В Украине подумывают ввести машинное голосование на выборах

Первый заместитель председателя парламента Александр Корниенко не исключает, что во время проведения следующих выборов в 2024 году в Украине будет проведен эксперимент с машинным голосованием.

Об этом он рассказал в интервью “РБК-Украина”, сообщает Depo.ua.

При этом Корниенко добавил, что для внедрения машинного голосования хотя бы в больших городах нужно до миллиарда гривен.

“Что мы можем делать для увеличения мотивации людей участвовать в выборах – это, конечно, так называемое машинное голосование, оно во всем мире уже имплементируется. Это когда ты бюллетень вкладываешь не в урну, а в такую машину, и она сразу твой голос засчитывает. Это, конечно, сделает невозможными фальсификации на участках, это сделает невозможными различные манипуляции с протоколами, которые были даже и на последних местных выборах”, — рассказал вице-спикер.

Он объяснил, что речь идет об очень больших инвестициях, поскольку есть 30 тыс. участков, а на каждый нужны две машины.

“Одна стоит от 400 до 700 евро в зависимости от оснащенности, то есть 30 млн евро где-то нужно взять. Это 7 млрд гривен просто на переоснащение, еще нужно научить членов комиссий и так далее. Но это перспективное направление, весь мир к нему идет. В 2024 году, я думаю, можно говорить об экспериментах с машинным голосованием”, – отметил Корниенко.

Нардеп объяснил, что идея введения машинного голосования рассматривается, чтобы поощрить молодежь идти на выборы.

“Если мы сможем найти на это несколько сотен миллионов гривен, хотя бы до миллиарда, мы сможем во всех крупных городах это запустить, там большие участки и длительный подсчет. Одна из причин, почему молодежи не интересны выборы, это то, что все происходит долго. Мы это тоже все исследовали”, – отметил Корниенко.

В то же время, по словам Корниенко, на таких участках должны оставаться урны для “традиционных” избирателей старшего поколения, для тех, кто давно этим занимается.

Напомним, в Украине также рассматривают возможность введения дистанционного голосования на выборах. Ранее в Министерстве цифровой трансформации заявили о технической готовности к внедрению онлайн-голосования в Украине. В ведомстве подчеркнули, что проведение таких выборов теперь зависит от Центризбиркома и парламента, который должен создать соответствующую нормативную базу.

В ходе пресс-марафона президент Владимир Зеленский сообщил, что вопросы цифровых выборов в Украине прорабатывают с Apple и Microsoft. Глава государства отметил, что в случае проведения выборов в онлайне традиционный поход на участок никто не будет отменять.

В то же время, по результатам опроса, большинство украинцев не одобряют введение в Украине голосования на выборах через интернет. По состоянию на начало декабря 65,9% украинцев негативно относятся к возможному введению дистанционного голосования через интернет. О положительном отношении заявили 29% опрошенных.

 

Вадим Денисенко: “На цементирование ядерного электората Зеленского в этом году потратят 1,5 млрд грн бюджетных денег”

А что можем предложить в этом смысле мы? О важности собственного взгляда на историю и создании властями пропагандистского пула телеканалов Depo.ua пообщался с директором Украинского института будущего Вадимом Денисенко.

– Так что это за затея – поставить на “научную основу” действия Кремля по уничтожению Украины?

– Удивительно, почему это до сих пор не было сделано россиянами на массовой основе, почему эти тезисы они не вкладывали в мозг граждан еще на уровне курсовых, дипломных работ, кандидатских или докторских диссертаций. Рано или поздно они должны были начать восполнять этот пробел в искусственно создаваемой ими для внутреннего и внешнего потребителя картине мира, продолжая свою так называемую культурную политику.

На самом деле, удивляет другое – почему до сих пор не делает подобных шагов Украина. С 2014 года у нас не защищена ни одна кандидатская или докторская диссертация (в открытом доступе такой информации по крайней мере нет), которае бы демонстрировала украинский взгляд на происходящее в “Л/ДНР”. За эти годы украинское государство должно было создать хотя бы в пяти-шести вузах центры изучения проблематики оккупированных территорий — кто-то изучает их экономику, кто-то больше внимания уделяет тщательному исследованию политической жизни, кто-то работает в направлении демографии. И сегодня мы уже имели бы не просто корпус научных текстов, а получили бы группу людей, которые профессионально занимаются этими вопросами, глубоко понимают, что происходит на оккупированных территориях, и могут быть публичными экспертами, объясняя важные вещи для отечественных СМИ и для внешнего мира. Ведь для аудитории есть разница – рассказывает им о некоторых моментах простой журналист или доктор исторических наук, который еще и может объяснить сложные вещи на простом языке. Таких экспертов нужно воспитывать, и делать это должно было бы украинское государство.

В общем, нам нужно продумывать и делать асимметричные ходы в этом направлении. Если бы у нас была принята действенная, проактивная государственная политика в идеологической сфере, все технические предостережения (есть определенные процедуры по защите диссертаций, где оппонентами должны быть специалисты именно по вопросам защиты диссертаций) уже давно можно было преодолеть. И это вопрос не только исторических, но и экономических, социологических факультетов, здесь широкая сфера применения для демографов, экологов и т. д. Но мы вообще не используем этот инструмент. Зато у нас до сих пор размышляют, нужно ли и можно ли это делать. Государство не выделяет на это средств и даже не демонстрирует попыток внедрять украинские нарративы по поводу оккупированных территорий в научное сообщество.

– В Украине создали телеканал “Дом”, который вещает на временно оккупированные территории. Выполняет ли он свою функцию – быть идеологическим оружием нашего государства?

– Понятно, что это изначально была идеалистическая история – а давайте создадим такой телеканал, который будут смотреть на оккупированных территориях. Такой канал не мог даже теоретически заработать на полную мощность в том виде, в каком он был задуман. Главная причина – никто даже не задумался над вопросом целевой аудитории для канала, потому что считалось, что целевая аудитория – все жители ОРДЛО. А таких каналов, которые ориентировались бы на 100% населения, вообще не существует нигде в мире. Вот была концепция “вражеских голосов” периода холодной войны. Так вот, BBC или “Голос Америки” работали на полтора или два процента населения Советского Союза — пассионариев, которые дальше продвигали услышанные в эфире идеи в более широкие массы. Можно приводить другие примеры, но даже здравый смысл подсказывает, что концепция канала “Дом” была провальной.

Сейчас же начинается принципиально другая история – “Дом” хотят развернуть с “республик” в направлении подконтрольной территории Украины и сделать из него один из трех государственных общенациональных каналов, которые будут заниматься агитацией за власть. Из тех фамилий, которые сейчас всплывают в контексте рестарта двух других рупоров власти – телеканала “Рада” и Общественного, мы видим, что эти три медиа будут заниматься контрагитацией против внутренних врагов нынешней украинской власти. Причем, к сожалению, с пророссийскими лозунгами.

– Канал “Рада” финансируется из государственного бюджета по статье расходов, предусмотренных для парламента. Поэтому на нем должен быть обеспечен баланс мнений всех политических сил общенационального уровня. Кажется, в этой плоскости у канала будут возникать сложности.

– Появление на канале “Рада” одиозных персонажей в роли ведущих, скажем Владимира Петрова, о котором уже было заявлено, настораживает. Тем более если правда, что всей упомянутой группой каналов в момент их перезапуска якобы руководит Семенов (Алексей Семенов, медиаменеджер, который среди прочего запускал каналы “112”, “Прямой канал”, “Киевлайв” и т. д.) и). Удачным его проектом оказался только “112 Украина”, “Прямой” стал успешным, когда Порошенко перешел в оппозицию. Все его телеканалы живут в одной парадигме: жесткая безальтернативная позиция, подача на грани или за гранью фола и никаких других точек зрения. Там речь не идет о каком-то балансе мнений, двух точках зрения и т. д. “Врага”, выбранного владельцами канала, мочат всеми средствами, выбирают узкую целевую группу, на которую и работают.

Пока информация о Семенове не подтверждена официально, но, честно говоря, это не имеет значения – будет он руководить или нет. Дело в том, что появление того же Петрова или Пальчевского – это создание идентичных, безальтернативных с точки зрения других мнений, каналов, направленных на узкую аудиторию. Не исключено, что мы становимся очевидцами появления группы каналов, задачей которой будет работать на идеологическое противостояние с оппозицией к власти Владимира Зеленского. Правда, во всем этом есть одно большое “но” – инертность системы. Теоретически создать за год пул эффективных каналов можно, но только при условии молчания политиков, общественности и т. д. Плюс нужно уволить и нанять массу людей, а это невероятно сложно. Поэтому, наверное, мы будем иметь ряд идеологических программ, которые будут запихиваться в прайм, и там будет происходить идеологическая прокачка, а для баланса будут предлагать малорейтинговые дневные часы.

– В какую сумму обойдется государственному бюджету эта машина пропаганды власти (которая еще неизвестно, сработает ли)?

– Вся эта конструкция в 2022 году будет стоить налогоплательщикам не менее полутора миллиардов гривен из бюджета. 1,2 млрд – это финансирование “Общественного”, плюс другие два канала. И это только официальный открытый уровень. Об остальном можно только догадываться.

Важно обратить внимание и на столь показательный момент. Все наши грантоеды, специалисты в области свободы слова, мастера освоения бюджетов на культурные проекты – все они сейчас как воды в рот набрали. Среди прочего они находятся на грантах от Минкультуры, и об активном протесте этих правдолюбов против такого профилирования телеканалов мы не слышим. Приятным и единственным исключением здесь является “Детектор медиа”. Мы не услышали голоса наблюдательного совета “Общественного” или чего-то подобного. Это что касается вопроса о зрелости гражданского общества. Пока людям будут предлагать слушаться и оставаться на своих местах, большинство из них, судя по всему, будут слушаться.

– Есть сомнение, что люди будут массово смотреть эти каналы. Тогда какой может быть ниша телевизионных кнопок Банковой? Потому что информационных каналов в украинском эфире хватает и без новичков.

– Ниша этих каналов – это электоральное ядро Зеленского, где-то 25% избирателей. Их будут максимально удерживать, чтобы не отпустить на другие политические “пастбища”. Но действительно, среди избирателей нашего президента около трети, молодежь до 25 лет, вообще не смотрят телевизор. Следовательно, реально целевой аудиторией новых каналов будет сегмент людей, являющихся ядром избирателей Зеленского и при этом представляющих поколение 35-летних и старше. То есть из этих 25 процентов останутся максимум 15. Да и это на самом деле много. В принципе, следует понимать, что успешный информканал – это тот канал, который имеет долю 1%. Так что ниша для каналов есть. Удастся ли властям реализовать задуманное, пока очень сложно сказать. Есть слишком много неизвестных. Одно, что можно точно сказать, – деньги будут освоены.

– Будет ли попытка перетащить узнаваемые зрителями лица на новые телеканалы?

– Прецеденты уже есть – тот же Пальчевский. Сейчас мы видим миграцию журналистов и ведущих с закрытого “112 канала”. Фактор денег никто не отменял. Поэтому я не удивлюсь, если еще ряд известных лиц будут перекуплены этими телеканалами.

– Такое перепрофилирование трех каналов, которые сделали рестарт, является одним из элементов гуманитарной политики, отсутствующей у нас как фактор реализации интересов государства. Снова все сводится к тому, как победить на следующих выборах и замочить оппонентов.

– Хочу вернуться к вопросу истории и изучения оккупированных территорий на научном уровне, с которого мы начинали разговор. Он является одним из ключевых. Невозможно строить государство, не имея качественно написанного официального учебника его истории. Ни одно государство не смогло этого сделать. Нынешняя власть, начиная от министра культуры, который теоретически должен за это отвечать, и завершая Офисом президента, где есть заместитель по гуманитарным вопросам, боится даже сказать вслух: давайте начнем писать новую историю страны. А если ее не пишем мы, ее напишут за нас. Это совершенно то же, что и с армией. Поэтому часть наших граждан до сих пор живет в чужой парадигме и “Деньпобеды”.

– Не потому ли так происходит, что нынешний патриотический разворот этой власти является временным, неестественным для руководителей государства явлением?

– Думаю, причина в другом – в полном непонимании командой Зеленского значения собственного взгляда на историю для построения сильного государства. Кстати, в отличие от них, президент России значение истории понимает очень хорошо. Вопрос исторической памяти там давно разрабатывается на высоком уровне. Есть целая иерархия государственных органов, занимающихся этим.

А у нас на верхах власти понимают только значение хайпа, на котором и строят свои планы и действия. Для них ток-шоу с долей в 10 процентов важнее всего того, что сделал Михаил Грушевский, написав “Историю Украины-Руси”.

ЕС и страны Восточного партнерства подписали декларацию по итогам саммита: О чем документ

Лидеры ЕС по итогам саммита заявили, что намерены и дальше развивать проект Восточного партнерства на основе общих ценностей, уважения прав человека, демократии и верховенства права.

Об этом говорится в итоговой декларации саммита Восточного партнерства, обнародованной на сайте Европейского совета, передает Depo.ua со ссылкой на “Укринформ”.

Как отмечается в документе, Европейский Союз остается привержен поддержке территориальной целостности и суверенитета всех восточных партнеров в рамках международно признанных границ.

Также стороны подтвердили общую обеспокоенность нарушением этих принципов во многих регионах Восточного партнерства и высказались за мирное урегулирование конфликтов на основе международного права.

“Мирное разрешение конфликтов, развитие доверия и добрососедских отношений является важным фактором для экономического и социального развития и сотрудничества”, — отмечается в декларации.

При этом стороны приветствовали усилия Евросоюза в разрешении конфликтов и их предотвращении, восстановлении доверия в различных форматах, включая присутствие представителей ЕС “в поле”, на местах событий, там, где это целесообразно.

Члены Евросоюза также подтвердили неотъемлемое право каждой страны-партнера самостоятельно выбирать уровень своих амбиций во взаимодействии с ЕС.

В декларации также приветствуют вступление в силу Соглашений об ассоциации с ЕС Украины, Грузии и Молдовы, а также признали стремление “Ассоциированного трио” развивать горизонтальные связи и сотрудничество в ключевых секторах экономики.

“В этом контексте мы признаем европейские стремления и европейский выбор стран-партнеров, о которых идет речь, как это указано в соглашениях об ассоциации. Эти соглашения позволяют ускорить политическую ассоциацию и экономическую интеграцию с Европейским Союзом”, — отмечается в документе.

Евросоюз в своей декларации также подтвердил намерение оказать содействие странам-партнерам в реформах и программах развития, а также в экономическом восстановлении после пандемии COVID-19. В частности, представлен инвестиционный план, который должен привлечь дополнительные 17 миллиардов евро частных и государственных средств с целью придать импульс экономическому развитию всего региона Восточного партнерства. Отдельное место в документе занимает признание масштабного вклада Евросоюза в обеспечение стран-членов вакцинами и средствами защиты от пандемии COVID-19. ЕС подтвердил готовность продолжать такую помощь как через глобальный фонд COVAX, так и посредством прямой передачи вакцин партнерам.

В ЕС выразили сожаление по поводу решения белорусского режима прекратить участие в Восточном партнерстве. Авторы документа выразили надежду на возобновление сотрудничества с Беларусью, как только будут созданы “необходимые условия для мирного демократического перехода к общей национальной повестке дня на основе общих ценностей”.

Участники саммита выразили солидарность в вопросах борьбы с климатическими изменениями и в создании условий для перехода к климатически нейтральной экономике к 2050 году.

Стороны планируют провести следующий саммит Восточного партнерства в 2023 году, чтобы подвести первые итоги имплементации определенных ныне приоритетов и целей.

Напомним, 15 декабря в Брюсселе прошел 6-й саммит Восточного партнерства. Лидеры ЕС и пяти стран-партнеров – Украины, Грузии, Молдовы, Армении и Азербайджана – подвели итоги за предыдущие годы и определили перспективы.

Президент Украины Владимир Зеленский также 15-16 декабря находится с рабочим визитом в Брюсселе. В мероприятии также принимают участие президент Европейского совета Шарль Мишель, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, лидеры государств – членов Евросоюза и стран Восточного партнерства.

В рамках визита в Брюссель Зеленский провел ряд двусторонних встреч с лидерами государств-членов ЕС и стран-партнеров, руководством Европейского Союза и Генеральным секретарем НАТО.

Ранее члены “Ассоциированного трио” – Грузия, Молдова и Украина – выступили с общим заявлением на полях саммита Восточного партнерства. В нем стороны заявили, что будут работать над дальнейшим углублением интеграции в Европейский Союз.

Справка: Восточное партнерство – внешнеполитическая инициатива Европейского Союза, распространяющаяся на шесть восточноевропейских стран: Азербайджан, Беларусь, Армению, Грузию, Молдову и Украину. Инициатива была одобрена на Пражском учредительном саммите Восточного партнерства 7 мая 2009 года.

Восточное партнерство предусматривает возможность обновления договорно-правовой базы отношений ЕС со странами-партнерами путем замены соглашений о партнерстве и сотрудничестве на соглашения об ассоциации, создание углубленных и всеобъемлющих зон свободной торговли, либерализацию визового режима между ЕС и государствами-партнерами.

Ассоциированное трио – трехсторонний формат усиленного сотрудничества Украины, Грузии и Молдовы по европейской интеграции, начатый 17 мая 2021 года во время совместного визита глав внешнеполитических ведомств Молдовы и Грузии в Украину.

Украина, Грузия и Молдова призвали ЕС признать их европейскую перспективу, – совместное заявление

Лидеры так называемого Ассоциированного трио – Грузии, Республики Молдова и Украины – на полях саммита “Восточного партнерства” в Брюсселе объявили совместное заявление.

Полный текст этого документа опубликован на официальном сайте президента Украины, сообщает Depo.ua.

Этим заявлением главы государств так называемого Ассоциированного трио, в частности, одобрили провозглашенный на саммите экономический и инвестиционный план для “Восточного партнерства”, “содержащий конкретные флагманские инициативы для стран-партнеров”.

Также лидеры трех стран подтвердили приверженность дальнейшему укреплению политической ассоциации и экономической интеграции Грузии, Молдовы и Украины с Европейским Союзом.

Главы государств Ассоциированного трио выразили надежду на расширение отраслевого сотрудничества с ЕС по вопросам “зеленого” и цифрового переходов, совмещенности, энергетической безопасности, юстиции и внутренних дел, стратегических коммуникаций и здравоохранения.

“Мы выразили свою заинтересованность в углублении сотрудничества стран Трио с ЕС с целью интеграции в Единый цифровой рынок ЕС, в том числе путем участия в программах ЕС “Цифровая Европа”, “Инструмент сообщения Европы”, а также снижение платы за роуминг между ЕС и Ассоциированным трио”, – говорится в заявлении.

В то же время лидеры Грузии, Молдовы и Украины заверили, что приложат усилия для усиления сотрудничества с ЕС “в целях укрепления европейской энергетической безопасности, полного использования имеющихся газотранспортных систем, синхронизации электрических сетей и предотвращения использования энергии как оружия”.

Для улучшения транспортного сообщения со странами ЕС страны Трио согласились на либерализацию рынка автотранспортных перевозок, развитие транспортных коридоров, а также на реализацию совместных инфраструктурных проектов при поддержке Экономического и инвестиционного плана “Восточного партнерства”.

Приветствуя активные усилия ЕС по урегулированию конфликтов, лидеры трех государств призвали к усилению его роли в содействии миру и стабильности в регионе “Восточного партнерства”, “используя все доступные инструменты, в том числе соответствующие ограничительные меры”. Вопрос о введении санкций попросили рассмотреть на заседании Европейского совета 16 декабря 2021 года.

“Мы напомнили, что попытки аннексии Россией и незаконная оккупация территорий Грузии, ее агрессия на востоке Украины и временная оккупация Крыма, а также нерешенный конфликт в Приднестровском регионе Республики Молдова представляют серьезную угрозу региону и Европе в целом”, — говорится в заявлении.

Лидеры Ассоциированного трио осудили явное нарушение со стороны РФ суверенитета и территориальной целостности ряда государств “Восточного партнерства”, поддержку конфликтов с использованием дезинформации и кибератак, усиление милитаризации региона.

На этом фоне в заявлении отметили важность дальнейшего повышения устойчивости и сотрудничества в сфере общей политики безопасности и обороны (ОПБО) и общей внешней политики и политики безопасности (ОВПБ) с ЕС и напомнили об общем обязательстве продвигать принципы, закрепленные в соглашениях об ассоциации.

“Мы подтвердили нашу решимость, подкрепленную сильной волей наших народов, действовать в направлении членства в Европейском Союзе. В этой связи мы призываем Европейский Союз поддержать суверенный выбор наших государств вместе со всеми соответствующими шагами, предпринятыми нами в направлении европейской интеграции, и признать европейскую перспективу Грузии, Республики Молдова и Украины”, — подытожили в заявлении лидеры Трио.

Напомним, 15 декабря в Брюсселе прошел Шестой саммит “Восточного партнерства”. Лидеры ЕС и пяти стран-партнеров – Украины, Грузии, Молдовы, Армении и Азербайджана – подвели итоги за предыдущие годы и определили перспективы.

Президент Украины Владимир Зеленский 15-16 декабря будет находиться с рабочим визитом в Брюсселе. В мероприятии также принимают участие президент Европейского совета Шарль Мишель, президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, лидеры государств-членов Евросоюза и стран “Восточного партнерства”.

В рамках визита в Брюссель Зеленский провел ряд двусторонних встреч с лидерами государств-членов ЕС и стран-партнеров, руководством Европейского Союза и генеральным секретарем НАТО.

Справка: Ассоциированное трио – трехсторонний формат усиленного сотрудничества Украины, Грузии и Молдовы по европейской интеграции, начатый 17 мая 2021 года во время совместного визита глав внешнеполитических ведомств Молдовы и Грузии в Украину.

Министры иностранных дел подписали Меморандум о взаимопонимании между министерствами иностранных дел Украины, Грузии и Молдовы, который определяет общие позиции трех государств по поводу стремлений получить статус полноценного члена Европейского Союза, интегрироваться во внутренний рынок ЕС, развивать сферы секторального взаимодействия и преодолеть общие вызовы.

Реформа военкоматов: Что изменилось в центрах комплектования и социальной поддержки, кроме вывески

Вчера Кабинет Министров Украины внес изменения в положение о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятии призывников на военную службу по контракту, а именно осмене названия военных комиссариатов на территориальные центры комплектования и социальной поддержки, а должностей военных комиссаров – на руководителей территориальных центров комплектования и социальной поддержки.

Формально этим решением завершилась так называемая реформа военкоматов, которая длилась в Украине с 2017 года с целью приведения деятельности местных органов военного управления к стандартам НАТО.

История вопроса
Сама реформа стартовала 1 августа 2017 года, когда в экспериментальном порядке на материально-технической базе Черниговского областного военного комиссариата и Козелецкого районного военного комиссариата создали территориальные центры комплектования и социальной поддержки. 1 ноября 2017 года были обнародованы первые положительные результаты эксперимента, и реформа получила дальнейший зеленый свет.

26 апреля 2018 года тогдашний министр обороны Украины Степан Полторак утвердил план создания на базе военных комиссариатов территориальных центров комплектования и социальной поддержки.

Уже в 2018 году начали создавать 111 таких учреждений в Черниговской, Ровенской, Днепропетровской и Одесской областях. До конца 2019 года планировалось завершить реформу в остальных областях и принять соответствующий закон в Верховной Раде.

Однако 5 февраля 2019 года Верховная Рада Украины отклонила законопроект №9285 о переименовании военных комиссариатов в территориальные центры комплектования и социальной поддержки, и процедуру легализации нужно было начинать заново (в отличие от создания центров комплектования и социальной поддержки, этот процесс продолжил двигаться параллельным курсом).

После смены власти был зарегистрирован новый законопроект, №3553, который был успешно принят во втором чтении в целом 30 марта 2021 года и подписан президентом 21 апреля. Оставалось только переименовать военкоматы в территориальные центры комплектования и социальной поддержки в рабочих документах, что вчера и сделал Кабинет Министров.

Что изменится
По замыслу, создание на базе военных комиссариатов территориальных центров комплектования и социальной поддержки осуществляется в следующих целях:

упорядочивание вопросов военного учета призывников, военнообязанных и резервистов;
обеспечение надлежащего функционирования Единого государственного реестра призывников, военнообязанных и резервистов;
введение военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период.
Основной целью территориальных центров является создание прозрачной системы предоставления сервисных административных услуг социальной и правовой защиты военнообязанным, резервистам, ветеранам войны и военной службы, пенсионерам из числа военнослужащих Вооруженных сил Украины и членам их семей, которая будет осуществляться по системе “единого окна”.

Проще говоря, военкоматы должны стать чем-то вроде ЦПАУ для военнообязанных. В них будут открытые и закрытые зоны, а также рецепция, чего не было в военных комиссариатах (была проходная с “вертушкой” и кабинкой, в которой сидел самый младший по званию военнослужащий, который ничего не решал).

Службу в центрах несут военные, но они обязаны пройти соответствующую подготовку и знать, чем помочь человеку, который обращается за консультацией. Ожидается, что до 70% вопросов будут решаться уже на этом этапе.

Терцентры, в отличие от военкоматов, должны работать не по приемным дням, а каждый день и без обеденного перерыва. Все двери в кабинетах должны быть прозрачными – чтобы посетители видели, кто чем занимается.

Важным элементом является инклюзия – все центры должны быть доступны людям с особыми потребностями, что предусматривает установку пандусов, а также безбарьерный доступ к кабинетам и инклюзивный туалет.

Если говорить о структуре, то в составе областных территориальных центров комплектования и социальной поддержки предусмотрено создание следующих центров:

рекрутинга и комплектования;
учетно-мобилизационной работы;
нравственно-психологического обеспечения и по связям с общественностью;
территориальной обороны
Однако суть деятельности территориальных центров комплектования и социальной поддержки практически не изменится: призывникам будут приходить оттуда повестки; желающим заключить контракт с Вооруженными силами нужно будет обращаться туда же; там же будут оформлять военные билеты и другие документы.

Не избежать визита в эти места и военнообязанным, желающим или имеющим необходимость сменить место регистрации (так называемую прописку). Даже в условиях нынешнего уровня диджитализации все равно придется пройти медосмотр и стать на учет в территориальном центре комплектования и социальной поддержки.

Однако изменится форма деятельности. По большому счету, суть реформы сводится к осовремениванию работы органов, решающих вопросы, связанные с военнообязанными гражданами. И это тоже немало, ведь до 2017 года военкоматы напоминали заповедники постсовка, а качество обслуживания в них было соответствующим.

Ожидается, что реформа поможет минимизировать время, тратящееся на решение проблемных вопросов для посетителей экс-военнокоматов. Это касается получения тех же удостоверений, документов, военных билетов и т. д.

И хотя формально реформу можно считать завершенной (ненавистных многими военкоматов больше не будет), процесс реформирования будет продолжаться. Уже объявлено, что в 2022-2023 годах состоится реализация проекта так называемого электронного центра комплектования и социальной поддержки (Э-ТЦК) на портале “ДиЯ”.

В Минобороны уверяют, что уже заложены основы для цифровизации процессов военного учета как на уровне территориальных центров комплектования и социальной поддержки, так и в системе военного учета в государстве. Это позволит в краткосрочной перспективе вместо бумажного документа иметь Military_ID-номер. Он будет формироваться при внесении данных человека в реестр – будет генерироваться уникальная запись, которая никогда не будет повторяться у другого человека.

Министерство уже работает над тем, чтобы граждане, которые будут в будущем обращаться в Э-ТЦК на портале “ДиЯ”, получали все данные о себе в электронном виде без посещения учреждения. Кроме того, ожидается, что в режиме онлайн можно будет сменить регистрацию места жительства или увидеть информацию о включении лица в реестр военнообязанных – номер учетной записи в нем и т. д.