Четкое понимание, на какую категорию инвесторов нацелена компания, дает ей возможность грамотно расставить акценты в представлении финансовой информации.
Реалии международного рынка капитала таковы, что сегодня компании имеют дело с рынком покупателя, поэтому коммуникация стала ключевым ресурсом в борьбе за положительное восприятие и позитивную деловую репутацию. Причем лидерство на современных рынках требует выхода за рамки минимальных стандартов и узкой интерпретации новых норм и постановлений, призванных обеспечить достоверность и своевременное раскрытие информации. Более того, компании приходится учитывать еще и то, с какой категорией инвесторов она работает: институциональными или частными, зарубежными или местными, инвесторами в капитал или в долговые инструменты. Дело в том, что каждую группу инвесторов в первую очередь интересует разного рода финансовая информация, и у каждой – своя специфика ее интерпретации. Учитывая эти обстоятельства, отечественные компании, детализируя соответствующую информацию и грамотно расставляя акценты, могут предстать перед инвесторами в более выгодном свете.
Как инвестор читает финотчетность
Эксперты условно подразделяют инвесторов на несколько категорий.
Финансовые инвесторы. Их интересуют акции, цены на которые повышаются. Им не важно, чем занимается компания, гораздо важнее то, насколько повышается цена ее акций. Как только цена перестает расти или начинает падать, акции сразу продаются. Таких инвесторов не интересует информационное послание компании.
Инвесторы в «стоимость». Эти инвесторы ищут компании, которые еще никто «не открыл» или которые пережили тяжелые времена и скоро могут «прийти в себя». К таким инвесторам можно отнести фонды прямых инвестиций.
Инвесторы «в стоимость» часто сначала рассматривают возможности самой компании, а сектор промышленности, в котором она работает, для них имеет второстепенное значение.
«Работая на проектах due diligence для финансовых инвесторов, мы уделяем значительное внимание операционным особенностям деятельности бизнеса, а также анализу его возможностей генерировать денежные потоки. В проектах due diligence для стратегических инвесторов мы фокусируемся на потенциально возможных синергиях от приобретения бизнеса», – говорит Анна Онищенко, старший менеджер отдела сопровождения сделок с капиталом компании PricewaterhouseCoopers.
В стратегии местных и зарубежных инвесторов есть своя специфика. Западные институциональные инвесторы больше ориентированы на долгосрочное развитие компании, а местные российские или украинские – на краткосрочное. По словам Миранды Лейн, управляющего директора FinanceTalking Ltd., ведущей тренинговой компании в области Investor Relations и финансового PR в Великобритании, «есть разница и между инвесторами из США и Европы. Если первые в основном ориентируются на цифры, то для вторых на первом месте личное впечатление от встречи с менеджментом компании».
Что касается различий между инвесторами, выкупающими акции компании (equity investors), и теми, кто вкладывает средства в долговые инструменты (debt investors), по словам экспертов, разница в информационных потребностях между ними в последние годы сильно сократилась. Речь идет не о том, что equity investors стали либеральнее, наоборот, обе группы инвесторов подвергают компании тщательному анализу.
Понимая мотивы инвесторов при выборе объекта инвестиций, то есть компании «роста» или «стоимости», можно предположить, какая финансовая информация станет предметом их интереса. По словам экспертов, хотя все инвесторы хотят один и тот же пакет документов, изучают они его по-разному. Инвесторы в акции компаний, представляющих модель «стоимости», будут фокусироваться на способности компании генерировать денежные потоки и соответственно выплачивать дивиденды. Для инвесторов, выбравших модель «роста», очень важным является анализ операционной прибыльности компании.
«Для инвесторов в рост и стоимость, то есть для долгосрочных вкладчиков средств, самым важным показателем является динамика развития компании, – резюмирует Александр Говядин, финансовый директор группы предприятий «BBH Украина». – Такие инвесторы готовы несколько лет вообще не получать дивиденды, будучи уверенными в том, что через некоторое время ситуация изменится: стоимость акций вырастет и будут выплачиваться большие дивиденды. Очевидно, что долгосрочных инвесторов в большей степени будут интересовать показатели баланса, а именно величина чистых активов и их динамика – рост на конец периода по сравнению с началом года. Кроме того, таким инвесторам интересна динамика развития объема продаж, чистая стоимость продаж (net sales value), а также операционная прибыль (EBIT) и чистая прибыль».
Для финансовых инвесторов, по словам Александра Говядина, важны два основных фактора: последние котировки компании на фондовом рынке, а также краткосрочные перспективы выплаты дивидендов. Финансовые инвесторы обычно запрашивают более детальную информацию о бизнесе компании, рынке, на котором она работает, сегментах, в которых представлена ее продукция, и о ее конкурентах.
Всем инвесторам важна величина cash flow, демонстрирующая способность компании генерировать поток чистых денежных средств. Если фирма показывает хорошую прибыль, но не генерирует cash flow, то выплата дивидендов невозможна. Важным показателем является прибыльность компании – как ее абсолютная величина, так и динамика.
Раскрывать придется все
Несмотря на предпочтения в финансовой информации, инвесторов любого типа интересует весь пакет финансовой отчетности компании, включающий в себя три основных документа – баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств. «Каждый из этих отчетов раскрывает определенные финансовые аспекты деятельности компании, только вместе позволяющие сформировать полное представление о ее состоянии. Например, отчет о финансовых результатах помогает анализировать прибыльность бизнеса, в то время как баланс говорит о финансовой позиции. Быстрый рост продаж, который инвестор увидит в отчете о финансовых результатах, может выглядеть менее оптимистично, если баланс покажет значительное увеличение дебиторской задолженности, рост запасов и сравнительно незначительные остатки кредиторской задолженности. Все эти факторы могут означать проблему overtrading, когда быстрый рост бизнеса выходит за рамки имеющихся средств. В таком случае отчет о движении денежных средств покажет отрицательные денежные потоки от операционной деятельности и привлечение заемных средств для финансирования оборотного капитала. Другая проблема может заключаться в неэффективном управлении компанией своим оборотным капиталом, например, реализация неадекватной политики закупок, ведущей к росту запасов и их старению, или отсутствие контроля за своевременным сбором дебиторской задолженности», – детализирует Анна Онищенко.
Эксперты отмечают еще один «довесок» к базовым финансовым показателям, связанный исключительно с украинской спецификой ведения бизнеса. «Из опыта работы на проектах due diligence хочу отметить, что иностранные инвесторы обычно просят своих потенциальных украинских партнеров предоставить также комплект управленческой отчетности, поскольку они понимают, что официальная отчетность по отдельно взятой компании зачастую не показывает реальную прибыльность всего бизнеса», – разъясняет Анна Онищенко.
Выбор без выбора
Если публиЧные компании все отчеты обязаны предоставлять рынку и своим инвесторам, то непубличные имеют возможность выбора, что и в каком объеме показывать. «Любая непубличная компания должна для себя определить, какие цели она преследует, раскрывая информацию, – говорит Макар Пасенюк. – В случае если раскрытие информации осуществляется ради того, чтобы дать возможность потенциальным партнерам или поставщикам/заказчикам лучше определить размер компании и целесообразность начинать деловые отношения, то имеет смысл показывать как минимум укрупненные цифры: выручку, EBITDA, операционный доход, чистую прибыль, оборотные, необоротные активы, общие активы/текущие обязательства, долгосрочные обязательства и собственный капитал. В то же время нужно понимать, что вышеперечисленной информации достаточно только для первоначального знакомства».
Если непубличная компания намерена привлечь инвестора, то, по словам Мэтью Коул, вице-президента FD’s Investor Relations practice, она должна понимать, что разницы в запросах между инвесторами в публичные и непубличные фирмы нет. А полнота предоставляемой информации может стать большим конкурентным преимуществом компании. «Частным фирмам, нацеленным на привлечение внешнего инвестора, лучше ориентироваться в политике раскрытия информации на публичные компании. Это означает полное раскрытие бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и ответа о движении денежных средств. У частных и публичных компаний одного сектора один и тот же набор ключевых показателей KPI. Определенное преимущество перед конкурентами в разговоре с инвесторами можно получить за счет качества презентации финансовых показателей и глубины раскрытия информации», – детализирует Мэтью Коул.
Инвесторы нуждаются в разъяснениях Согласно требованиям Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, отечественные эмитенты ценных бумаг обязаны публиковать свою годовую финансовую отчетность и размещать ее в общедоступной информационной базе данных этой организации. Если компания выходит на зарубежный рынок капитала, то дополнительно придется сделать перекладку своей отчетности на соответствие МСФО или GAAP, получить аудиторское заключение, а саму отчетность публиковать с периодичностью раз в квартал или полгода – в зависимости от требований местного законодательства. |