Site icon Companion UA

B мировых компаниях

Реорганизация


«Северсталь» поделилась на три
«Северсталь», уже который год пытающаяся найти оптимальную модель для управления своим быстрорастущим бизнесом, объявила об очередном этапе реорганизации. В 2006 г. в ходе подготовки к IPO горно-металлургическая компания перешла от групповой структуры к вертикальной интеграции. Теперь она структурирует активы по продуктово-географическому принципу, выделяя их в три дивизиона.
В состав крупнейшего из них – «Российская сталь» – войдут стальной, трубный, метизный, сервисный бизнесы, а также предприятия по заготовке лома. Совокупный оборот данных активов в 2007 г. составил $8,5 млрд., чистая прибыль – $1,72 млрд. Европейские и североамериканские предприятия «Северстали» – итальянская Luccini Group, американские Severstal North America и SeverCorr, а также завод Sparrows Point – после завершения сделки войдут в дивизион «Северсталь Интернэшнл» (оборот – $5,5 млрд., прибыль – $93 млн.). Активы по добыче железной руды, угля и золота останутся в ведении «Северсталь-ресурса» ($3,2 млрд., $200 млн.). Помимо этого, для упрощения управленческой структуры в «Северстали» создано четыре функциональных направления (корпоративное развитие, экономика и финансы, персонал, производство) и столько же сервисных (связи с инвесторами, правовые вопросы, безопасность, PR), руководить которыми будут заместители гендиректора компании.


Как заверяет гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов (82,37% акций), новая структура будет более простой, а бизнес – прозрачнее. Пока компания включает в себя несколько разрозненных подразделений: «Северсталь-ресурс», Череповецкий меткомбинат, Ижорский трубный завод, «Северсталь-метиз» и ряд предприятий за рубежом. За последние два года россияне приобрели Luccini, завершили консолидацию SeverCorr, объявили о поглощении Sparrows Point, запустили новые мощности в России. В итоге, по словам г-на Мордашова, в структуре компании накопилось «много лишних элементов». Теперь, в частности, количество его замов будет уменьшено с 17 до 11.


Аналитики оценивают реорганизацию позитивно, хотя и без особого восторга. По их словам, с ростом бизнеса логично выделять различные сферы своей деятельности в отдельные подгруппы (так ранее поступили Evraz, «Мечел», «Металлоинвест» и др.).


Такой шаг позволит создать унифицированную систему менеджмента, при которой можно применять единые управленческие технологии в рамках одного вида бизнеса. Минус новой структуры управления – она повысит риски прогнозирования для инвесторов, ведь сейчас «Северсталь» отчитывается подробно по каждому предприятию.


Слияния


Delta и Northwest
Delta Air Lines и Northwest Airlines – соответственно третья и пятая по величине авиакомпании США по объемам пассажирских перевозок – после почти полугодичных переговоров объявили о слиянии. Согласно договоренности советов директоров сделка будет осуществлена путем обмена ценными бумагами, в ходе которого владельцы Northwest получат 1,25 акций Delta за каждую свою акцию. Вся оферта составит $3,63 млрд. Правда, для завершения сделки еще требуется одобрение антимонопольных органов, а также профсоюза пилотов Northwest, ратующего за сохранение рабочих мест.


Объединенная структура унаследует имя Delta и ее топ-менеджмент. Возглавит ее СЕО «старой» Delta Ричард Андерсен, а нынешнему председателю правления Дэниелу Карпу достанется аналогичный пост и в новой компании.


Авиаперевозчик предоставит доступ к более чем 390 направлениям в 67 странах, а его пассажиропоток достигнет 100 млн. человек в год. При этом Delta будет иметь самый большой парк среди коммерческих авиакомпаний мира – 800 самолетов. До сих пор первенство в этом направлении удерживала American Airlines (670 самолетов). Однако в финансовом плане лидером мировой коммерческой авиации все же оставалась франко-голландская группа Air France-KLM: летая на 590 самолетах, в 2007 г. она объявила о выручке $30,8 млрд. Суммарный оборот Delta и Northwest немного выше – $31,7 млрд. Правда, Air France-KLM в минувшем году отчиталась о чистой прибыли $1 млрд., тогда как Delta и Northwest пока в минусе. Еще в сентябре 2005 г. обе американские компании объявили о банкротстве. И хотя все оздоровительные меры были завершены во II квартале прошлого года, авиаперевозчики продолжают нести убытки. Именно общие финансовые трудности и подтолкнули их к слиянию. Катализатором сделки стало соглашение между США и ЕС под названием «Открытое небо», вступившее в силу 30 марта. Оно позволяет компаниям по обе стороны Атлантики пересекать ее по любым маршрутам в любые аэропорты и тем самым нарастить пассажиропоток и повысить прибыль.
Примеру Delta и Northwest могут последовать и их местные конкуренты. Из-за растущих цен на топливо и неустойчивости американской экономики совокупные потери восьми крупнейших перевозчиков США в I квартале 2008 г. достигли $1,4 млрд. В апреле о банкротстве объявили сразу четыре малобюджетные авиакомпании. По мнению экспертов, американские перевозчики оказались перед выбором: банкротство или консолидация. Так, номер четыре рынка США Continental Airlines уже ведет переговоры о слиянии с United Airlines и American Airlines.


Приобретения


Госкомпании КНР скупают акции
Китайская государственная Сhina Investment Corp. (CIC) активизирует вложения в капитал ведущих мировых нефтедобывающих компаний. Факт продажи китайским инвесторам своей доли подтвердила британская BP. По неофициальным данным, речь идет об 1% акций стоимостью $1,97 млрд. Ранее CIC довела свой пакет в третьей по величине французской компании Total до 1,3%.


Приобретать зарубежные активы CIC, под управлением которой находится $200 млрд., начала еще в 2007 г. Корпорация вложила более $8 млрд. в акции американских инвестбанков Blackstone Group и Morgan Stanley (правда, из-за ипотечного кризиса эти вливания оказались не очень удачными). По мнению экономистов Оксфордского университета, Китай скупает зарубежные активы с тем, чтобы повысить доходность своих валютных запасов (сегодня они составляют $1,68 трлн.) и избежать растущего инфляционного давления в национальной экономике. Интерес к нефтяным гигантам, с одной стороны, объясняется стремлением государства укрепить безопасность своих энергопоставок; с другой – с повышением спроса на сырье возрастает вероятность того, что эти вложения будут более доходными в отличие от инвестиций в финансовые институты.


По мнению экономистов, нынешние приобретения CIC могут стать началом волны китайских инвестиций в ведущие нефтяные компании. При этом активность китайцев не вызовет беспокойства в политических кругах, ведь речи о контроле над компаниями не идет. Напомним, что в 2005 г. китайская нефтегазовая корпорация CNOOC пыталась поглотить своего американского конкурента Unocal за $18,5 млрд., но сделка была заблокирована конгрессом США по соображениям национальной безопасности.


Инвестиции


Бизнес отнекивается от IPO таки объединяются
Крупные компании в I квартале нынешнего года массово отказывались от проведения публичных размещений акций на фондовых площадках. Согласно исследованию Ernst & Young, за первые три месяца сразу 83 компании отказались от IPO, еще 24 отложили его до лучших времен. Число организаций, решившихся провести листинг в начале 2008 г., сократилось на 38% на фоне аналогичного периода прошлого года и на 60% IV квартала 2007 г. Упал и общий объем средств, вырученных в ходе листинга. Если в конце минувшего года 591 компания собрала $102,1 млрд., то теперь 236 компаний отчитались о $40,9 млрд.
По подсчетам PBN, в I квартале лишь две компании из СНГ провели IPO общим объемом $566 млн., хотя годом ранее было пять сделок на $10,6 млрд. Выход на биржу отложили модный дом Tommy Hilfiger (планировал заработать $2,5 млрд.), немецкий банк HSH Nordbank, датская государственная энергокомпания Dong Energy и др.


Причина рекордного за последние годы падения активности – ухудшение рыночной конъюнктуры и боязнь глобального экономического спада в результате мирового кредитного кризиса. По мнению аналитиков Oxford Economics, компании придерживают IPO в первую очередь из-за того, что им не удастся собрать тот объем средств, на который они рассчитывали. Всеобщий пессимизм не переборол даже блистательный выход на биржу платежной ассоциации Visa, в ходе которого было привлечено $19,6 млрд.


Финансовые падения


Mizuho оказался «Черной овцой»
Mizuho Financial Group, второй по величине банк Японии, опубликовал прогноз о двукратном снижении годовой прибыли до $3 млрд. по сравнению с $6 млрд. в 2006 г. Причиной тому стали кредитные потери в размере $5,5 млрд., которые понес банк вследствие инвестирования в американские ипотечные активы. По мнению аналитиков, Mizuho допустил стратегическую ошибку – вышел на рынок высокорисковой ипотеки в конце 2006 г., когда уже появились первые признаки грядущего кризиса. Соответственно списания Mizuho были ожидаемыми и обвалили его акции. За последние 12 месяцев капитализация банка снизилась наполовину – до $45 млрд.


Mizuho стал наиболее пострадавшим от кризиса японским банком. Списания у его главного конкурента Mitsubishi UFJ по итогам девяти месяцев прошлого финансового года составили всего $545 млн. Эксперты Economist Intelligence Unit отмечают, что «списания японских банков из-за кредитного кризиса значительно меньше, чем у их американских или европейских конкурентов (например, для UBS они составили $38 млрд. – Прим. ред.). Поэтому можно сказать, что финансовый сектор Японии практически не затронут проблемами американской ипотеки». По данным японского Агентства по финансовому надзору, инвестиции национальных банков в ипотеку не превышают $14,7 млрд., или 7% от их общемирового объема на конец 2007 г. 


 

Exit mobile version