ЛУЧШЕЕ ИЗ БЛОГОВ: Прекрасно, Apple, вы надули весь мир

Прекрасно, Apple, вы надули весь мир

Томас Бэкдэл, основатель журнала Baekdal, писатель, стратегический консультант и адвокат по новым медиа

Apple выиграла патентное разбирательство у Samsung и может получить больше миллиарда долларов в качест­ве возмещения ущерба.
Реакция Apple: «Мы благодарны присяжным за работу и потраченное на нас время и рады, что наконец-то можем выразить эту благодарность. Множество доказательств, представленных во время процесса, продемонстрировали, что копирование, которым занимался Samsung, зашло намного дальше, чем мы думали. Судебные разбирательства между Apple и Samsung – это больше, чем просто спор о патентах и деньгах. Это спор о ценностях. Мы ценим оригинальность и инновации и посвящаем свою жизнь созданию лучших в мире устройств. Мы создаем продукты, чтобы радовать наших клиентов, а не для того, чтобы конкуренты их нагло копировали. Аплодируем суду за признание действий Samsung преднамеренными и за громкое и ясное заявление, что воровать – это плохо».

Реакция Samsung: «Сегодняшний вердикт должен рассматриваться не как победа Apple, а как проигрыш американского потребителя. Он приведет к снижению возможности выбора, уменьшению инноваций и потенциально высоким ценам. Жаль, что законом о патентах можно манипулировать, чтобы закрепить за одной компанией монополию над прямоугольниками с закругленными углами. Потребители имеют право выбирать, и они знают, за что платят, приобретая продукты Samsung. Окончательное слово в этом деле или в других подобных еще не сказано. Мы продолжим внедрять инновации и давать потребителю выбор».

Я потрясен. Все мы знаем, что Samsung копировал Apple, но не в этом дело. Чем лично я потрясен, так это тем, что теперь считается незаконным двум людям прийти к одной и той же идее. Вещи, подчеркиваемые Apple, не являются изобретениями. Это просто решения общих проблем.

Например, технология «легкое касание с удержанием для приближения» (tap-to-zoom) – это не инновация. Люди во все времена так делали: использовали прикосновения. Видишь, хочешь рассмотреть поближе, касаешься. Apple что, первой это придумала? Возможно. Но посмотрите на детей, когда они что-то видят. Что они делают? Тянутся и касаются. Это не изобретение, а нормальное человеческое поведение.

Мысль о том, что одна компания может владеть неизобретениями, меня шокирует.

Другой пример. Вероятно, Apple владеет патентом на технологию «клик для вызова» (click-to-call). Простите, но я придумал это еще до создания iPhone. Мы с моим другом работали над обычным браузером, и нам понадобилось дать ему доступ к ресурсам за его пределами. В итоге был внедрен специальный протокол, при вызове открывавший внешнее приложение с помощью определенной команды. Именно это и есть технология «клик для вызова».

Почему я не запатентовал ее? Потому что это не изобретение. Все, что я сделал, – нашел решение проблемы. Я ничего не изобретал, просто посмотрел на то, что у нас было, и сказал: «Нужно иметь возможность кликнуть на это…». Мысль о том, что одна компания может знать решение проблемы, совершенно безумна.

Аналогичная история с патентом Amazon на «один клик». Это тоже не изобретение. Один человек заметил, что при увеличении числа кликов снижается вероятность покупки, поэтому, может, если это будет в один клик, то можно продать больше?

Amazon ничего не придумал – просто решил общую проблему. Но сейчас из-за дурацкой патентной системы он может заявлять, что приватизировал это решение.

А вот еще одно: компания фактически владеет патентом на смену цвета LED-светодиода на зеленый во время биометрической авторизации. Вы используете биометрическое устройство (например, скан отпечатков пальцев), которое сообщает системе, распознает оно вас или нет. Тогда:
if (scanner.status = accepted) {led.color = green} else {led.color = red}.
Кто-то реально владеет патентом на изменение цвета светодиода во время авторизации. Это не изобретение, а одна строчка кода, которую написал бы любой, если бы попробовал решить данную проблему.

Apple действительно хороша в поисках решений проблем, но это не означает, что она что-то изобрела.

Ясно, что Samsung копировал Apple, мы все видим это. И мне не жалко Samsung… Проблема в том, что этот случай легитимизирует существующую патентную систему. Это доказывает миру, что Apple может владеть идеями и решениями, к которым другие также могут прийти.

Мы не можем жить в мире, где одна компания имеет право сказать: «Мы единственные, кому позволено знать решение этой общей проблемы». Если вы попросите 100 человек решить какую-то задачу, то многие из них обязательно придумают одинаковые решения. И говорить, что только один из них может владеть им, просто глупо.

Нилай Патель из the Verge сказал: «В долгосрочной перспективе мы обязательно увидим изменения в работе пользовательского интерфейса в Android. Многие компании уже отошли от возвращающейся прокрутки, защищенной патентом Apple, и мы уверены, что увидим технологию «легкое прикосновение с удержанием для приближения» и мультитач на новых устройствах. Понятно также, что нас ждет новый, совершенно другой дизайн телефонов, так как Apple отстояла оба своих патента на него». Другими словами, только Apple позволено владеть решением проблем, имеющихся у каждого телефона, а все остальные должны сосредоточиться на разработке субоптимальных обходных путей. Как, например, не иметь возможности кликнуть на номер телефона, чтобы позвонить по нему, или сделать телефон с симметрично закругленными углами.

Кто-то ошибочно может подумать, что это начало конца патентной системы США. Apple – очень прибыльный американский бизнес, в то время как Samsung – одна из иностранных компаний. В сознании каждого члена конгресса патентная система Соединенных Штатов защищает интересы страны от надоедливых чужаков.

Именно в этом президент и политики видят свою главную задачу – защищать интересы США от «захватчиков». У них нет предпосылок менять систему.

Так что прекрасно, Apple, вы надули весь мир.

Эффект Шараповой

Дэниел Хамермеш, профессор экономики Техасского университета в Остине, автор книги «Красота продается: почему привлекательные люди более успешны»

Янг Хун Ли и Сеунг Чан Ан в своей работе высказали интересую точку зрения: есть такие сферы, в которых людям платят не только за основную деятельность, но и за второстепенную в зоне, в которой успех зависит от продуктивности в основной зоне. Если успех во второстепенной зоне зависит и от других качеств, то люди, наделенные ими, будут инвестировать в них больше, так как приобретенные навыки нужны для продуктивности в основной деятельности: стимулы, созданные синергией, распространятся на результаты основной зоны.

В качестве примера исследователи называют Женскую профессиональную ассоциацию гольфа (LPGA). Красивые гольфистки выступают лучше. Это распространяется лишь на самых красивых девушек. Если же внешние данные ниже среднего, то их влияние на результаты турнира отсутствует. В этом есть смысл: гольфистка с ординарной внешностью (но не некрасивая) не получает дополнительной поддержки. Назовем это «эффектом Шараповой», хотя сама Мария к гольфу не имеет отношения.  Существуют ли другие рынки или виды деятельности, где есть аналогичная необычная синергия?

Круги маркетинга

Сет Годин, американский мыслитель в области бизнеса и маркетинга

Большинство граждан верят, что маркетинг – это внешний круг на этом рисунке. Маркетинг равен рекламе, представляется им. Задача маркетолога в этом круге – взять то, что предлагает компания/система/начальник, и расхваливать, раскручивать это, кричать о нем. Так поступают многие благотворительные организации, политики, страховые компании, финансовые советники, производители ПК, то есть практически все. Но уже в ближайшем внутреннем круге гораздо больше рычагов. Это круг сочинения историй, на которые откликнется сообщество, акт создания союза, соизмерения мировоззрений, охватывания и возвышения особенного и особых. Именно в этом круге умные маркетологи говорят, что их продукт не для всех, и из кожи вон лезут, чтобы некоторые люди влюбились в него.

Следующий внутренний круг легко не заметить. Это акт настройки того, что непосредственно окружает продукт/сервис, придания ему эргономичности, обеспечения обслуживания, поддержки и атмосферы, чтобы изменилось само восприятие продукта. В дорогом ресторане вы заказываете намного больше, чем готовит шеф-повар. Продукты и сервисы становятся товаром, только если вы к ним так относитесь.

Центральный круг – это сам продукт или сервис. Когда вещь, которую вы продаете, несет в себе сообщение, когда она выдающаяся и заслуживает обсуждения, весь маркетинг идет намного легче. Это, конечно, потому, что он был заложен в самой разработке продукта, что избавило маркетолога от неприятной необходимости кричать о нем.

Когда появляются сомнения и кажется, что маркетинг не работает – выход один: перейдите на ближайший внутренний круг.

Залишити відповідь