Судьба «человечков»

Пермская культурная революция, похоже, сворачивается. Впрочем, проект уже успел стать источником уникального опыта как для жителей города, так и его участников. Своей историей делится Андрей Люблинский,  автор одного из самых знаменитых  арт-объектов новой Перми.

Рождение

В одном из фильмов Чарли Чаплина есть такой эпизод: главный герой видит повозку, перевозящую длинную трубу, к концу которой в соответствии с правилами безопасного движения привязана красная тряпочка. Вдруг эта тряпочка падает, добропорядочный Чаплин поднимает ее и пытается догнать повозку, чтобы привязать обратно к трубе. В это время позади него появляется первомайская демонстрация, неожиданно вывернувшая откуда-то из-за угла. И Чаплин уже бежит с красной тряпочкой впереди демонстрантов, а на другом конце улицы его поджидают полицейские. В конце 2010 г. я со своими «красными человечками» попал в такую же ситуацию в Перми.  

Надо сказать, мы работаем на границе искусства и дизайна. На Западе этот формат далеко не новый. К нему относятся большинство хороших авторов, таких как испанец Хайме Айон – очень известный дизайнер (или художник). Однако в России данное направление мало кому понятно. Когда мы только начинали, наше творчество высоко ценилось профессионалами, но галереи нас не брали, и многие не считали нас за художников. Однако пермский проект много чего изменил.

В 2009 г. галерея «Глобус», расположенная в питерском арт-центре «Этажи», предложила нам сделать выставку своих работ. Мы стали обсуждать ее с моим партнером по арт-группе Машей Заборовской, и я предложил не ограничиваться ретроспективой, а сделать что-нибудь новенькое. У Маши был сувенир – зверушка, которая сидела на мониторе, свесив ножки. Мне показалось, что было бы неплохо сделать что-то в этом роде. Еще один исток проекта – виды Васильевского острова, где была расположена моя мастерская. Из ее окон виднелись только унылые крыши нового жилого района, которому очень не хватало яркого пятна. Таким образом, Red People – проект о ярком пятне в теле городского ландшафта. Но сейчас, когда я об этом говорю, мне никто не верит.

Принципы жизни

Надо сказать, в нашем творчестве преобладают антропоморфные и зооморфные формы. Грубо говоря, это «человечки», «животные», еще всевозможные «машинки» и проч. При их создании мы используем доступные материалы и простые технологии.

Если в данных условиях проект реализовать невозможно, я им просто не занимаюсь. Самый доступный материал в нашей стране – деревянный брусок, а наиболее простой способ его обработки – распиливание под углом 90 градусов. Исходя из этих принципов я сложил «человечка» из 13 брусков-модулей, позволявших получить достаточно большое количество пластических вариаций. Затем покрасил его в красный цвет – сигнальный и яркий, привлекающий внимание в любом ландшафте. У нас получился немного странный персонаж с характером, который, что называется, цепляет. Размышляя о нем, мы пришли к выводу: он большой, незлобный, немного глуповат и милый. Мне кажется, силуэтом очень напоминает боксера Валуева. Каким образом любой наш проект развивается дальше?

Мы исследуем персонаж с разных сторон. Таким образом, в рамках проекта «Red People. Арт-конструктор» у нас возникло несколько направлений: Red People (wood) – большие и малые скульптуры из дерева; Red People (micro) – «красный человечек», которого каждый желающий может сделать из каминных спичек; Red People (print) – печатная графика на ткани, а также Red People (comics) и Red People (travel). Участники последнего проекта, путешествуя сами, стали возить с собой «красного человечка» и фотографировать его в разных точках мира (в фильме «Амели», если помните, подобное происходило с садовым гномом). Этот трюк привлек к проекту огромное количество участников. «Человечек» объездил более 30 стран, многие о нем знали, и нам не приходилось  теперь каждый раз рассказывать.

Превратности судьбы

После выставки в питерских «Этажах» в сентябре 2009 г. я подумал, что это был самый большой проект в моей жизни, с крупным бюджетом и немалыми объектами. Тогда я был дизайнером-фрилансером и не имел денег, чтобы заниматься этой работой дальше. Однако через неделю познакомился в интернете с Сергеем Гридчиным, состоятельным человеком и устроителем арт-резиденции для художников Gridchinhall, находящейся недалеко от пресловутой Рублевки, с которым мы сделали большую хорошую выставку. Но и это было только начало, потому что вскоре с проектом Red People нас пригласили в Пермь.  

На тот момент там уже шла культурная революция под руководством Марата Гельмана. Как и многие, я думал, что Гельман – самый «страшный» человек в Перми, но звезду из меня сделал не он, а Наиля Аллахвердиева (руководитель паблик-арт-программы Музея современного искусства PERMM. – Прим. ред.). С ней мы полгода выбирали место, где можно было бы поставить «человечков», и остановились на площади, недалеко от Законодательного собрания. При этом надо сказать, что значительная часть местных жителей были очень недовольны происходящими в городе культурными переменами. И вероятно, появление «красных человечков» в центре стало своего рода последней каплей.

Тут же вышла статья в «Комсомольской правде» о том, что приезжий художник потратил многотысячный бюджет неизвестно на что. В газете «Аргументы и факты» председатель Пермского союза художников заявил, что это не искусство, и он лично сожжет «человечков». Еще через некоторое время вышла позитивная статья в Forbes. Затем началась тотальная паранойя. Местные депутаты вдруг решили, что «красные человечки» – пародия на них, и отказались голосовать за бюджет, пока их не уберут из города («человечков» убрали, но после голосования снова вернули на место). Канал «Россия» снял разоблачающую передачу. А писатель-патриот Александр Проханов выпустил книгу «Человек звезды», в которой описывается, как город П атакуют силы зла, воплощенные в «красных человечках».

Во время выставки проекта в бизнес-школе «Сколково» меня пригласили на круглый стол, где значимость «красных человечков» обсуждалась солидными экспертами. Стал ли я после этого смотреть на них по-другому? Конечно, нет. Для меня Red People – простая и веселая работа. У нас море других проектов, которые я люблю не меньше. Но почему «красные человечки» обладают такой гипнотической силой, я не знаю, честно говоря. У меня не было намерения кого-то эпатировать, и политику я ненавижу. Вся эта шумиха и интриги возникали абсолютно без нашего участия. Хотя скандал все это двигает на самом деле. Искусство ведь никому не нужно, а скандал привлекает к нему внимание. И если мы в историю искусства попадем как авторы «красного человечка», меня это вполне устроит.

Профессура

Pprofessors – арт-группа из Санкт-Петербурга, в состав которой входят Андрей Люблинский и Мария Заборовская. Будущие соратники познакомились во время учебы на дизайнерском факультете Художественно-промышленной академии им. Штиглица. С 1990-х известны как лауреаты многочисленных профессиональных премий. Члены Союза художников и Союза дизайнеров России. С 2002 г. Заборовская и Люблинский преподают в Санкт-Петербургском государственном и Невском университетах. В этом же году ими была создана арт-группа, название которой иронично намекает на ранний период учительствования.

Творчество Pprofessors состоит из графического дизайна, арт-объектов, дизайнерских игрушек, лекций, мастер-классов и т. п. Самый знаменитый проект группы – «Red People. Арт-конструктор», также известный как «красные человечки». Арт-критики усматривают в Red People влияние Малевича, Родченко, Джакометти, Гормли и др. Появление «красных человечков» в публичном пространстве Перми стало предметом яростной дискуссии между сторонниками и противниками культурной революции и принесло группе всероссийскую известность.

Революция и реакция

Пермь – город на востоке европейской части России, в предгорьях Урала. Население – около 1 млн. человек. Основа экономики – тяжелая промышленность. Феномен пермской культурной революции начался с открытия в сентябре 2008 г. выставки актуального искусства «Русское бедное». Проект, реализованный московским галеристом Маратом Гельманом, имел более чем художественный успех и очень впечатлил губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Через год на Пермском экономическом форуме состоялась презентация программы «Пермь – культурная столица». В соответствии с озвученной концепцией насыщенная культурная жизнь должна была создать городу привлекательный имидж, уменьшить отток молодой и активной части населения и вообще стимулировать развитие региональной экономики. Чиркунов обеспечил проект мощным финансированием, и вскоре пермские фестивали и концерты стали вызывать зависть у жителей Москвы и Петербурга.

Вместе с тем у консервативной части пермяков радикальные изменения культурного ландшафта вызвали сопротивление. Оппозицию Гельману и Борису Мильграмму (министру культуры Пермского края) составили писатель Алексей Иванов, председатель Пермского союза художников Равиль Исмагилов и ряд других деятелей культуры. Местные были недовольны, что львиная доля финансирования достается заезжим творцам, насаждающим непонятное и чуждое пермякам искусство.

Позиция консерваторов должна значительно усилиться после неожиданной отставки Чиркунова, которая произошла в конце апреля 2012 г. Новый губернатор уже объявил о своем желании изъять из городского пространства скандальные скульптуры (в том числе и «красных человечков») и сосредоточиться на традиционных вопросах материального благоустройства.

Залишити відповідь