Site icon Companion UA

Возможна ли сегодня в Украине дееспособная оппозиция?

Алексей Кучеренко, президент холдинговой компании «АвтоКрАЗ»:

– Сегодня, на мой взгляд, оппозиция формируется по принципу «дружить против». Дальнейшее развитие института конструктивной оппозиции является необходимым элементом объявленной политреформы. Вопрос на сегодня состоит лишь в том, будет ли учтено мнение оппозиции в ходе нынешней политической реформы или ее поставят только перед фактом?

А что касается взаимоотношений бизнеса и оппозиции, то как в Украине, так и в любой другой стране, а сегодня даже и в демократических Соединенных Штатах Америки, дружить бизнесу с оппозицией противопоказано, а иногда даже и больно. Симпатизировать можно, но по возможности не афишировать своих симпатий.

Виктор Небоженко, политолог:

– Да, объективные условия существуют, но на сегодняшний день оппозиция недееспособна. То, что сейчас происходит с оппозицией, – нормальный исторический этап. Другой вопрос, что сегодня оппозиция не имеет ярко выраженных лидеров с четкими политическими задачами. В любой оппозиции существует внутренний конфликт. Я уверен, что в данный момент оппозиция, несмотря на свою разобщенность, может добиться очень существенных изменений в органах власти. Беда нашей оппозиции заключается в том, что у нее нет политико-экономического проекта для Украины. Никто из ее представителей конкретно ничего не предложил. Например, если бы Ющенко сказал: «Я себе так и так представляю будущую Украину», то отпал бы вопрос, куда идти, с кем и что делать дальше?

Виталий Хомутынник, народный депутат Украины, сопредседатель межфракционного объединения депутатов «Новое поколение»:

– Можно сказать, что на данный момент в Украине дееспособная оппозиция существует. Сейчас законы Украины в парламенте принимаются при голосовании более чем 300 человек. Активное участие очевидно. Политики от оппозиции представляют отдельные комитеты Верховной Рады, в которых идет конструктивная, систематическая работа… Я как бизнесмен считаю, что бизнесменам нужно делать ставки на общественные организации. В Украине сегодня достаточное количество организаций, которые своей деятельностью доказали высокую эффективность своей работы и той пользы, которую они могут приносить при реализации совместных проектов с представителями бизнеса. Приведу пример УСПП, который представляет интересы крупного бизнеса и добился немалых успехов.

Дмитрий Корчинский, политолог:

– Можлива тiльки в тому випадку, якщо вона буде спиратися на активнiсть вулицi. Поки немає активностi вулицi, профспiлок, страйкових комiтетiв, нiяка реальна опозицiя неможлива. Реальна опозицiя – це вулична опозицiя.

Владимир Барабаш, генеральный директор компании «Мономах»:

– Очень даже возможна, но для этого необходима объективная потребность времени. Только когда это будет? Завтра? Или послезавтра? Неизвестно. Ситуация развивается так, что оппозиция станет действовать более решительно. Вопрос в том, насколько правильно она будет себя вести. Какой бы ни была власть, ей всегда можно найти пути оппонирования. Было бы только желание и воля. То, что сегодня существуют трудности с качественным составом участников оппозиции, – видно невооруженным глазом. Но на фоне общей угнетенности народа это объяснимо. На мой взгляд, у оппозиции не хватает решительности.

Григорий Дашутин, народный депутат Украины, почетный президент «Укрросметалла»:

– Оппозиция должна не идти вразрез с политикой государства, а улучшать экономическую и политическую систему в государстве и тем самым показать ответственность. Сегодня наша оппозиция является слишком крупномасштабной, поэтому мы видим такую разобщенность в ее рядах. На мой взгляд, политическая структуризация оппозиции еще не состоялась. Количество и состав ее слишком огромны, начиная с крайне левого спектра и заканчивая крайне правым. Оппозиция постоянно всех критикует: у них плохой президент, плохая Верховная Рада и все очень плохо в государстве. Она, в принципе, дееспособна, но взяла на себя решение слишком глобальной задачи – сместить с должности президента и т. п. Причем об этом говорят совершенно разновекторные оппозиционеры. Думаю, поэтому у них и возникают сложности внутри партий и фракций.

Владимир Лупаций, исполнительный директор центра социальных исследований «София»:

– С точки зрения политической классификации власть-оппозиция Украина находится в переходном состоянии. Ведь оппозиция остается в той же парадигме, что и власть, так как она фактически не вышла за пределы проблем и постановок, которые возникли десять лет назад (реформы, приватизация, демократизация и т. д.). На этом же языке разговаривает и власть. Пока у нас не появятся силы, способные предъявить новую политическую повестку дня в государстве, ничего не изменится. Проблема заключается в том, будет ли оппозиция вести эффективную политическую деятельность? То, что они просто объединятся, ничего не решает.

И сказать, что в ближайшее время что-то резко изменится, очень трудно.

Не любить власть может 90 процентов населения, но это не значит, что все будут голосовать за оппозицию, если она не будет работать на всех уровнях. Она работает в режиме реагирования, а это свидетельствует о том, что у нее нет собственного основания. И любая консолидация будет выглядеть как среднесрочная или тактическая. Среди тех политических сил, которые доминируют на горизонте, никто не может гарантировать и обещать некоторую стабильность или прогнозируемость, в том числе и для бизнеса. Лучшее инвестирование для бизнеса – это работа в проектах и сферах, которые максимально удалены от политической конъюнктуры.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– Объективно в Украине возможна дееспособная оппозиция, но это должна быть идеологическая оппозиция. Следовательно, левая оппозиция и правая. Почему сегодня оппозиция не может достичь результатов и отторгнуть существующий режим? Например, правая оппозиция должна объединить и парламентские и внепарламентские партии – это прежде всего. Парламентской оппозиции следует занять позицию В. Ющенко – жесткую антирежимную. Нельзя допускать стратегических ошибок, причем дилетантских, когда блок «Наша Украина» поддержала программу правительства. Это говорит о низком качестве методологического центра парламентской правой оппозиции. Еще несколько таких ошибок – и фактически блок Виктора Ющенко «Наша Украина» будет признан некомпетентным и непрофессиональным. Так как они своими действиями дискредитируют саму идею правой оппозиции. Сегодня надо создать альянс левой и правой оппозиции на идеологических основах. И главной стратегической целью должно быть устранение от власти данного режима. Для этого нужна поддержка внепарламентской правой оппозиции. А Ющенко слишком слаб, чтобы противостоять сегодняшнему правящему режиму.

Анатолий Матвиенко, народный депутат Украины:

– Возможна, но при одном условии: если мы поставим национальный интерес приоритетным. Только после этого можно рассматривать приоритет партийный, корпоративный, в том числе и личный. Если это не соблюдается, возникают большие проблемы. Оппозиция должна прежде всего защищать интересы национальные, и тогда противоречия легко согласовываются. Что и сделает оппозицию более дееспособной.

Виктор Капустин, народный депутат Украины, блок «Наша Украина»:

– Я глубоко убежден, что оппозиция в Украине сегодня дееспособна. Оппозиция согласовывает свои действия между собой – это однозначно. Поэтому у меня нет никаких сомнений в ее дееспособности. Дальнейшие голосования в ВР это покажут. Оппозиция достаточно прагматична – интересы государства она ставит выше каких-то сиюминутных. И это очень важно. Я не хочу делать никаких драматических выводов из-за того, что произошло 17 апреля.

Борис Беспалый, народный депутат Украины:

– Возможна. Потому что таковой не является власть. Там, где власть не отвечает потребностям общества, всегда возможна дееспособная оппозиция. Это нормально, когда у оппозиции существуют разные точки зрения, и она имеет свою четкую позицию. Наша оппозиция способна консолидироваться вокруг одной задачи.

Валентина Семенюк, народный депутат Украины, глава специальной контрольной комиссии по вопросам приватизации ВР:

– На мою думку, опозицiя сьогоднi є дiєвою. Ви це побачили при голосуваннi у ВР, при проведеннi полiтичних акцiй тощо. Наша дiєздатнiсть пiдтвердилась 9 березня: незалежно вiд полiтичних поглядiв, ми всi – вiд представникiв УНА-УНСО до КПУ – вийшли на вулицi. А щодо того, що вiдбулося при голосуваннi пiд час прийняття програми уряду, то це ми побачили як себе «порядно» поводить представник донецького клану В. Янукович. Ми побачили, як пан Янукович обманув полiтикiв, а завтра – увесь український народ, але цей приклад для нас позитивний. Ми зробили висновки з цього уроку. А що стосується того, щоб досягти єдиної мети в планi внесення змiн щодо полiтичної реформи, то опозицiя повинна шукати компромiси.

Евгений Червоненко, народный депутат Украины, почетный президент концерна «Орлан»:

– Оппозиция должна быть дееспособной и конструктивной. Никакими силовыми методами как с одной, так и с другой стороны, из политического кризиса выйти не удастся.

Exit mobile version