Ростислав Валихновский, основатель частного хирургического центра, госчиновник:
«Я всегда начиналс нуля»
Врач-хирург высшей категории, кандидат медицинских наук, заслуженный врач Украины. Все эти титулы принадлежат одному еще достаточно молодому человеку. Возможно, именно молодость дает ему силы совмещать хирургическую практику и принимать участие в реформировании системы украинской медицины.
Философы говорят: чтобы стать мудрым, нужно познать все недостатки и бренность этого мира, а потом заново полюбить все, что тебя окружает. Профессия врача одна из немногих, которая дает человеку такую возможность. Наверное, именно поэтому среди практикующих врачей, изучивших все недостатки природы человека и познавших на практике хрупкость жизни, так много людей, имеющих философский взгляд на мир.
В 1997 г. вы успешно начали карьеру в Канаде, но вернулись в Украину. Зачем вам это было нужно?
За рубеж я ехал для получения опыта. Знаете, там другая атмосфера, другой информационный поток, если хотите. И когда находишься в нем, а не знаешь понаслышке, он сразу тебя меняет. Ты как бы настраиваешься на современную медицину, а не на ту, что до сих пор практикуется у нас. Что ни говори, а медицина на Западе реально обогнала нас лет на
Я вернулся, несмотря на очень заманчивые предложения возглавить сетевую клинику в Канаде, потому что так сложилась судьба. При всей устроенности жизни там внутренне я чувствовал себя неуютно. Понимаете, у всех нас, кто родился в Украине, очень богатая славянская душа, а в Канаде совсем другая среда. Конечно, мы можем адаптироваться к любым условиям, но полноты счастья при этом никогда не почувствуем. Я сказал бы, что не чувствовал себя счастливым на 100%, поэтому и вернулся.
Значит, вы приехали на родину в поисках абсолютного счастья?
Да ничего я не искал, просто не сидел сложа руки. В том же году открыл свою «Клинику Валихновского», являясь учредителем, главным хирургом и директором в одном лице. Я всегда начинал все с нуля и достигал прекрасных результатов. Поэтому с гордостью могу сказать, что начало моей клинике было положено с одного скальпеля. Постепенно набрал 12 человек персонала, теперь коллектив вырос до 180 сотрудников. Клиника специализируется на реконструктивной хирургии.
В то время в Украине практически никто не занимался пластикой. Именно поэтому вы выбрали данное направление, как наименее освоенное, а значит, и прибыльное?
Не совсем так. Действительно, можно сказать, что в 1998 г. пластическая хирургия в Украине почти отсутствовала. А так как я начал заниматься пластикой в Канаде, то имел опыт и навыки. Кроме этого, я на практике освоил технологии, которых еще не было в Украине. А если совсем глубоко копать, то еще задолго до этого увидел австралийский сериал «Возвращение в Эдем», где показывалось, как главной героине восстановили изуродованное крокодилами лицо. Поэтому как хирург я мечтал заниматься таким же благородным делом.
Но пластика чаще всего ассоциируется с увеличением груди или подтяжкой лица. У вас другое видение?
Абсолютно. Для меня пластика была и есть совсем иным направлением в хирургии, нежели косметологическая медицина. То, чем я занимаюсь, относится к реконструктивной хирургии. Честно говоря, я против косметологической или эстетической хирургии. Хотя, не скрою, что в то время выполнял и такие операции. Но теперь отказался от них полностью по моральным соображениям, поскольку, на мой взгляд, они абсолютно бесполезны в духовном плане.
И вы так поступаете?
Конечно, несмотря на то что это уменьшает прибыль. Кстати, если говорить о прибыльности клиники, то эстетическая хирургия действительно приносит больше средств. Например, при выполнении таких операций доход клиники возрастает вдвое. Но, поверьте, я именно так и делал, и мне Бог давал в 100 раз больше. Безумие, правда? Посмотрите, в «Клинике Валихновского» — лучшая техническая база, первоклассная медицинская аппаратура. Кроме того, у нас прекрасный персонал, потому что зарплата врача на 30% выше средней в секторе частной медицины.
Ваша клиника стала успешной, но в прошлом году вы ее покинули. Почему?
Ну, я не говорил бы так категорично. Действительно, в минувшем году я передал право собственности и бразды правления клиникой своему младшему брату Тарасу. Но это вовсе не значит, что полностью отошел от дел. Я по-прежнему оперирую, потому что не могу без любимого дела. У меня просто нет морального права те таланты, что даны мне Богом, зарыть в землю. Поэтому я не хочу бросать хирургическую практику.
Перспективы стать чиновником для вас привлекательнее, чем собственное дело?
Главным аргументом к отказу от своей клиники в пользу работы в госаппарате стали мои убеждения. Поверите вы или нет, но, как мне кажется, в рамках деятельности в одной клинике я смогу помочь сотне пациентов. А если создать системный подход в лечебных учреждениях Государственного управления делами, в результате которого медицинскую помощь получат тысячи пациентов, — вот это результат. Если работать над внедрением новых европейских подходов для усовершенствования украинской медицины, то польза от моей деятельности будет гораздо больше.
И как вы видите реформирование нашей медицины?
Ни для кого не секрет, что наши врачи работают устаревшими методами, а не так, как принято в развитых странах. Скорее всего это связано с тем, что медицина на Западе развивалась иным путем, чем в СССР. Там она изначально была завязана на жестком юридическом контроле со стороны страховых компаний, которые требовали алгоритмизации врачебных услуг. Это значит, что каждое действие врача совершается согласно протоколу. Например, если на прием пришел больной с острой крупозной пневмонией, то нужно сделать определенные анализы, назначить такие-то препараты и т. д. Кроме того, каждая клиника на Западе в отличие от украинских больниц полностью обеспечена необходимой современной медицинской аппаратурой. И что немаловажно, предусмотрено постоянное обучение врачей, продумана схема их мотивации. Врачи работают там исключительно по специальности, то есть у них нет дополнительных поручений, как практикуется у нас.
Получается слишком уж идеализированная картина. Но ведь у западной модели есть и недостатки, вы их тоже хотите «прижить» на украинской почве?
Согласен, один из минусов западной медицины в том, что часто назначается гиперколичество медицинских препаратов. Следовательно, можно наблюдать осложнения после медикаментозной терапии. Иногда это происходит потому, что доктор понимает: чем больше он назначит при лечении медикаментов, тем больше ему заплатит страховая компания.
На пути преемственности западной модели медицины мы хотим следовать правилу «золотой середины». Для этого не нужно изобретать велосипед. Мы можем позаимствовать у нее системный подход, а за базу принять то, что есть у нас самое лучшее, а именно — умных врачей. Если говорить о хирургах, то в Украине работают просто кудесники, которые очень ценятся за рубежом. Правда, не скрою, что нашим врачам еще нужно много учиться у западных специалистов, несмотря на то что они считают себя самыми лучшими. На мой взгляд, так думать можно только после того, как сравнил себя с ведущими мировыми школами. Вот я себя сравнил, и через десять лет работы с уверенностью могу сказать: да, я многого достиг.
Если вернуться к идее реорганизации украинской медицины, то для проведения таких масштабных перемен сейчас есть уникальный шанс. Ведь пока еще нет четкого правового поля, и на законодательном уровне можно и нужно провести реформы, чтобы наша медицина переняла лучший опыт западных стран.
Опыт показывает, что часто столь масштабные планы остаются лишь в проектах. Не боитесь, что вам не удастся осуществить все задуманное?
Нет, потому что это не просто слова. Мы начали проводить такие реформы на базе ведущего медицинского заведения Украины — клиники «Феофания». Там уже применяются четкие стандарты или так называемые протоколы, разработанные для каждого отделения. Кроме того, продолжая мысль о необходимости обучения наших врачей, скажу, что при «Феофании» планируется открыть обучающий центр, куда мы будем приглашать западных специалистов, чтобы они делились опытом и на практике демонстрировали новые методы и подходы. Ведь обучение невозможно без создания информационного поля, которое включает в себя как теорию, так и практику. Для этого есть два пути. Первый — мы посылаем своих врачей за рубеж, чтобы они погрузились в эту среду. Второй путь — приглашать к нам западных специалистов.
Допустим, что у вас достаточно средств для того, чтобы осуществить все запланированное. Но скоро грядут выборы Президента Украины. Глава государства может поменяться, и вы лишитесь поддержки. Что вы будете делать?
Работать. И как бы там ни сложилось на выборах, все равно останусь с Виктором Ющенко, потому что я не только врач, но прежде всего человек.
Планы по реформированию клиники «Феофания»
|
Хирург-реформатор
Ростислав Валихновский, заместитель руководителя Государственного управления делами Президента Украины, генеральный директор, основатель и ведущий хирург хирургического центра «Клиника доктора Валихновского». |