Поглощение «Вымпелкомом» группы компаний «Голден Телеком» прибавило ей амбиций, особенно в Украине. Но над их реализацией нужно еще поработать.
Итоговая годовая пресс-конференция украинского подразделения «Голден Телеком» в уютном отеле на берегу Днепра проходила на мажорных нотах. Генеральный директор компании Андрей Милиневский позволил себе абстрагироваться от скучных финансовых и операционных показателей и сконцентрироваться на высоком – возможностях и перспективах. Его рассказ был полон шуток и позитивных эмоций. Подобное поведение первого лица украинского телекоммуникационного оператора объяснить несложно: невысокие позиции во многих сегментах вскоре останутся в истории, а сравнительно небольшой синергетический эффект объединения с «Вымпелкомом» с лихвой компенсируется открывшимися огромными кредитными возможностями, что особенно актуально при трансформациях рынка и появлении новых направлений. После пресс-конференции «&» расспросил г-на Миленевского о деталях.
В общем, да. Во-первых, мы уже сейчас можем использовать инфраструктуру друг друга. К примеру, «Голден Телеком» построил 3 тыс. км магистральной сети. «Вымпелком» был в этом не менее активен. Объединив сети, сэкономим деньги, что будет эквивалентно инвестициям. Во-вторых, мы получаем доступ к значительным средствам материнской компании, которые могут быть привлечены для тех или иных проектов. На сегодняшний день самое большое привлечение, сделанное нами, – около $100 млн. для проектов FTTB (услуги интернет-доступа для массового рынка на базе оптической сети) и IPTV (цифровое телевидение через Интернет).
Сейчас «Голден Телеком» в Украине работает в нишах. Когда можно будет говорить о контроле над мейнстримом?
Мы видим два перспективных направления. Первое – оператор корпоративных решений, где мы уже сегодня скорее не в нише, а в сегменте. На уровне тех или иных телекоммуникационных услуг у нас есть отношения с большим количеством корпоративных абонентов. Теперь нужно заняться построением сетей для них, а также предложить услуги классической мобильной связи. В данном сегменте нам следует сфокусироваться на отношениях с клиентами, конвергенции мобильных и фиксированных сетей, а также на предоставлении услуг, граничащих с системной интеграцией.
Второе направление – мы считаем выигрышной стратегию с FTTB-проектом. Для ее реализации необходимо построить хорошую магистральную сеть, после чего все дополнительные услуги внедрять будет гораздо проще. Одним из главных ключиков здесь станет умение правильно построить продажи.
Будет ли произведено полное слияние компаний, и какова судьба мобильного бизнеса «Голден Телекома» в связи с этим?
Мы начнем предлагать корпоративные услуги мобильной связи абонентам на базе сети «Вымпелкома»: у него современная сеть с хорошим покрытием. Что касается организационного слияния, то нам сказали, что в нынешнем году оно не произойдет. Сейчас важно определиться, какие проекты мы можем делать совместно. Притяжение проектов возможно благодаря притяжению экспертиз. К примеру, строительство FTTB-сети предполагает глубокую экспертизу строительного плана, в чем силен «Голден Телеком», но маркетинг и дистрибуцию правильнее отдать на откуп специалистам «Вымпелкома».
Вы действительно считаете, что ваша компания будет лидером в Украине по предоставлению широкополосного интернет-доступа?
Мы строим долгосрочные планы и считаем, что в Украине есть 46 городов с населением свыше 100 тыс. жителей, в которых целесообразно прокладывать оптические сети. Тот, кто их построит, и станет лидером. Мы рассчитываем на это. Более того, уже начинаем бороться за Киев, предлагая интересные услуги на базе высокоскоростной сети.
Какие задачи сегодня являются наиболее важными для украинского регулятора телекоммуникационного рынка?
Надеюсь, что НКРС будет рассматривать вопросы по мере их важности. Простите, что говорю банально. В этом смысле первым на повестке дня считаю вопрос сохранения конкуренции на украинском рынке связи. Ведь тройка крупнейших операторов контролирует более 80% рынка. На мой взгляд, в конечном счете эта ситуация приведет к олигополии: «на троих», как вы знаете, договориться очень легко. Когда несколько лет назад стоял вопрос, нужно ли Украине больше операторов мобильной связи, крупные игроки приводили аргументы о дефиците частотного спектра, наличии конкуренции и т. д. Однако когда на рынок вышли новые игроки, это всем подсыпало жару, и появились новые предложения. Крупные операторы сегодня жалуются, что ARPU на нашем рынке – самый низкий в Европе, но если пересчитать его с учетом покупательной способности, то он окажется одним из наиболее высоких.
Кем видит себя «Голден Телеком» на украинском рынке в перспективе?
Считаем, что на этом рынке будет четыре, максимум пять игроков в долгосрочной перспективе. Мы намерены быть в их числе. Точное количество таких игроков (четыре или пять) в значительной мере зависит от того, кому достанется «Укртелеком».
Рост в рамках небольшого княжества Доходы украинского подразделения «Голден Телекома» в 2007 г. выросли на 27,9% по сравнению с 2006 г. и составили $105,3 млн. Основным направлением бизнеса компании остается телефония: количество телефонных линий по итогам прошлого года составило 110 тыс., а пользователей мобильной связи – 37 тыс. При этом доходность абонентов компании достаточно высока (ARPU пользователей мобильной связи составляет $15), что объясняется большим количеством корпоративных абонентов в портфеле оператора.
Направление интернет-доступа пока скромное – число портов не превышает 20 тыс. Но значительные надежды возлагаются именно на него. Для реализации намеченного компания планирует использовать не только оптическую (услуга «Світ Онлайн») и медную сети, но и беспроводную широкополосную связь стандарта WiMAX, которая будет применяться прежде всего для организации «последней мили» для корпоративных абонентов. Готовится к запуску и дата-центр площадью свыше 100 кв. м. Протяженность магистральной волоконно-оптической сети компании составляет 3,3 тыс. км, в собственности оператора находится несколько трансграничных переходов в Польшу, Венгрию и Россию.
Пока украинское подразделение является лишь небольшой частью бизнеса группы компаний «Голден Телеком», генерируя лишь 8,1% ее выручки.