По объему товарооборота розницы к концу 2008 года Россия обгонит лидеров Европы – Германию, Францию и Великобританию. Об этом сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование маркетинговых агентств IRG и IMSG. В 2007 году Россия заняла четвертое место в Европе.
В долларовом выражении рынки Западной Европы растут на 10-12% в год. Российский рынок с 2004 по 2007 годы рос на 25-30%. Как ожидают IRG и IMSG, в 2008 году российский ритейл вырастет на 27,5%, а в следующие три года будет прибавлять по 20% в год. Это происходит благодаря росту спроса и цен.
Однако по размеру товарооборота на душу населения Россия значительно уступает странам Западной Европы. В 2008 году этот показатель достигнет $4542, что в 2,2 раза меньше, чем у Великобритании, которая занимает лидирующие позиции в Европе. Хотя Россия занимает четвертое место в Европе по количеству проданных новых автомобилей, в расчете на 1000 россиян было продано лишь 17 автомашин.
Отметим, что в Великобритании, где отмечается стагнация автомобильного рынка, на 1000 человек приходилось 40 новых проданных авто, а в Германии – 38. Аналогичная ситуация отмечается и сегменте косметики. В России объем продаж косметики оказался на 5% ниже, чем в Великобритании, но по размеру товарооборота на душу населения – в два раза меньше.
Аналитики IRG и IMSG объясняют это тем, что производство не успевает за спросом. Объем производства в сегменте российской фармакологической индустрии растет в среднем на 5-6% в год, а спрос – на 25%.
Как сообщает lenta.ru со ссылкой на данные Министерства экономического развития России, в 2007 году доходы граждан страны выросли на 22,4%. При этом потребительские расходы увеличились на 23,5%. На товары и услуги россияне тратят почти 70% своего дохода. Ограниченность предложения приводит к увеличению темпов роста инфляции, что в свою очередь побуждает граждан тратить, а не копить.
По данным IRG и IMSG, в этих условиях особенно быстро увеличиваются продажи непродовольственных товаров – в январе-феврале 2008 года они выросли на 22,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом российский ритейл становится все более привлекательным для инвесторов – в 2007 году на долю торговли пришлось более половины общего объема инвестиций. Число торговых организаций в 2007 году увеличилось на треть.