Почему часто далеко не самые умные люди достигают вершин успеха, а некоторые почти гении влекут жалкое существование? Успех человека в значительной мере зависит от его эмоционального интеллекта.
Факты подтверждают, что эмоционально адаптированные люди – те, кто хорошо справляются со своими чувствами и понимают чужие, – имеют преимущества во всех сферах, где важно быстро разобраться в негласных правилах, будь то романтические отношения, политика или бизнес. Они подключают к разуму эмоции, используя его эффективнее. Люди, которые не могут упорядочить свою эмоциональную жизнь, постоянно находятся в состоянии внутренней борьбы, что мешает им сконцентрироваться на работе и ясно мыслить.
Если IQ уже имеет столетнюю историю исследований, то способ измерения EQ до сих пор не найден. Более того, эксперты и сейчас расходятся во мнениях, давая определение эмоциональному интеллекту.
Приведем наиболее общую формулировку: EQ – способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации своих целей. В этом случае IQ – это система познавательных способностей (ощущения, восприятие, память, мышление, все умственные знания и умения).
В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень EQ зависит от усилий самого человека. Развитие эмоционального интеллекта – сложная работа, но именно она повышает личную эффективность. EQ позволяет, например, в потоке негативных эмоций увидеть причину негатива, причину этой причины и т. д., после чего трезво оценить ситуацию и разумно на нее отреагировать.
Эмоции как ресурс лидера
В интервью «&» Татьяна Громова, российский тренер-консультант по развитию управленческих компетенций, объяснила, почему тема эмоционального интеллекта тесно связана с темой лидерства.
– Дело в том, что лидеры – люди с развитым эмоциональным интеллектом, и именно это позволяет им вести за собой последователей, указывая цели, прокладывая пути и воодушевляя. EQ позволяет понимать других людей и эффективно взаимодействовать с ними, принимать решения и действенно управлять на основе системного использования сигналов эмоциональной сферы.
Основная задача лидера состоит в том, чтобы вдохновлять, воодушевлять людей, зажигать сердца, побуждать к активным действиям, пробуждать азарт и поддерживать преданность делу. Выполнить эту задачу удается только в том случае, если лидер может пробудить необходимые чувства и эмоции у коллектива, направить их в нужное русло, создать благоприятный эмоциональный климат, который будет способствовать максимальной эффективности каждого человека. Именно поэтому в основе эмоционального лидерства лежит эмоциональный интеллект, умение управлять собой и отношениями с другими людьми.
Без эмоциональной составляющей менеджмент не может быть успешным?
Безусловно, может. Вопрос только, в какой степени и на какую перспективу – краткосрочную либо долгосрочную. Гоулман в своей книге приводит данные исследований Гарвардского университета, которые просто ошеломляют: успешность любой деятельности лишь на 33% определяется техническими навыками, знаниями и интеллектуальными способностями (то есть IQ человека), а на 67% – эмоциональной компетентностью (EQ). Причем для руководителей эти цифры различаются еще сильнее: только 15% успеха определяется IQ, а остальные 85% – EQ.
Каким образом это влияет на эффективность компании?
Тот же Гоулман утверждает, что на 50-70% создание климата в организации зависит от действий одного человека – лидера. При этом только один отдельно взятый организационный климат – эмоционально окрашенное отношение людей к работе – способен объяснить 20-30% различий в производительности труда. Именно эмоциональное состояние руководителя реально влияет на психологический климат в коллективе и тем самым на эффективность работы сотрудников.
В краткосрочной перспективе систематическое применение исключительно инструментов оперативного менеджмента, конечно, тоже способно обеспечить эффективность управления. Однако, работая на долгосрочную перспективу, без воздействия на мотивационную и эмоциональную составляющие трудовой деятельности людей не обойтись.
Четыре уровня EQ
Бизнес и эмоции, интеллект и эмоции. В чем залог успешного сочетания этих понятий?
Как показали многочисленные исследования, между коэффициентом интеллекта человека и его успехами нет прямой связи. Успех человека, умение строить социальные связи и достигать поставленных целей напрямую зависят от его эмоционального интеллекта. Сегодня успешные люди берут в союзники не только логику, но и эмоции. Модное понятие «бизнес-интуиция» основано в первую очередь на анализе эмоциональной информации, которая точнее и обширнее логической. «Эмоциональный мозг» работает в десятки тысяч раз быстрее, чем неокортекс (области коры головного мозга, отвечающие за высшие нервные функции), и успевает обработать гораздо больше информации.
Чем отличается лидер с высоким уровнем EQ от просто хорошего оратора?
Просто хороший оратор – лидер-тактик, он умеет вызывать у слушателей необходимые чувства и эмоции на непродолжительное время. А лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта – не только тактик, но и стратег, который может управлять эмоциональным состоянием своим и сотрудников в течение длительного периода времени.
Проявление эмоций может сыграть как в пользу, так и во вред. Где находится грань, которую нельзя переступать?
Давайте проведем для начала грань между негативными и позитивными эмоциями. Негативные эмоции, особенно раздражение, беспокойство, серьезно влияют на эффективность выполнения поставленных задач, огорчение ослабляет умственные способности. Интересна и такая закономерность: на каждый процент улучшения рабочей атмосферы приходится 2% роста дохода. Так что водораздел с точки зрения пользы и вреда в первую очередь проходит между негативными и позитивными эмоциями. В то же время нам надо помнить о законе маятника, согласно которому эмоции, достигнув пика, скатываются вниз. Так, после эйфории неизбежно наступает стадия депрессии, бурная радость сменяется усталостью и опустошенностью. Видимо, правило золотой середины справедливо и по отношению к нашим эмоциям.
Что значит для компании стать на путь эмоционального лидерства?
Создавать гармоничную, эффективную организационную культуру, основанную на принципах эмоционального интеллекта. Для этого прежде всего необходимо выявить и использовать эмоциональные установки коллектива, нарисовать образ будущего, который вызовет у сотрудников живой отклик, внедрить нормы, поощряющие формирование в коллективе дружественной атмосферы и постоянно сохранять эмоциональный заряд, направляя его энергию на повышение эффективности бизнеса.
Эмоциональный менеджмент
В каких сферах бизнеса особо актуально развитие эмоционального интеллекта сотрудников?
В первую очередь в продажах, особенно дорогих, элитных товаров и услуг. Согласно исследованиям Forum Corporation, 70% причин потери покупателей связаны с эмоциями и только 30% обусловлены качеством товаров. Не случайно современные тенденции маркетинга связаны с управлением впечатлениями, эмоциями и чувствами покупателей. Также развитие эмоциональной компетентности важно для компаний, внедряющих сервисную культуру и клиентоориентированный подход, для занимающихся креативными разработками и просто компаний, переживающих период бурного роста и развития. Проще сказать, для каких компаний развитие эмоционального интеллекта неактуально – для тех, которые в ближайшем будущем планируют уйти с рынка, либо предприятий-монополистов, диктующих рынку свои условия.
В современном мире уже можно говорить, что эмоциональные ресурсы организации так же важны и значимы, как и другие виды ресурсов. Есть даже такое понятие, как «эмоциональный менеджмент» – управление эмоциональными ресурсами компании с целью повышения эффективности бизнеса. Именно поэтому все большее количество компаний включают в программы развития компетенций сотрудников курсы по развитию эмоциональной компетентности. Ключевым для этих организаций уже не будет вопрос, что это такое и для чего это необходимо компании, а скорее, как это лучше всего развивать?
Эмоциональное лидерство подразумевает наличие определенных черт характера (умение слушать, сопереживать, понимать). Если они не присущи руководителю от природы, как он может этому научиться в течение одного-двух тренингов?
Никак. За один-два тренинга научиться этому невозможно. Однако можно осознать необходимость развития у себя эмоционального интеллекта и сделать первые шаги на пути управления своими эмоциями и понимания эмоций других людей. По большому счету, эмоциональный интеллект развивается на протяжении всей жизни человека, и это очень тяжелая работа.
Нам всем нужно учиться использовать эмоции в коммуникации для повышения эффективности бизнеса. Но следует быть готовыми к тому, что процесс развития эмоционального интеллекта сложный и длительный, так как он затрагивает не только неокортекс, но и глубинные мозговые центры. При этом важно помнить, что даже небольшой прогресс в области развития эмоционального интеллекта способен существенным образом изменить нашу жизнь: сделать ее полнее, ярче, проактивнее и гармоничнее.
Что ищут топ-менеджеры на тренингах по эмоциональному лидерству? Какова их мотивация?
В настоящее время лидеры различных компаний сталкиваются с задачами повышения эффективности компании в жесткой конкурентной среде, внедрения изменений и преобразований, и все это на фоне резкого ускорения темпов деловой жизни.
В таких условиях значение эмоционального интеллекта и эмоционального лидерства стремительно возрастает, поскольку все указанные процессы связаны с колоссальным количеством как позитивных, так и негативных эмоций. Умение направить их в правильное русло, вызвать у людей доверие, воодушевление и энтузиазм в этих условиях превращается в реальное конкурентное преимущество самого лидера и возглавляемой им компании.
К тому же изучаемые на тренингах по эмоциональному лидерству законы психической жизни человека, стадии эмоциональных состояний в различных ситуациях оказываются полезными и востребованными и за рамками рабочей деятельности менеджеров, позволяя сделать жизнь более гармоничной и сбалансированной.
Хотелось бы вспомнить байку о том, как к знаменитому ученому Нильсу Бору приехал его старый друг, увидев над дверью подкову, он спросил, для чего тот ее повесил. «Знаете, люди говорят, что подкова приносит удачу», – ответил Бор. «Послушайте, неужели вы, знаменитый ученый-материалист, верите в это?» – удивился друг. «Конечно, не верю, – продолжил г-н Бор. – Однако люди говорят, что, независимо от того, верю я или нет, подкова приносит удачу!»
Верим мы или не верим, но эмоциональный интеллект – реальность, с которой не поспоришь. Вопрос в том, сможем ли мы целенаправленно использовать этот мощнейший ресурс, данный человечеству природой.
История вопроса Термин «эмоциональный интеллект» появился в 1993 г. Американские психологи Питер Салоуей и Джон Майе обосновали концепцию EQ в совместной научной работе «The intelligence of emotional intelligence», рассчитанной на узкий круг специалистов. В книге указывалось, что эмоциональный интеллект – такой тип социального интеллекта, который использует способность мониторинга собственных эмоций и эмоций других людей для того, чтобы различать их и применять данную информацию для управления собственным мышлением и действиями. Авторы утверждали, что люди, обладающие высоким уровнем EQ, способны к более быстрому прогрессу в определенных областях и более эффективному использованию своих способностей. Ученые хотели донести мысль о том, что эмоции и интеллект, до этого времени всегда противопоставляющиеся, на самом деле тесно взаимосвязаны. Успех человека практически во всех сферах его деятельности напрямую зависит от их удачного взаимодействия. |