигали 200 долларов за тонну, а сегодня опустились до сотни

Ко второму чтению норму о ренте смягчили так, чтобы от начисленной к уплате суммы можно было отнять стоимость фрахта – это примерно 10% от стоимости груза. Но война между Зеленским и Ахметовым повлияла на документ, и эта правка в конце концов не прошла – Арахамия просил нардепов за нее не голосовать.

Теперь в кулуарах представители провластной партии победоносно констатируют, что благодаря этому закону Ахметова удастся “раскулачить” на несколько миллиардов. Ведь горно-обогатительные комбинаты — ядро его металлургической империи, где и образуется, благодаря дешевой добыче, большая часть доходов корпорации. Теперь же, мол, за добычу народной собственности ему придется платить тому же народу. Президент Зеленский под эти средства уже даже придумал экономический паспорт – чтобы каждый новорожденный украинец получал на свой счет часть выгоды от использования недр и под свое 18-летие мог использовать накопленные средства на образование или собственное жилье.

Однако далеко не все разделяют оптимизм президента из-за сомнений в том, что государству действительно удастся выжать из олигархов-ресурсщиков большие средства. В частности, по мнению экономического эксперта Алексея Куща, закон по сути не отменяет рентную, коррупционную, сырьевую модель украинской экономики. Одного лишь увеличения ренты – недостаточно, этим не удастся организовать справедливое распределение пользы от добычи природных ресурсов, когда свою долю получает и бизнес, и народ.

А вот Коломойскому повезло
В правке по ренте железная руда шла вместе с марганцевой – на нее планировали изменить условия налогообложения, что увеличило бы ренту. Но учитывая тот факт, что правка не прошла, марганцевые ГОКи и ферросплавные заводы – а это преимущественно бизнес Игоря Коломойского – остались на старой системе и не пострадали от повышения ренты.

Экологические правки – еще один привет Ахметову
Крупнейшие загрязнители окружающей среды в Украине – предприятия олигархов, а больше всего выбросов в атмосферу производят металлургические предприятия, так что по ним нововведение и ударит. Новым законом будет втрое увеличена ставка для выбросов углекислого газа. И в десять раз – на выбросы в воду. Определенному увеличению подвергается ставка налогообложения на отходы горной промышленности. Но вырастет она всего на 10%.

В результате можно спрогнозировать, что не модернизированные вредные для окружающей среды предприятия вынуждены будут либо брать кредиты, либо закрываться.

Немного пощипали птицебизнес, в частности — Косюка
Еще одна олигархическая фамилия, фигурирующая в комментариях – владельца Мироновского хлебопродукта Юрия Косюка. Ударом по нему можно считать исключение птицеводства из перечня видов деятельности, облагаемых по упрощенной системе. Разведение и производство мяса домашних птиц не смогут быть плательщиками единого налога четвертой группы. За 9 месяцев 2021 года Мироновская птицефабрика Косюка заработала около 395 млн. грн., с которых могла не уплачивать налог на прибыль, а только единый налог. А по новому закону придется платить и налог на прибыль в размере 70 млн. грн.

Также увеличена ставка единого налога для земель, где расположены птицефабрики: с сегодняшних 0,95% от нормативной оценки стоимости земли – вплоть до 50%. Эту правку подал нардеп Николай Кучер из “Доверия”, он раньше работал у Косюка. “То есть одной правкой бизнес Косюка вывели из-под действия “упрощенки”, другой – якобы увеличили на этой же упрощенке ему ставку. Допускается, что таким образом повышение налога на “упрощенке” хотели обменять на то, чтобы не переходить на общую систему. Однако даже при увеличении ставки разница между налоговыми вычетами на общей системе и упрощенной исчисляется миллионами гривен, и может сильно ударить по такому бизнесу. Фактически, пребывание на “упрощенке” было для предприятий “льготным”, — пишет “Экономическая правда”

Табачно-алкогольное лобби празднует победу
Хорошо отработало табачное и алкогольное лобби. Акцизный налог на алкоголь увеличивается на 5%, но определяться он теперь будет в абсолютных денежных размерах, а не в процентах стоимости продукции. То есть, при росте цен на выпивку, ставка будет оставаться стабильной. И в структуре стоимости ее доля может даже снижаться с ростом цен. Эту норму вряд ли можно назвать антиолигархической, ведь заплатят за такое повышение конечные потребители.

Могут выдохнуть и табачные бароны. По информации нардепов, не прошла правка, которой могла быть повышена стоимость лицензий на оптовую торговлю табачными изделиями (планировалось увеличить ее с 500 тысяч до 1,5 млн грн) и жидкостями для электронных сигарет (с 780 грн до 50 тыс грн).

“Антиахметовский закон” и простые предприниматели: что заплатят они
Новый налог на продажу недвижимости
В сфере недвижимости будет ощутимым введение 18-процентного налога на доходы физических лиц по продаже третьего и последующих объектов в течение одного календарного года. Конечно, это не коснется тех, кто продает единственную собственную квартиру или участок. Однако для тех, кто рассматривает недвижимость в качестве объекта для инвестирования, и в общем для тех, чей бизнес связан с продажей недвижимости – это существенное нововведение.

Уплачивать 18% налога придется не со всей суммы, полученной от продажи недвижимости, а только с разницы между суммой продажи и ценой, за которую недвижимость перешла к продавцу.

Читайте также: Когда на рынке недвижимости начнется застой

Сейчас доход от продажи второго и последующих объектов недвижимости облагается налогом по ставке 5%, что позволяет застройщикам оптимизировать расходы, продавая квартиры физическим, а не юридическим лицам. По замыслу законотворцев, новая схема налогообложения должна разрушить механизм оптимизации, который применяют застройщики во избежание налогообложения через оформление метров в новостройках на физлиц. Когда она заработает, с одной стороны, действительно, в бюджет удастся собрать больше. Но с другой — из-за утраты интереса со стороны инвесторов количество операций на рынке может существенно уменьшиться, и надежды на большие поступления от этого окажутся напрасными. Не говоря уже о таком побочном эффекте, как увеличение стоимости квадратных метров.

В то же время, определенным позитивом можно считать отказ от введения еще и НДС на продажу недвижимости, который активно продвигался в предыдущих версиях законопроекта. Вероятно, в Раде и ОП все же поняли, что это вообще может стать роковым для и без того застойного рынка.

Минимальное налоговое обязательство для фермеров
МНО – это минимально возможная сумма налогов, которую будут платить пользователи землей. Ежегодно придется платить около 5% от стоимости земли, но если сумма налогов окажется меньше минимального налогового обязательства – это около 1400 гривен за гектар – то придется доплачивать. Это предсказуемо ударит по мелким фермерам, живущим с земли или ее не использующим. Так что, возможно, что нововведение призвано ускорить рынок земли – все больше людей будут ее продавать.

Еще один сюрприз для фермеров – налог на сельхозпродукцию
Тем, у кого урожай был особенно хорош, придется поделиться доходами с государством. В случае получения от продажи сельхозпродукции дохода выше 12 минималок (в 2021 году это 72 тыс грн, в 2022 году – 78 тыс грн) придется платить 18% НДФЛ.

Пороговая сумма – около шести тысяч гривен в месяц, то есть придется отдать где-то пятую долю от заработанного. По закону. На практике это будет очень трудно отследить, ведь большинство продают овощи на базаре, или вообще отдают перекупщикам.

Почему оппозиция раскритиковала “антиахметовский закон”
Для крупных налогоплательщиков минусом станут новые правила учета убытков при определении налога на прибыль. До сих пор законодательство не ограничивало предприятия в возможности переносить убытки и показывать их в последующие периоды – это давало возможность распределять налоговую нагрузку. Теперь сроки учета убытков будут короче, а правила относительно их учета – более жесткими.

 
 

Суровее будут относиться налоговики и к руководителям предприятий, имеющим налоговый долг. С помощью суда они смогут налагать запрет на выезд за границу для директоров, чьи структуры имеют задолженность в размере более 1 млн грн и не платят его более 240 дней.

Увеличивается область применения кассовых методов учета — их будут применять для учета поставок электричества и жилищно-коммунальных услуг.

Ужесточится не только процессинговый, но и визуальный контроль за предпринимателями. Так, отныне все мощности производства этилового спирта, подлежащие опломбированию, должны быть оборудованы системами видеонаблюдения — по мнению авторов, это даст дополнительные возможности для борьбы с неучтенными налогооблагаемыми партиями товара.

Также теперь налоговики смогут в рамках закона осуществлять фото- и видеофиксацию во время проведения проверок и в дальнейшем использовать эти материалы в качестве доказательств. Хотя до сих пор такая фиксация часто признавалась судами незаконной и в качестве улик не принималась.

В целом, как заявила одна из оппонентов нового закона, нардеп из ЕС Нина Южанина, действие новых полномочий налоговиков почувствует каждый украинский предприниматель. По ее мнению, вместо дальнейшего превращения налоговой в сервисную службу, теперь “над каждым плательщиком должен стоять еще и налоговик, БЭБовец с нагайкой и с дополнительными возможностями для ущемления бизнеса”.

Читайте также: Бюро экономической безопасности: На кого будет работать новая спецслужба Зеленского

ВР предварительно согласовала закон, который позволит загрузить харьковские “Турбоатом” и “Электротяжмаш”

Верховная рада Украины 2 декабря приняла за основу проект изменений в Закон Украины “О публичных закупках”, что позволит загрузить заказами харьковские промышленные предприятия.

Об этом на своей странице в Facebook сообщил и.о. о. главы Харьковской ОГА Александр Скакун, передает Depo.Харьков.

“В случае принятия закон будет способствовать ускорению достройки Днестровской ГАЭС. Это крупный проект, который позволит загрузить АО “Укрэнергомашины” (“Турбоатом” и “Электротяжмаш”) заказами на ближайшие несколько лет. Также изменения позволят ускорить реконструкцию энергетической системы “Энергоатома” и завершить строительство нового энергоблока на Хмельницкой АЭС. И, безусловно, без харьковских предприятий эти процессы не состоятся”, — отметил он.

Как сообщал Depo.Харьков, Фонд государственного имущества Украины в конце июля 2021 года инициировал внеочередное собрание акционеров АО “Турбоатом”, на которое вынес вопрос о присоединении к предприятию завода “Электротяжмаш”. После реорганизации название АО “Турбоатом” предполагается заменить АО “Украинские энергетические машины” (АО “Укрэнергомашины”).

“Электротяжмаш” изменил форму собственности с государственного предприятия на акционерное общество.

Кабинет министров Украины согласовал присоединение АО “Завод “Электротяжмаш” к АО “Турбоатом”.

Завод “Электротяжмаш” специализируется на производстве гидрогенераторов, турбогенераторов для ТЭС и АЭС, электродвигателей для приводов прокатных станов, шахтных подъемников, тягового электрооборудования для железнодорожного и городского транспорта.

Военный бюджет – 2022: Что нам недоговаривают об увеличении расходов на армию

Согласно Стратегии национальной безопасности Украины и Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины, ежегодное бюджетное финансирование сектора безопасности и обороны должно составлять не менее 5% от валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно принятому закону о Государственном бюджете Украины на 2022 год, эта сумма составляет 323 138,6 млн грн, что составляет 6% ВВП.

Однако напрямую армия через Министерство обороны получит лишь 133 488,435 млн грн.

Остальное пойдет в Министерство внутренних дел Украины (99,2346464 млрд грн), Главное управление разведки Министерства обороны Украины (4,48031 млрд грн), Государственное космическое агентство Украины (1,2190586 млрд грн), Совет национальной безопасности и обороны Украины (0, 3881325 млрд грн), Службу безопасности Украины (16,1530257 млрд грн), Управление государственной охраны (1,8257979 млрд грн), Службу внешней разведки (4,4609934 млрд грн) и Государственную службу специальной связи и защиты информации (4, 077216 млрд грн) с целью финансирования мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства, материально-технического обеспечения названных структур, а также строительства или приобретения жилья для военнослужащих, находящихся в их подчинении, и т. д.

Но остановимся именно на финансовом обеспечении Вооруженных сил Украины, подчиненных Министерству обороны. Кстати, между первым и вторым чтением расходы на нужды Минобороны увеличили на 2,5 млрд грн.

В проекте Государственного бюджета Украины на 2022 год расходы для Министерства обороны Украины предусмотрены на сумму 133,5 млрд грн, что сразу на 16 млрд грн больше против оборонного бюджета 2021 года, в котором было предусмотрено 117,5 млрд грн.

Распределенные эти средства будут следующим образом:

Наименование согласно ведомственной и программной классификациями расходов и кредитование государственного бюджета

Бюджет на 2020 год,

тыс. грн

Бюджет на 2021 год,

тыс. грн

Бюджет на 2022 год,

тыс. грн

Министерство обороны Украины

118 012 998,1

117 504 702,0

133 488 435,0

Руководство и военное управление Вооруженными силами Украины

720 098,3

356 154,1

464 090,6

Обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины, подготовка кадров и войск, медицинское обеспечение личного состава, ветеранов военной службы и членов их семей, ветеранов войны

89 453 536,8

89 336 907,8

99 887 393,9

Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования

22 735 321,0

22 742 438,5

28 438 101,8

Строительство (приобретение) жилья для военнослужащих Вооруженных сил Украины

1 200 000,0

1 201 000,0

1 230 286,0

Утилизация боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов Вооруженных сил Украины

2 539 956,0

2 547 601,8

2 142 182,6

Обеспечение деятельности Государственной специальной службы транспорта

1 364 086,0

1 320 599,8

1 326 380,1

Как следует из таблицы, в целом расходы на Министерство обороны Украины увеличились по сравнению с предыдущими годами президентства Владимира Зеленского. Особенно ощутим рост обеспечения деятельности ВСУ, куда входит денежное довольствие военнослужащих.

В обнародованных приложениях к бюджету этого нет, но на сайте Минобороны отмечается, что в 2022 году на денежное довольствие и заработную плату военнослужащих и работников предусмотрено 71,2 миллиарда гривен, что на 10,9 миллиарда гривен больше, чем было в 2021 году. Но здесь не следует забывать об увеличении численности армии на 11 тысяч человек в рамках развития сил территориальной обороны.

Читайте также: Национальное сопротивление с командирами-председателями ОГА: Какой будет украинская терроборона

Также из таблицы видно, что увеличились, хотя и не столь существенно, расходы на военную технику. В 2022 году Украина планирует приобрести еще одну партию турецких беспилотников Bayraktar TB2, турецкий корвет Ada и другую иностранную и отечественную технику и оружие.

Почти без изменений остались финансирование строительства и покупки жилья для военных, а также расходы на транспортные нужды армии. А расходы на утилизацию боеприпасов даже уменьшились – почти на полмиллиарда гривен.

Также, как и в предыдущем бюджете, в бюджете на 2022 год отсутствует отдельная статья о “бесперебойности процесса питания личного состава Вооруженных сил Украины”, которая постоянно была в бюджетах 2016-2019 годов. Скорее всего, ее снова “размыли” в общих расходах без целевого назначения.

Читайте также: Плохое питание в ВСУ: Почему все ищут проблему не там.

Что касается наполнения военного бюджета, то кроме собственных расходов на оборону Украина ожидает получить международную помощь от правительств Франции (12,6 млрд грн), Великобритании (6,7 млрд грн) и США (1,7 млрд грн).

И это любопытный момент. Ведь суммарно эта международная помощь составляет 21 млрд грн, тогда как военный бюджет – 2022 лишь на 16 млрд грн больше предыдущего, в котором такие внешние поступления замечены не были. Таким образом, напрашивается вывод, что без учета международной денежной помощи государственные расходы на оборону не увеличились, а уменьшились – на 5 млрд грн по сравнению с предыдущим годом.

Проще говоря, государство уменьшило свои расходы на армию и компенсировало разницу за счет материальной помощи стран-партнеров. Собственно, ничего плохого в этом нет, но что бы делала действующая власть, если бы такой помощи не было? Кстати, ее еще может и не быть, ведь оборонные бюджеты этих стран еще не приняты.

И это при том что сектор обороны приносит в казну больше средств, чем на него потом выделяется. Ведь, согласно принятому госбюджету на 2022 год, как и в предыдущем, на наполнение специального фонда Государственного бюджета Украины будет идти 50% средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества Вооруженных сил Украины и средств от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащие реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных сил Украины (кроме средств от реализации разведывательным органом Министерства обороны Украины избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества). Простыми словами, только половина вырученных средств остаются в армии, тогда как вторая половина идет на покрытие расходов других сфер.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Артиллерия.

Таким образом, впечатления от свежепринятого оборонного бюджета неоднозначны. В целом на безопасность и оборону, как и на армию в частности, предусмотрено больше средств, чем в предыдущие годы. Этот показатель можно назвать даже рекордным за всю историю нашего государства.

Вместе с тем без ответа остается риторический вопрос: было бы такое увеличение без международной финансовой помощи, или нас снова ждало бы уменьшение расходов на армию по отношению к предыдущему году, как это было в бюджете-2021?

Читайте также: Как Украина развиват свою армию: Военно-морские базы.

В мире четвертый месяц подряд растут цены на продукты, – ООН

Причиной роста цен на продукты в мире стал активный спрос на пшеницу и молочную продукцию.

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на уведомление на сайте продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Отмечается, что в ноябре 2021 года индекс продовольственных цен составил 134,4 пункта, достигнув самого высокого уровня с июня 2011 года и на 1,2% превысив октябрьский показатель. Значение этого индекса оказалось на 27,3% выше показателя ноября 2020 года.

Наибольшее повышение в ноябре показал индекс цен на молочную продукцию, который по сравнению с октябрем вырос на 3,4%.

Индекс цен на зерновые культуры в ноябре вырос по сравнению с октябрем на 3,1%. В годовом выражении он вырос на 23,2%.

Мировой импортный спрос на сливочное масло и сухое молоко сохранялся на высоком уровне из-за стремления покупателей обеспечить спотовые поставки в ожидании понижения предложения на рынках.

Также индекс цен на сахар в ноябре был на 1,4% выше, чем в октябре, и почти на 40% превысил уровень в ноябре 2020 года. Такой рост был обусловлен повышением цен на этанол, несмотря на это его сдерживали большие объемы поставок из Индии и благоприятные прогнозы по экспорту сахара из Таиланда.

В то же время индекс цен на мясо снизился на 0,9%, и это снижение происходит уже четвертый месяц подряд. Мировые котировки свинины упали из-за сокращения закупок Китаем, цены на баранину резко снизились в связи с увеличением экспортных поставок из Австралии. Цены на говядину и мясо птицы в основном оставались на стабильном уровне.

Напомним, из-за повышения цены на газ как базовый энергоресурс в Украине наблюдается повышение цен практически на всю продукцию. Для рядового гражданина прежде всего речь идет о коммунальных услугах, продуктах, товарах первой необходимости.