Военный бюджет – 2022: Что нам недоговаривают об увеличении расходов на армию

Согласно Стратегии национальной безопасности Украины и Концепции развития сектора безопасности и обороны Украины, ежегодное бюджетное финансирование сектора безопасности и обороны должно составлять не менее 5% от валового внутреннего продукта (ВВП). Согласно принятому закону о Государственном бюджете Украины на 2022 год, эта сумма составляет 323 138,6 млн грн, что составляет 6% ВВП.

Однако напрямую армия через Министерство обороны получит лишь 133 488,435 млн грн.

Остальное пойдет в Министерство внутренних дел Украины (99,2346464 млрд грн), Главное управление разведки Министерства обороны Украины (4,48031 млрд грн), Государственное космическое агентство Украины (1,2190586 млрд грн), Совет национальной безопасности и обороны Украины (0, 3881325 млрд грн), Службу безопасности Украины (16,1530257 млрд грн), Управление государственной охраны (1,8257979 млрд грн), Службу внешней разведки (4,4609934 млрд грн) и Государственную службу специальной связи и защиты информации (4, 077216 млрд грн) с целью финансирования мероприятий по повышению обороноспособности и безопасности государства, материально-технического обеспечения названных структур, а также строительства или приобретения жилья для военнослужащих, находящихся в их подчинении, и т. д.

Но остановимся именно на финансовом обеспечении Вооруженных сил Украины, подчиненных Министерству обороны. Кстати, между первым и вторым чтением расходы на нужды Минобороны увеличили на 2,5 млрд грн.

В проекте Государственного бюджета Украины на 2022 год расходы для Министерства обороны Украины предусмотрены на сумму 133,5 млрд грн, что сразу на 16 млрд грн больше против оборонного бюджета 2021 года, в котором было предусмотрено 117,5 млрд грн.

Распределенные эти средства будут следующим образом:

Наименование согласно ведомственной и программной классификациями расходов и кредитование государственного бюджета

Бюджет на 2020 год,

тыс. грн

Бюджет на 2021 год,

тыс. грн

Бюджет на 2022 год,

тыс. грн

Министерство обороны Украины

118 012 998,1

117 504 702,0

133 488 435,0

Руководство и военное управление Вооруженными силами Украины

720 098,3

356 154,1

464 090,6

Обеспечение деятельности Вооруженных сил Украины, подготовка кадров и войск, медицинское обеспечение личного состава, ветеранов военной службы и членов их семей, ветеранов войны

89 453 536,8

89 336 907,8

99 887 393,9

Развитие, закупка, модернизация и ремонт вооружения, военной техники, средств и оборудования

22 735 321,0

22 742 438,5

28 438 101,8

Строительство (приобретение) жилья для военнослужащих Вооруженных сил Украины

1 200 000,0

1 201 000,0

1 230 286,0

Утилизация боеприпасов, жидкостных компонентов ракетного топлива, вооружения, военной техники и другого военного имущества, обеспечение живучести и взрывопожаробезопасности арсеналов, баз и складов Вооруженных сил Украины

2 539 956,0

2 547 601,8

2 142 182,6

Обеспечение деятельности Государственной специальной службы транспорта

1 364 086,0

1 320 599,8

1 326 380,1

Как следует из таблицы, в целом расходы на Министерство обороны Украины увеличились по сравнению с предыдущими годами президентства Владимира Зеленского. Особенно ощутим рост обеспечения деятельности ВСУ, куда входит денежное довольствие военнослужащих.

В обнародованных приложениях к бюджету этого нет, но на сайте Минобороны отмечается, что в 2022 году на денежное довольствие и заработную плату военнослужащих и работников предусмотрено 71,2 миллиарда гривен, что на 10,9 миллиарда гривен больше, чем было в 2021 году. Но здесь не следует забывать об увеличении численности армии на 11 тысяч человек в рамках развития сил территориальной обороны.

Читайте также: Национальное сопротивление с командирами-председателями ОГА: Какой будет украинская терроборона

Также из таблицы видно, что увеличились, хотя и не столь существенно, расходы на военную технику. В 2022 году Украина планирует приобрести еще одну партию турецких беспилотников Bayraktar TB2, турецкий корвет Ada и другую иностранную и отечественную технику и оружие.

Почти без изменений остались финансирование строительства и покупки жилья для военных, а также расходы на транспортные нужды армии. А расходы на утилизацию боеприпасов даже уменьшились – почти на полмиллиарда гривен.

Также, как и в предыдущем бюджете, в бюджете на 2022 год отсутствует отдельная статья о “бесперебойности процесса питания личного состава Вооруженных сил Украины”, которая постоянно была в бюджетах 2016-2019 годов. Скорее всего, ее снова “размыли” в общих расходах без целевого назначения.

Читайте также: Плохое питание в ВСУ: Почему все ищут проблему не там.

Что касается наполнения военного бюджета, то кроме собственных расходов на оборону Украина ожидает получить международную помощь от правительств Франции (12,6 млрд грн), Великобритании (6,7 млрд грн) и США (1,7 млрд грн).

И это любопытный момент. Ведь суммарно эта международная помощь составляет 21 млрд грн, тогда как военный бюджет – 2022 лишь на 16 млрд грн больше предыдущего, в котором такие внешние поступления замечены не были. Таким образом, напрашивается вывод, что без учета международной денежной помощи государственные расходы на оборону не увеличились, а уменьшились – на 5 млрд грн по сравнению с предыдущим годом.

Проще говоря, государство уменьшило свои расходы на армию и компенсировало разницу за счет материальной помощи стран-партнеров. Собственно, ничего плохого в этом нет, но что бы делала действующая власть, если бы такой помощи не было? Кстати, ее еще может и не быть, ведь оборонные бюджеты этих стран еще не приняты.

И это при том что сектор обороны приносит в казну больше средств, чем на него потом выделяется. Ведь, согласно принятому госбюджету на 2022 год, как и в предыдущем, на наполнение специального фонда Государственного бюджета Украины будет идти 50% средств от реализации избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества Вооруженных сил Украины и средств от отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого военного имущества, подлежащие реализации, и земельных участков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных сил Украины (кроме средств от реализации разведывательным органом Министерства обороны Украины избыточного вооружения, военной и специальной техники, недвижимого военного имущества). Простыми словами, только половина вырученных средств остаются в армии, тогда как вторая половина идет на покрытие расходов других сфер.

Читайте также: Как Украина развивает свою армию: Артиллерия.

Таким образом, впечатления от свежепринятого оборонного бюджета неоднозначны. В целом на безопасность и оборону, как и на армию в частности, предусмотрено больше средств, чем в предыдущие годы. Этот показатель можно назвать даже рекордным за всю историю нашего государства.

Вместе с тем без ответа остается риторический вопрос: было бы такое увеличение без международной финансовой помощи, или нас снова ждало бы уменьшение расходов на армию по отношению к предыдущему году, как это было в бюджете-2021?

Читайте также: Как Украина развиват свою армию: Военно-морские базы.

В мире четвертый месяц подряд растут цены на продукты, – ООН

Причиной роста цен на продукты в мире стал активный спрос на пшеницу и молочную продукцию.

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на уведомление на сайте продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО).

Отмечается, что в ноябре 2021 года индекс продовольственных цен составил 134,4 пункта, достигнув самого высокого уровня с июня 2011 года и на 1,2% превысив октябрьский показатель. Значение этого индекса оказалось на 27,3% выше показателя ноября 2020 года.

Наибольшее повышение в ноябре показал индекс цен на молочную продукцию, который по сравнению с октябрем вырос на 3,4%.

Индекс цен на зерновые культуры в ноябре вырос по сравнению с октябрем на 3,1%. В годовом выражении он вырос на 23,2%.

Мировой импортный спрос на сливочное масло и сухое молоко сохранялся на высоком уровне из-за стремления покупателей обеспечить спотовые поставки в ожидании понижения предложения на рынках.

Также индекс цен на сахар в ноябре был на 1,4% выше, чем в октябре, и почти на 40% превысил уровень в ноябре 2020 года. Такой рост был обусловлен повышением цен на этанол, несмотря на это его сдерживали большие объемы поставок из Индии и благоприятные прогнозы по экспорту сахара из Таиланда.

В то же время индекс цен на мясо снизился на 0,9%, и это снижение происходит уже четвертый месяц подряд. Мировые котировки свинины упали из-за сокращения закупок Китаем, цены на баранину резко снизились в связи с увеличением экспортных поставок из Австралии. Цены на говядину и мясо птицы в основном оставались на стабильном уровне.

Напомним, из-за повышения цены на газ как базовый энергоресурс в Украине наблюдается повышение цен практически на всю продукцию. Для рядового гражданина прежде всего речь идет о коммунальных услугах, продуктах, товарах первой необходимости.

Кулеба о вступлении в НАТО: Для Украины открыты окна для сотрудничества, но не двери для присоединения

Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает, что Украина станет членом НАТО, когда в трех странах Альянса не перестанут смотреть на Украину сквозь призму отношений с Россией.

Об этом он сказал в интервью латвийскому новостному порталу Sargs, сообщает Depo.ua.

“По моим подсчетам, Украина присоединится к Альянсу, когда три столицы стран-участниц НАТО изменят свой взгляд на отношения с Украиной, наконец начав воспринимать Украину как независимое и самостоятельное государство, а не как дополнение к России. Но я точно знаю, что когда в этих столицах произойдет изменение восприятия и они больше не будут строить свои отношения с Украиной через призму двусторонних отношений с Россией, ситуация кардинально изменится”, — сказал глава украинского дипломатического ведомства.

Он подчеркнул, что пока эта точка зрения не изменится, НАТО откроет только “окна для сотрудничества с Украиной, но двери для присоединения пока будут закрыты”.

При этом Кулеба не ответил на уточняющий вопрос, о каких именно столицах идет речь. Он пояснил, что подобный ответ будет недипломатическим.

Напомним, ранее генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг напомнил о решении союзников относительно членства Украины в НАТО. Он заявил, что решение о членстве Украины в НАТО остается актуальным. И Альянс будет и дальше поддерживать Украину на этом пути.

Также генсек НАТО напомнил, что у России нет права вето на включение в состав Альянса новых стран-членов.

Читайте также: Результаты саммита НАТО: Как Альянс поможет Украине.

На лоббирование против санкций США в отношении “Северного потока – 2” потратили более $7,4 млн

Это усложняет внесение санкций против “Северного потока – 2” в закон США о финансировании национальной обороны на 2022 год.

Об этом говорится в расследовании организации OpenSecrets, отслеживающей финансирование избирательных кампаний, а также дела, связанные с лоббированием, сообщает Depo.ua.

Отмечается, что с начала 2020 года участвующие в строительстве газопровода иностранные компании потратили более $7,4 млн на лоббирование “против санкций” и других вопросов, связанных с проектом.

В частности, более $4,5 млн были заплачены лоббистской фирме Roberti Global, которой руководит донор демократов и лоббист Винсент Роберти. Он обнародовал информацию о лоббировании “вопросов, связанных с позицией США в отношении “Северного потока – 2″, включая потенциальные финансовые санкции, влияющие на проект”.

Также с начала 2020 года трубопроводная компания заплатила BGR Group около 1,3 млн долларов за лоббирование бывшего сотрудника комитета Конгресса по иностранным делам Уокера Робертса.

Пять иностранных компаний, сотрудничающих с “Газпромом” по строительству газопровода (австрийская OMV AG, Нидерландская Shell International, французская ENGIE и немецкие Wintershall и Uniper SE),  наняли лоббистов из McLarty Inbound для продвижения соответствующей позиции Госдепартамента и Совета национальной безопасности. В общей сложности они заплатили фирме более $840 тыс. в 2020 году и $600 тыс. за первые три квартала 2021 года.

При этом, как отмечается в расследовании, хотя “Северный поток – 2” принадлежит российской государственной компании, Кремль настаивает на том, что газопровод является “коммерческим проектом”. И это позволяет скрыть от общественности детали лоббирования и имена членов правительства, которые к этому причастны. Лоббисты частных иностранных организаций могут не раскрывать информацию, если главным бенефициаром операции влияния не является иностранное правительство или политическая партия.

Как отмечается, больше всего дискуссий в Сенате велось именно вокруг наложения санкций на компанию-оператора Nord Stream 2 AG. Республиканцы настаивают на включении нормы о санкциях в законопроект и обвиняют лидера сенатского большинства от демократов Чака Шумера в том, что он не позволяет проголосовать за соответствующие поправки.

Напомним, в мае президент США отменил санкции против газопровода “Северный поток – 2”, несмотря на их двухпартийную поддержку. Госсекретарь Энтони Блинкен объяснил, что это должно “восстановить отношения с союзниками и партнерами в Европе”.

Ранее Палата представителей при двухпартийной поддержке приняла поправку, предусматривающую санкции в отношении российского газопровода без отклонения их администрацией. Однако закон должен быть одобрен Сенатом и подписан президентом.

Читайте также: Нефтегазовое оружие Путина затупилось: Как агрессия мешает России разбогатеть.

Авария, которой не было: “Схемы” показали резонансное расследование о Бурштынской ТЭС (ВИДЕО)

На энергетическом предприятии – это Бурштынская ТЭС, входящая в “ДТЭК Западэнерго”, бенефициаром которого является Ринат Ахметов, произошла авария. Об этом событии стало известно 4 ноября. Об этом сообщается в совместном расследовании, которое провели журналисты “Схем” и ЦПК.
Холдинг Ахметова прокомментировал аварию. Объяснили, что произошел прорыв в обычном коллекторе с водой и ущерб окружающей среде не причинен.

По информации представителей медиа, начавших собственное расследование, специалистов Государственной экоинспекции на территорию не пустили. Съемочная группа сняла аварийное место с помощью дрона. На видео можно увидеть территорию энергетического предприятия, площадью около 10 гектаров, которая затоплена темной жидкостью. Эксперты, прокомментировавшие отснятые кадры, сделали свой вывод. Они утверждают, что больше всего — это разрыв золошлакопровода, который был заполнен опасными веществами.
Экологам запретили появляться на территории станции, но по выводам независимой химической экспертизы, заказанной ЦПК, в жидкости с места аварии обнаружено превышение допустимых норм опасного токсичного химиката – мышьяка. Представители этих медиа сняли, как эту отравляющую воду откачивали в водохранилище на территории. Оно соединяется с рекой, которая, в свою очередь, соединяется с Днестром.

Представители “Центра противодействия коррупции” показали видео, сделанное с помощью дрона специалисту Европейского экологического бюро Джей Кришни. Данный эксперт специализируется на производственном процессе угольных станций.

Эксперт выразил свое предположение, что “такой локализованный разлив похож на протекание трубы золошлакопровода”.

Специалист экологического бюро сделал анализ аварии, посмотрел, какими золоотвалами пользуется Бурштынская станция и рассказал, как территория ТЭС выглядела раньше. Она не была чёрной. По его мнению,   утверждать, что здесь хранили золошлаки, которые затем смешались с водой, нельзя. И коллектора, который мог бы прорвать такую большую территорию, на станции, по мнению эколога, с высокой вероятностью, нет.

Официально, версию о том, что прорвало коллектор, на Бурштынской ТЭС сообщили почти через неделю после дня, когда стало известно об аварии – 7 ноября.

По версии энергетического предприятия, прорыв произошел в ночь со 2 на 3 ноября на территории, где размещалась раньше пожарная часть.

В холдинге Рината Ахметова после встречи журналистов с главой ДТЭК  прислали письменный ответ, объяснив свою версию произошедшего на Бурштынской ТЭС.

Прорыв золошлакопровода не подтвердили. Объяснили, что осмотры золошлакопроводов проводятся ежедневно и трубопроводы находятся в удовлетворительном состоянии.

По информации, которую прислали представителям медиа, местной сертифицированной  химической  лабораторией  ДТЭК Бурштынская ТЭС были  проведены  анализы воды  с подтопленной территории. Они в соответствии с нормативом качества воды. Что касается качества на этом участке, то она отвечала воде из водохранилища.

В компании резюмировали, что прорыв коллектора лучевых вод, который произошел, не имеет ничего общего с золошлакопроводамы. Они не размещены на упоминаемом участке.

” Именно поэтому на Бурштынской ТЭС не было загрязнения подтопленной воды отходами”, – пояснили в ДТЭК Энерго.

Напомним, что “Комментарии” информировали о том, что в Вильнюсе Ахметов мог вести переговоры об изменении действующей власти.