Site icon Companion UA

Чтобы баланс заговорил

Вокруг трех базовых финансовых документов компании создают свои истории для инвесторов. И каждый из этих документов имеет свои особенности коммуникации.


На развитых рынках у компаний есть четкое понимание того, какой должна быть структура капитала (соотношение собственного и заемного капитала) на протяжении всего жизненного цикла бизнеса, а работа с инвесторами строго регламентирована. Многим украинским компаниям, долгое время жившим в условиях высокой доходности и низкой конкуренции, еще только предстоит научиться выстраивать эффективные взаимоотношения с инвесторами. Особое место в этом плане занимает коммуникационный аспект финансовых показателей работы компании. Представление отчетности западными компаниями стало настоящим искусством. Основная цель – правильно, и главное – в выгодном для фирмы свете, объяснить и подать ключевые цифры. На практике есть множество примеров умелой «игры» с показателями (речь не идет о creative accounting), когда компания добивалась за счет эффективной IR-работы более высокой оценки по сравнению с конкурентами из отрасли.


Компания располагает тремя базовыми финансовыми документами: балансом, отчетом о прибылях и убытках, отчетом о движении денежных средств, каждый из которых, по словам экспертов, имеет свои особенности коммуникации инвесторам. Более подробно остановимся на некоторых важных аспектах каждого, на которые эксперты рекомендуют обратить повышенное внимание.


Цель годового отчета – рассказать инвесторам о том, что стоит за цифрами, представленными в финансовой отчетности компании, а также куда движется компания


Коммуникация бухгалтерского баланса
Баланс – основной бухгалтерский отчет, так как он дает инвестору представление о текущей картине состояния активов компании. «Компания должна постоянно работать над тем, чтобы генерировать стоимость для инвесторов, то есть осуществлять вложения акционерного капитала таким образом, чтобы обеспечивать наибольший возврат на него, – делится опытом Миранда Лейн, управляющий директор FinanceTalking Ltd., ведущей тренинговой компании в области Investor Relations и финансового PR в Великобритании. – Возврат на капитал должен превосходить стоимость капитала для компании за счет создания так называемой экономической прибыли (речь идет не только о прибыли, фиксируемой бухгалтерскими документами). Например, если в какой-то период у компании нет возможностей для реинвестирования капитала с прибылью, предполагается, что она должна в этом случае вернуть капитал обратно своим акционерам путем выплаты дивидендов или выкупа акций. Есть два способа максимизации стоимости для инвесторов/экономической прибыли: путем увеличения возврата на капитал и уменьшения стоимости капитала. Тем не менее многие компании рассматривают тезисы о стоимости капитала как теоретические изыскания и вместо этого концентрируют свою IR-коммуникацию на возврате на капитал. Как бы то ни было, финансовые директора и IR-специалисты должны быть готовы к вопросам о стоимости капитала и уметь аргументировать эффективность выбранного компанией варианта».


При анализе баланса компании инвесторы также обращают внимание на размер денежных средств в текущих активах фирмы. Как правило, доля данных средств невелика, поскольку компании обычно не задаются целью иметь в наличии большие суммы денег. Обратная практика чаще всего применяется для решения каких-либо специфических задач, скажем, для осуществления запланированного поглощения другой компании. Поэтому эксперты советуют фирме с опережением самой прокомментировать планы, не дожидаясь уточняющих вопросов от инвесторов.


В некоторых компаниях дебиторская задолженность может быть очень весомым компонентом текущих активов. В этом случае следует привести вместе с цифрами дебиторской задолженности данные о среднем периоде ее погашения партнерами. Если задержек в оплате не происходит либо они бывают редко, об этом стоит упомянуть, подчеркнув качество партнерской базы и эффективность работы финансовых контролеров компании. Большим преимуществом может стать и небольшой объем запасов на складе, если он меньше, чем у конкурентов.


На практике много вопросов у инвесторов вызывают финансовые показатели холдинговой компании. Им зачастую бывает непросто понять, как распределять вклад каждого из подразделений в общую прибыль. Поэтому западные фирмы практикуют разделение своего бизнеса на самостоятельные подразделения. Например, дальше других в стремлении к прозрачности пошла корпорация General Electric, в 2002 г. разделившая свой бизнес на четыре самостоятельных подразделения для повышения прозрачности предоставляемой информации. При раскрытии информации о дочерних обществах в некоторых случаях важно также указать доли, которыми холдинг владеет в компаниях. В большей мере это касается «дойных коров» холдинга. Здесь инвестора будет интересовать, контролирует ли холдинг ключевые дочерние подразделения, так как это согласно стандартам МСФО позволяет ему консолидировать финансовые результаты на своем балансе.


Коммуникация отчетов о прибылях, убытках и движении денежных средств
Основное назначение отчета о прибылях и убытках – показать, какие доходы были получены компанией за отчетный период и какова величина ее расходов. Отчет о движении денежных средств занимает последнее место в комплекте отчетности. Его назначение – показать, какие денежные средства проходят через компанию, откуда они в нее пришли и на что были потрачены. В целом, инвесторов данный документ интересует для определения ликвидности.


В отчетах о прибылях, убытках и движении денежных средств инвестора прежде всего интересуют такие показатели, как объем продаж, валовая прибыль и ее процент от продаж, операционный доход (EBITDA) и его процент от продаж, чистая прибыль, движение денежных средств по основной и неосновной деятельности. Большинство компаний раскрывают данные только за текущий и предыдущий годы. Однако инвесторы обычно запрашивают дополнительно данные за последние пять лет работы фирмы. Эксперты советуют предоставить их сразу. «Не забудьте обратить внимание на то, что при вашей прибыли вы имеете ценовое преимущество, следовательно, более высокую рентабельность и значительные денежные потоки. Если, разумеется, это соответствует действительности», – советует Миранда Лейн.


Существует особенность коммуникации в отчете о прибылях и убытках крупных разовых приобретений или потерь, не относящихся к обычной текущей деятельности компании. Например, доход от продажи акций другой компании. Если речь идет об увеличении прибыли, у фирмы есть соблазн включить эти цифры в статьи, в которых учитываются результаты от основной операционной деятельности. Такой подход недальновиден. В будущем году прибыль, полученная только от основной деятельности предприятия, даже если она высокая, будет все равно ниже фантастических результатов нынешнего года. На зарубежных фондовых биржах подобная ситуация может послужить поводом для судебных исков к предприятию со стороны акционеров по причине «введения в заблуждение». Поэтому во избежание неприятностей эксперты советуют показывать разовый крупный доход от неосновной деятельности отдельно с соответствующим примечанием.


Инвесторы часто задают менеджменту вопрос о структуре продаж. Их интересует степень зависимости компании от своих партнеров. Например, фирма, у которой много небольших клиентов, выглядит более надежной, чем та, у которой 90% продаж приходятся на две-три крупные организации. В случае возникновения сложностей с одним из таких партнеров компания рискует существенно потерять в прибыли.


Коммуникация
Годового отчета
Еще одним документом, использующимся компаниями для коммуникации инвесторам, является годовой отчет. Данный документ хотя и не является финансовым в полном смысле этого слова, но также выполняет определенную задачу. «Цель годового отчета – рассказать инвесторам о том, что стоит за цифрами, представленными в финансовой отчетности компании, а также куда движется компания. Годовой отчет компании можно рассматривать как один из способов коммуникации инвесторам о ее достижениях, стратегических целях, команде профессионалов, которые помогут ей достичь поставленных задач и таким образом увеличить стоимость акционерного капитала для инвесторов», – разъясняет Анна Онищенко, старший менеджер отдела сопровождения сделок с капиталом компании PricewaterhouseCoopers. «Годовой отчет дает хорошую возможность для менеджмента объяснить свои результаты/достижения/неудачи более детально (некое подобие рассуждения и анализа менеджмента, которое можно увидеть в любом проспекте эмиссии для регулируемых площадок), включая конкурентную среду, расшифровку и свое отношение к тем или иным цифрам, а также задать тон ожиданий на следующий период», – дополняет Макар Пасенюк, начальник отдела инвестиционных банковских услуг банка ING. Таким образом, годовой отчет становится ключевым документом в построении взаимоотношений с инвесторами.


По словам Александра Говядина, финансового директора компании «ВВН Украина», годовой отчет может быть представлен как в печатном, так и в электронном виде. «В перспективе, когда компании будут иметь желание демонстрировать свою отчетность в онлайн-режиме, а также обладать соответствующими техническими возможностями, Интернет станет эффективным каналом коммуникации, – считает он. – На мой взгляд, такой способ передачи финансовой информации удобен как для инвесторов, так и для компании. На данный момент BBH, как и многие другие предприятия, публикует свой годовой отчет на внешнем сайте. Кроме того, на украинском сайте компании существует раздел для инвесторов, где посетители имеют возможность ознакомиться с последними финансовыми новостями, подписаться на их рассылку и непосредственно с сайта отправить свой запрос в финансовый департамент компании. Эффективными в работе со всеми инвесторами являются рассылки пресс-релизов и мероприятия по подведению промежуточных и годовых финансовых итогов деятельности. К примеру, пресс-конференции, брифинги с аналитиками инвестиционных компаний. Личные встречи полезны абсолютно со всеми инвесторами, конференц-звонки допустимы только в том случае, если нет возможности встретиться. В целом, особых отличий в каналах коммуникации с разными инвесторами, на мой взгляд, не существует, так как им всем нужна схожая информация». 







Что нужно учесть при подготовке отчета о прибылях и убытках



  • Отчет о прибылях и убытках должен быть отформатирован таким образом, чтобы у пользователя не возникало сложностей с его прочтением.

  • Непредвиденные доходы и расходы, поступления от прекращенной деятельности должны быть четко выделены, чтобы пользователь мог легко увидеть показатель прибыли компании. В целях удобства также рекомендуется указывать отдельно влияние курсовой разницы (если есть разные валюты).

  • Выручка дает представление о размере бизнеса и позволяет понять динамику развития компании. Например, происходят увеличение или уменьшение доли фирмы на рынке либо колебания в ценах на товары. Кроме того, наращивать прибыль только за счет сокращения издержек до бесконечности нельзя, поэтому инвестор внимательно изучает и показатель выручки как драйвер стоимости компании.

  • Операционная прибыль показывает работу бизнеса без учета того, как он финансируется (показывает эффективность работы CFO/казначейства) и какие налоги уплачиваются (данный показатель в незначительной степени зависит от менеджмента).

  • Маржа операционной прибыли является одним из ключевых индикаторов для внутренней оценки эффективности работы менеджмента и определения стоимости компании инвесторами.

  • Прибыль до уплаты налогов показывает эффективность работы совета директоров – складывается из результатов операционной деятельности и качества принимаемых решений о привлечении финансирования.

  • Чистая прибыль (полагающаяся акционерам; их доходы) показывает, сколько компания заработала для своих инвесторов и что можно реинвестировать обратно в бизнес по решению акционеров.

  • Доход на акцию используется для вычисления показателя P/E и оказывает большое влияние на оценку компании.

  • Дивиденды важны для акционеров, поскольку они представляют собой возврат капитала на их инвестиции.
    Источник: Finance Talking.
Exit mobile version