Эстония готова принимать беженцев из Украины, если Россия нападет

Министр социальной защиты страны Сигне Рийсало заявила, что в случае нападения России Эстония готова разместить у себя 2000 беженцев из Украины.

Такие цифры она озвучила в ответ на вопрос, сколько людей Эстония готова принять, если в Украине вдруг начнется масштабная война, сообщает Depo.ua со ссылкой на ERR.

“Мы не знаем, как поведут себя украинцы, если начнется война, и является ли Эстония тем местом, куда они хотели бы попасть в первую очередь. Но, конечно, мы должны быть готовы, и сегодня мы достаточно хорошо подготовлены. В обычное время Эстония готова принять в рамках международной защиты до 100 человек, но в случае чрезвычайной ситуации мы имеем возможность обеспечить проживанием до 2000 человек”, – сказала Рийсало.

Она также сказала, что не верит в то, что в Эстонию могут приехать около 20 тысяч граждан Украины.

“20 000 просителей убежища – это маловероятно. Но если они будут, мы, конечно, будем искать для них дополнительное жилье. И мы активно над этим работаем”, – сказала министр.

Напомним, ранее премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что Польша готова принимать раненых и беженцев, если Россия вторгнется на территорию Украины. В то же время в Польше надеются, что эскалации конфликта не будет.

Лукашенко угрожает топливной блокадой: Чем это обернется для Украины и что нам делать

При том, что транзит нефтепродуктов из Балтии он уже остановил, лишение рынка более 50% поступлений, которые обеспечиваются именно белорусской нефтепереработкой, может создать незаурядный дефицит и безгранично раскрутить цены. При этом под угрозой окажутся не только автовладельцы, но и вся транспортная отрасль вместе с агропромышленным комплексом. И, конечно, украинская армия, сообщает Depo.ua.

Украинский рынок бензинов и дизеля в очень большой степени является импортозависимым. И если по бензинам Украина закрывает потребности наполовину собственным производством, то в поставках дизеля импортная зависимость нашей страны достигает 84-85%. При этом большая часть импорта идет из России и Беларуси – около 75% рынка.

Блокада литовского горючего
В начале февраля Беларусь сообщила, что ограничивает железнодорожный транзит по своей территории ряда товаров из Литвы. Это явилось следствием решения литовцев со своей стороны прекратить транзит белорусских калийных удобрений.

При этом Литва является третьим по мощности импортером дизеля и бензинов в Украину. По дизелю она закрывает потребность нашего рынка на 10%, а по бензинам – на 20-21%.

Нехватка этих объемов, конечно, не разрушит рынок. Тем более что Литва пытается отыскать альтернативные пути — в том числе и через Польшу. Этот путь сложнее, ведь в Польше узкая колея и возникает потребность в двойном переложении колесных пар на границах. От этого стоимость доставки, очевидно, вырастет. Что скажется и на ценниках на АЗС.

В то же время, остается возможность замещения литовского импорта за счет увеличения собственного производства, для чего есть определенные ресурсы. А также компенсация дефицита увеличением поставок из той же Беларуси.

По мнению президента Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, новость о прекращении литовского импорта не является критичной. “Никакой трагедии нет, потому что Украина переживала и более преступную блокаду нефтепродуктов из России, и этого потребитель даже не заметил. Во-первых, рынок Украины очень диверсифицирован по источникам поставки: это и море, и железная дорога, и другой транспорт, и Россия, и Беларусь, и Черное море, и Европа. То есть проблемы есть, но они не критичны”, — отметил эксперт.

Продукты литовско-польской компании Orlen Lietuva, напоминает Косянчук, которой касаются введенные Беларусью ограничения, составляли от 9 до 11% украинского импорта: “Нельзя сказать, что это — незначительная доля, даже 10% значительно влияют на ценообразование, но — не критично”.

Угрозы Лукашенко
В то же время белорусский импорт становится все сомнительнее в условиях агрессии России и ее сателлита под руководством Лукашенко.

В последние дни он добавил жару в огонь вражды, заявив в интервью российскому пропагандисту Соловьеву о возможной полной блокаде поставок нефтепродуктов и из России, и из Беларуси. И это будет критический сценарий для украинской экономики.

Лукашенко заявил, что в любом случае в противостоянии между РФ и Украиной поддержит Кремль. “Ребята, вы будете безумными, если будете противостоять России. Мы будем не с вами. Мы отрежем все поставки не только горюче-смазочных материалов с Россией вместе, но и электричества”, — сказал белорусский лидер.

И если в вопросе электричества Украина не слишком зависима от “братских” соседок и даже пытается рано или поздно избавиться от пуповины в виде соединения с электросетями этих стран и присоединиться к европейской ENTSO-E, то в вопросе нефтепродуктов ситуация сложнее.

Внезапная приостановка поставок высушит топливные баки в украинских авто, самолетах, тепловозах, тракторах-комбайнах и другой технике. А в условиях открытой агрессии очевидно, что все существующие производственные мощности и альтернативные каналы импорта будут направлены на нужды армии. Так что на гражданские нужды мало что останется. И дефицит спровоцирует бешенный рост цен, который превратит нефтепродукты в реальное золото.

Что может сделать Украина
Проблема зависимости украинской экономики от российско-белорусских углеводородов не только не решается властью, но и постепенно углубляется. Продавая и консервируя свою нефтепереработку, Украина лишь способствовала постепенному увеличению российско-белорусского импорта.

В настоящее время ситуация выглядит так, что производство светлых нефтепродуктов качества Евро-5 в Украине осуществляют Кременчугский нефтеперерабатывающий завод (Укртатнефть, Полтавская обл.), Шебелинский газоперерабатывающий завод (Укргаздобыча, Харьковская обл.), а также мини-НПЗ: до 15 заводов разной мощности. Иностранные производители в сумме обеспечивают потребности рынка на 70%.

И, по данным Украинского института будущего (УИБ), на этот импорт ежегодно, в зависимости от конъюнктуры, тратится $3-6 млрд. При этом самым уязвимым является рынок дизтоплива, где доля агрессивно настроенных соседей больше двух третей всего объема внутреннего потребления.. Основным потребителем солярки в Украине является промышленность (аграрные, химические предприятия, перевозчики и т.д.). При этом около половины всего коммерческого потребления приходится именно на аграрный сектор, обеспечивающий поступление в Украину валютной выручки от экспорта аграрной продукции. Среди перевозчиков крупнейшим потребителем ДТ является “Укрзализныця”.

В этом ключе важно, особенно в нынешних условиях, двигаться к диверсификации поставок нефтепродуктов. “В случае политического решения со стороны России и Беларуси, в Украине возникнет существенный дефицит нефтепродуктов, что повлечет за собой скачок цен и перебои в работе промышленных потребителей, среди которых оборонный сектор, аграрные предприятия, “Укрзализныця””, — утверждается в докладе УИБ.

Властям следует позаботиться о нескольких вещах. Во-первых, диверсификация импорта – увеличение объемов поставок из других стран: морскими путями и со стороны ЕС. Во-вторых, создать страховые запасы нефти и нефтепродуктов в объеме, котрый покрывает 90-дневную потребность. И, очевидно, двигаться к увеличению объемов собственной переработки и сокращению потребностей в импорте.

Как один из путей, УИБ предлагает возобновить работу как минимум одного находящегося на консервации нефтеперерабатывающего завода. Это можно сделать путем выкупа актива у его частных владельцев, частичного обновления и запуска в работу.

Расчеты экспертов УИБ свидетельствуют, что запуск, например, одного только Дрогобычского НПЗ, приведет к определенному сокращению импортной зависимости: по дизтопливу с 84% до 70%, по сжиженному газу (LPG) – с 80% до 70%. А по бензинам мы сможем вообще отказаться от импорта и перейти на потребление собственной продукции.

Вместе с тем эти меры, особенно в условиях внезапного обострения, не могут обеспечить немедленный результат. И оперативно не решат насущных проблем. Однако так или иначе, но слезать с российской бензиновой иглы нам все равно придется. И чем раньше мы начнем этот процесс, тем менее плачевными будут последствия будущих возможных блокад.

Читайте также: Украина планирует отсоединиться от электросети России и Беларуси: Какие три больших вопроса придется решить

Испанский глава МИД намекнул, что Мадрид не собирается поставлять Украине оружие

Министр иностранных дел Испании Хосе Альбарес считает, что в связи с ухудшением ситуации безопасности вокруг Украины сейчас пора сосредоточиться на дипломатических усилиях, а не на “гипотетических сценариях”, которые не являются реальностью.

Об этом он сказал на совместном брифинге с министром иностранных дел Украины Дмитрием Кулебой в Киеве, отвечая на вопросы журналистов, готова ли Испания рассмотреть вопросы поставок вооружений Киеву, передает Depo.ua.

“Нужно понимать, что политика как Испании, так и ЕС в целом, что было подтверждено на последнем совете министров иностранных дел стран-членов, заключается в том, что этот кризис должен решаться через диалог и с помощью уже прилагаемых усилий”, – отметил министр.

Он подтвердил, что, в случае обострения, ЕС применит согласованный пакет санкций против России.

“Европейские партнеры уже согласовали целый ряд очень важных санкционных мер, которые будут очень быстро реализованы в случае военной агрессии в отношении Украины. Конечно, это не тот сценарий, который мы хотели бы видеть, но мы к нему готовы и готовы вместе”, — сказал министр

В то же время он подчеркнул, что эти санкции не будут введены превентивно.

“Сейчас время дипломатических усилий, время переговоров, и надо работать над этим, а не над какими-то гипотетическими сценариями, которые пока не соответствуют реальности”, — сказал Альбарес.

Напомним, Испания в конце января направила военные корабли для присоединения к военно-морским силам НАТО в Средиземном и Черном морях, поскольку напряжение в регионе возросло из-за наращивания российских военных на украинской границе.

Читайте также: “Стингеры”, “Джавелины”, огнеметы и гранатометы: Какое оружие уже дают Украине западные партнеры

Украинцам объяснили, за что не нужно платить у стоматолога

В то же время большинство стоматологических проблем не угрожают жизни и здоровью, поэтому бесплатны лишь некоторые из услуг стоматологов.

Об этом сообщает Depo.ua со ссылкой на пресс-службу национальной службы здоровья Украины (НСЗУ).

Какие стоматологические услуги являются бесплатными в Украине:

ургентная (неотложная) помощь детям и взрослым;

плановая помощь детям, кроме ортодонтических процедур и протезирования;

инструментальные исследования: внутриротовая и внеротовая рентгенография;

своевременное обезболивание;

хирургические вмешательства, когда в них возникает необходимость при неотложной стоматологической помощи взрослым и детям;

обязательные профилактические осмотры школьников и детей в возрасте до шести лет.

“Чтобы зубы оставались здоровыми и не возникало необходимости их срочно лечить, нужно правильно за ними ухаживать. И с детства приучать к этому детей”, — подытожили в НСЗУ.

Напомним, несколько раньше украинцам посоветовали, как избежать дублирования медкарты в электронной системе. Такое может случиться, например, когда медработники, вместо того чтобы обновить информацию в актуальной карте, регистрируют человека как нового пациента и создают дубликат.

Читайте также: День стоматолога, День пиццы и день памяти Иоанна Златоуста: Что отмечаем 9 февраля.

В ОРДЛО готовятся к скачку цен на сигареты: Россия дала команду “прикрутить” производство

На оккупированной территории Донетчины власти “ДНР” взялись проводить жесткую ревизию частных домохозяйств в селах и поселках. А сейчас стало известно о грядущем дефиците сигарет.

На сайтах, подконтрольных боевикам ОРДЛО, появилось решение “единого экономического совета” ОРДЛО о запрете импорта табачного сырья из России.

“Временно запретить ввоз табачного сырья и табачных отходов на единую таможенную территорию из Российской Федерации, а также из третьих стран”, — говорится в документе.

Как отмечают в одном из местных пабликов, такое заявление появилось по указанию Кремля.

“Л-ДНР своими контрафактными сигаретами настолько “задолбали” Россию, что республики “вежливо попросили” из Москвы ограничить их производство, поскольку борьба с контрабандой малореальная вещь. Поэтому и ввели ограничения именно в Л-ДНР. Ну, не России же санкции в отношении республик вводить”, — говорится в сообщении.

При этом также отмечается, что местные дельцы в восторге, поскольку появился отличный случай наварить деньжат.

“В республиках на это пошли даже с удовольствием (хотя и отказаться не могли), поскольку искусственный дефицит всегда позволяет барыгам набивать карманы. В общем, “курево” будет, вот только цены… впрочем они растут на все, поэтому к такому развитию событий нам не привыкать”, – комментируют местные.

Напомним, на оккупированной территории Донетчины так называемые пограничники рассказали, что они отбирают на “границе республики” у контрабандистов.